Abstract: In the modern world, characterized by a high pace of life, information overload and ever-increasing demands on human adaptive abilities, the problem of emotional stress is of particular relevance. Emotional stress, being a natural reaction of the body to stress, when chronic can lead to serious psychological and somatic disorders, decreased quality of life and performance. The purpose of the study is to study the effectiveness of cognitively-oriented techniques for relieving emotional stress. Accordingly, the purpose of the empirical part of this work is to study the level of emotional stress at the initial stage, to study the effectiveness of cognitively-oriented techniques for relieving emotional stress after correctional work. In the process of work, it is supposed to identify to what extent these techniques contribute to reducing the level of emotional stress, as well as how they affect the psychological well-being and behavior of women.
Keywords: development of psychology, emotional stress of the individual, stress reduction, application of cognitive-oriented techniques.
Целью исследования является изучение изучить эффективность когнитивно-ориентированных техник снятия эмоционального напряжения. Соответственно, целью эмпирической части данной работы является изучение уровня эмоционального напряжения на начальном этапе, изучение эффективности применения когнитивно-ориентированных техник снятия эмоционального напряжения после коррекционной работы. В процессе работы предполагается выявить, насколько эти техники способствуют снижению уровня эмоционального напряжения, а также как они влияют на психологическое благополучие и поведение женщин. [3, с. 12]
Цель обусловила постановку эмпирических задач:
– разработка и внедрение когнитивно-ориентированных техник снятия эмоционального напряжения;
– определение уровня эмоционального напряжения у испытуемых до и после применения когнитивно-ориентированных техник;
– анализ результатов исследования, включая количественные и качественные данные, для оценки успешности и эффективности выбранных методов.
Указанные задачи отражают логику психологического эксперимента.
Гипотеза исследования: Эмоциональное напряжение личности снижается после применения когнитивно-ориентированных техник.
Классическая организация эксперимента предусматривает три этапа: [4, с. 61]
– подготовка;
– диагностика и сбор данных;
– анализ и психологическая интерпретация данных.
База исследования: Центр интегративной медицины и SPA «Wellcure», г. Москва.
В исследованные приняли участие рандомизированными образом выбранные и распределенные на группы 58 человек, из которых 29 вошли в контрольную группу (далее – КГ), и 29 — в экспериментальную (далее – ЭГ).
Эксперимент проводился в форме «тест-воздействие-ретест», то есть, проводилась первичная диагностика, коррекционное воздействие, вторичная диагностика. [1, с. 74]
В коррекционную программу вошли: когнитивно-ориентированные техники снятия эмоционального напряжения, массаж.
В контрольной группе проводились только сеансы массажа.
В контексте такого исследования были использованы следующие методы исследования: [5, с. 492]
1.Теоретические методы (анализ научной литературы по проблеме исследования).
2.Эмпирические методы:
– Методика самооценки эмоциональных состояний А.Уэссман и Д.Рикс; методика САН (самочувствие, активность, настроение); шкала позитивного и негативного аффекта. [6, с. 125]
– Когнитивно-ориентированные техники.
3.Методы математической статистики (коэффициент корреляции Спирмена и коэффициент значимых различий Манна Уитни). [7, с. 153]
На формирующем этапе была реализована программа снятия эмоционального напряжения с помощью когнитивно-ориентированных техник. Упражнения, включенные в программу, представляют собой научно обоснованные методы, способствующие снижению эмоционального напряжения, повышению телесной осознанности и развитию навыков эмоциональной саморегуляции у женщин. Комплексная интеграция дыхательных, телесно-ориентированных практик позволяет достичь устойчивых изменений в эмоциональной сфере и способствует восстановлению внутреннего баланса женщины.
После реализации программы снятия эмоционального напряжения было организовано повторное тестирование женщин по трем заявленным методикам. Рассмотрим полученные результаты в сравнении первоначальной и повторной диагностики для экспериментальной группы.
Рассмотрим результаты по методике А. Уэссмана, Д. Рикса (таблица 1).
