Determining the role of color and linguistic color designation

UDC 159.9
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

Determining the role of color and linguistic color designation

Определение роли цвета и языкового цветообозначения

Khachiron Lyudmila Alexei chizg
Researcher at UNII

Хачирон Людмила Алексейы чызг
Научный сотрудник ЮОНИИ
Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению важности и символичности цветов в жизни человека. Автор приходит к выводу, что цвета не только обозначают материальные объекты, но и могут охарактеризовать нематериальные явления: чувства, эмоции, характер и т.д., а также придать им смысловую нагрузку. Символичность цветов интерпретируется в зависимости от культуры, а поскольку культура и диалект находятся в тесной взаимосвязи, то восприятие окружающего мира у каждого народа свое. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления понятия определение роли цвета и языкового цветообозначения.

Abstract: This article is devoted to the study of the importance and symbolism of flowers in human life. The author comes to the conclusion that colors not only denote material objects, but can also characterize intangible phenomena: feelings, emotions, character, etc., and also give them meaning. The symbolism of flowers is interpreted depending on the culture, and since culture and dialect are closely interconnected, each people has their own perception of the world around them. In connection with the above, the author of this article attempted a scientific analysis and critical understanding of the concept of determining the role of color and linguistic color designation.
Ключевые слова: роль цвета, языковое цветообозначение, язык, культура, языковая картина мира, лингво-цветовая картина мира, восприятие цвета у разных народов.

Keywords: the role of color, linguistic color designation, language, culture, linguistic picture of the world, linguistic-color picture of the world, perception of color among different peoples.


В большинстве языков мира наиболее часто встречаются слова или словосочетания так или иначе связанные с цветом. Сегодня цвета играют огромную роль в повседневности каждого человека, и присутствуют во всех сферах нашей жизни. Цвета не только называют физические объекты; мы даем им значения и придаем определенную смысловую нагрузку, которая отличается в различных культурах. [2, с. 19]

Цвет является неотъемлемой частью окружающего нас мира. Мы можем любоваться всеми красками природы и произведениями искусства благодаря сложному строению глаза, а именно сетчатки, которая состоит из рецепторов, способных воспринимать цвета и различать их. Каждый из цветов обладает смысловой нагрузкой; цвета наполняют идеями реальный мир в котором мы живем. Способность воспринимать цвета, понимать их смысл и предназначение оказывает благоприятное влияние на развитие мышления и умственной деятельности человека. Благодаря цвету, мы не только можем оценить объект визуально, но и получить эмоции, чувства, переживания связанные с этим объектов. В ходе многочисленных научных исследований давно доказан факт, что цвета влияют как на физическое состояние человека, так и на его ментальное здоровье. [5, с. 36]

Источниками происхождения цвета является древнейшая литература, дошедшая до наших времен (например, священные писания разных религий), а также произведения мировой классики. Цвет всегда ассоциировался с самыми важными категориям и явлениями в человеке и природе; при помощи него проще познавать мир. Закономерностям взаимодействия цвета и предмета посвящены труды многих исследователей-языковедов, которые рассматривали указанное взаимодействие в контексте универсальности и многофункциональности. Факт взаимодействия цвета и сознания человека также был изучен очень давно. Изучением вопроса как связано сознание человека и цвета занимались еще философы древнейших времен. Древнегреческий философ Аристотель говорил, что «человек может считать себя видящим, если он имеет, хоть какую-то причастность к цвету». Гете в своих работах делил все цвета на «позитивные» и «негативные» и описывал какое влияние они оказывают на человека.

По мнению ряда авторов, например Н.Б. Бахилина, А.П. Василевича, С.Н. Кузнецовой и проч., большинство цветов произошло от понятий объектов окружающего мира, в первую очередь, от природы. Названия цветов также связаны с объектами, которые они характеризуют. Очевидно, что синий цвет сразу вызывает ассоциацию с морем и небом, красный с огнем, зеленый с природой и т.д. [1, с. 52]

При словесном описании окружающего мира очень важно обращать внимание на обозначения цветов. Данный факт подтверждает ученый А.И. Молотков, издавший несколько трудов по рассматриваемой теме. В своих работах он акцентирует внимание на том, что каждый цвет вызывает определенную ассоциацию, при этом в разных культурах имеются собственные предпочтения в цветовой сфере. В первую очередь, цвет обладает признаком информативности, то есть при помощи него можно описывать различные объекты, предметы, явления. В связи с этим цветовая символика является одной из наидревнейших систем терминов.

