Clinical manifestations of ADHD in Russian-speaking adolescent migrants in Germany: the role of bilingualism and cultural factors

UDC 159
Publication date: 19.06.2025
International Journal of Professional Science №6(1)-25

Clinical manifestations of ADHD in Russian-speaking adolescent migrants in Germany: the role of bilingualism and cultural factors

Клинические проявления СДВГ у русскоязычных подростков-мигрантов в Германии: роль билингвизма и культурных факторов

Mazurova Victoria Dmitrievna,


Master's student, psychological and pedagogical education, correctional psychology,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Magnitogorsk State Technical University named after G. I. Nosov" (Nosov Moscow State Technical University)
Institute of Elite Programs and Open Education, Department of Psychology
Magnitogorsk, Russia


Мазурова Виктория Дмитриевна,

магистрант, психолого-педагогическое образование, коррекционная психология,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» (ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова»)
Институт элитных программ и открытого образования, кафедра психологии
Россия, г. Магнитогорск
Аннотация: Статья анализирует клинические проявления СДВГ у русскоязычных подростков-мигрантов в Германии, влияние билингвизма и культурной адаптации на выраженность симптомов расстройства. Рассматриваются когнитивные, эмоциональные и нейропсихологические аспекты СДВГ, роль билингвальной среды в модуляции симптомов и социокультурные факторы, влияющие на выраженность расстройства. Исходя из данных исследований 2021–2025 годов сформулированы рекомендации для психологической поддержки, адаптированные к миграционным трудностям. В фокусе исследования – клинико-психологические аспекты и междисциплинарные взаимосвязи.

Abstract: The article examines the clinical manifestations of Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) among Russian-speaking adolescent migrants in Germany, emphasizing the impact of bilingualism and cultural adaptation. It explores cognitive, emotional, and neuropsychological aspects of ADHD, the role of a bilingual environment in symptom modulation, and sociocultural factors influencing disorder severity. Based on studies from 2021–2025, recommendations for psychological support tailored to migration challenges are proposed. Special focus is placed on clinical psychology and an interdisciplinary approach.
Ключевые слова: СДВГ, билингвизм, культурная адаптация, русскоязычные подростки, миграция, Германия, клиническая психология, нейропсихология.

Keywords: ADHD, bilingualism, cultural adaptation, Russian-speaking adolescents, migration, Germany, clinical psychology, neuropsychology.


Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления СДВГ у русскоязычных подростков-мигрантов в Германии, в частности влияния билингвизма и культурных различий на клинические проявления расстройства. G. Ayano[1] сообщают, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) остается одним из наиболее распространенных нейроповеденческих расстройств, затрагивающим около 7% детей и подростков по всему миру.В Германии, где миграционные процессы усиливаются, особую актуальность приобретает изучение СДВГ среди русскоязычных подростков-мигрантов, сталкивающихся с билингвизмом, культурной адаптацией и миграционным стрессом. Эти факторы способны изменять клиническую картину СДВГ, усиливая симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности, что требует междисциплинарного подхода, объединяющего клиническую психологию, нейропсихологию и социологию миграции для диагностики и терапии СДВГ.Современные исследования, такие как работы N. Dünkel[2] и U. EL-Awad[3] подчеркивают, что билингвизм может как улучшать когнитивные функции, так и создавать дополнительную нагрузку, влияя на проявления СДВГ у подростков.

Работа направлена на изучение клинических и нейропсихологических особенностей СДВГ, оценку влияния билингвизма на когнитивные и эмоциональные аспекты расстройства, а также анализ социокультурных факторов, модулирующих выраженность симптомов, с последующей разработкой рекомендаций для психологического сопровождения.

