Аннотация: Программа “Композиция” предназначена для обучения детей 14-17 лет на вечернем отделении детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. Общий курс программы составляет 198 учебных часа и рассчитан на 2 года обучения по 3 учебных часа в неделю.
Количественный состав класса: 12-15 человек.
Направленность программы “Композиция” художественно-практическая.
Содержанием программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами искусства композиции.
Задачи программы “Композиция” тесно связаны с задачами, рассматриваемыми на занятиях по другим предметам: “Живопись”, “Рисунок”.
Цели программы:
1. Научить основам композиции;
2. Научить организации картинной плоскости различными композиционными средствами;
3. Развить образное мышление;
4. Воспитать эстетический вкус;
5. Активизировать познавательный интерес к окружающему миру;
6. Сформировать умение выражать мысль посредством художественных средств;
7. Развить творческие способности, изобразительные навыки;
8. Воспитать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Основной формой проведения занятий являются практические задания, предваряемые краткой беседой. В ходе проведения занятий по каждой теме рекомендуется использовать иллюстративный материал с лучшими образцами русского и мирового искусства, а также работами учащихся из методического фонда.
В программе предусмотрены экскурсии в выставочные залы и музеи.
Выполнение заданий завершается оценкой, контрольных заданий – коллективным обсуждением работ.
По итогам каждого полугодия проводится просмотр выполненных работ, отбор лучших работ, в методический фонд и для участия в выставках.
Программа является модифицированной, разработанной на основе “Программы по композиции для 1-4 классов художественных школ”, Москва, 2003 год, и состоит из двух частей: “Композиция. 1 курс” , “ Композиция. 2 курс ”.
К концу 1 курса обучения ученик должен знать и уметь:
1. Понимать профессиональны термины;
2. Организовывать картинную плоскость;
3. Решать лист как единое целое;
4. Выделять главное и второстепенное в решении композиции;
5. Работать над форэскизами;
6. Работать с натурным материалом;
7. Овладеть основными понятиями формальной композиции;
8. Работать композиционно в жанре натюрморта;
9. Решать динамическую и статическую композицию;
10. Уметь использовать колорит для передачи эмоционального состояния;
11. Работать композиционно в жанре портрета.
К концу 2 курса обучения ученик должен знать и уметь:
1. Овладеть работой с эскизами (пленарные зарисовки, различные точки зрения, соотношение формы и пространства);
2. Знать и владеть понятием “ритмический строй”;
3. Выстраивать тональную и цвето-тональную пластику композиции;
4. Решать пространство через цвет;
5. Владеть цветовым контрастом и цветовой гармонией;
6. Создавать сюжетно-композиционный центр;
7. Создавать образ в композиции с помощью различных выразительных средств;
8. Владеть понятиями формальной композиции и уметь применять их в организации композиционного пространства;
9. Уметь самостоятельно анализировать композицию на всех этапах работы над ней;
10. Усвоить принципы последовательности ведения композиции, применять их в работе;
11. Уметь доводить работу до определенной степени завершенности;
12. Применять полученные знания и умения по предметам “Рисунок” и “Живопись”
в работе над композицией.
Количественный состав класса: 12-15 человек.
Направленность программы “Композиция” художественно-практическая.
Содержанием программы является формирование необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков овладения основами искусства композиции.
Задачи программы “Композиция” тесно связаны с задачами, рассматриваемыми на занятиях по другим предметам: “Живопись”, “Рисунок”.
Цели программы:
1. Научить основам композиции;
2. Научить организации картинной плоскости различными композиционными средствами;
3. Развить образное мышление;
4. Воспитать эстетический вкус;
5. Активизировать познавательный интерес к окружающему миру;
6. Сформировать умение выражать мысль посредством художественных средств;
7. Развить творческие способности, изобразительные навыки;
8. Воспитать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Основной формой проведения занятий являются практические задания, предваряемые краткой беседой. В ходе проведения занятий по каждой теме рекомендуется использовать иллюстративный материал с лучшими образцами русского и мирового искусства, а также работами учащихся из методического фонда.
В программе предусмотрены экскурсии в выставочные залы и музеи.
Выполнение заданий завершается оценкой, контрольных заданий – коллективным обсуждением работ.
По итогам каждого полугодия проводится просмотр выполненных работ, отбор лучших работ, в методический фонд и для участия в выставках.
Программа является модифицированной, разработанной на основе “Программы по композиции для 1-4 классов художественных школ”, Москва, 2003 год, и состоит из двух частей: “Композиция. 1 курс” , “ Композиция. 2 курс ”.
К концу 1 курса обучения ученик должен знать и уметь:
1. Понимать профессиональны термины;
2. Организовывать картинную плоскость;
3. Решать лист как единое целое;
4. Выделять главное и второстепенное в решении композиции;
5. Работать над форэскизами;
6. Работать с натурным материалом;
7. Овладеть основными понятиями формальной композиции;
8. Работать композиционно в жанре натюрморта;
9. Решать динамическую и статическую композицию;
10. Уметь использовать колорит для передачи эмоционального состояния;
11. Работать композиционно в жанре портрета.
К концу 2 курса обучения ученик должен знать и уметь:
1. Овладеть работой с эскизами (пленарные зарисовки, различные точки зрения, соотношение формы и пространства);
2. Знать и владеть понятием “ритмический строй”;
3. Выстраивать тональную и цвето-тональную пластику композиции;
4. Решать пространство через цвет;
5. Владеть цветовым контрастом и цветовой гармонией;
6. Создавать сюжетно-композиционный центр;
7. Создавать образ в композиции с помощью различных выразительных средств;
8. Владеть понятиями формальной композиции и уметь применять их в организации композиционного пространства;
9. Уметь самостоятельно анализировать композицию на всех этапах работы над ней;
10. Усвоить принципы последовательности ведения композиции, применять их в работе;
11. Уметь доводить работу до определенной степени завершенности;
12. Применять полученные знания и умения по предметам “Рисунок” и “Живопись”
в работе над композицией.
Ключевые слова: Изобразительное искусство, программа, композиция.
Статья в сборнике научных трудов по материалам конференции (форума) «Педагогическая наука и педагогическая практика»