Название каждого цвета имеет множество значений, и то какую именно ассоциацию вызывает цвет у человека, зависит от множества факторов: обычаев и традиций его народа и культуры, образа мышления, психологических факторов, особенностей развития общества и иных жизненных обстоятельств. Таким образом, цвета и их производные в различных фразеологизмах не возникают спонтанно или случаино; всегда имеется объективная и конкретная причина. При этом, как правило, цвета и их компоненты используются в подобных выражениях в виде существительных, прилагательных или наречий. Каждая культура понимает и воспринимает цвета по-своему, что связано с информацией, которую они несут именно для этого народа на протяжении нескольких столетий, и передают из поколения в поколение.

Цвет изучают в рамках множества дисциплин, поэтому существует несколько подходов к его изучению. Теория относительности языков гласит, что цветовой спектр разбивается в каждом языке по своему, то есть понятия и обозначения цветов у разных народов мира не совпадают. В соответствии с данной теорией, сознание человека воспринимает тот или иной цвет в процессе мышления, и особенности такого восприятия напрямую связаны с языком на котором он говорит. [8, с. 186]

Одна из важнейших проблем цветовой картины окружающего мира — это категоричное подразделение цветов. Современные научные исследования доказали, что классический подход деления спектра на семь основных цветов подвергается сомнению, поскольку он не основан на научных фактах. Многие исследователи предлагали собственные подходы к делению цвета. Так появилось разделение спектра всего на три цвета: синий, красный и зелёный. В некоторых подходах к ним добавился четвертый — фиолетовый. При этом большинство учёных отмечали, что между цветами невозможно провести четкую границу.

Второй по важности проблемой является отсутствие универсального восприятия цветов в разных культурах. До сих пор не до конца изученными остаются вопросы о том, насколько одинаковым кажется цвет для представителей разных рас и народов; сколько основных цветов всего, семь или одиннадцать и настолько объективно их подразделение; как один и тот же цвет обозначается в разных языках и как объяснить все оттенки представителям других культур. И наконец, третья проблема — роль цвета в традициях разных народов в контексте лингвистики и учения о словесной картине мира. [6, с. 255]

Антропологи в ходе своих многочисленных исследований не оставляют попытки объяснить почему в некоторых культурных сообществах нет названий для тех или иных цветов и с чем это связано. Ряд исследователей полагает, что некоторые этносы просто не различают схожие цвета, а другие придерживаются мнения что это связано с цветовосприятием и понимаем цвета, присущих каждому этносу. Таким образом, возникает ключевая проблема — понять как связана лингвистика и цвет (как физиологический и психологический фактор).

Проведем анализ лингво-цветовой картины окружающего мира у разных народов. В некоторых культурах зеленый и желтый цвет объединяют и обозначают одним словом. Ряд африканских народов используют более двадцати цветов для обозначения сельскохозяйственного скота (в основном коров и лошадей), но не имеют в языке слов обозначающих зеленый и синий цвет. В поселениях с густой растительностью существует множество «зелёных» цветов, каждый из которых обозначает конкретную стадию роста. [3, с. 351]

В этнокультурном пространстве люди также воспринимают друг друга при помощи особой цветовой гаммы. Восприятие цвета представителями той или иной формируется под влиянием политики страны, стереотипного мышления, источников массовой информации и исторически сложившихся традиций и ценностей.

В рамках настоящего исследования был проведен опрос студентов на тему соотношения цвета и этнических групп. Мы использовали цветовой тест отношений (ЦТО) и личностные характеристики цветов, чтобы определить как респонденты оценивают народы мира в контексте цветовосприятия.

Итоги проведенного исследования: [7, с. 646]

