The phenomenon of introducing infotainment techniques when covering socially important topics — a modern social reality show

UDC 19
Publication date: 22.04.2024
International Journal of Professional Science №4-1-2024

The phenomenon of introducing infotainment techniques when covering socially important topics — a modern social reality show

Феномен внедрения приемов инфотейнмента при освещении социальных важных тем – современное социальное реалити-шоу

Ter-Sogomonova Alexandra Grigorievna
Russian State Social University
FKM-ZHUR-M-3-Z-2022-VOB course, master, Management of modern media projects


Тер-Согомонова Александра Григорьевна
Российский Государственный Социальный университет
ФКМ-ЖУР-М-3-З-2022-ВОБ курс, магистр, Управление современными медиапроектами
Аннотация: Статья посвящена изучению применений технологий инфотейнмента в социальном реалити-шоу. Социальные темы, раскрываемые в современном реалити-шоу, показывают серьезные жизненные обстоятельства своих героев. В данной статье мы предпримем попытку сравнительного анализа использования приемов инфотейнмента в двух реалити-шоу: «Беременна в 16» и «Я стесняюсь своего тела». Каким образом методы инфотейнмента интегрированы в медиа продукт, посвященный социальным темам, и как такой продукт влияет на формирование мировоззрения молодежи (которая составляет ядро целевой аудитории большинства реалити-шоу).

Abstract: The article is devoted to the study of the applications of infotainment technologies in social reality shows. Social topics explored in modern reality shows show the serious life circumstances of their characters. In this article we will attempt a comparative analysis of the use of infotainment techniques in two reality shows: “Pregnant at 16” and “I’m ashamed of my body.” How are infotainment methods integrated into a media product dedicated to social issues, and how does such a product influence the formation of the worldview of young people (who form the core of the target audience of most reality shows).
Ключевые слова: инфотейнмент, социальные реалити-шоу, Беременна в 16, Я стесняюсь своего тела, мировоззрение молодежи.

Keywords: infotainment, social reality shows, Pregnant at 16, I’m embarrassed by my body, worldview of young people.


L2T в реалити-шоу «Беременна в 16» и «Я стесняюсь своего тела»

Реалити-шоу, в классическом понимании относятся к развлекательной сфере вещания. Общей характеристикой всех реалити-шоу является наблюдение за периодом жизни участников – не профессиональных актеров, зачастую это нахождение участников в предложенных обстоятельствах. На протяжении всего проекта участники являются соперниками, завершается шоу – получением приза. Такая форма относится к классической концепции реалити. Однако, на протяжении становления жанра, появились нетипичные формы. Жанр полностью реконструировался, от технологии организации съёмок, до основы.

Сегодня мы можем наблюдать целый ряд экранных продуктов жанра реалити, в которых основа сюжет – личная история героя, не придуманная авторами проекта, а самая настоящая. Основой шоу «беременна в 16» выступают юные девушки, собирающиеся стать мамой в несовершеннолетнем возрасте. Проект, является адаптацией американского реалити-шоу «16 and Pregnant». Как и любая адаптация, российская версия ближе к аудитории, ведь сами участницы – часть целевой аудитории. Столкнувшись, с подобной проблемой у девушек всегда есть два выхода – оставить ребенка или прервать беременность, однако принимать самостоятельные решения они не могут в сил возраста. Столкнувшись с недопониманием и осуждением, девушка может подать заявку на участие в шоу, и в случае прохождения кастинга – рассказать о своей истории, и возможно, изменить отношение ближних к своему положению. На официальном сайте телеканала «Ю-тв» непрерывно с 2019 года, активна графа «кастинг» и офер гласит: Если тебе 16 лет, и ты скоро станешь мамой – этот кастинг для тебя. Ты можешь попасть на проект «Беременна в 16» и рассказать свою историю. Каждый эпизод поведает о судьбе одной девушки, которой, как и тебе, пришлось очень быстро повзрослеть; о том, как беременность влияет на отношения в семье и школе, как появление малыша переворачивает весь мир и меняет взгляд на жизнь. Команда телеканала «Ю» пройдет весь этот путь с участницами проекта – от вынашивания до первых месяцев жизни малышей. Мы разделим их счастье и переживания, обеспечим качественное ведение беременности и поддержим мать с младенцем на первых месяцах жизни ребенка.[1]

Руководствуясь, данным предложение – участие в реалити, это возможно получить поддержку специалистов в непростой период, быть понятой, находиться на связи с психологом, не бояться раскрыть близким своё положение. Социальное реалити «Беременна в 16» — это некий институт поддержки юных мам и их детей. Помимо помощи в ходе съёмок, многие участницы становятся блогерами с многотысячной аудиторией и могут вести свой блок в режиме лайф стайл, зарабатывать без отрыва от материнства.

