Abstract: This article presents an analysis of the effectiveness of online training in manual software testing for beginning IT specialists. The study conducted by the author of this article is based on a comparative analysis of online and offline training formats, the results of student surveys and an analysis of the practical skills of course graduates. The results show that the online format demonstrates comparable effectiveness with traditional training, provided that the educational process is properly organized.
Keywords: online training, software testing, manual testing, IT education, distance learning.
Введение
Стремительное развитие информационных технологий и увеличение спроса на квалифицированных специалистов по тестированию программного обеспечения актуализируют вопросы эффективности различных форматов профессиональной подготовки. В процессе исследования установлено, что в настоящее время ускорился переход к онлайн-формату обучения, что требует научного анализа его эффективности в сравнении с традиционными методами. [4, с. 73]
По мнению автора статьи, ручное тестирование остается фундаментальной дисциплиной для начинающих тестировщиков, поскольку формирует базовые навыки анализа требований, планирования тестирования и выявления дефектов. Эффективность обучения данной дисциплине критически важна для качества подготовки специалистов.
Цель исследования: оценить эффективность онлайн-обучения ручному тестированию для начинающих ИТ-специалистов в сравнении с традиционным офлайн-форматом.
Методология исследования. В авторском исследовании приняли участие 340 студентов курсов по ручному тестированию ПО: онлайн-группа: 180 человек (53%), офлайн-группа: 160 человек (47%). Возраст участников: 22-35 лет. Предварительный опыт в ИТ: отсутствует или минимальный.
Методы сбора данных: автором применялись — предварительное тестирование знаний и навыков, промежуточные контрольные работы (3 этапа), итоговая аттестация (теоретическая и практическая части), опросы удовлетворенности обучением, анкетирование работодателей через 6 месяцев после завершения курсов, анализ трудоустройства выпускников.
Критерии оценки эффективности: уровень усвоения теоретических знаний, качество выполнения практических заданий, скорость формирования профессиональных навыков, удовлетворенность процессом обучения, успешность трудоустройства, оценка работодателями уровня подготовки.
Таблица 1
Структура курсов
Структура | Описание |
Онлайн-формат | Продолжительность: 12 недель, интерактивные лекции: 36 часов, практические занятия: 48 часов, самостоятельная работа: 60 часов. |
Платформа | Специализированная LMS с интеграцией инструментов тестирования. |
Офлайн-формат | Продолжительность: 10 недель, аудиторные лекции: 40 часов, лабораторные работы: 50 часов, самостоятельная работа: 54 часа, оборудование: компьютерные классы с профессиональным ПО. |
Далее рассмотрим результаты обучения.
Таблица 2
Сравнение результатов итоговой аттестации
Критерий | Онлайн-группа | Офлайн-группа | p-value |
Теоретические знания (средний балл) | 8,2 ± 1,3 | 8,4 ± 1,1 | 0,156 |
Практические навыки (средний балл) | 7,9 ± 1,4 | 8,1 ± 1,2 | 0,243 |
Скорость выполнения заданий | 7,6 ± 1,6 | 8,3 ± 1,3 | 0,032* |
Качество документации | 8,1 ± 1,2 | 7,8 ± 1,4 | 0,087 |
*статистически значимые различия (p < 0.05)
Рисунок 1. Уровень удовлетворенности обучением (n=340)
Далее рассмотрим преимущества и недостатки форматов обучения. Онлайн-формат — преимущества (по мнению студентов).
Рисунок 2. Онлайн-формат — преимущества (по мнению студентов)
Рисунок 3. Онлайн-формат — недостатки (по мнению студентов)
Рисунок 4. Офлайн-формат — преимущества (по мнению студентов)
Рисунок 5. Офлайн-формат — недостатки
Анализ практических навыков студентов.
Оценка выполнения практических заданий
В рамках данного исследования студенты выполняли стандартизированные практические задания: анализ требований и создание тест-плана, разработка тест-кейсов для веб-приложения, выполнение функционального тестирования, документирование найденных дефектов, проведение регрессионного тестирования. [1, с. 75]
Таблица 3
Результаты практических заданий (средние баллы)
Задание | Онлайн | Офлайн | Разница |
Анализ требований | 8,1 | 8,3 | -0,2 |
Создание тест-кейсов | 7,8 | 8,0 | -0,2 |
Функциональное тестирование | 7,9 | 8,2 | -0,3 |
Документирование дефектов | 8,3 | 7,9 | +0,4 |
Регрессионное тестирование | 7,6 | 8,1 | -0,5 |
Сильные стороны онлайн-студентов: автором было установлено высокое качество письменной документации, самостоятельность в решении проблем, эффективное использование инструментов, детальность в описании дефектов.