Исследование опирается на актуальные источники 2021–2025 годов, включая немецкие публикации N. Dünkel, U. EL-Awad, E. Becker[4], международные научные работы G. Ayano, S. Pfeifer[5], M. Marbach[6] и российскую аналитику А. А. Лакомовой[7], Е. И. Матюховой[8], медицинской экосистемы «Гемотест»[9]. Проблематика статьи связана с недостатком эмпирических данных о СДВГ у русскоязычных мигрантов в Германии, что затрудняет разработку адаптированных терапевтических подходов. Анализ современных исследований выявляет различные подходы к изучению СДВГ: если G. Ayano[10] акцентируют глобальную эпидемиологию СДВГ, то данные S. Pfeifer о немецкой популяции, несмотря на их статистическую значимость, не принимают во внимание этнокультурные переменные, что ограничивает их применимость к мигрантам. Анализ миграционной политики Германии и России, проведенный А. А. Салахутдиновым и И. В. Чепаревой[11], также подчеркивает необходимость учета системных факторов, таких как ограниченный доступ мигрантов к медицинским услугам, влияющих на диагностику и терапию СДВГ. На наш взгляд, интеграция этих подходов необходима для понимания клинических проявлений СДВГ у мигрантов, что делает данное исследование актуальным.

Диагностика СДВГ осуществляется на основе критериев DSM-5, включающих устойчивые паттерны невнимательности, гиперактивности и импульсивности, не соответствующие возрастным нормам[12]. В Германии указанный процесс опирается на национальные рекомендации, подчеркивающие мультимодальную оценку, включающую клинические интервью, поведенческие шкалы и нейропсихологическое тестирование[13]. N. Dünkel отмечает, что в 2020–2022 годах уровень диагностики СДВГ среди детей и подростков в Германии составил около 5%, демонстрируя тенденцию к росту благодаря повышению осведомленности[14]. Вместе с тем, влияние миграционного фактора остается неисследованным, что сужает применимость выводов к подросткам-мигрантам из русскоязычной среды. Среди конкретных клинических проявлений СДВГ у подростков-мигрантов выделяются трудности с организацией учебных задач, прокрастинация, низкая устойчивость к отвлечениям и частые ошибки из-за невнимательности, которые усиливаются в условиях языковых барьеров и миграционного стресса[15] .

СДВГ характеризуется нарушениями исполнительных функций, включая рабочую память, планирование и контроль внимания, что затрудняет выполнение учебных задач[16]. Эмоциональная дисрегуляция, проявляющаяся в повышенной раздражительности, перепадах настроения и трудностях с самоконтролем, является ключевой особенностью. Медицинская экосистема «Гемотест»[17] подчеркивает, что эмоциональная нестабильность повышает риск коморбидных расстройств, таких как тревожность, особенно в условиях стресса. Исследования «КонтурШкола»[18] подтверждают, что эмоциональные трудности усугубляются в условиях языковых и культурных барьеров, что особенно актуально для подростков с СДВГ, сталкивающихся с социальной изоляцией в немецких школах. Данный подход критически оценивается, поскольку он универсализирует эмоциональные проявления, не учитывая социокультурные факторы, такие как миграционный стресс.

В подростковом возрасте симптомы гиперактивности часто ослабевают, тогда как невнимательность и импульсивность остаются выраженными, усложняя социальную и академическую адаптацию[19]. Коморбидные расстройства, включая тревожные расстройства и депрессию, выявляются у 30–40% подростков с СДВГ[20]. В Германии особое внимание уделяется дифференциальной диагностике, чтобы исключить влияние внешних стрессоров, таких как миграция. Исследование O. Scholle[21] указывает на трудности интеграции мигрантов в немецкие школы, которые усиливают симптомы СДВГ за счет социальной изоляции и языковых барьеров.

Анализ симптоматики СДВГ у подростков требует дифференцированного подхода с учетом таких факторов как миграционная история и культурный контекст. Хотя позиция S. Pfeifer о возрастающей частоте диагностики подтверждает значимость данной проблемы, недостаточный учет этнокультурных факторов снижает практическую применимость выводов[22]. Миграционный контекст как фактор, влияющий на диагностические алгоритмы и выбор терапевтических стратегий, представляет собой перспективное направление для научного анализа.

