Calculation of basic operating modes and calculation of time funds for the Housing and Communal Services of GBU «Zhilishchnik»

UDC 621.86. 621. 629.3
Publication date: 27.05.2025
International Journal of Professional Science №5(2)-25

Calculation of basic operating modes and calculation of time funds for the Housing and Communal Services of GBU «Zhilishchnik»

Расчёт основных режимов работы и расчёт фондов времени для ЦРМ ГБУ «Жилищник»

Tinchurin Eldar Damirovich,
Scientific supervisor - Apatenko Alexey Sergeevich,


1. student of the DM 230 group, Timiryazev Russian State Agrarian University,
Moscow, Russia
2. Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Technical Service of Machinery and Equipment. Russian State Agrarian University named after K.A. Timiryazev,
Moscow, Russia.


Тинчурин Эльдар Дамирович
Научный руководитель - Апатенко Алексей Сергеевич


1. студент группы ДМ 230 Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, г. Москва, Россия
2. д.т.н., профессор, зав. кафедрой технический сервис машин и оборудования. Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, г. Москва, Россия.
Аннотация: Ремонт машин – это комплекс операций, предназначенный для восстановления исправности и работоспособности изделий и восстановления технического ресурса изделий и их составных частей. Производственный процесс ремонта машин представляет собой комплекс работ, выполняемых в определённой последовательности и, как правило, на специализированных рабочих местах. В данной статье представлена методика расчетов режимов работы и расчёт фондов времени для ЦРМ на примере отдельного хозяйства, а также представлены расчеты основных параметров центральной ремонтной мастерской

Abstract: Machine repair is a complex of operations designed to restore the serviceability and operability of products and restore the technical life of products and their components. The production process of machine repair is a complex of works performed in a certain sequence and, as a rule, at specialized workplaces. This article presents a methodology for calculating operating modes and calculating time funds for a CME using the example of a separate farm, as well as calculations of the main parameters of a central repair shop.
Ключевые слова: техническое обслуживание; программа ремонта; технологический процесс; пункт; номинальный фонд; себестоимость ремонта.

Keywords: maintenance; repair program; technological process; item; nominal fund; repair cost.


Производственный процесс ремонтной мастерской – это совокупность действий, в результате которых восстанавливается годность отдельных деталей, узлов и машины в целом. В производственный процесс входит ряд подготовительных и сопутствующих процессов и основные технологические процессы. Под основным технологическим процессом понимают часть производственного процесса, в течение которого происходит последовательная смена состояний ремонтируемого объекта. Технологический процесс ремонта предусматривает последовательность выполнения операций от доставки объекта в ремонт до его выхода из него. Несмотря на большое разнообразие машин существует общая структура технологического процесса их ремонта, которая включает:

  1. Приёмка в ремонт, наружная очистка и мойка.
  2. Разборка машин на агрегаты, узлы и детали.
  3. Мойка узлов и деталей.
  4. Контроль и дефектация деталей.
  5. Ремонт (восстановление) деталей.
  6. Комплектация узлов и агрегатов.
  7. Сборка, регулировка, обкатка и испытание узлов и машины в целом.
  8. Окраска и сдача готовой машины.

Степень расчленённости технологического процесса зависит от программы ремонтного производства. Ремонт можно вести, сохраняя или не сохраняя принадлежность ремонтируемых частей к определённому экземпляру изделия. Поэтому на ремонтных предприятиях используются различные методы ремонта машин: индивидуальный (необезличенный), обезличенный, агрегатный.

 Индивидуальный – это такой метод ремонта, когда все детали и узлы, принадлежащие машине, после ремонта устанавливаются на эту же машину. При этом увеличивается ресурс деталей с износами в допустимых пределах, а в некоторых случаях отпадает необходимость в полной разборке машины. Это повышает сохранность машины. Недостатком метода является то, что увеличивается срок нахождения машины в ремонте. Этот метод применяется в мастерских при ремонте простых и единичных сложных машин.

Обезличенный – такой метод, при котором детали машин обезличиваются, и, после ремонта устанавливаются на любую машину этой марки. При этом значительно сокращаются длительность пребывания в ремонте и накладные расходы, но не стимулируется сохранность машин и деталей. Такой метод наиболее соответствует поточной форме организации производства и поэтому в основном применяется на специализированных ремонтных предприятиях. Частично обезличенный ремонт применяется в мастерских общего назначения при ремонте большого количества техники.

Агрегатный – это метод, при котором неисправные агрегаты и узлы машины заменяются отремонтированными или новыми. Для организации ремонта машин этим методом необходимы запасные агрегаты и узлы. Такой метод способствует значительному сокращению длительности пребывания машин в ремонте, улучшает качество и снижает себестоимость ремонта машин в мастерских с/х предприятий. Этот метод используется не только при ремонте, но и во время сложных ТО, а также при устранении отказов машин.