Сильные стороны офлайн-студентов: автором были установлены быстрота выполнения практических заданий, лучшие навыки командной работы, более уверенное использование профессионального ПО, эффективное взаимодействие с коллегами. [7, с. 514]
Трудоустройство и оценка работодателей — статистика трудоустройства (авторский анализ). Через 3 месяца после окончания курсов: онлайн-группа: 68% трудоустроены, офлайн-группа: 72% трудоустроены. Через 6 месяцев: онлайн-группа: 84% трудоустроены, офлайн-группа: 87% трудоустроены. Опрос работодателей. В опросе приняли участие 45 работодателей, принявших на работу выпускников курсов.
Таблица 4
Оценка работодателями уровня подготовки (шкала 1-10)
Навык | Онлайн-выпускники | Офлайн-выпускники |
Теоретические знания | 7,8 | 8,1 |
Практические навыки | 7,6 | 7,9 |
Самостоятельность | 8,4 | 7,8 |
Коммуникативные навыки | 7,2 | 8,3 |
Адаптивность | 8,1 | 7,7 |
Документооборот | 8,2 | 7,6 |
Далее рассмотрим авторские рекомендации по оптимизации онлайн-обучения. На основе проведенного исследования разработаны следующие рекомендации.
Технические аспекты подразумевают необходимость использования интерактивных платформ с возможностью совместной работы, интеграция профессиональных инструментов тестирования, обеспечение стабильного доступа к тестовым средам. [3, с. 80]
Методические рекомендации включают в себя необходимость увеличения доли синхронных занятий для развития коммуникативных навыков, организация виртуальной командной работы, внедрение геймификации для повышения мотивации. [5, с. 66]
К организационным мерам, по мнению автора статьи, относится важность создания системы менторства, регулярные онлайн-встречи студентов, организация виртуальных хакатонов и конкурсов.
Выводы
Проведенное автором настоящей статьи исследование показывает, что онлайн-обучение ручному тестированию демонстрирует сопоставимую эффективность с традиционным офлайн-форматом. Статистически значимые различия выявлены только в скорости выполнения практических заданий в пользу офлайн-группы.
По мнению автора, онлайн-формат показывает преимущества в развитии навыков документирования, самостоятельности и адаптивности студентов. Офлайн-формат превосходит в развитии коммуникативных навыков и скорости формирования практических умений. [2, с. 49]
В процессе исследования было установлено, что успешность трудоустройства выпускников обоих форматов находится на сопоставимом уровне, что подтверждает эффективность онлайн-обучения как альтернативы традиционному образованию.
Для максимизации эффективности онлайн-обучения, автором рекомендуется внедрение гибридных моделей, сочетающих преимущества обоих форматов. [6, с. 85]
References
1. Затонский, А. В. Современные методы сбора и анализа требований работодателей для подготовки ит-специалистов / А. В. Затонский, П. А. Шаклеина, Р. В. Красовский // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2025. – Т. 25, № 1. – С. 69-82.2. Касьянова, Е. В. Методика обучения информационным технологиям будущих ИТ-специалистов, формирующая гибкие навыки / Е. В. Касьянова, К. В. Сафонов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2023. – Т. 19, № 1. – С. 45-55.
3. Магомедалиева, М. Р. Эффективность онлайн-обучения: анализ современных образовательных платформ и их воздействие на мотивацию обучающихся / М. Р. Магомедалиева, М. М. Матыгов // Тенденции развития науки и образования. – 2024. – № 114-1. – С. 79-81.
4. Минцаев, М. Ш. Использование модели перекрестного обучения при подготовке ит-специалистов для кадрового обеспечения технологических отраслей / М. Ш. Минцаев, Н. А. Моисеенко, И. Р. Усамов // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2023. – Т. 19, № 2(32). – С. 68-82.
5. Нуретдинов, Р. И. Применение проектного метода обучения в подготовке ИТ-специалистов среднего звена / Р. И. Нуретдинов // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2023. – № 15(23). – С. 65-66.
6. Сабиров, Д. Сервисы онлайн-образования для ИТ-специалистов в Рунете / Д. Сабиров // Системный администратор. – 2020. – № 7-8(212-213). – С. 84-87.
7. Юй, Я. Применение интеграционного подхода для анализа ценностей ит-специалистов в Китае и России / Я. Юй, Т. Лю // Информация–Коммуникация–Общество. – 2025. – Т. 1. – С. 513-515.