Билингвизм, понимаемый как владение русским и немецким языками,а также, в некоторых случаях, другими языками, используемыми в миграционной среде[23], влияет на когнитивные процессы, включая внимание, рабочую память и исполнительные функции. N. Dünkel утверждает, что билингвы демонстрируют улучшенный когнитивный контроль благодаря переключению между языками, активирующему нейронные сети префронтальной коры[24]. Данный аспект важен для подростков с СДВГ, у которых нарушены исполнительные функции. Однако билингвизм создает когнитивную нагрузку, особенно в школе, где требуется быстрое переключение языков.

Нейропсихологические исследования, такие как работы N. Dünkel и V. Warditz, выявляют разнонаправленные эффекты билингвизма на исполнительные функции у лиц с СДВГ, что затрудняет формулирование однозначных выводов. N. Dünkel предполагает, что билингвизм улучшает контроль внимания, смягчая симптомы невнимательности. Например, подавление интерференции одного языка может компенсировать дефициты исполнительных функций. Лингвистические барьеры выступают значимым ограничивающим фактором при выявлении СДВГ у пациентов-мигрантов из русскоязычной среды. M. Marbach[25] подчеркивает, что низкая компетентность в немецком языке снижает доступ к медицинским услугам, приводя к недооценке СДВГ. Недостаточное владение языком усиливает чувство некомпетентности, влияя на эмоциональную регуляцию.

Билингвизм активирует префронтальную и переднюю поясную кору, ответственные за контроль внимания и подавление импульсов, что может компенсировать дефициты при СДВГ[26]. Однако переключение между языками увеличивает когнитивную нагрузку, усиливая импульсивность и невнимательность в стрессовых ситуациях, таких как экзамены. Медицинская платформа «Гемотест» предоставляет доказательства того, что когнитивные перегрузки являются провоцирующим фактором для усиления характерной для СДВГ симптоматики. В отличие от оптимистичных выводов N. Dünkel, эмпирические данные V. Warditz свидетельствуют, что когнитивные преимущества билингвизма проявляются лишь при достаточном уровне языковой компетенции и отсутствии хронического стресса. На наш взгляд, билингвизм – двойственный фактор: он может смягчать симптомы СДВГ, но усугублять их при низкой языковой компетентности. Перспективным направлением научного поиска представляется систематическое исследование когнитивных и поведенческих особенностей русскоязычных подростков с СДВГ в условиях немецкой лингвокультурной среды.

Социокультурная адаптация русскоязычных мигрантов сопряжена с преодолением различий в образовательных системах и нормативно-ценностных структурах. Исследование U. EL-Awad подчеркивает, что этническо-расовая социализация усиливает стресс у мигрантов, усугубляя нейроповеденческие проблемы[27]. А. А. Лакомова подтверждает, что языковые барьеры препятствуют интеграции подростков[28]. Е. И. Матюхова описывает опыт интеграции мигрантов в Германии, показывая, что социальная изоляция и культурные различия усиливают психологический дискомфорт, что особенно критично для подростков с СДВГ[29]. Адаптация к немецкой школьной системе требует высокой языковой и культурной компетентности.

Миграционный стресс усугубляет проявления СДВГ, в особенности симптомы невнимательности и эмоциональной дисрегуляции[30]. Как свидетельствует аналитика О. Scholle, образовательная система Германии демонстрирует недостаточную адаптацию к потребностям детей-мигрантов с нейроповеденческими расстройствами, что способствует их социальной изоляции[31]. Недостаточное обеспечение языкового сопровождения способствует усилению когнитивно-эмоционального переживания некомпетентности, детерминируя формирование деструктивных поведенческих стратегий. В этой связи следует отметить ограниченность подхода S. Pfeifer, акцентирующих исключительно фармакотерапию без учета значимых социокультурных детерминант[32].

