Training of personnel of the fuel and energy complex of the Russian Federation using virtual reality

UDC 620.9
Publication date: 31.10.2024
International Journal of Professional Science №10-2-2024

Training of personnel of the fuel and energy complex of the Russian Federation using virtual reality

Обучение персонала топливно-энергетического комплекса РФ с применением виртуальной реальности

Fedoruk Sofya Sergeevna,
Shiryaev Alexander Dmitrievich,


1. Master's student at the Department of Heat Power Installations and Heat Engines,
St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.
Higher School of Technology and Energy
2. Assistant of the Department of Heat Power Installations and Heat Engines,
St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.
Higher School of Technology and Energy


Федорук Софья Сергеевна,
Ширяев Александр Дмитриевич,
1. Магистрант кафедры Теплосиловых установок и тепловых двигателей,
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Высшая школа технологии и энергетики
2. Ассистент кафедры Теплосиловых установок и тепловых двигателей,
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Высшая школа технологии и энергетики
Аннотация: В данной статье рассматривается возможность внедрения технологии виртуальной реальности (VR) в обучении персонала энергетического сектора, что может значительно повысить эффективность подготовки сотрудников, снизить травматизм и оптимизировать производственные процессы. В работе приведены преимущества VR-систем, такие как реалистичные симуляции, сценарные тренировки и возможность удаленного мониторинга оборудования. Приводятся примеры успешного применения VR в энергетических компаниях Российской Федерации, а также рассматриваются риски и проблемы, связанные с интеграцией VR-технологий.

Abstract: This article discusses the possibility of introducing virtual reality (VR) technology in the training of personnel in the energy sector, which can significantly improve the effectiveness of employee training, reduce injuries and optimize production processes. The paper presents the advantages of VR systems, such as realistic simulations, scenario training and the possibility of remote monitoring of equipment. Examples of successful VR applications in energy companies of the Russian Federation are given, as well as the risks and problems associated with the integration of VR technologies are considered.
Ключевые слова: цифровизация, образование, энергетика, программное обеспечение, виртуальная реальность, учебный процесс, персонал.

Keywords: digitalization, education, energy, software, virtual reality, educational process, personnel.


Энергетика является фундаментом финансовой стабильности Российской Федерации и во многом определяет пути развития страны в политической и экономической сферах. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации [1].

По данным на июль 2024 года, российской энергетике требуется не менее 200-300 тысяч работников в год при их общей численности в 2,7 миллиона человек [2]. На рынке труда энергетической отрасли Российской Федерации наблюдается кадровый голод, существует больше вакансий, чем специалистов. Вице-премьер РФ Александр Новак сообщил: «В энергетике, как и любой отрасли, сейчас нужны специалисты, в основном инженерно-технический персонал, ну и, конечно, рабочие кадры».

В последние десятилетия происходит компьютеризация топливно-энергетического комплекса Российской Федерации и увеличение веса информационных технологий в энергетике. Сегодняшний процесс цифровизации охватывает множество аспектов общественного прогресса.

В связи с тем, что энергетическая промышленность – это одно из самых сложных и в то же время важных направлений, в ней отмечается выраженная нехватка персонала, способного не только выполнять рядовые процессы, но и проводить ремонтные работы. Обучение в данном направлении достаточно затратное, но проблема в том, что знания, полученные в ходе работы с печатными материалами, не дают того опыта, который необходим на практике. Изменить ситуацию в энергетике позволят технологии виртуальной реальности (VR), представляющие собой созданный иллюзорный мир, который воспринимается участником посредством зрения, слуха и других чувств. В VR можно имитировать не только воздействие на те или иные предметы, но и обратную реакцию на это воздействие. Все процессы протекают в режиме реального времени. Достигается это за счет применения шлемов, очков, специального программного обеспечения. Дополнительно могут использоваться контроллеры, которые дают возможность человеку взаимодействовать с виртуальными элементами [3].

Управление кадрами в сфере энергетики отличается особыми требованиями из-за важности обеспечения безопасности, сложности технологических процессов и необходимости соблюдения строгих нормативов, помимо этого вопрос дефицита специалистов высокой квалификации, который частично объясняется нехваткой современного оборудования для обучения персонала. Эта проблема недостаточной подготовки кадров может приводить к увеличению числа технологических ошибок, совершаемых сотрудниками.

Использование VR-технологий в сфере энергетики действительно может существенно изменить подход к обучению и повышению квалификации специалистов, позволит уменьшить временные и финансовые затраты на поддержание высокого уровня безопасности, при этом повысив этот стандарт по сравнению с классическими подходами. Несколько ключевых аспектов, которые подчеркивают важность использования VR-технологий приведены на рисунке 1.

