Abstract: The use of martial arts as an effective means of physical education of students of non-physical education institutions.
Keywords: physical education, martial arts, healthy lifestyle
ХХІ век характеризуется циркуляцией чрезмерных объемов информационных потоков в обществе и усовершенствованием возможностей интернета. Появление новых цифровых технологий и их незаменимость в создании картины мира, добавила в жизнь студентов такие положительные факторы, как экономия времени на поиск и обработку информации, возможность общения в социальных интернет пространствах с охватом аудитории исчисляемой миллионами человек, полюбоваться красотами мира в режиме онлайн не выходя из дома и другие возможности глобальной сети.
Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Молодые люди под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Одним из самых негативных факторов влияния современных инструментов технологического развития является «Вред для здоровья». Гиподинамия, нервные перегрузки, стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни. В этих условиях роль физической культуры и спорта еще более возрастает.
Физическая культура — часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, всестороннее совершенствование и развитие тела путём упражнения мускулов, развития физических способностей человека и спортивных достижений, а также входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие. Совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности студентов, минуя средства физической культуры в настоящее время практически невозможно.
Физическое воспитание — педагогический процесс, который направлен на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний (Матвеев Л.П., Новиков А.Д., 1967).
Физическое воспитание должно начинаться, прежде всего, с заинтересованности. Современному студенту необходимо донести, что сегодняшнее высшее образование требует достаточно высокого уровня здоровья, с каждым днем возрастают требования к специалисту и порой очень трудно успевать за всеми современными тенденциями развития технологий. Физическая культура в высших учебных заведениях выступает как необходимая часть образа жизни студента, направленная на оздоровление и развитие его физических способностей, является средством удовлетворения жизненно необходимых потребностей, способствует развитию гармоничной личности, физического совершенствования и позволяет ему наиболее полно реализовать свои творческие возможности.
Для этого помимо совершенствования методик проведения плановых занятий по физической подготовки, необходимо обратить внимание на такой модуль как дополнительное физическое воспитание. В данном направлении можно использовать факультативные занятия, секции и другие виды учебных программ.
Возникает вопрос, какие направления в физическом воспитании студенческой молодежи лучше использовать? Прежде всего необходимо брать во внимание, географическое расположение, национальные традиции и предпочтения данного региона, но и конечно же учитывать мнение самих студентов. Традиционно мальчишек привлекают различные виды единоборств, атлетизм, девочки же склонны к аэробике, гимнастике, но всех объединяет желание повысить свою выносливость и работоспособность, так необходимых в современном процессе обучения.
В высших учебных заведениях многих стран успешно используется организация занятий по физической культуре в группах по видам спорта по выбору самих студентов. Например, в Германии физическое воспитание не является обязательной учебной дисциплиной системы высшего образования. Но она всесторонне реализуется в университетах через факультативную систему обучения. Организация и содержание самого процесса развития спорта и физического воспитания зависит от законодательной базы всех земель Германии, преподавателей вузов, руководителей спортивных клубов, а также заинтересованности самих студентов в том или ином виде спорта. Таким образом физическое воспитание студентов немецких вузов является соблюдением национальных стандартов и оперативных инструкций, рекомендаций общественных и земельных организаций, которые имеют отношение к совершенствованию учебно-воспитательного процесса данного вида деятельности. Программа по физической культуре в немецких вузах является одной из самых совершенных в Европе.
При организации физического воспитания необходимо учитывать положительный опыт других стран. При выборе того или иного вида спорта, студент сознательно, осмысленно должен осуществлять выбор форм двигательной активности, удовлетворяющих индивидуальной физической и психологической потребности. При этом следует учитывать популярность вида спорта среди студентов, которое необходимо определить путем анкетного опроса, возможности и состояние спортивных сооружений, которыми располагает высшее учебное заведение, а также наличие специалистов по видам спорта в преподавательском составе кафедры физического воспитания. Наряду с самыми массовыми и популярными циклами игровых видов спорта и циклом фитнесса практически в каждом высшем учебном заведении можно сформировать менее массовый, но не менее эффективный цикл единоборств.
Корни единоборств уходят глубоко в историю развития человечества. Единоборства являются проявлением внутривидовой борьбы — древней как само человечество и характерной для него. Физические и психологические упражнения, применяемые для подготовки к противоборству с противником, привлекают студентов и весьма эффективны, как средство двигательной активности. Одним из факторов, стимулирующих интерес к единоборствам, является освоение арсенала умений и навыков, которые обеспечивают личную безопасность в различных жизненных ситуациях. Использование упражнений на развитие координации и элементов акробатики в процессе подготовки при занятиях единоборствами также привлекает студентов к данным видам двигательной активности [1].
С точки зрения теоретических знаний, студенты проявляют интерес к философским категориям форм и содержания единоборств. В форме единоборств обращает на себя внимание многообразие их видов, неполнота правил, взаимосвязь с образом жизни, климатическими условиями, верованиями, средствами единоборств, наличие телесного или условного контакта между соперниками [2].