Конструирование психолого-педагогического сопровождения для подростков-билингвов с СДВГ русскоязычного происхождения предполагает учет лингвокультурных особенностей. M. Marbach обосновывают целесообразность включения языковых аспектов в терапевтические стратегии для оптимизации медицинского сервиса[33]. Как демонстрирует E. Becker, психосоциальная поддержка на семейном уровне выступает критически важным элементом адаптационного процесса мигрантского населения[34]. Цифровые интервенции, такие как интерактивные приложения для управления симптомами СДВГ, могут дополнить традиционные методы терапии, особенно для мигрантов с ограниченным доступом к медицинским услугам, как отмечают V.  Warditz[35]. Предлагается внедрение билингвальных терапевтических программ с русскоязычными специалистами и проведение тренингов для педагогов, направленных на распознавание СДВГ и поддержку интеграции. Разработка школьных программ, способствующих языковому обучению и социальной адаптации, также необходима. Наш анализ позволяет утверждать, что культурная сенситивность терапевтических интервенций выступает существенным детерминантом, определяющим как интенсивность симптоматики, так и продуктивность реабилитационных мероприятий.

Как показало исследование, у русскоязычных подростков-мигрантов в Германии симптомы СДВГ, в частности, дефицит внимания, импульсивные реакции и нарушения эмоционального контроля, находятся в существенной зависимости от степени языковой адаптации и культурной интеграции. Билингвизм, как отмечает N. Dünkel, улучшает когнитивный контроль, но создает нагрузку при низкой языковой компетентности, усиливая невнимательность, например, в виде трудностей с концентрацией на уроках или частых ошибок при выполнении заданий[36]. Культурный стресс, описанный U. EL-Awad, способствует эмоциональной дисрегуляции, проявляющейся в повышенной раздражительности и перепадах настроения, что особенно выражено в условиях социальной изоляции[37]. Российские исследования подтверждают эти выводы, указывая на усиление симптомов СДВГ в стрессовых условиях[38][39]. Немецкие данные свидетельствуют о росте диагностики СДВГ, тем не менее игнорируют этнокультурные факторы[40]. На наш взгляд, клинические проявления СДВГ, такие как прокрастинация, низкая устойчивость к отвлечениям и эмоциональная нестабильность, усиливаются под влиянием миграционного стресса и языковых барьеров, что требует разработки адаптированных терапевтических подходов.

Научные данные, включая исследования G. Ayano и N. Dünkel, свидетельствуют о высокой значимости разработки билингвальных диагностических инструментов, обеспечивающих достоверную оценку психологических состояний в мультикультурном контексте. Эффективность образовательного процесса может быть существенно повышена посредством профессионального развития педагогических кадров в сфере выявления СДВГ и реализации инклюзивных образовательных практик. Культурно-сенситивное семейное консультирование, включающее компоненты языковой адаптации, представляет собой неотъемлемый элемент комплексной терапевтической помощи. Параллельно с этим, разработка специализированных учебных программ, направленных на социальную интеграцию и развитие языковых навыков, выступает значимым фактором успешной адаптации.

Дальнейшие исследования СДВГ у русскоязычных подростков-мигрантов должны сосредоточиться на эмпирических и лонгитюдных исследованиях, уточняющих влияние билингвизма и культурной адаптации на клиническую картину. Разработка стандартизированных билингвальных диагностических инструментов, учитывающих языковые и культурные особенности, позволит повысить точность диагностики. Изучение нейропсихологических механизмов взаимодействия билингвизма и СДВГ поможет определить условия, при которых билингвизм компенсирует или усиливает симптомы. Оценка эффективности культурно-чувствительных программ, включая билингвальную терапию и школьные интервенции, необходима для разработки клинических рекомендаций. Изучение воздействия миграционной политики Германии на возможности получения медицинской помощи мигрантами, как подчеркивают А. А. Салахутдинов и И. В. Чепарева[41], открывает новые перспективы для исследования СДВГ в условиях миграции и разработки интегрированных подходов к психологической поддержке в глобализирующемся мире.