Таблица 1
Средние значения самооценки эмоционального состояния (по методике А. Уэссмана, Д. Рикса)
ЭГ | КГ | |||
До программы | После программы | До программы | После программы | |
Спокойствие – тревожность | 4,04 | 6,8 | 3,98 | 4,2 |
Энергичность – усталость | 8,8 | 9,2 | 8,67 | 8,8 |
Приподнятость – подавленность | 8,25 | 8,7 | 8,07 | 8,2 |
Уверенность в себе – чувство беспомощности | 6,08 | 7,4 | 6,01 | 6,3 |
Результаты повторной диагностики эмоционального состояния по методике А. Уэссмана и Д. Рикса в экспериментальной группе демонстрируют выраженные позитивные изменения по всем ключевым шкалам, что позволяет говорить об эффективности применённых когнитивно-ориентированных техник в снижении эмоционального напряжения.
Шкала «Спокойствие – тревожность». Среднее значение увеличилось с 4,04 до 6,8, что свидетельствует о статистически и клинически значимом снижении уровня тревожности. Данный результат указывает на формирование устойчивого состояния внутреннего спокойствия и эмоционального комфорта. Повышение по данной шкале может быть обусловлено регулярной практикой техник саморегуляции, в частности, упражнением «Стоп-кран», дыхательными техниками и телесно-ориентированными методами, направленными на восстановление нейровегетативного баланса. [2, с. 121]
Шкала «Энергичность – усталость». Увеличение показателя с 8,8 до 9,2 отражает умеренное, но позитивное изменение уровня субъективной энергичности и бодрости. Этот результат может быть связан с уменьшением эмоционального истощения, восстановлением психофизиологических ресурсов, а также с повышением уровня мотивации и вовлеченности в повседневную активность.
Шкала «Приподнятость – подавленность». Показатель вырос с 8,25 до 8,7, что свидетельствует об улучшении эмоционального тонуса и уменьшении признаков подавленного состояния. Это может указывать на формирование более устойчивого положительного эмоционального фона и снижение выраженности симптомов субдепрессии или эмоционального выгорания.
Шкала «Уверенность – беспомощность». Наиболее значительные изменения наблюдаются по шкале уверенности, где показатель увеличился с 6,08 до 7,4. Это позволяет говорить о значительном росте субъективного чувства контроля, самоэффективности и внутренней устойчивости. Подобная динамика особенно ценна в контексте коррекционной работы, направленной на восстановление психологической автономии, самоподдержки и способности к адаптивному реагированию на стрессовые стимулы.
В контрольной группе существенных изменений по всем шкалам не зафиксировано. Это подтверждает, что массаж как изолированное воздействие оказывает ограниченное влияние на когнитивные и эмоциональные компоненты состояния, в то время как когнитивно-ориентированные техники, применяемые в экспериментальной группе, обеспечили значимый прогресс в снижении эмоционального напряжения и повышении адаптивных психоэмоциональных характеристик.
Данные по экспериментальной группе отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Среднее значение показателей самооценки эмоционального состояния (по методике А. Уэссмана, Д. Рикса) до и после коррекционной программы в экспериментальной группе
Полученные результаты демонстрируют позитивную динамику по всем шкалам, что позволяет говорить об эффективности проведенной работы по формированию навыков эмоциональной саморегуляции. Наибольшие изменения зафиксированы по шкале «спокойствие-тревожность» и «уверенность-беспомощность», что указывает на укрепление адаптационных механизмов участников и снижение уровня психоэмоционального напряжения.
Таблица 2
Результаты исследования психоэмоциональных состояний респондентов по методике САН
ЭГ | КГ | |||
До программы | После программы | До программы | После программы | |
Самочувствие | 3,8 | 4,9 | 3,9 | 4,1 |
Активность | 3,7 | 4,8 | 3,7 | 4,0 |
Настроение | 3,8 | 4,9 | 3,8 | 4,0 |
Результаты повторной диагностики, проведённой по методике САН (самочувствие, активность, настроение), демонстрируют выраженные позитивные изменения в показателях психоэмоционального состояния в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной программы.