  1. Зеленый цвет. Личностные характеристики цвета: «самостоятельный», «цмничный», «непоколебимый». Около 13% респондентов относят еврейскую расу к зеленому цвету. Также студенты счистают, что представителей этого этноса можно охарактеризовать как «умные», «хитрые», «осторожные», «расчетливые».
  2. Красный цвет. Личностные характеристики цвета: «энергичный», «чувствительный», «смелый», «выносливый». Русский народ, как этническая группа, был отнесен студентами (41%) к красному цвету. Респонденты также сошли во мнении, что русские люди являются «веселыми», «отзывчивыми» и «добрыми».
  3. Синий цвет. Личностные характеристики цвета: «спокойный», «невозмутимый», «надежный», «справедливый». Около 28% опрошенных студентов посчитали, что перечисленными качествами обладает большинство представителей этноса немцев. Также студенты смогли охарактеризовать жителей Германии, как «скурпулезных», «добросовестных» и «практичных» людей.
  4. Желтый цвет. Личностные характеристики цвета: «болтливый», «открытый к общению», «безответственный». Подавляющее большинство респондентов (47%) сошлись во мнении, что желтый цвет характеризует расу японцев. Однако характер японцев не соответствует личностным характеристикам желтого цвета, наоборот японцев можно писать как «тихие», «замкнутые», «необщительные», «сдержанные в эмоциях» люди. Мы полагаем, что при прохождении теста, студенты руководствовались стереотипами и внешним видом представителей японской расы. Таким образом, здесь наблюдается противоречие.
  5. Серый цвет. Личностные характеристики цвета: «слабый, «нерешительный», «тихий», «рассеянный». Около 19% студентов отнесли к серому цвету представителей армянского этноса, что также является довольно противоречивым суждением. Респонденты сошлись во мнении, что армяне отличаются своей гостеприимностью и радушием.
  6. Коричневый цвет. Личностные характеристики цвета: «покладистый», «ведомый», «спокойный», «сговорчивый». Студенты решили (20%), что коричневый цвет у них ассоциируется с греческим этносом, представители которого также, по их мнению, являются «богатыми», «расслабленными» и «практичными».

Каждая этническая культура обладает своей уникальностью, которая включает в себя этнические традиции, менталитет, культурные ценности, самосознание, стереотипное мышление, схожесть психологических черт, материальную культуру и иные составляющие. На протяжении многих веков человек живет и осуществляет свою повседневную деятельность в среде конкретного этноса или культурной группы. Современная культурная ситуация сложившаяся в социуме требует от каждого человека уважения и понимания других рас и этносов, их традиций, обычаев и особенностей культуры.

На нашей планете проживает множество различных народов и культурных групп, у каждой из которых не только свой язык, но и свое отношение к окружающему миру, в том числе к его концептуальной картине. Каждая культура понимает и воспринимает цвета по-своему, что связано с информацией, которую они несут именно для этого народа на протяжении нескольких столетий, и передают из поколения в поколение. [4, с. 419]

Основной проблемой в рассматриваемой теме остается проблема подразделения спектра на цвета, а также сопутствующие ей вопросы. До сих пор ведутся активные дискуссии касательно количества базовых цветов, которое в зависимости от этнической группы варьируется от трех до одиннадцати. Названные проблемы сегодня остаются открытыми и требуют решения. Не менее актуальным является и исследование цветов в разных культурах в контексте лингвистики, поскольку язык, слово и цвет находятся в тесной взаимосвязи.

Таким образом, цвет занимал важное место в человеческой культуре, поскольку при помощи него можно познать как философски, так и эстетически. Сегодня цвета играют огромную роль в повседневности каждого человека, и присутствуют во всех сферах нашей жизни. Изучение цвета, цветовосприятия и его влияния на жизнь человека и окружающий мир началось много веков назад и остается актуальным в современной научной среде.

References

1. Александрова, П. А. Языковая картина мира. Значимость цветообозначений в ее формировании / П. А. Александрова // Филология. – 2023. – № 4(46). – С. 47-57.
2. Ангарская, В. П. Роль цветообозначений в формировании языковой картины мира у разных народов / В. П. Ангарская // Педагогика & Психология. Теория и практика. – 2023. – № 4(48). – С. 14-24.
3. Ван, И. Феномен цвета в философии и символическое употребление слов-цветообозначений в лингвистике / И. Ван, А. Е. Китаева // Флагман науки. – 2023. – № 6(6). – С. 348-355.
4. Верещагина, А. В. Трансформация цветообозначений в языковых картинах мира греческих авторов (на материале лексики, образованной от цветообозначений красного) / А. В. Верещагина // Когнитивные исследования языка. – 2022. – № 2(49). – С. 417-422.
5. Герасимова, П. О. Особенности цветообозначения в лингвистике. Теории происхождения цвета / П. О. Герасимова // Путь науки. – 2022. – № 9(103). – С. 30-41.
6. Манасеев, Д. Д. Политическая мифология цвета и функционирование цветообозначений в культуре / Д. Д. Манасеев // Культура и цивилизация. – 2023. – Т. 13, № 1-2-1. – С. 252-258.
7. Сероштанова, Д. И. Роль цвета в языковой картине мира / Д. И. Сероштанова, О. А. Дормидонтова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. – 2020. – № 3(18). – С. 644-647.
8. Тарумова, Н. Т. Колоративная лексика поэтического языка Андрея Белого: от словника цветообозначений к словарю цвета / Н. Т. Тарумова // Ярославский педагогический вестник. – 2020. – № 3(114). – С. 184-189.