[1] Ayano G., Demelash S., Gizachew Y. et al. The global prevalence of attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: An umbrella review of meta-analyses // Journal of Affective Disorders. – 2023. – Vol. 339. – P. 860–866 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lustn (дата обращения: 06.05.2025).

[2] Dünkel N., Knigge M., Brandt H. et al. Language exposure within peer and family contexts and bilingual reading profiles of German-Russian and German-Turkish adolescents in Germany // International Journal of Bilingualism. – 2024. – Vol. 29, № 1. – P. 128–146 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/13670069231221103 (дата обращения: 06.05.2025).

[3] EL-Awad U., Fathi A., Petermann F. et al. Uncovering the complexities of cultural identity: explicit vs. implicit measures of cultural preferences among refugee and immigrant adolescents in Germany // Current Psychology. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-025-07827-7 (дата обращения: 06.05.2025).

[4] Becker E. Migration and Cultural Integration in Germany // International Journal of Sociology. – 2024. – Vol. 8, № 2. – P. 25–35 [Электронный ресурс]. URL: https://iprjb.org/journals/index.php/IJS/article/view/2590 (дата обращения: 07.05.2025).

[5] Pfeifer S., Beyer A.K., Beck L. et al. When do parents report their child’s administrative ADHD diagnosis? A utilisation-based analysis from the consortium project INTEGRATE-ADHD // J Health Monit. – 2024. – Vol. 9, № 3. – P. e12676 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lusxi (дата обращения: 06.05.2025).

[6] Marbach M., Vallizadeh E., Harder N. et al. Does ad hoc language training improve the economic integration of refugees? // Journal of the Royal Statistical Society. Series A. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lut8B (дата обращения: 06.05.2025).

[7] Лакомова А.А. Социальная адаптация мигрантов в России // Вестник науки. – 2023. – № 4. – С. 45–52 [Электронный ресурс]. URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/download/286709/264219 (дата обращения: 06.05.2025).

[8] Матюхова Е.И. Интеграция мигрантов в Германии: позитивная роль негосударственных акторов // Общественные науки и современность. – 2024. – № 2. – С. 119–133 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lut5d (дата обращения: 07.05.2025).

[9] Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, симптомы, лечение. – М.: Медицинская экосистема «Гемотест», 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-igiperaktivnosti-sdvg/ (дата обращения: 06.05.2025).

[10] Ayano G., Demelash S., Gizachew Y. et al. The global prevalence of attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: An umbrella review of meta-analyses // Journal of Affective Disorders. – 2023. – Vol. 339. – P. 860–866 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lustn (дата обращения: 06.05.2025).

[11] Салахутдинов А.А., Чепарева И.В. Политика интеграции иммигрантов в сравнительной перспективе (Россия – Германия) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2022. – № 1 (11). – С. 233–241 [Электронный ресурс]. URL: https://journal.asu.ru/sidec/article/view/13113 (дата обращения: 07.05.2025).

[12] American Psychiatric Association, DSM-5 Task Force. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5™ (5th ed.). – Washington, DC: American Psychiatric Publishing, Inc., 2025. – 947 с.

[13] Pfeifer S., Beyer A.K., Beck L. et al. When do parents report their child’s administrative ADHD diagnosis? A utilisation-based analysis from the consortium project INTEGRATE-ADHD // J Health Monit. – 2024. – Vol. 9, № 3. – P. e12676 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lusxi (дата обращения: 06.05.2025).

[14] Dünkel N., Knigge M., Brandt H. et al. Language exposure within peer and family contexts and bilingual reading profiles of German-Russian and German-Turkish adolescents in Germany // International Journal of Bilingualism. – 2024. – Vol. 29, № 1. – P. 128–146 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/13670069231221103 (дата обращения: 06.05.2025).