Шкала «Самочувствие». Повышение среднего значения с 3,8 до 4,9 указывает на значительное улучшение как физического, так и эмоционального состояния участников. Согласно критериям интерпретации, это означает переход из зоны низкого уровня в зону благоприятного состояния. Такой результат может быть обусловлен как снижением психофизиологического напряжения, так и восстановлением общего ресурса организма на фоне регулярной практики когнитивно-ориентированных и телесно-ориентированных техник, способствующих релаксации и саморегуляции.
Шкала «Активность». Увеличение показателя с 3,7 до 4,8 свидетельствует об усилении жизненного тонуса, активности и мотивации. Это может интерпретироваться как восстановление энергетических ресурсов, снижение признаков усталости и эмоционального истощения. Подобная динамика особенно важна для оценки эффективности интервенций, направленных на преодоление состояний, близких к хроническому стрессу или эмоциональному выгоранию.
Шкала «Настроение». Рост значения с 3,8 до 4,9 отражает улучшение эмоционального фона, снижение уровня подавленности и повышение субъективного ощущения благополучия. Это также может говорить о стабилизации аффективной сферы и формировании более устойчивого положительного эмоционального состояния, которое является одним из ключевых индикаторов психологической устойчивости и адаптации.
В контрольной группе каких-либо значимых изменений не произошло.
Данные исследования психоэмоциональных состояний респондентов по методике САН по экспериментальной группе до и после проведения коррекционной программы отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Среднее значение показателей психоэмоциональных состояний респондентов по методике САН до и после коррекционной программы в экспериментальной группе
В результате повторного тестирования можно утверждать, что в экспериментальной группе улучшились показатели теста САН: самочувствие, активность, настроение. Такие результаты позволяют сделать вывод, что женщины после программы снятия эмоционального напряжения с помощью КПТ стали более открыто выражать свои эмоции, уменьшилось эмоциональное напряжение, и как следствие улучшилось общее самочувствие и настроение. Динамика особенно выражена в показателях самочувствия и настроения, что позволяет говорить об эффективности примененной программы.
Далее была проведена оценка показателей эмоциональных состояний по шкале позитивного и негативного аффектов.
Таблица 2
Распределение показателей эмоциональных состояний по шкале позитивного и негативного аффектов
ЭГ | КГ | |||
До программы | После программы | До программы | После программы | |
Позитивный аффект | 41,83 | 45,3 | 40,72 | 41,2 |
Негативный аффект | 40,68 | 34,41 | 41,03 | 40,86 |
Значительное увеличение показателя по шкале «позитивный аффект» в экспериментальной группе с 41,83 до 45,3 подтверждает положительные изменения в эмоциональном фоне респондентов. Это указывает на рост уровня позитивных эмоций (радости, удовлетворения, счастья), что может свидетельствовать о повышении общего благополучия и эмоциональной устойчивости участников программы.
Существенное снижение показателя с 40,68 до 34,41 в экспериментальной группе указывает на снижение уровня негативных эмоций (тревоги, страха, уныния и т. д.). Этот результат свидетельствует о успешной коррекции негативных эмоций, таких как тревожность и раздражительность, а также об общем улучшении психоэмоционального состояния.
На рисунке 3 представлено среднее значение показателей эмоциональных состояний по шкале позитивного и негативного аффектов до и после коррекционной программы в экспериментальной группе.
Рисунок 3. Среднее значение показателей эмоциональных состояний по шкале позитивного и негативного аффектов до и после коррекционной программы в экспериментальной группе
Полученные результаты демонстрируют позитивную динамику в эмоциональном состоянии респондентов экспериментальной группы: увеличение позитивного аффекта и снижение негативного аффекта. Это свидетельствует об эффективности программы в части повышения эмоционального благополучия и психоэмоциональной устойчивости участников.