В ГБУ “Жилищник” марочный состав небольшой. Годовая программа ремонта в мастерской также незначительна. При этом очень важное значение имеет сохранность и надёжная работа каждого отдельно взятого экземпляра техники. Исходя из этого, наиболее правильным будет принять для данной мастерской индивидуальный (необезличенный) метод ремонта, при этом, в некоторых случаях, когда требуется быстро вернуть технику в строй (техника, работающая в уборочно-транспортных комплексах), применяют агрегатный метод. В практике ремонтного производства применяют два способа ремонта: тупиковый и поточный.

Тупиковый способ – разборка и сборка машин проводится на одном месте. При этом приходится транспортировать большое количество деталей и узлов на рабочие места для различных операций. Данный способ применяется при ремонте громоздких и металлоёмких машин при относительно небольшой программе ремонта.

Поточный способ – разборка и сборка машин осуществляется на поточных линиях с использованием различных тележек, рольгангов и прочего оборудования. Узлы и агрегаты ремонтируются на потоке в соответствии с технологическим процессом. Готовые узлы поступают на линии сборки. Данный способ применяется на специализированных ремонтных предприятиях с большой программой ремонта.

Исходя из всего вышесказанного и характеристики МТП данного хозяйства, следует принять тупиковый способ ремонта машин. Выбор формы организации труда зависит от объёма работ и характеристики ремонтируемых объектов. Существует три формы организации ремонта: бригадная, постовая и бригадно-постовая.

Бригадная – весь объём основных ремонтных работ выполняется определённой группой рабочих, в основном из состава трактористов-машинистов, эксплуатирующих эти машины. Только специализированные виды работ выполняют специальные рабочие. При этом труд не разделяется между отдельными исполнителями, следовательно, низкая производительность труда и качество ремонта, большой расход запасных частей и высокая стоимость ремонта. Применяется при ремонте простых машин, при ремонте единичных специальных машин.

Постовая форма – весь производственный процесс ремонта расчленён на группы операций. Предусматривается наличие специализированных рабочих постов, то есть постоянных рабочих мест по всем элементам технологии ремонта машин с постоянными исполнителями на этих рабочих местах. Эта форма является наиболее эффективной, предусматривает относительно широкое разделение труда и специализации исполнителей, позволяет повысить производительность труда и улучшить качество, лучше используются производственные площади, снижается себестоимость ремонта. Такая форма организации труда присуща специализированным ремонтным предприятиям.

Для мастерской данного хозяйства наиболее рациональна бригадно-постовая форма организации ремонта, которая представляет собой сочетание первых двух форм. Значительная часть работ по ремонту машин выполняется бригадой, ремонтирующей машину, а ремонт отдельных узлов, специализированные работы проводятся на рабочих постах.

Режимы работы и расчёт фондов времени. Режим работы в центральной ремонтной мастерской хозяйства определяется продолжительностью рабочей смены в часах и количеством смен. Режим работы планируем по прерывной рабочей неделе в одну смену. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями продолжительность смены восемь часов. Накануне праздничных дней смену сокращают на один час. Исходя из принятого режима работы ЦРМ, можно определить годовые фонды времени предприятия в целом, оборудования, рабочего. Фонд времени рабочего определяется планируемым временем работы одного человека в течение определённого периода времени. В данном случае фонды времени определяются на год. Номинальный фонд времени рабочего Фнр характеризуется максимально возможным временем его работы в течение года:

            Фнр = (dk -dв -dп)·tсм-dпп, ч                                                    (1)

    где dk,dd,dп,dпп— число календарных, выходных, праздничных и предпраздничных дней в году соответственно;  tсм— продолжительность рабочей смены, ч.

Действительный фонд времени рабочего Фдр показывает время фактической работы в течение года:

            Фдр = (dk -dв -dп -do)·tсм·к-dпп·к, ч                                               (2)

    где do — продолжительность отпуска в днях;  к — коэффициент, учитывающий вынужденные потери времени по болезни и другим уважительным причинам, принимаем  к = 0,96.

Продолжительность отпуска для работников горячих отделений (сварщики, кузнецы) составляет 30 дней, для работников отделений с повышенной вредностью — 36 дней, для рабочих других специальностей — 24 дня.

Расчеты проводим подставляя данные по аналогии: -для обычных ремонтных операций; — для горячих отделений; — для работ с повышенной вредностью.