   Рисунок 1. Аспекты использования VR-технологий

Обучение и тренировка персонала включает в себя:

  1. Симуляции;

VR позволяет создать реалистичные симуляции работы с оборудованием, что помогает обучать сотрудников безопасным и эффективным методам работы.

  1. Сценарные тренировки.

Сотрудники могут практиковаться в решении различных ситуаций, включая аварийные, что повышает их готовность к реальным вызовам.

Следующим аспектом VR-технологий является возможность проектировать и планировать:

  1. Визуализация проектов;

Инженеры и проектировщики могут использовать VR для визуализации энергетических объектов еще до их строительства, что помогает выявить возможные проблемы и оптимизировать проект.

  1. Анализ данных.

VR может интегрироваться с данными о производительности и состоянии оборудования, позволяя специалистам более эффективно анализировать и принимать решения.

Мониторинг и обслуживание представляет собой:

  1. Удаленный доступ;

Специалисты могут использовать VR для удаленного мониторинга и диагностики оборудования, что позволяет сократить время простоя и повысить эффективность обслуживания.

  1. Интерактивные инструкции.

Виртуальная реальность может предоставлять инструкции по ремонту и обслуживанию в реальном времени, что упрощает работу техников.

Важным аспектом в VR-технологиях является безопасность:

  1. Обучение по охране труда;

VR-тренинги могут включать сценарии, связанные с безопасностью, позволяя сотрудникам учиться реагировать на потенциальные угрозы в контролируемой среде.

  1. Оценка рисков.

Виртуальные симуляции могут помочь в оценке рисков и тестировании различных стратегий.

Помимо безопасности нельзя забывать про психологическую подготовку. Обучение в VR может помочь сотрудникам справляться с психологическими аспектами работы в условиях стресса, что особенно актуально в аварийных ситуациях.

При внедрении нового оборудования, его изучение также проводится с применением виртуальной реальности. Это более эффективно для персонала, так как все элементы они видят визуально, и безопасно для самого оборудования, так как неверное движение работника может привести к поломке агрегата. Например, специалисту поступает сообщение о неисправности в конкретном узле. Еще до того, как приступить к работе, он может посредством VR изучить объект, создать сценарий неисправности и выбрать способы решения проблемы. В сочетании с дополненной реальностью, когда созданная картинка накладывается на реальный объект посредством ранее установленных камер и мобильных устройств, можно даже руководить ремонтными работами удаленно.

Для оценки эффективности применения виртуальной реальности в сфере энергетики была рассмотрена ПАО «ТГК-1». Компания является ведущим производителем электрической и тепловой энергии в Северо-Западном регионе России, которая объединяет 52 электростанции в четырех субъектах РФ [4].

Был проведен анализ стратегии цифровой трансформации орагнизации, в которой происходит активное внедрение цифровых решений в разнообразные аспекты деятельности. В частности, были исследованы три цифровые системы, применяемые для обучения и развития персонала:

  1. Цифровая система «Мониторинг знаний персонала», которая направлена на улучшение профессиональных навыков оперативного персонала, поддержание актуальных знаний среди сотрудников и минимизацию числа инцидентов, вызванных человеческим фактором;
  2. Цифровая система оценки «KPI», разработанная для мониторинга и улучшения производительности работников, их профессионального развития и отслеживания их достижений;
  3. Мультимедийная платформа «Energy TV», предназначенная для распространения важной информации среди подразделений компании, напоминания о нормах охраны труда и проведения дистанционных трансляций обучающих материалов.

Важно отметить, что при внедрении таких технологий необходимо учитывать опыт как отечественных, так и зарубежных компаний.

На данный момент на международном рынке разработчиков VR обеспечения присутствует внушающее количество компаний. Рассмотрим необходимость внедрения виртуальных технологий с точки зрения разработчика. Как сообщает компания VRMADA, являющаяся разработчиком программного обеспечения для предприятий различных областей, функции демонстрации и показа позволяют виртуальной реальности играть ключевую роль в совершенствовании обучения работников энергетического сектора, делая это обучение повторяемым, более безопасным и развивающимся для удовлетворения потребностей бизнеса с проверенными результатами: на 40% увеличивается производительность предприятия; на 70% снижается травматизм на производстве [5].

Обратим внимание на мнение отечественных разработчиков. Компания «ПрограмЛаб» разрабатывает учебное виртуальное оборудование для энергетической промышленности. Виртуальные тренажеры позволяют проводить начальное обучение по управлению производственными инструментами, а также повышать квалификацию текущих специалистов компании.

