Colors — color perception and color symbolism

UDC 159.9
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

Colors — color perception and color symbolism

Цвета - цветовосприятие и цветовой символизм

Khachiron Lyudmila Alexei chizg

Researcher at UNII

Хачирон Людмила Алексейы чызг

Научный сотрудник ЮОНИИ
Аннотация: Наше отношение к цвету и его зрительное восприятие зависит от многих факторов: ассоциаций, которые вызывает цвет, настроения, личных предпочтений и т.д. В современном мире цвета выполняют ряд функций таких как: выразительность (вызывает у человека определенные эмоции), символизм (при помощи цвета отображается какое-то явление, событие, например, “черный” - символ траура) и коммуникация (посредством цвета те или иные элементы связываются между собой).

Abstract: Our attitude to color and its visual perception depends on many factors: associations that color evokes, mood, personal preferences, etc. In the modern world, colors perform a number of functions such as: expressiveness (evokes certain emotions in a person), symbolism (using color to display some phenomenon or event, for example, “black” is a symbol of mourning) and communication (using color to display certain elements communicate with each other).
Ключевые слова: цвет, восприятие цвета, символика цвета.

Keywords: color, color perception, color symbolism.


Мы не всегда замечаем, насколько большое место занимают цвета в нашей жизни, ведь практически у каждого человека есть любимый цвет, который окружает его в повседневности и может рассказать о нем больше, чем он сам. Мы выбираем цвет одежды в зависимости о того на какое мероприятие собираемся пойти и какое впечатление хотим произвести на окружающих; цвет обоев, стен и мебели и предметов интерьера также зависит от конкретного предназначения помещения. Научно доказано, что цвет помогает справиться со стрессом, улучшить настроение и даже ускорить выздоровление в случае болезни. [4, с. 95]

Восприятие цвета человеком претерпело множество изменений  в ходе эволюции системы искусственной зрительной информации. Уникальные человеческие способности различать множество различных цветов также совершенствовались под воздействием новейших информационных инструментов. Изначально цвет применялся как примитивные способ общения и передачи сведений, затем использовался при создании символики и наконец, стал составляющей языковой системы.

Благодаря тому, что наше понимание и восприятие цвета находится в постоянном развитии, у нас есть возможность каждый раз смотреть на удивительный мир вокруг и открывать в нем что-то изумительное и ранее неизведанное.

Как упоминалось ранее, в культурной среде цвет выполняет три основные группы функций: коммуникация, выразительность и символизм. Охарактеризуем каждую из них подробнее.

Функции коммуникации или передачи информации. Цвет не сразу выдает нам информацию о совсем носителе. Сначала взгляд задерживается на объекте, а далее, опираясь на полученный ранее опыт, мы соотносим цвет объекта и его главный отличительный признак. Здесь появляется различительная функция цвета — самая простая из коммуникативных функций. [1, с. 67]

Ежедневно мы сталкиваемся с вещами, которые на первый взгляд различаем только по цвету. Например, быстро посмотрев на полку с посудой, мы различаем тарелки только по цвету и не задумываемся об их размере, форме или конкретном предназначении. Функция выделения, в отличие от различительной функции позволяет уже либо выделить объект среди других в одной и той же цветовой среде, либо заметить его цветовое соотношение в ряду с другими объектами. Например, белое платье невесты, сразу визуально отличает ее от других гостей, ярко-красная мантия короля на средневековом пиру также сразу «бросается в глаза» его подданным и выделяет из толпы.

Многие искусственные объекты выполнены в монохромном или полихромном стиле. Например, черно-белая шахматная доска, черный пиджак, белая рубашка и так далее. Цвета либо резко контрастируют, либо один из цветов является дополнительным. То же самое касается и окраса естественных объектов, например, шерсти животных. Так проявляется функция противопоставления, когда мы сравниваем между собой различные цветовые объекты.

Одна из важнейших функций цвета — обьединяющая. При помощи нее мы воспринимаем группу объектов под единым цветом или цветовой гаммой. Например, зеленый является цветом природы, он обобщает все объекты экосистемы. Первая ассоциация, которая возникает когда мы видим зеленый цвет или слышим про него, это леса, деревья, трава, природа. Голубой цвет является признаком воздуха, неба, воды, хотя фактически перечисленные объекты не имеют собственного цвета. Красный цвет — признак объединяющий объекты, которые сильно отличаются друг от друга в онтологическом контексте (огонь, кровь, драгоценные камни). В белом цвете сливаются все составляющие цветового спектра. [7, с. 58]