При съёмке данного шоу используется технология – лайт ту тейп (L2T) (жизнь на пленке), когда главная героиня проживает, а она действительно проживает все события в период беременности и родов.

Такой же механизм создания видеряда взят за основу шоу «Я стесняюсь своего тела» (т/к «Ю-тв») исходя из названия, становится понятным, о чем речь. Герой этого реалити — человек с отклонениями от физиологической нормы по причине болезни или любой другой причине. Все те, кого не принимают в обществе, у них возникает проблема с трудоустройством и межличностными отношениям. «Я стесняюсь своего тела» — Самый оздоравливающий проект телеканала «Ю». Если вы отчаялись ходить по врачам, если вы считаете, что ваша болезнь — настоящая аномалия, и вы уже не знаете, что делать, этот шанс для вас! Команда лучших врачей России готова взяться за решение ваших проблем абсолютно бесплатно. Не упустите свой шанс на новую счастливую и здоровую жизнь![2] Проект содержит в себе синтез помощи профессианальных врачей и сопровождения журналистов, на пути лечения. В течении одного выпуска, зритель параллельно узнает истории троих участников, сопереживает вместе с ними и ждем итога. Итог в реалити – помощь в адаптации, частичное или полное устранение недуга/аномалии тела. Участники раскрепощаются и чувствуют себя лучше морально и физически.

Формирование эмпатии у зрителя «Беременна в 16» и «Я стесняюсь своего тела»

Сегодня, именно реалити, через историю человека, рассказывает обществу о социальных проблемах, формирует эмпатию к герою и в целом, влияет на мировоззрение целевой аудитории, ядром которой является молодежь.

Герой социального реалити – не профессиональный актер. Для него – участие, это возможность получить поддержку силами съемочной кампании, шанс на изменение жизни в лучшую сторону. Также, это возможность поделиться своим опытом, со зрителями, оказавшими в похожей ситуации. Несмотря, на внешне легкую возможность стать героем такого шоу, на самом деле, подбор участников происходит исходя из их психотипа и характера. Ведь, героям придется находиться под прицелом камер, а это достаточно непривычно и вызывает психологическое напряжение у людей, не связанных с шоу бизнесом.

История целой группы людей, выражена в истории героя. Для помощи герою, силами съемочной кампании осуществляется привлечения специалистов, которые не только помогают, но и рассказывают о всех этапах мероприятия. Такой проект действительно помогает людям, находящимся в сложной жизненной ситуации, однако есть и другая немаловажная сторона – рейтинг, данный показатель необходимо держать на высоком уровне, для возможности существования жанра. Приемы удержания внимания обеспечивают высокий интерес зрительской аудитории.[3] Сохранять его позволяет постоянное внедрение новых приемов инфотейнмента, удерживающих внимание зрителя, а также изменение фокуса внимания, при выборе тем. Сегодня мы наблюдаем преобладание остросоциальной темы в реалити-шоу, всё, что ранее, было постыдным, и скрывалось, теперь основа самых рейтинговых «Реалити-шоу». Мы наблюдаем феномен внедрении развлекательно-познавательных приемов при освещении социальных важных тем – современное реалити-шоу.

В проекте «Беременна в 16» мы наблюдаем и видим мнения героини и окружающих ее людей. Видим, как меняется это мнение, люди идут навстречу друг другу и начинают принимать выбор героини.

В проекте «Я стесняюсь своего тела» — наблюдаем, как поддержка родных и близких положительно влияет на процесс избавления от недуга и помогает социализироваться герою. Каждая история переложенная в формат шоу – демонстрирует разнообразие жизненных историй и пути преодоления трудностей.

