Abstract: In this scientific article, the author examines the psychological aspects of high-performance student sports. To do this, the author briefly analyzes the essence of student sports as such, its place in the general system. Then the author focuses on the personal and professional psychological characteristics of student-athletes, and examines them in more detail. In conclusion, the author also notes the need to implement a special approach to the process of training such students. This scientific article will be useful to theorists and practitioners, teachers and students, a wide range of readers interested in the formation and development of student sports in Russian practice.
Keywords: student sports, student sports clubs, high-performance sports, physical education, athletes, psychological aspect.
Студенческий спорт занимает значимое место как в системе профессионального, так и в системе любительского спорта. Поднимая уровень заинтересованности обучающихся в образовательном процессе, повышая общую физическую подготовленность и одновременно оздоравливая организм молодого человека, студенческий спорт способен довольно эффективно решать целую совокупность различных задач как общего, так и профильного характера. Отдельно в рассматриваемом контексте необходимо упомянуть о спорте высших достижений, под которым подразумевается достижения высоких профессиональных спортивных результатов, деятельность спортсменов высшего класса [2].
Место студенческого спорта в общей системе, его сущность схематически представлены далее, на схеме 1.
Схема 1. Структура системы студенческого спорта, место спорта высших достижений в данной системе
Очевидно, что особые свойства студенческого спорта, а также той его части, которая связана со спортом высших достижений непосредственно налагают свои уникальные характеристики и на психологические качества обучающихся-спортсменов. И главное из них – это высокий уровень развития личности как таковой. В большинстве случаев, даже несмотря на юный возраст, такой спортсмен все же обладает адекватным пониманием и принятием собственных особенностей, уникальных спортивных характеристик и свойств. Он осознает настоящее и в адекватной степени предполагает свое (и не только) спортивное будущее, анализирует и сравнивает, рассуждает и делает выводы, и все это происходит в значительной степени адекватности [3; 5]. Такая личность понимает свою силу, а спорт рассматривает как одну из ключевых ценностей в своей жизни, как призвание, как траекторию долговременного движения, как то, ради чего стоит делать выбор и претерпевать определенные лишения. Но в этом обучающийся-спортсмен, в целом, не отличается от традиционного понимания спортсмена, так в чем же заключаются особенности? Кратко проанализируем их далее.
Во-первых, обучающийся-спортсмен сродни играющему тренеру: он не может полноценно сконцентрировать собственное внимание исключительно на спорте высших достижений, хотя, безусловно, это выступает важной составляющей его жизни. Ему необходимо уделять некоторую часть своего внимания и времени обучению, и далеко не всегда на практике это выступает легкой к достижению задачей. Это свидетельствует о необходимости такого спортсмена уметь грамотно распределять собственные физические и психологические ресурсы, время, а также расставлять приоритеты, планировать и прогнозировать различные виды собственной деятельности, причем делать это в долгосрочном контексте и с высокой степенью эффективности [4].
Во-вторых, обучающийся-спортсмен находится перед сложным моральным выбором – либо уже сейчас, либо в обозримом будущем. Идеальный вариант – если такой спортсмен начал свою карьеру в юном возрасте, а теперь уверенно идет к спорту высших достижений, уже четко осознавая, чем именно он будет заниматься в дальнейшем, чему посвятит свою жизнь. И самый ключевой вывод, который должен сделать такой спортсмен, – это какое место в системе его мировоззрения занимает спорт. Другой вопрос, если такое решение обучающимся еще не принято, а сам спортсмен находится в мыслительной стадии. Он осознает, что скоро его обучение закончится, и ему предстоит сделать сложный выбор: планирует ли он в дальнейшем оставаться в этой сфере деятельности или все же оставляет спорт как источник любительского времяпрепровождения [3; 5]. Подобный выбор предполагает наличие высокой степень рассудительности, развития аналитической компетенции, а также продолжительных мыслительных процессов – по сути, обучающийся-спортсмен решает один из ключевых и самых сложных философских вопросов о смысле жизни, и он не имеет права на ошибку.
В-третьих, говоря о психологических характеристиках, необходимо также рассматривать и особенности данной возрастной категории. Молодой возраст не всегда отличается склонностью личности к аналитике или рассудительностью, зачастую это лица чересчур эмоциональные, несдержанные, которым свойственен так называемый «юношеский максимализм», что в своей совокупности мешает адекватно оценивать и собственный профессиональный спортивный потенциал, и грамотно формулировать цели, и качественно подбирать инструменты для их достижения. Важно, чтобы рядом со спортсменом в такой ситуации находился грамотный наставник или тренер, желательно – с наличием компетенций психолого-педагогического свойства. Тогда он сможет эффективно подобрать актуальные инструменты для того, чтобы обучающийся-спортсмен не только смог выравнять свое психологическое состояние, но и качественно использовать эти знания в своей спортивной деятельности. К сожалению, в студенческом спорте с таким можно столкнуться не часто [4].