Фондом рабочего времени оборудования  называют время, в течение которого оно занято работой. Действительный фонд рабочего времени оборудования Фдо определяют из выражения:

              Фдо = [(dk -dв -dп)·tсм -dпп]·n·ко, ч                                             (3)

где n – количество смен, n = 1;    ко — коэффициент, учитывающий простои оборудования при ТО и ремонте, ко = 0,92.

Фонд времени рабочего места, участка, отделения, ЦРМ характеризуется плановым числом часов их работы в течение года:

              Фрм = [(dk — dв -dп)·tсм-dпп]·n, ч                                               (4)

Определение количества участков и расчёт штатов ЦРМ. Структура мастерской, то есть количество и виды участков, определяется на основании расчёта распределения трудоёмкости работ по видам.

Для данной центральной ремонтной мастерской предварительно принимаем следующие основные производственные участки:

  1. моечный участок; 2. участок диагностики и ТО; 3. разборочно-сборочное отделение; 4. участок дефектации-комплектации; 5. слесарный участок; 6. участок станочных работ; 7. сварочно-наплавочный участок; 8. кузнечно-термический участок; 9. участок ремонта двигателей; 10. медницко-жестяницкий участок; 11. участок ремонта электрооборудования с аккумуляторной; 12. участок ремонта топливной аппаратуры и агрегатов гидросистемы; 13. шиномонтажная; 14. участок восстановления деталей; 15. компрессорная.

Расчёт штатов ЦРМ. Различают списочный и явочный составы рабочих. Списочным составом называют полный состав числящихся по спискам на предприятии работников, включающий как фактически являющихся на работу, так и отсутствующих по уважительным причинам (по болезни, в отпуске и т.п.). Явочным составом называется состав рабочих, фактически являющихся на работу. Списочный состав производственных рабочих в ЦРМ:

                   Рсп = Тг / Фдр,                                                             (5)

     где Тг — годовая трудоёмкость работ в ЦРМ, чел-ч;   Фдр — действительный годовой фонд времени рабочего, ч.

Явочный состав производственных рабочих:

                   Ряв = Тг / Фнр,                                                        (6)

              где Фнр — номинальный фонд времени рабочего, ч.

Необходимое количество производственных рабочих по профессиям на каждом участке:

                   Руч = Тг уч / Фдр п,                                                    (7)

    где Тг уч – годовая  трудоёмкость работ на участке, чел-ч;    Фдр п – действительный годовой фонд времени рабочего данной профессии, ч.

Данные расчёта количества производственных рабочих по участкам ЦРМ сводятся в таблицу1.  Принятое количество производственных рабочих по рабочим местам, участкам принимается по результатам расчётов с условием возможности их перегрузки на 5 и недогрузки на 20%.

Таблица 1

   Расчёт количества производственных рабочих

Отделение, участок Годовой объём

работ,

чел-ч

Действи-

тельный

годовой

фонд времени рабочих, ч

Количество рабочих
расчётное принятое
1.Очистка 408 1728 0,23 1-й
2.Диагностика 236 1728 0,13 8-й
3.Разборка-сборка 4728 1728 2,73 1,2,3-й
4.Дефектации и комплектации 243 1728 0,14 4-й
5.Испытательно-регулировочный 806 1728 0,46 9-й
6.Сварочно-наплавочный 938 1682 0,56 10-й
7.Медницко-жестяницкий 265 1728 0,15 5-й
8.Ремонт ТА и гидросистем 500 1728 0,29 7-й
9.Ремонт электрооборудования 891 1636 0,54 9-й
10.Слесарный 3736 1728 2,16 4,5,6-й
11.Кузнечно-термический 575 1682 0,34 10-й
12.Станочный 2242 1728 1,3 7,8-й
Прочие работы 250 1728 0,18 9-й
ВСЕГО: 15818 9,15 10

Кроме производственных рабочих, непосредственно участвующих в операциях по выпуску основной продукции, имеются вспомогательные рабочие. К ним относятся рабочие основных производственных участков, занятых обслуживанием основного производства, то есть транспортные рабочие, кладовщики, контролёры, разнорабочие и т.п. Также в мастерской должно быть определённое количество инженерно-технических работников (ИТР), служащих, младшего обслуживающего персонала (МОП). Их количество определяется по данным таблиц. Количество вспомогательных рабочих берётся в пределах 10…15% от числа производственных рабочих.

Рвсп = (0,10…0,15)·n                                                   (8)

                 где n – число производственных рабочих

Число МОП берётся не более 2% от суммарного количества производственных и вспомогательных рабочих. В данном случае эту функцию будет выполнять один из вспомогательных рабочих (0,5 ставки). Потребность в ИТР и служащих составляет соответственно 13…15 и 12…14% от числа производственных рабочих.