[15] Ayano G., Demelash S., Gizachew Y. et al. The global prevalence of attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: An umbrella review of meta-analyses // Journal of Affective Disorders. – 2023. – Vol. 339. – P. 860–866 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lustn (дата обращения: 06.05.2025).

[16] Barkley R. ADHD: Handbook for Diagnosis and Treatment. – New York: Guilford Press, 2020. – 913 с.

[17]Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, симптомы, лечение. – М.: Медицинская экосистема «Гемотест», 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-igiperaktivnosti-sdvg/ (дата обращения: 06.05.2025).

[18] Как педагогу помочь ребенку мигранту адаптироваться в школе. – Екатеринбург: КонтурШкола, СКБ Контур, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://school.kontur.ru/publications/2496 (дата обращения: 06.05.2025).

[19] Ayano G., Demelash S., Gizachew Y. et al. The global prevalence of attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: An umbrella review of meta-analyses // Journal of Affective Disorders. – 2023. – Vol. 339. – P. 860–866 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lustn (дата обращения: 06.05.2025).

[20] Pfeifer S., Beyer A.K., Beck L. et al. When do parents report their child’s administrative ADHD diagnosis? A utilisation-based analysis from the consortium project INTEGRATE-ADHD // J Health Monit. – 2024. – Vol. 9, № 3. – P. e12676 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lusxi (дата обращения: 06.05.2025).

[21] Scholle O., Kollhorst B., Riedel O., Bachmann C.J. et al. First-Time Users of ADHD Medication Among Children and Adolescents in Germany: An Evaluation of Adherence to Prescribing Guidelines Based on Claims Data // Frontiers in Psychiatry. – 2021. – Vol. 12. – P. 653093 [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychiatry/articles/10.3389/fpsyt.2021.653093/full (дата обращения: 06.05.2025).

[22] Pfeifer S., Beyer A.K., Beck L. et al. When do parents report their child’s administrative ADHD diagnosis? A utilisation-based analysis from the consortium project INTEGRATE-ADHD // J Health Monit. – 2024. – Vol. 9, № 3. – P. e12676 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lusxi (дата обращения: 06.05.2025).

[23] Warditz V., Meir N. et al. Ukrainian-Russian bilingualism in the war-affected migrant and refugee communities in Austria and Germany: a survey-based study on language attitudes // Frontiers in Psychology. – 2024. – Vol. 15. – P. 1364112 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3LutCq (дата обращения: 07.05.2025).

[24] Dünkel N., Knigge M., Brandt H. et al. Language exposure within peer and family contexts and bilingual reading profiles of German-Russian and German-Turkish adolescents in Germany // International Journal of Bilingualism. – 2024. – Vol. 29, № 1. – P. 128–146 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/13670069231221103 (дата обращения: 06.05.2025).

[25] Marbach M., Vallizadeh E., Harder N. et al. Does ad hoc language training improve the economic integration of refugees? // Journal of the Royal Statistical Society. Series A. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lut8B (дата обращения: 06.05.2025).

[26] Dünkel N., Knigge M., Brandt H. et al. Language exposure within peer and family contexts and bilingual reading profiles of German-Russian and German-Turkish adolescents in Germany // International Journal of Bilingualism. – 2024. – Vol. 29, № 1. – P. 128–146 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/13670069231221103 (дата обращения: 06.05.2025).

[27] EL-Awad U., Fathi A., Petermann F. et al. Uncovering the complexities of cultural identity: explicit vs. implicit measures of cultural preferences among refugee and immigrant adolescents in Germany // Current Psychology. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-025-07827-7 (дата обращения: 06.05.2025).

[28] Лакомова А.А. Социальная адаптация мигрантов в России // Вестник науки. – 2023. – № 4. – С. 45–52 [Электронный ресурс]. URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/download/286709/264219 (дата обращения: 06.05.2025).