Основа рейтинга проектов

Когда мы говорим об успешности любого медиа продукта – мы всегда понимаем, что за этим стоит множество факторов, основные из них: грамотно выстроенный алгоритм удержания внимания и интереса, а также релевантность запроса аудитории. [4] Реалити-шоу не исключение. По мнению, Роднянского: Мы привыкли уважать осязаемые материальные товары, а медиа производят идеи, информацию, образ жизни и торгуют ими. В основе успеха, как правило, не просто понимание бизнес-процессов, а какая-то уникальная идея, способная увлечь миллионы.[5] Идея, создания медиа продукта с обличением остросоциальных проблем, действительно имеет успех. Уникальность, выраженная в синтезе легкости концепции и демонстрации фундаментальных проблем общества, о которых ранее не говорили так широко в СМИ – сегодня имеет устойчивое положение и возможность развития. Такой продукт формирует толерантность в самом широком смысле. По мнению, Чепкина: толерантность, кроме терпимости, может означать открытость другому, любопытство, уважение к нему, желание узнать ближе; одобрение различия.[6] Одобрение различия – то, что необходимо каждому участнику социального реалити для успешной социализации. Формирование толерантности общества – главная задача социального-реалити шоу.

Для создания легкости восприятия и максимально возможного расширения целевой аудитории, реалити-шоу стоиться с использованием технологий инфотейнмента. В своей работе, В.В. Зверев отмечает, что инфотейнмент как метод отличается следующими чертами: игра со зрителем, акцент на зрелищность и внешне легкая концепция, которая достигается путём динамики видеоряда и общения участников, ведущих в студии, яркости и незаурядности сюжета, многослойности монтажа, скорости смены кадров/локаций/образов.[7]

При создании социального реалити, мы наблюдаем несколько технологий ифотейнмента.

Наблюдение за участниками и их реакцией на жизненные обстоятельства – «эффект подглядывать». Каждый участник предупрежден, о видеофиксации процесса, однако, участвуя в шоу, фокус внимания смещается, и вскоре, они едва помнят по пристальные взгляды камер. Можно заметить, как некоторые участники «Я стесняюсь своего тела» не готовы полностью рассказать личную историю, им тяжело делиться, но ради помощи, они идут на этот шаг. Самобытная непосредственность притягивает внимание зрителя. Прием погружения участника в среду, где его внимание к камерам минимально – «сокращает дистанцию» между происходящим на съёмочной площадке и зрителем. Также, называется эффектом присутствия. Социальное реалити зачастую, снимаю в привычных локациях для участника – его жилище, как показано в «Беременна в 16» — это делает его поведение еще более естественным. Труднее приходится тем, кто участвует в «Я стесняюсь своего тела», съёмки происходят в больнице, снимается всё даже осмотр врача, откровенные подробности анатомии закрываются блюр-эффектом, хотя в одном из выпусков был наглядно показан геморрой.

Съёмочный период каждой участницы «Беременна в 16» длится 10 месяцев, примерно такой же период ждет участников второго шоу. Для восстановление событийного ряда прибегают к интерпретации. Она необходима при съёмке событийных реалити, когда съёмочная группа не находится с героями постоянно, а приезжает от раза к разу, снимая вес необходимы сцены и восстанавливая события. Здесь имеет место множество дублей, и сценарные решения, однако, это не означает, что реалити перестало быть таковым, именно интерпретация создает видео ряд, тем событиям, которые действительно произошли, но в момент их реализации – камер не было рядом. Также, стоит отметит графическое дополнение – моушен графикой — создание статичных зарисовок с использованием закадрового текста. Такой прием мы можем наблюдать в шоу «беременна в 16». Героини рассказывают о своём прошлом, и людях, которые играют важную роль в истории, но принимать участие в съёмках не смогли. Интерпретация несет замещающую функцию, в данном примере это ретроспектива событий.

Эффект доступности, импровизация. Включение в дискус между участниками, интервью в формате «живого» общения, с выстроенной композицией кадра. Таким образом, что зритель ощущает участниками «на соседнем кресле», использования личного обращения «на ты» — создает впечатления диалога в режиме реального времени. Л. Стоиков выделяет также трансляцию «сырого» материала без монтажа, что усиливает у телезрителей впечатление подлинности происходящего на экране.[8] В социальном реалити усиливать ничего не требуется, ведь все события реальны, и с первого кадра удается заснять, самые настоящие не постановочные события в жизни обычных людей – участников.

Отсутствие ведущего в «Беременна в 16» также создает полное погружение зрителя в событие, ведь ведущая – сама героиня, рассказывающая свою историю. В «Я стесняюсь своего тела» — ведущим является закадровый голос, рассказчик, который погружает нас в историю каждого героя.

