Abstract: In modern society, the problem of countering customs offenses is becoming increasingly important. They are part of an extensive group of economic offenses and have their own characteristics that require a unique approach within the framework of criminological assessment. The article is devoted to the analysis of the crime prevention system in the field of customs activity. A system for improving the quality of this work is proposed in the direction of improving criminal law instruments and directly practical techniques and methods of this struggle.
Keywords: smuggling, customs activities, crime, prevention, prevention.
Одной из важнейших задач уголовно-правовой стратегии государства в настоящее время является формирование эффективной структуры борьбы с преступлениями в сфере таможенной деятельности.
Преступления в сфере таможенной деятельности следует определять как действия или бездействия, явно запрещенные уголовным законом, которые могут навредить порядку и условиям перемещения товаров через таможенную границу, взиманию таможенных платежей, процессу таможенного оформления, контролю и прочим механизмам, вовлеченным в таможенную область.
Планы по противодействию преступлениям в области таможенной сферы требуют не только эффективности, но также гибкости, способности к адаптации к меняющимся обстоятельствам и ситуациям на глобальных рынках. Важно осознавать, что незаконная передача технологий, научно-технической информации и услуг, применяемых для производства вооружения и военной техники, а также другие противоправные действия, включая уклонение от уплаты таможенных платежей и контрабанду, рассматриваются как серьезные нарушения законодательства. Такие преступления как незаконная вывозка опасных технологий, отказ от возврата ценностей культурного наследия и уклонение от уплаты пошлин. Эти поступки могут вызвать серьезные консеквенции как для страны, так и для общества в общем.
В соответствии со статьями 189, 190, 194 и прочими положениями Уголовного кодекса России, незаконные манипуляции в области таможенного бизнеса подлежат строгим наказаниям. Для увеличения эффективности юридической системы нужно обратить специальное внимание на исправление данных сложностей и усовершенствование взаимодействия между разнообразными инстанциями. Только таким способом возможно гарантировать соблюдение закона и обеспечить защиту прав всех участников процесса применения законов.
У таможенной службы есть несколько важных задач, в частности, комплексное обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет платежей за товары, которые ввозят в Россию, предотвращение незаконного ввоза товаров, запрещенных к свободному обороту. С 1 апреля 2024 года установлена ответственность за незаконное перемещение через госграницу РФ алкогольной и табачной продукции. Продукцию внесли в правительственный перечень стратегически важных товаров и ресурсов, за незаконное перемещение которых через госграницу РФ или таможенную границу ЕАЭС наступит ответственность уже по ст. 226.1 УК РФ. Соответственно с этого срока статья 200.2 об ответственности за незаконное перемещение только через таможенную границу Таможенного союза утратила силу.
Статистика показывает, что количество уголовных дел в сфере таможенного дела имеет тенденцию к снижению. Так, общее количество дел в 2023 году составило 1827, что меньше, чем в предыдущие годы.[1][1] Особенно заметно сокращение дел по статьям, связанным с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых веществ, а также уклонением от уплаты таможенных платежей, что подтверждает повышение эффективности работы таможенных и иных правоохранительных органов в сфере предупреждения и пресечения преступлений в таможенной сфере. Так, уголовные дела по признакам статьи 194 УК РФ об уклонении от уплаты таможенных платежей, возбуждаемые таможенными органами РФ, характеризуются значительным количеством и тесно переплетены с административными правонарушениями, связанными с незаконным трансграничным перемещением товаров и денежных средств. Важно отметить, что такие административные правонарушения не образуют состав преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ, в частности, при перемещении товаров, не отнесенных к предметам преступления согласно закону.[2][2] Этот факт свидетельствует о том, что масштабы нелегальной деятельности в сфере таможенного законодательства значительно шире, чем кажется на первый взгляд, и требует тщательного изучения и разработки эффективных мер противодействия. Незаконное перемещение товаров подлежит квалификации как административное правонарушение, а уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах рассматривается как преступление, предусмотренное статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации. Согласно статистике, количество правонарушений, связанных с контрабандой, остается высоким, что подчеркивает необходимость четкой формулировки ее понятия и содержания. Административное законодательство содержит определение признаков незаконного перемещения товаров, таких как транспортировка товаров и транспортных средств международной перевозки через границу в обход установленных пунктов пропуска.[3][3] Однако в диспозиции ст. 16.1 КоАП РФ указано только перемещение через таможенную границу и таможенную территорию, без упоминания государственной границы Российской Федерации и ее территории. Этот недостаток формулировки особенно существенен в контексте таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором не предусмотрено внутренних таможенных границ. Таким образом, внешние границы ЕАЭС могут не совпадать с границами государств-членов. Следовательно, описание правонарушения, связанного с незаконным перемещением товаров через внешние границы ЕАЭС, является неполным в текущей формулировке ст. 16.1 КоАП РФ.
Исходя из представленных данных необходимо выделить следующие проблемы:
Проблема квалификации преступлений в сфере таможенного дела, связанная с необходимостью чёткой формулировки понятия и содержания контрабанды. Недостаток формулировки в КоАП РФ, который делает описание правонарушения, связанного с незаконным перемещением товаров через внешние границы ЕАЭС, неполным.
Для решения проблем, связанных с квалификацией преступлений в сфере таможенного дела и недостатками формулировок в КоАП РФ, необходимо внести следующие изменения:
Внести уточнения в определение контрабанды, чтобы обеспечить более чёткую квалификацию преступлений в сфере таможенного дела;
Дополнить статью 16.1 КоАП РФ, указав в ней не только перемещение через таможенную границу и таможенную территорию, но и через государственные границы Российской Федерации и её территории, чтобы обеспечить полное соответствие законодательству ЕАЭС.
В результате более чёткая формулировка понятия контрабанды позволит избежать разночтений и ошибок при квалификации преступлений. Уточнение определения контрабанды и дополнение статьи 16.1 КоАП РФ позволят таможенным органам более эффективно бороться с нарушениями таможенного законодательства, а дополнение статьи 16.1 КоАП РФ обеспечит соответствие российского законодательства нормам и правилам ЕАЭС.
Совершенствование законодательства, безусловно, представляет собой важный инструмент предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, однако, по нашему мнению, наиболее эффективным способом недопущения подобных правонарушений является их профилактика и контроль, что требует использования современных цифровых инструментов. К таким инструментам относятся например, такие как система управления рисками; электронные декларации; центры электронного декларирования; мобильные инспекционно-досмотровые комплексы.
Использование этих инструментов позволяет автоматизировать процесс проверки товаров, что снижает человеческий фактор и вероятность ошибок, ускорить таможенное оформление, делая его более прозрачным и предсказуемым, выявлять потенциальные нарушения на ранних этапах, предотвращая их совершение, а также повысить эффективность контроля за перемещением товаров через таможенную границу.
В современном обществе, где становится все более важным вопрос противодействия таможенным правонарушениям, следует уделить внимание современным цифровым средствам предотвращения таких преступлений. Это даст возможность улучшить процедуру выявления преступлений в области таможенного ведомства, увеличить продуктивность деятельности таможенных органов, а также привести законодательство РФ в соответствие с законодательством Евразийского экономического союза и сократить число нарушений в этой сфере.
Сочетание использования новых технологий в борьбе с преступлениями и улучшение законодательства в области таможенного дела сделает систему более эффективной и прозрачной. Важно уделять внимание этим аспектам для обеспечения безопасности и законности в международной торговле.
[1] Федеральная таможенная служба Российской Федерации // Официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 22.04.2025).
[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
References
1. Федеральная таможенная служба Российской Федерации // Официальный сайт. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 22.04.2025).2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».