Цвет как символ использовался еще много веков назад в древнейших культурах, таких как племена индейцев, и примитивных культурах, таких как аборигены Австралии, племена Африки (йоруба, сан, масаи), Малайзии (бушмены) и многих других. В качестве основной символики в названных культурах использовалась черно-бело-красная цветовая гамма. Черный цвет символизировал негативные явления, объекты и обстоятельства: смерть, зло, убийство. Белый цвет являлся признаком добра, мира и чистоты, а  красный трактовался в зависимости от того с каким цветом он используется: вместе с белым он символизировал что-то хорошее и доброе, и наоборот, вместе  черным – примыкал к силам зла. Как самостоятельный элемент, красный цвет также имел противоречивые значения. Так огонь, с которым символизировался красный цвет, может с одной стороны дарить благо:  согревать, использоваться для освещения, приготовления пищи, а с другой – вызвать пожар, обжечь. Красная кровь больного человека считалась «нечистой», «грязной», а кровь здорового – «чистой». Таким образом, как справедливо заметил В. Теркер, у истоков своего и на первых этапах развития символика была неразрывно связана с человеческой физиологией, то есть, переживая сильные физические метаморфозы, человек осознавал их и ассоциировал с «сильными» цветами (красным, черным, белым) и воплощал их в символы. [3, с. 76]

Целесообразно предположить, что на первом этапе диалектического развития существовали только два основных цвета: черный и белый, символизировавшие элементарные связи и противопоставления, такие как смерть и жизнь, добро и зло, свет и тьма, день и ночь, радость и горе и т.д. В ходе эволюции культуры мышление людей, их быт и отношения стали более сложными и совершенными, в связи с чем появился еще один цвет – красный. Общественное сознание находилось в процессе постоянно развития, и цветовая гамма символов так же становилась все шире и разнообразнее.

Со временем цветовые символы стали использоваться представителями древних культур в качестве способа общения и превратились в некую языковую систему. Ярким примером, подтверждающим данный факт, являются «вампум» индейского племени ирокезов и «кипу» — система передачи информации инков.

Все цветовые знаки-символы можно подразделить на три большие группы: ассоциативные, ассоциативно – кодовые и кодовые. [6, с. 73]

Первые — это цвета, которые вызывают непосредственную ассоциацию с объектом: синий — море, белый — снег, желтый – золото, черный – уголь, красный – кровь, зеленый – трава, коричневый — земля и т.д.

Вторая группа – это символы, обозначающие явления, качества  категории: черный – траур, таинство, мистика, ненависть; белый – чистота, непорочность, легкость; синий – холод, свежесть, глубина; желтый — солнце, радость, энергия; красный — страсть, насилие, гнев, вспыльчивость, зеленый — умиротворение, спокойствие, защита, стабильность. Здесь обозначения цветовых символов и непосредственно цвет имеют отдаленные сходства.

Третья группа – это символы, которые напрямую не ассоциируются с объектом, а только являются их своеобразными кодами. Так, цвету могут присваиваться практически любые значения, в зависимости от конкретной ситуации: красный – король, флаг, армия, ревность; синий – мудрость, вера, прощение; желтый – религия, зависть, разлука, благополучие, зеленый – лето, равновесие, садоводство, надежда; черный – пустота, строгость, уверенность, лаконичность и т.д. [8, с. 19]

Сравнительный анализ цветовых символов показал, что первые две группы символов (ассоциативные и ассоциативно-кодовые) во многих культурах схожи, поскольку вызывают непосредственную или косвенную ассоциацию с объектом, явлением, категорией. В культурах где преимущественно используется кодовая символика, появляется больше различий в восприятии и осмыслении цвета.

Выразительные функции цвета проявляются посредством зрительной информации, как в естественных, так и искусственных объектах. Мы испытываем сильные и глубокие эмоции, когда любуемся художественными произведениями искусства (картины, скульптуры, архитектура и т.д.), а также  великолепными красками природы (закат, рассвет, море и т.д.).

            Гегель предлагал следующее соотношении цветов и эмоций: красный – властное, мужское, доминанта; желтый – энергия, созидание; синее и темные цвета — успокоение, тишина; зеленое – равновесие, баланс. [2, с. 115]

Как мы упоминали ранее, ассоциации, которые мы получаем, увидев тот или иной цвет проходят через три уровня: первый – это общие естественные ассоциации, напрямую связанные с объектом; второй уровень – это традиции,  сложившиеся в культуре; и наконец, третий уровень  – это личные эмоции, убеждения и переживания человека. Практически во всех культурах и расах общие типичные явления природы обозначаются едиными цветами: желтый – солнце, голубой – небо, синий – море, красный – огонь. Однако  здесь важно учитывать насыщенность цветов, которые разнятся в зависимости от климатических условий: в джунглях растительность более зеленая, чем в засушливых местностях, так же как и цвет воды в море меняется в пасмурную и ясную погоду от темно-серого, до бирюзового соответственно. Предпочтения человека в цвете во многом зависят от того, какие природные краски окружают его на протяжении жизни и в каком регионе он проживает.