Например, восточные единоборства такие как каратэ-до, ушу, тхэквондо и другие, объединяет в себе приемы единоборства и идеологию восточного боевого искусства средневековья, совокупность физического и духовного самосовершенствование, является одним из направлений современного вида спорта. Другая категория единоборств, такие как Сават (французский бокс и кикбоксинг), Бартитсу (Великобритания) проповедуют минимум благородства, максимум эффективности, но в то же время это пример воспитания характера, дисциплины и стрессоустойчивости.
Возможности существующих видов единоборств очень велики, в укреплении здоровья, коррекции осанки и телосложения, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, повышении самооценки и наконец, в формировании личности.
Существующие сегодня виды единоборств можно разделить на несколько категорий.
Спортивные единоборства. Победить соперника в рамках строго определенных правил. Правила устанавливаются в рамках соревнования, которое является характерным отличительным признаком спортивных единоборств. Таким образом, тренировочный процесс и психологическая подготовка в рамках спортивных видов единоборств подчинены основной цели — победе спортсмена на соревнованиях. К спортивным следует отнести такие единоборства, как бокс, дзюдо, борьба, тэквондо, спортивные виды каратэ, кикбоксинг, ушу саньда, панкратион, кудо, спортивный рукопашный бой и др.
Прикладные (боевые) единоборства. Готовность и способность в ситуации поединка вывести противника из строя, травмировав или физически устранив его. Соревнования в боевых школах отсутствуют. Тренировочный процесс, как правило, отличается созданием жесткой обучающей среды, призванной адаптировать занимающихся к деятельности в сильных стрессовых ситуациях.
К прикладным единоборствам следует отнести боевое самбо, сават, баритсу, боевые виды карате и др.
Духовно традиционные единоборства. Отличительной чертой является присутствие в практике ритуалов, кодексов поведения, правил, регламентирующих тренировочные процесс. Цель — физическое и духовное совершенствование, достижение гармонии человека с собой и с миром, сохранение исторических традиций. Как правило соревнования проводятся в рамках показательных выступлений с оценкой комплексов формализованных упражнений (ката, таолу). К традиционным единоборствам следует отнести такие, как танланцюань, капоэйра, Вин Чун, айкидо, некоторые виды
ушу и т.д.
Военно-прикладные единоборства. Тщательная, взаимосвязанная комплексная система обучения, включающая тактическую подготовку, рукопашный бой, медицину, огневую подготовку, горную подготовку и т.д.
К таким единоборствам следует отнести систему Кадочникова, БАРС (боевая армейская система) и др.
Какую из вышеперечисленных систем использовать в качестве факультативных физических занятий в учебном заведении, необходимо определить после проведения ряда аналитических мероприятий, которые должны включать изучение географического положения, исторических традиции и национальных особенности региона, возможности спортивной учебно-материальной базы, подготовленности специалистов и желания студентов, которое выявляется в ходе проведения анкетирования, личных бесед с использованием компетентностного подхода и личностно ориентированного образования, при которых личность студента находится в центре внимания.
Все вышеперечисленные категории широко применяются для наращивания и совершенствования физического уровня молодежи. Но, к сожалению, многие учебные заведения отказываются от такого рода физического воспитания, делая акцент на травмопасность единоборств как вида факультативных занятий. Многие спортивные интернет-издания в рейтинге травмоопасных видов спорта ставят единоборства лишь на четвертое место, уступая позиции таким видам как футбол, дайвинг с аквалангом и даже велоспорт. Профессионализм специалистов, грамотная организация занятий и продуктивная методика позволят качественно без нарушений требований безопасности совершенствовать физическое воспитание средствами единоборств, развивая в студентах такие качества как тактическое мышление, целеустремленность и собранность.
В заключении отметим, виды единоборств — это универсальные системы физического воспитания, представляющие собой совокупность различных двигательных действий, объеденные условным сюжетом и характеризуются комплексным проявлением основных физических способностей в условиях непрерывной и внезапной смены соревновательной ситуации.
References
1. Долганов, О.В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе занятий борьбой дзюдо [Текст] / О.В. Долганов //Автореф. дис. канд. пед. наук. - Тюмень, 2006. - 25 с.2. Литвинов, С.А., Иванков, Ч.Т. Восточные единоборства в системе физической подготовки студентов [Текст] / С.А. Литвинов, Ч.Т. Иванков //Перспективы развития физической культуры в начале третьего тысячелетия: Всеросс. науч.-практ. конф. 18-19 апреля 2001 г. - М.: МГЛУ, 2001.-С. 37.
3. ADVANCES IN SCIENCE AND TECHNOLOGY Сборник статей VII международной научно-практической конференции. Под редакцией В.Б. Соловьева. 2017. Физическое воспитание студентов в учебных заведениях Германии на современном этапе.
4. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях [Текст] /Б.А. Вяткин//М: Физкультура и спорт 2000.
5. https://blog.decathlon.ru/interesnye-fakty/top-5-samyh-travmoopasnyh-vidov-sporta.html Топ 5 самых травмоопасных видов спорта.
6. Ашкинази С.М. Единоборства в мире спортивной науки // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 38.