Holiday as an element of intangible cultural heritage and the unity of the people

UDC 394
Publication date: 29.04.2022
International Journal of Professional Science №4-2022

Holiday as an element of intangible cultural heritage and the unity of the people

Праздник как элемент нематериального культурного наследия и единения народа

Mishina Tatyana Valerievna
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar

Мишина Татьяна Валерьевна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Краснодар

Аннотация: В данной статье праздник рассматривается как социокультурное явление, способное сохранять культурную память народов, отражать идеологические ценности, объединить и сплотить людей. Определены социальные функции праздника как элемента нематериального культурного наследия человечества. Выявлена коммерческая составляющая праздничных мероприятий. Предложены основные блоки праздничного сценария.

Abstract: In this article, the holiday is considered as a socio-cultural phenomenon that can preserve the cultural memory of peoples, reflect ideological values, unite and rally people. The social functions of the holiday as an element of the intangible cultural heritage of mankind are determined. The commercial component of festive events is revealed. The main blocks of the festive scenario are proposed.
Ключевые слова: праздник, культурная память, культурное наследие, солидарность, функции.

Keywords: holiday, cultural memory, cultural heritage, solidarity, functions


Праздник представляет собой явление культуры, которое возможно рассматривать с различных позиций. В рамках данной работы рассмотрим две плоскости – метафизическую и социальную. Первая заключается в «отсылке к точке сотворения мироздания, поскольку каждый праздник воспроизводит исходный космогонический момент, отсылает к трансцендентной реальности» [2], вторая заключается в восприятие культурной действительности и межпокаленной передаче накопленного опыта, то есть в данном ракурсе праздник выступает как инструмент сохранения культурной памяти народа.  Праздник интегрирует культурные связи, представляя общепринятые в данном обществе идеологические ценности.

На раннем этапе развития человечества праздники являлись одним из наиболее важных факторов формирования и развития художественной культуры, а соответственно являлись наиболее значимой причиной формирования эстетического сознания [1]. В ходе истории они аккумулировали в себе опыт искусства, множество методов применения которого было найдено, а также благодаря ним множество различных типов художественной культуры получили развитие и были объединены в сложный механизм, который стал неотъемлемой частью современного общества.

Исследователи по-разному обозначают причины возникновения праздников как явлений культуры. Некоторые подходят к анализу культурных аспектов простым способом и считают, что праздники появились как следствие стремления общества к отдыху после тяжелых трудовых будних дней, и являются своеобразной защитой от моральной и физической усталости. Хотя с данным утверждением можно согласиться лишь частично.

Настоящей причиной возникновения праздников как части общественной культуры является результат накопления человечеством всего культурного опыта, который очень нуждается в проявлениях, которые не похожи на обыденные.

Одним из элементов нематериального культурного наследия выступает праздник. В своей символической форме он создаёт отвечающее «духу времени» культурное оформление ценносто-нормативных регулятивов социального поведения. Основными социальными функциями праздника как элемента нематериального культурного наследия являются:

1) сохранение и трансляция исторической памяти;

 2) мобилизация социальной солидарности;

3) этнокультурная идентификация членов конкретной социальной группы [3].

Праздник выражает синкретический пласт духовной культуры. Праздник – это не просто антитеза повседневной будничной жизни, это особый социальный институт. Он может рассматриваться как «зеркало», которое отражает систему социальных противоречий, демократических изменений, реставрацию национальных традиций, разрыв между официальной идеологией и общественным сознанием, отягощенным реалиями кризисной действительности [5].

Среди культурологов бытует мнение, что праздничная культура людей является ничем иным, как защитной реакцией на тяжелый труд. Отчасти, это утверждение можно считать верным, и, хотя данный аргумент не является единственным, все же, в последнее время именно он является актуальным. Это является следствием того факта, что в последние годы интенсивность труда, а также его физическая и интеллектуальная напряженность выросли, а это в свою очередь означает, что также выросло и количество стрессовых ситуаций, а также общая усталость населения. Совокупность этих факторов привела к появлению самой распространенной болезни – чрезмерного износа организма человека. В следствие объективных причин, в значительной степени возросла интенсивность жизни общества. Также был отмечен стремительный рост и интенсивность информационного потока, который начал превосходить всевозможные биологические ресурсы человеческого организма. Исходя из всего этого, человек стремится найти биосоциальную защиту в праздничной культуре.