В современной российской практике студенческий спорт, несмотря на свое довольно широкое распространение, тем не менее, рассматривается в большей степени как придаток к основному образовательному процессу. Для любой образовательной организации вне зависимости от ее уровня или отдельных характеристик главным будет выступать все же достижение целей и задач образовательного процесса непосредственно, все остальное же – факультативно. Поэтому нельзя в значительной степени надеяться на то, что в становлении и развитии обучающегося-спортсмена (особенно если он ориентируется на спорт высших достижений) образовательная организация сыграет ключевую роль. Увы, но спортсмен должен рассчитывать, прежде всего, только лишь на самого себя.
Кратко перечислим также некоторые иные психологические характеристики студенческого спорта высших достижений, актуальные в настоящее время:
– необходимость поддержания высокой мотивированности в результатах, хотя традиционно такие спортсмены и сами обладают высокой мотивацией в спортивной самореализации;
– умение управлять стрессом, стрессоустойчивость как одна из наиболее важных психологических характеристик постоянно загруженного физически и психологически спортсмена;
– важность развития самоконтроля и подбора наиболее эффективных саморегуляционных инструментов для конкретного обучающегося-спортсмена, что касается и мыслей, и эмоций, и чувств;
– развитие уверенности в себе, коммуникативной способности, а также ряда других характеристик;
– иные [1; 5].
Таким образом, как видно из представленных выше характеристик молодого спортсмена, его психологическая устойчивость является одним из существенных критериев для эффективного достижения целей спорта высших достижений. Но что же делать, если у обучающегося-спортсмена возникла значительная проблема психологического толка? Ведь она, в конечном итоге, вполне может повлиять и на его спортивные результаты непосредственно, которые для спорта высших достижений так важны именно в количественном их выражении.
Специалисты предлагают следующий механизм действий в подобной ситуации. Прежде всего, необходимо выявить причину данного явления и переосмыслить структуру тренировочного процесса, а также спортивные цели и ожидания. Несмотря на то, что многие исследователи называют возрастом пика спортивных достижений в циклических видах спорта 19-22 года [1], часто социальная ситуация людей в этом возрасте не позволяет им посвящать тренировкам нужное количество времени и энергии, что приводит к падению результатов. Самым эффективным решением данных проблем является коррекция спортивных ожиданий и планирование соответствующего им графика тренировочной деятельности.
Однако важно помнить, что все вопросы, касающиеся достижений конкретного спортсмена, – это крайне индивидуальная история, которую необходимо рассматривать в контексте характеристик и свойств конкретной личности. Особенно это касается и психолого-педагогических аспектов спортсмена.
Подведем итоги изложенному в настоящем научном исследовании материалу.
Очевидно, что студенческий спорт занимает свое особое место в общей системе спорта, в т.ч. это касается и спорта высших достижений непосредственно. В настоящей работе совершенно справедливо отмечается, что важную роль в рассматриваемом контексте играет психолого-педагогическая составляющая, которая в данной статье исследуется на примере психологических аспектов студенческого спорта высших достижений.
Так, в работе более детально анализируются следующие психологические характеристики обучающихся-спортсменов:
– необходимость поддержания высокой мотивированности в результатах, хотя традиционно такие спортсмены и сами обладают высокой мотивацией в спортивной самореализации;
– умение управлять стрессом, стрессоустойчивость как одна из наиболее важных психологических характеристик постоянно загруженного физически и психологически спортсмена;
– важность развития самоконтроля и подбора наиболее эффективных саморегуляционных инструментов для конкретного обучающегося-спортсмена, что касается и мыслей, и эмоций, и чувств;
– иные [1; 5].
В конечном итоге, необходимо говорить о том, что психологическая составляющая в подготовке обучающегося-спортсмена, ориентирующегося, главным образом, на спорт высших достижений занимает едва ли не определяющую роль, и поэтому тренеру или педагогу важно обратить на нее значительное внимание, организуя и реализуя сам по себе тренировочный процесс.
References
1. Иванов, Н.А. Экономические риски в деятельности муниципальных спортивных федераций и клубов спортивных единоборств и способы их оценки / Н. А. Иванов, Е. П. Румянцева // Столыпинский вестник. – 2024. – Т. 6. – № 5.2. Иванов, Н.А. Теория и история физической культуры и спорта: Учебно-методическое пособие по специальности 49.02.01 Физическая культура / Н. А. Иванов, А. Г. Левицкий, О. В. Авдеева. – Казань: ООО «Бук», 2024. – 68 с.
3. Максименко, В.Г. Студенческий спорт как инструмент формирования позитивного социального взаимодействия и эмоциональной стабильности / В. Г. Максименко, Н. А. Иванов, А. В. Волков // Мир педагогики и психологии. – 2024. – № 3(92). – С. 164-170.
4. Саркисян, Е.Б. Совершенствование тренировочного и физкультурно- оздоровительного процесса спортсменов различного возраста и квалификации / Е. Б. Саркисян, Н. А. Иванов // Проблемы и перспективы организации физиологического сопровождения занятий спортом и физической культурой: Сборник научных трудов молодых ученых. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. – С. 214-216.
5. Спорт как инструмент формирования позитивных поведенческих привычек у молодежи / Н. А. Иванов, Ю. А. Тумасян, А. В. Волков, В. Г. Максименко // Казачество. – 2024. – № 76(3). – С. 105-112.