[29] Матюхова Е.И. Интеграция мигрантов в Германии: позитивная роль негосударственных акторов // Общественные науки и современность. – 2024. – № 2. – С. 119–133 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lut5d (дата обращения: 07.05.2025).

[30] Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, симптомы, лечение. – М.: Медицинская экосистема «Гемотест», 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-igiperaktivnosti-sdvg/ (дата обращения: 06.05.2025).

[31] Scholle O., Kollhorst B., Riedel O., Bachmann C.J. et al. First-Time Users of ADHD Medication Among Children and Adolescents in Germany: An Evaluation of Adherence to Prescribing Guidelines Based on Claims Data // Frontiers in Psychiatry. – 2021. – Vol. 12. – P. 653093 [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychiatry/articles/10.3389/fpsyt.2021.653093/full (дата обращения: 06.05.2025).

[32] Pfeifer S., Beyer A.K., Beck L. et al. When do parents report their child’s administrative ADHD diagnosis? A utilisation-based analysis from the consortium project INTEGRATE-ADHD // J Health Monit. – 2024. – Vol. 9, № 3. – P. e12676 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lusxi (дата обращения: 06.05.2025).

[33] Marbach M., Vallizadeh E., Harder N. et al. Does ad hoc language training improve the economic integration of refugees? // Journal of the Royal Statistical Society. Series A. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lut8B (дата обращения: 06.05.2025).

[34] Becker E. Migration and Cultural Integration in Germany // International Journal of Sociology. – 2024. – Vol. 8, № 2. – P. 25–35 [Электронный ресурс]. URL: https://iprjb.org/journals/index.php/IJS/article/view/2590 (дата обращения: 07.05.2025).

[35] Warditz V., Meir N. et al. Ukrainian-Russian bilingualism in the war-affected migrant and refugee communities in Austria and Germany: a survey-based study on language attitudes // Frontiers in Psychology. – 2024. – Vol. 15. – P. 1364112 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3LutCq (дата обращения: 07.05.2025).

[36] Dünkel N., Knigge M., Brandt H. et al. Language exposure within peer and family contexts and bilingual reading profiles of German-Russian and German-Turkish adolescents in Germany // International Journal of Bilingualism. – 2024. – Vol. 29, № 1. – P. 128–146 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/13670069231221103 (дата обращения: 06.05.2025).

[37] EL-Awad U., Fathi A., Petermann F. et al. Uncovering the complexities of cultural identity: explicit vs. implicit measures of cultural preferences among refugee and immigrant adolescents in Germany // Current Psychology. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-025-07827-7 (дата обращения: 06.05.2025).

[38] Лакомова А.А. Социальная адаптация мигрантов в России // Вестник науки. – 2023. – № 4. – С. 45–52 [Электронный ресурс]. URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/download/286709/264219 (дата обращения: 06.05.2025).

[39] Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, симптомы, лечение. – М.: Медицинская экосистема «Гемотест», 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-igiperaktivnosti-sdvg/ (дата обращения: 06.05.2025).

[40] Pfeifer S., Beyer A.K., Beck L. et al. When do parents report their child’s administrative ADHD diagnosis? A utilisation-based analysis from the consortium project INTEGRATE-ADHD // J Health Monit. – 2024. – Vol. 9, № 3. – P. e12676 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lusxi (дата обращения: 06.05.2025).

[41] Салахутдинов А.А., Чепарева И.В. Политика интеграции иммигрантов в сравнительной перспективе (Россия – Германия) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2022. – № 1 (11). – С. 233–241 [Электронный ресурс]. URL: https://journal.asu.ru/sidec/article/view/13113 (дата обращения: 07.05.2025).