В условиях современного мира, одним из главных факторов, влияющих на процесс развития праздничной культуры, помимо духовной, выступает также прагматическая сторона праздника. Она в большей своей степени выражена в коммерческих подходах к проведению мероприятий. Исходя из наличия этих важных факторов, можно выделить две группы, классифицируя их по способу проведения праздника:

  1. Люди, для которых важна эмоциональная составляющая праздника. Индивиды, относящиеся к данной группе, используют праздничное время, для того чтобы восстановить свои силы после тяжелых рабочих будней, наслаждаясь отсутствием необходимости в тяжелой физической и интеллектуальной нагрузке. Данная группа использует по максимуму все функции праздника.
  2. Люди, которые предпочитают потреблению благ, их реализацию с целью заработка. Представители данной группы прекрасно понимают, что праздник, помимо удовольствия и возможности рекреации, так же предоставляет возможность хорошего заработка.

В современном мире нельзя оставить без внимания и тенденцию глобализации праздников. На смену живому общению все больше приходили иные формы общения – телефонные, общения посредством радио, телевидения, факсов, интернета. Изменение основных черт коммуникации оказывает сильное влияние на качество связей между людьми, а также является одной из основных причин изменения культуры праздничных мероприятий. В последние годы виртуальное общение стало неотъемлемой составляющей человеческой жизни и оказывает значительное влияние на формирование и изменение культуры праздничных мероприятий.

По своему содержанию сценарии праздников содержат следующие блоки:

1) этнографический – информация о празднике как объекте этнографического исследования (сроки, выбор места, особенности обрядовых действий, костюма и т. д.);

2) театральный – развертывание действия с разными персонажами, что повышает интерес, мотивирует к участию в развертываемом действии;

3) игровой – проводятся народные игры и молодецкие забавы с элементы соревновательности, позволяющие реализовать двигательную активность, выработать ловкость, силу, выносливость, умение действовать в команде, стремиться к победе и преодолевать обиду поражений;

4) фольклорный – народные песни и танцы объединяют участников, к ним могут присоединиться родители, все желающие;

5) кулинарный – общая трапеза с блюдами традиционной праздничной кухни и др.

На качественные изменения в сфере праздничной культуры влияет многообразие различных факторов. Среди них развивающаяся тенденция открытости общества, моральное, виртуальное и фактическое стирание границ между государствами, «прозрачность» границ в широком смысле [4].

Праздник — изначально коллективное событие. Он заставляет людей переживать коллективное единение и общение, в которых выражается общее настроение. Праздник имеет множество выразительных средств – это актерское мастерство, изобразительное искусство, танцы, вокал, народные обряды, благодаря которым участники праздника могут быть вовлечены в пространство праздника. Сценарий праздника требует постоянной коммуникации его участников, так как от них зависит степень погружения в суть идеи праздника, степень сопереживания в рамках этого события и инициации личности. Хорошо организованный праздник должен, преодолевая различия слоев населения, создавать в своем пространстве такие социальные роли, которые бы соответствовали идейной направленности праздника и одновременно предоставляли возможность для образно-символических коммуникаций [5]. Это особенно важно в контексте наблюдаемого в настоящее время отрыва коммуникаций от реальности как специально сконструированных для продвижения каких-либо интересов, так как ощущение подлинности коммуникаций для людей является эмоционально насыщенным переживанием».

Таким образом, праздники являются той силой, которая объединяет людей в единое общество, и развивает в них чувство коллективности, свободы и патриотизма.

References

1. Битарова Л.Г., Бич Ю.Г. Экзистенциальное осмысление человека в системе массовой культуры. Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 1. С. 86-90.
2. Битарова Л.Г. Философия / Л.Г. Битарова, А.В. Тонковидова, Е.А. Найденко, Е.А. Еремина Е.А. Учебно-методическое пособие / Краснодар, 2018 – 189 с.
3. Мишина Т.В., Самсоненко Т.А. Этноспорт как форма сохранения культурного наследия. Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2021. № 1. С. 128-130.
4. Найденко Е.А., Тонковидова А.В. Семиотика коммуникаций художественно-спортивных зрелищных мероприятий. Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2021. № 1. С. 112-116.
5. Плотникова Г.Г. Праздник как социально-культурное событие. В сборнике: Материалы всероссийской научно-практической конференции "Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития". СБОРНИК СТАТЕЙ И МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ (в рамках регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений). 2020. С. 15-20.
6. Плотникова Г.Г., Плотников А.В. Роль социально-культурных событий в трансляции смыслообразующих ценностей. В сборнике: Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. Материалы V Международной научной конференции. Москва, 2021. С. 213-217.