РИТР = (0,13…0,15)·n                                                    (9)

Рслуж = (0,12…0,14)·n                                                 (10)

Общее число работающих в мастерской по всем категориям вносят в штатную сводную ведомость в форме таблицы 2.

Таблица 2

Штаты мастерской

Категория  работающих Количество работающих, чел.
расчётное принятое
Производственные рабочие

Вспомогательные рабочие

Инженерно-технические работники

Служащие (счётно-конторский персонал)

Младший обслуживающий персонал (МОП)

9,15

1…1,5

1,3…1,5

1,2…1,4

0,3

10

2,0

2,0

1,0

1,0

Итого по мастерской:   16

Выводы:

В данном случае были определены основные принципы организации ремонта в ЦРМ ГБУ “Жилищник”. Определена общая схема технологического процесса ремонта машин. Метод ремонта выбран индивидуальный (необезличенный) с частичным применением агрегатного метода. Способ ремонта тупиковый. Наиболее рациональная форма организации процесса ремонта бригадно-постовая. Мастерская работает по пятидневной рабочей неделе с продолжительностью смены восемь часов. Исходя из этого, определены годовые фонды времени рабочего, оборудования, мастерской в целом. На основании фондов времени были рассчитаны штаты ЦРМ. Расчеты позволяют распределить расчетное число рабочих по рабочим профессиям в соответствии с трудоёмкостью работ по участкам. Используя данные расчеты можно определить количество рабочих в мастерской.

References

1. Апатенко А.С., Владимирова Н.И. Анализ систем ремонтно-профилактического обуслуживания технологических машин. / Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2013. № 1 (57). С. 72-76.
2. Андреев А.А., Апатенко А.С., Гусев С.С. Ресурсосбережение в АПК при эксплуатации автотракторной техники. / В сборнике: Чтения академика В. Н. Болтинского. 2022. С. 157-163.
3. Апатенко А.С., Быков В.В., Голубев И.Г., Голубев М.И., Евграфов В.А. Технология и организация восстановления деталей и сборочных единиц при сервисном сопровождении. / Часть 2. Москва, 2018.
4. Голубев И.Г., Апатенко А.С., Севрюгина Н.С., Быков В.В., Голубев М.И. Перспективные направления использования аддитивных технологий в ремонтном производстве. / Техника и оборудование для села. 2023. № 6 (312). С. 35-38.
5. Гусев С.С. Физико-химическая очистка отработанных минеральных масел с помощью полимерных материалов. / Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2006. № 6. С.
6. Евграфов В.А., Апатенко А.С., Новиченко А.И. Применение организационно-экономических методов при формировании парка машин в производственных организациях агропромышленного комплекса. / Монография. Москва, 2014. С. 128
7. Карапетян М.А., Пряхин В.Н. Совершенствование технологий и управление технологическими процессами сельскохозяйственного производства. / Учебное пособие. Изд: Компания Спутник+. Москва. 2005. С. 161.
8. Тойгамбаев С.К., Дидманидзе О.Н. Особенности разработки технологического процесса технического обслуживания тракторов в машинно-тракторном парке хозяйства. / Вестник Курганской ГСХА. 2021. № 1 (37). С. 74-80.
9. Тойгамбаев С.К., Ногай А.С., Нукешев С.О. Проводимость почвенного слоя в Акмолинской области. / Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2008. № 1 (26). С. 86-89.
10. Тойгамбаев С.К. Совершенствование моечной машины ОМ–21614. / Тех-ника и технология. 2013. № 3. С. 15-188.
11. Тойгамбаев С.К., Дидманидзе О.Н., Апатенко А.С., Парлюк Е.П., Севрюгина Н.С. Работоспособность технических систем. / Учебник для ВУЗов по изучению дисциплины / Москва, 2022. 12. Теловов Н.К., Тойгамбаев С.К. Обработка почвы нечерноземных земель РФ глубокорыхлителем - удобрителем для увеличения производства сельскохозяйственных культур. / Агропродовольственная экономика. 2019. № 10. С. 7-16.
13. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Исследования по оптимизации и эффективности использования машинно-тракторного парка предприятия. / Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2016. № 5. С. 28-33.
14. Тойгамбаев С.К., Апатенко А.С. Обработка результатов информации по надежности транспортных и технологических машин методом математической статистики. / Методическое указание. Изд. «Мегаполис» Москва, 2020. С. 25.е указание. Изд. «Мегаполис» Москва, 2020. С. 25.
15. Niyazbekova S., Troyanskaya M., Toygambayev S., Rozhkov V., Zhukov A., Aksenova E., Ivanova O. Nstruments for financing and investing the "green" economy in the country's environmental projects. / В сборнике: E3S Web of Conferences. 22. Сер. "22nd International Scientific Conference on Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies, Emmft 2020" 2021. С.10054.