Abstract: The paper examines the process of expansion of information and telecommunication networks, the development of electronic document management, which opens up new opportunities for managing the sphere of logistic support of the activities of internal affairs bodies in the context of digital transformation.
Keywords: information and telecommunication technologies, logistic support of the activities of internal affairs bodies.
Органы внутренних дел играют одну из ключевых ролей в обеспечении внутренней безопасности государства, личности и общества. Они являются важным элементом политической власти и одним из центральных звеньев правоохранительной системы. В условиях изменяющейся экономической, социальной, политической и правовой ситуации, органы внутренних дел должны адаптироваться к новым условиям и задачам, вызовам времени, чтобы обеспечить правопорядок и бороться с преступностью на должном высоком уровне.
XXI век — век информационных технологий бросает новые вызовы обществу и органы полиции должны быть готовы к этим вызовам. Компьютеризация и развитие информационных технологий в России имеют масштабный характер и оказывают значительное влияние на различные сферы жизни общества. Процесс расширения информационно-телекоммуникационных сетей и развития электронного документооборота открывает новые возможности для граждан, бизнеса и государственных органов, предоставляет возможность взаимодействовать и осуществлять свою деятельность более эффективно. Развитие научно-технического прогресса, связанное с внедрением современных информационных технологий, привело к появлению новых видов преступлений, в частности,
к незаконному вмешательству в работу электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей, хищению, присвоению, вымогательству компьютерной информации, опасным социальным явлениям, получившим распространенное название – «киберпреступность» и «кибертерроризм»[1]. Для борьбы с киберпреступностью необходимо развивать соответствующие эффективные механизмы защиты информации и кибербезопасности.
Это включает в себя создание эффективных систем мониторинга
и обнаружения инцидентов, применение современных методов шифрования данных, обучение пользователей основам кибербезопасности и сотрудничество между государственными органами, бизнес структурами, гражданами и международными партнерами. Важно отметить, что развитие компьютерных технологий и информационных услуг несет в себе значительный потенциал для экономического роста, улучшения доступа к образованию, здравоохранению и государственным услугам. Однако, для максимизации пользы от цифровой трансформации необходимо уделять должное внимание кибербезопасности и защите информации, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасное использование информационных технологий всеми участниками общества. Так, в 2022 году, высшим руководством Российской Федерации было принято решение о создании специального структурного подразделения, призванного бороться с мошенниками в сети интернет[2].
Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации будет выполнять функции головного подразделения Министерства в области борьбы с преступлениями, совершенными с использованием (в сфере) информационно-коммуникационных технологий, а также противодействия распространению противоправной информации в информационно телекоммуникационной сети Интернет. И. Н. Озеров и К. И. Озеров подчеркивают в своей научной статье, киберполиция как отдельный субъект системы Министерства внутренних дел Российской Федерации сможет тщательнее заняться данным вопросом, что позволит эффективно бороться с IT-преступлениями[3] Необходимо отметить, что киберпреступниками изучаются методики раскрытия преступлений в информационных сетях, инвестируются огромные средства в развитие технологий, способствующих развитию преступной деятельности в Интернете. Официальный представитель МВД России, генерал-майор полиции Ирина Волк, в краткой характеристике состояния преступности в Российской Федерации за январь — июнь 2023 года отметила, что количество преступлений совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стало больше на 27,9%[4]. В центре внимания – вопросы комплектования профильных подразделений высококвалифицированными сотрудниками, обладающими глубокими техническими знаниями.
В этой связи, создавая новую структуру, необходимо в соответствии
с современными требованиями науки подходить и к профессиональной подготовке сотрудников министерства[5], так же отдельно следует выделить оснащенность материально-технической базы. Для эффективной и бесперебойной работы требуются современные сервера для хранения больших баз данных, операционные системы, инновационное программное обеспечение, веб-браузеры, мессенджеры и мобильные приложения, облачные платформы, вычислительные ресурсы. С развитием искусственного интеллекта, современное ПО должно включать в себя инструменты
и библиотеки для создания и применения алгоритмов машинного обучения, нейронных сетей и автоматизации бизнес-процессов, ПО для управления и связи с устройствами IoT, такими как умные дома, умные города, промышленные датчики и устройства носимой электроники и многое другое.
Российский IT-сектор в последние годы продемонстрировал значительный рост и развитие. Однако, вместе с этим ростом возросла и зависимость от импортных технологий и программного обеспечения. Эта зависимость стала особенно заметной в условиях введения санкций против России.
Санкции оказали отрицательное влияние на российский IT-сектор, поскольку они привели к ограничениям в доступе к некоторым зарубежным технологиям и обеспечивающим услугам. Это ставит под угрозу планы
по цифровой трансформации в стране[6] и государственности в целом, так как многие проекты и инновации в IT-секторе требуют использования современных зарубежных технологий. Снижение зависимости от импорта не является простым процессом и требует времени и усилий. Что сильно усложняет и препятствует реализации раскрытий преступлений сотрудниками управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий.
Для устранения этой зависимости и обеспечения устойчивого развития отечественного IT-сектора, обеспечения безопасности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, российское правительство, научное и бизнес-сообщество, органы обеспечения внутренней безопасности должны предпринимать шаги по развитию отечественных технологий и программного обеспечения. Такая синергия должна включать в себя поддержку стартапов, инвестиции в научные исследования и разработки, а также создание благоприятной среды для развития IT-индустрии внутри страны.
Переход на отечественное оборудование и программное обеспечение защитит конституционные права граждан на сохранение личной тайны, конфиденциальность персональных данных, имеющихся в информационных системах, обеспечит сохранение государственной тайны, конфиденциальность документированной информации в соответствие с законодательством Российской федерации, обеспечит права субъектов
в информационных процессах.
[1] Белоус А.И., Солодуха В.А. Основы кибербезопасности. Cтандарты, концепции, методы и средства обеспечения Москва: ТЕХНОСФЕРА, 2021. С 250-300.
[2] Приказ МВД России от 29 декабря 2022 г. № 1110 «Об утверждении Положения об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации» //СПС Консультант Плюс
[3] Озеров И. Н., Озеров К. И. Новые способы совершения мошеннических действий в сфере
IT-технологий в период коронавирусной инфекции // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2021. № 1
[4] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — июнь 2023 года// https://мвд.рф/reports/item/40116049/
[5] Михайлюк В.А. Киберполиция – современный правоохранительный орган в борьбе с интернет-преступностью // Вестник УЮИ. 2023. №1.
[6] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года / Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 // СПС Консультант Плюс
References
1. Белоус А.И., Солодуха В.А. Основы кибербезопасности: стандарты, концепции, методы и средства обеспечения. – Москва: ТЕХНОСФЕРА, 2021. – С. 250-300.2. Приказ МВД России от 29 декабря 2022 г. № 1110 "Об утверждении Положения об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации". – СПС Консультант Плюс.
3. Озеров И.Н., Озеров К.И. Новые способы совершения мошеннических действий в сфере IT-технологий в период коронавирусной инфекции // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2021. – № 1.
4. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - июнь 2023 года // [Электронный ресурс]. – URL: https://мвд.рф/reports/item/40116049/
5. Михайлюк В.А. Киберполиция – современный правоохранительный орган в борьбе с интернет-преступностью // Вестник УЮИ. – 2023. – № 1.
6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года / Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. – СПС Консультант Плюс.