Так, например, традиционная природа северных стран не отличается яркими красками: в основном преобладает гамма серых и темных оттенков: море, небо, камни, горы – серые, скудная растительность – бледных оттенков, снег – белый. В связи с этим северные народы предпочитают спокойные тона: в одежде и интерьере домов, чаще всего встречаются пастельные тона, бежевый, светлое дерево. Цвета в быту дублируют цвета природы, что создает в доме спокойствие и уют. Однако желание разнообразить свой цветовой мир яркими красками у северян все же присутствует. Например, традиционные шведские наряды шьют из светлых тканей (лен, хлопок), но дополняют яркими красными и синими вставками. Также в интерьерах можно встретить «яркие пятна» в виде разноцветных предметов мебели (диваны, лампы, картины с яркими красками и т.д.). [5, с. 167]

Согласно древнекитайской структуре мироздания, в мире господствует пять стихий: огонь, вода, воздух, металл и дерево. Данные стихии неразрывно связаны с различными природными и общественными явлениями и цветами их символизирующими. Древнекитайская система строения мира предполагает что основной символ размещается в центре, а дополнительные — по одному с каждой из четырех сторон, что символизирует стороны света. Белый цвет означает металл, осень, планета Венера, нота Гук, тигр, запад; чёрный — вода, зима, планета Меркурий, нота Юй, черепаха, север; зеленый — дерево, весна, планета Юпитер, нота Цзюэ, дракон, восток; красный — огонь, лето, планета Марс, нота Шак, юг, птица Феникс; желтый — земля, времена года, центр, нота Чжи, планета Сатурн.

Цвет является одним из ключевых аспектов любого традиционного праздника в Китае. Свадьбы, Новый год и другие большие праздники отмечают в красной цветовой гамме, поскольку красный является символом радости, веселья и торжества. Цвета имеют символичность и в архитектуре Поднебесной: четверо ворот Пекина окрашены в разные цвета (красный, черный, белый и сине-зеленый), каждый из которых означает сторону света.

Таким образом, цвет занимает весомое место в жизни общества, культуры, государства и каждого индивида. Во всех сферах профессиональной деятельности (промышленность, искусство, технологии и т.д.), а также в повседневном укладе нашей жизни присутствуют цвета, которые используются в качестве символов. Такие цветовые символы в совокупности образуют целые системы, при помощи которых можно передавать информацию, эмоции и чувства. Предпочтения человека в цвете во многом зависят от того, какие природные краски окружают его на протяжении жизни и в каком регионе он проживает.  Цвет может многое рассказать о характере человека, помогает справиться со стрессом, улучшить настроение и даже ускорить выздоровление в случае болезни.

References

1. Бакиева, О. А. Цветовая символика как средство межкультурной коммуникации российских и китайских студентов / О. А. Бакиева, О. А. Попова, Т. В. Семеновских // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2020. – № 2. – С. 57-74.
2. Гусейнова, С. Р. Сравнение теорий цветовосприятия / С. Р. Гусейнова, Ю. О. Дягилева // Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 109-118.
3. Жуйкова, А. В. Символика цвета в русском и английском языках / А. В. Жуйкова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3-5. – С. 74-78.
4. Кондаков, И. В. Цвет как феномен культуры / И. В. Кондаков, Л. Б. Брусиловская // Социальные трансформации. – 2019. – № 30. – С. 92-97.
5. Кошеренкова, О. В. Символика цвета в культуре / О. В. Кошеренкова // Аналитика культурологии. – 2015. – № 2(32). – С. 163-169.
6. Крошнева, М. Е. Присутствие цвета в контексте различных культур / М. Е. Крошнева, Е. А. Кутузова // Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2021. – С. 69-77.
7. Мальсагова, М. И. Символика цвета и маркетинговые коммуникации / М. И. Мальсагова // Проблемы современного образования. – 2019. – № 2. – С. 55-60.
8. Ходжалепесова, И. М. Актуальные проблемы изучения символики цвета в современной лингвистике / И. М. Ходжалепесова // Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), 2021. – С. 14-22.