Выводы

Применение инфотейнмента в социальном реалити-шоу объяснено уникальностью данного метода. Этот метод способен объединять широкий спектр субжанров, создавая общее пространство из традиционных инфоповодов и текущих, не значимыми в глобальном масштабе событий. Транслируя через личную историю жизни участников — остросоциальные проблемы на экраны.

Сегодня, мы наблюдаем обособление отдельного жанра – социальное реалити-шоу в России – это не просто программа, а самостоятельный полижанровый канал, сложная экранная форма, обладающая индивидуальным форматом, версткой и отличающаяся многообразием тем. Построение сюжета и форма подачи в жанре реалити, с использованием технологий инфотейнмента (в нем заключена игровая природа шоу) приковывает внимание зрителей, к острым социальным вопросам современности, формирует толерантность в самом широком смысле и эмпатию к герою.

Социальное реалити-шоу обладает устойчивыми свойствами классического реалити: художественный монтаж с применением мультимедийного оформления, а также совмещает в себе целый комплекс мероприятий для улучшения жизни конкретно взятого участника в каждом отдельно взятом выпуске шоу.

 Используя технологии инфонейнмента: L2t, погружение зрителей в «живой» диалог с участниками и эффект присутствия, раскрытие, того, что обычно скрыто от общественности «эффект подглядывания» — социальное реалити не теряет рейтинг.

Контент социального реалити-шоу несомненно зависит от запросов массовой аудитории, он изменяется, подстраиваясь под ее потребности, привычки и желания, формируется от противного – от запроса потенциальных героев быть понятыми.

Социальное реалити-шоу это остросоциальный материал, который не только развлекает аудиторию, но и сообщает о проблеме, показывает ее через описание пути героя, формируют эмпатию у зрителя и непосредственно помогает участнику в решении его проблем.

Также, в более классическом понимании, социальное реалити оставило функции – информационно-развлекательной программы, которая может передать те или иные навыки, поведенческие реакции зрителю, через историю участников, и сделать это в легкой форме.

[1] https://www.u-tv.ru/castings/vserossiyskiy-kasting-na-2-y-sezon-realiti-beremenna-v-16/

[2] https://www.u-tv.ru/castings/

[3] Свитич, Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04949-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512578

[4] Свитич, Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 205 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04949-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512578

[5] Роднянский А.Е. Выходит продюсер. — М.: Манн, Иванов Фербер, 2022. — 400 с.

[6] Чепкина, Э. В. Социальная журналистика. Проблемы толерантности в СМИ: учебное пособие для вузов / Э. В. Чепкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 115 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09946-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493659 (дата обращения: 10.12.2022).

[7] Зверева В.В. «Infotainment» на российском телевидении [Электронный ресурс]. Режим доступа:// http://culturca.narod.ru/INFO.htm. (Дата обращения: 10.11.2023)

[8] Л. Стойков Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу Электронный ресурс http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=1729&level1=main&level2=articles (Дата обращения: 20.11.23)

References

1. Зверева В.В. «Infotainment» на российском телевидении [Электронный ресурс]. Режим доступа:// http://culturca.narod.ru/INFO.htm. (Дата обращения: 10.11.2023)
2. Ильченко С. Н., Саблина А. Н. Инфотейнмент и российский телевизионный дискурс: исторические предпосылки взаимодействия Теория и практика современной журналистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/infoteynment-i-rossiyskiy-televizionnyy-diskurs-istoricheskie-predposylki-vzaimodeystviya (Дата обращения: 17.11.2023)
3. Роднянский А.Е. Выходит продюсер. - М.: Манн, Иванов Фербер, 2022. - 400 с.
4. Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу Электронный ресурс http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=1729&level1=main&level2=articles (Дата обращения: 20.11.23)
5. Свитич, Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Свитич. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 205 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-04949-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/512578
6. В.В. Ворошилова, «журналистика - это весомый фактор при формировании массового сознания»1. 1 Технологичная исследовательская компания // https://mediascope.net/ (дата обращения: 20.10.2023)
7. Чепкина, Э. В. Социальная журналистика. Проблемы толерантности в СМИ: учебное пособие для вузов / Э. В. Чепкина. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 115 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-09946-1. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/493659 (дата обращения: 10.12.2022).