В работе проведена проверка достоверности различий результатов повторного тестирования, для этого мы использовали t-критерий Вилкоксона. Достоверными являются различия по всем показателям на уровне значимости p<0.05.
Таблица 3
Уровень достоверности различий в экспериментальной группе (Т-критерий Вилкоксона)
Шкала | До программы | После программы | t- критерий | Уровень
значимости |
Спокойствие – тревожность | 4,04 |
6,8 |
2.122 |
0.0199 |
Энергичность – усталость | 8,8 | 9,2 | 1.998 | 0.0211 |
Приподнятость – подавленность | 8,25 | 8,7 | 2.155 | 0.0111 |
Уверенность в себе – чувство беспомощности | 6,08 | 7,4 | 4.233 | 0.0022 |
Самочувствие | 3,8 | 4,9 | 6.423 | 0.00012 |
Активность | 3,7 | 4,8 | 4.102 | 0.0027 |
Настроение | 3,8 | 4,9 | 4.308 | 0.0019 |
Позитивный аффект | 41,83 | 45,3 | 3.155 | 0.0122 |
Негативный аффект | 40,68 | 34,41 | -3.622 | 0.0056 |
Р<0.05
Таким образом, количественная и качественная обработка полученных результатов, статистический анализ, интерпретация данных результатов показали значимые различия между данными экспериментальной группы до и после применения программы снятия эмоционального напряжения с применением техник КТП. Это подтверждается как изменениями в шкале позитивного и негативного аффекта (повышение позитивных эмоций и снижение негативных), так и улучшениями по шкале САН (самочувствие, активность, настроение).
Статистический анализ с использованием Т-критерия Вилкоксона также показал достоверные улучшения во всех ключевых показателях, что подтверждает эффективность программы по снижению уровня эмоционального напряжения. Таким образом, программа оказала положительное воздействие на участников, снизив их эмоциональное напряжение и улучшив общие психоэмоциональные показатели в экспериментальной группе.
Полученные результаты демонстрируют высокую эффективность разработанной коррекционной программы, включающей когнитивно-ориентированные методы саморегуляции. Положительная динамика по всем шкалам в экспериментальной группе свидетельствует о целостном улучшении психоэмоционального фона, снижении тревожности, повышении уровня субъективной энергии, эмоциональной приподнятости и уверенности в себе.
Это подтверждает гипотезу исследования о снижении эмоционального напряжения после применения когнитивно-ориентированных техник и указывает на перспективность их дальнейшего применения в практике психологической помощи.
References
1. Абдуллаева А.С., Методы коррекции и лечения психосоматических расстройств // Психолог. 2024. №3. – С. 70-78.2. Андреева Г. В. Психолого–педагогические возможности арт–терапии как метода коррекции тревожности // Всероссийский исследовательский форум студентов и учащихся: Сборник статей IV Всероссийской научно– практической конференции, Петрозаводск, 2021 г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 118– 123.
3. Бартош О.П., Бартош Т.П., Изучение эффективности психотерапевтических методов в разных возрастных группах тревожных детей и подростков // Российский психологический журнал. 2021. №3. – С. 6-17.
4. Бернс Д. Терапия беспокойства: Как справляться со страхами, тревогами и паническими атаками без лекарств. М.: Альпина Паблишер, 2021. – 128 с.
5. Дроздова, И. А. Психология здоровья: осознания личностью ценности своего здоровья как ценности для всего общества // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник научных трудов / Москва: Московский психолого-социальный университет, 2022. – С. 487–496.
6. Ковпак, Д., & Ёжиков, А. Системный когнитивно-поведенческий коучинг: понятие и основы методологии. VII Международный съезд Ассоциации когнитивно поведенческой психотерапии CBTFORUM: сборник научных статей. СПб, 2021. – С. 117-148.
7. Костромина С.Н., Ануфриев А.Ф., Чмель В.И. Когнитивные, личностные и мотивационные особенности педагога-психолога и эффективность диагностической деятельности // Педагогика и психология образования. 2021. №4. – С. 144-163.