Виртуальный учебный комплекс состоит из физического оборудования, разработанного программного обеспечения и руководства по использованию [6].

На данный момент «Кузбасский межотраслевой центр охраны труда» реализовал ряд проектов:

  1. «Разработка образовательной видеоинформационной платформы для развития и контроля компетентности персонала в соответствии с требованиями безопасности труда с использованием виртуальной реальности»;
  2. «Разработка платформенного решения ProExpVR для создания тренажеров виртуальной реальности с целью обучения методам безопасного выполнения работ на опасных производственных объектах, осуществляющих добычу полезных ископаемых подземным способом».

Компания отмечает высокую результативность обучения с применением иммерсивной реальности, а именно уровень компетентности растет на 83%, изученный материал сохраняется в памяти более чем на 3 года, уровень реального травматизма падает в 2,5 раза за 3 года [7].

Однако, говоря о преимуществах, нельзя игнорировать риски, связанные с интеграцией тренажеров в производственные процессы. К ним относятся технические сбои и неполадки в работе VR-оборудования, которые могут привести к потере данных и нарушению работы обучающих программ, а также риск утечки конфиденциальной информации во время использования VR-тренажеров и ограничения в их применении [8]. При внедрении VR-тренажеров могут возникнуть проблемы, среди которых сложность качественной оценки их эффективности. На данный момент наиболее объективным подходом к оценке является использование системы, основанной на четырех уровнях (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Система оценки использования VR-тренажеров

Уровень «Реакция» отражает мнение участников о тренинге. Позитивное восприятие не гарантирует обучение, но негативное отношение может стать серьезным препятствием.

На уровне «Обучение» оценивается динамика увеличения знаний и улучшения навыков, которые следует измерять как до, так и после тренинга.

Уровень «Поведение» анализирует изменения в поведении, произошедшие в результате участия в тренинге. Для успешного изменения динамики необходимо, чтобы обучаемый хотел меняться, знал, что и как делать. Также важен поддерживающий рабочий климат, который способствует изменениям после обучения, и наличие вознаграждений за продемонстрированные изменения. Создание правильного рабочего климата зависит не только от процесса обучения, но и от других членов команды и непосредственного руководителя.

Уровень «Итог» является самым сложным для оценки, так как он напрямую влияет на экономическую эффективность и достижение целей на уровне организации.

Уровни 1 и 2 легче измерить сразу после обучения в виртуальной реальности, тогда как уровни 3 и 4 требуют более сложных измерений. Определение влияния обучения на безопасность, надежность и экономическую эффективность предприятия требует наблюдения за сотрудниками после их возвращения в рабочую среду. На использование знаний и навыков, полученных во время обучения, могут влиять множество других факторов.

Таким образом, внедрение VR-технологий в обучении на энергетических комплексах может привести к значительным улучшениям в качестве подготовки специалистов и эффективности работы, а также открывает новые возможности для оптимизации производственных процессов, повышения эффективности и улучшения безопасности труда сотрудников.

References

1. Ширяев, А. Д. Актуальные проблемы кадрового обеспечения топливно-энергетического комплекса российской Федерации / А. Д. Ширяев, А. И. Соболевская // Молодежь, образование и наука XXI века : Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвящённой памяти заслуженного деятеля науки РФ, профессора В.С. Соминского, Санкт-Петербург, 19 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2023. – С. 62-66. – EDN EMMKEC.
2. Новак раскрыл, сколько работников нужно российской энергетике [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/20240715/novak-850114715.html (дата обращения 15.09.2024).
3. VR в энергетике [Электронный ресурс]. URL: https://varwin.com/ru/vr-development/vr-energetika/ (дата обращения 18.09.2024).
4. О компании [Электронный ресурс]. URL: https://www.tgc1.ru/about/ (дата обращения 20.09.2024).
5. Energy and Utilities [Электронный ресурс]. URL: https://www.vrmada.com/en/sectors/energy-and-utilities (дата обращения: 20.09.2024).
6. Энергетика и теплоснабжение [Электронный ресурс]. URL: https://pl-llc.ru/catalog/energetika-i-teplosnabzhenie/ (дата обращения 05.10.2024).
7. Кузбасс- ЦОТ [Электронный ресурс]. URL: https://kuzbasscot.ru/ (дата обращения 05.10.2024).
8. Fedyuchenko, N. R. Investigation of the influence of high-temperature viscosity of engine oil on operational and service life indicators of internal combustion engines / N. R. Fedyuchenko, M. S. Lipatov // International Journal of Professional Science. – 2024. – No. 3-2. – P. 49-53. – EDN EAFXBX.