 

References

1. Ayano G., Demelash S., Gizachew Y. et al. The global prevalence of attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: An umbrella review of meta-analyses // Journal of Affective Disorders. – 2023. – Vol. 339. – P. 860–866 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lustn (дата обращения: 06.05.2025).
2. Pfeifer S., Beyer A.K., Beck L. et al. When do parents report their child's administrative ADHD diagnosis? A utilisation-based analysis from the consortium project INTEGRATE-ADHD // J Health Monit. – 2024. – Vol. 9, № 3. – P. e12676 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lusxi (дата обращения: 06.05.2025).
3. Dünkel N., Knigge M., Brandt H. et al. Language exposure within peer and family contexts and bilingual reading profiles of German-Russian and German-Turkish adolescents in Germany // International Journal of Bilingualism. – 2024. – Vol. 29, № 1. – P. 128–146 [Электронный ресурс]. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/13670069231221103 (дата обращения: 06.05.2025).
4. Лакомова А.А. Социальная адаптация мигрантов в России // Вестник науки. – 2023. – № 4. – С. 45–52 [Электронный ресурс]. URL: https://ogarev-online.ru/2311-2468/article/download/286709/264219 (дата обращения: 06.05.2025).
5. Marbach M., Vallizadeh E., Harder N. et al. Does ad hoc language training improve the economic integration of refugees? // Journal of the Royal Statistical Society. Series A. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lut8B (дата обращения: 06.05.2025).
6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины, симптомы, лечение. – М.: Медицинская экосистема «Гемотест», 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/sindrom-defitsita-vnimaniya-igiperaktivnosti-sdvg/ (дата обращения: 06.05.2025).
7. Как педагогу помочь ребенку мигранту адаптироваться в школе. – Екатеринбург: КонтурШкола, СКБ Контур, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://school.kontur.ru/publications/2496 (дата обращения: 06.05.2025).
8. Scholle O., Kollhorst B., Riedel O., Bachmann C.J. et al. First-Time Users of ADHD Medication Among Children and Adolescents in Germany: An Evaluation of Adherence to Prescribing Guidelines Based on Claims Data // Frontiers in Psychiatry. – 2021. – Vol. 12. – P. 653093 [Электронный ресурс]. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychiatry/articles/10.3389/fpsyt.2021.653093/full (дата обращения: 06.05.2025).
9. EL-Awad U., Fathi A., Petermann F. et al. Uncovering the complexities of cultural identity: explicit vs. implicit measures of cultural preferences among refugee and immigrant adolescents in Germany // Current Psychology. – 2025 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-025-07827-7 (дата обращения: 06.05.2025).
10. Салахутдинов А.А., Чепарева И.В. Политика интеграции иммигрантов в сравнительной перспективе (Россия – Германия) // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2022. – № 1 (11). – С. 233–241 [Электронный ресурс]. URL: https://journal.asu.ru/sidec/article/view/13113 (дата обращения: 07.05.2025).
11. Матюхова Е.И. Интеграция мигрантов в Германии: позитивная роль негосударственных акторов // Общественные науки и современность. – 2024. – № 2. – С. 119–133 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3Lut5d (дата обращения: 07.05.2025).
12. Becker E. Migration and Cultural Integration in Germany // International Journal of Sociology. – 2024. – Vol. 8, № 2. – P. 25–35 [Электронный ресурс]. URL: https://iprjb.org/journals/index.php/IJS/article/view/2590 (дата обращения: 07.05.2025).
13. American Psychiatric Association, DSM-5 Task Force. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5™ (5th ed.). – Washington, DC: American Psychiatric Publishing, Inc., 2025. – 947 с.
14. Barkley R. ADHD: Handbook for Diagnosis and Treatment. – New York: Guilford Press, 2020. – 913 с.
15. Warditz V., Meir N. et al. Ukrainian-Russian bilingualism in the war-affected migrant and refugee communities in Austria and Germany: a survey-based study on language attitudes // Frontiers in Psychology. – 2024. – Vol. 15. – P. 1364112 [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3LutCq (дата обращения: 07.05.2025).