Project method in teaching a foreign (english) language

UDC 37
Publication date: 29.06.2023
International Journal of Professional Science №6-2023

Project method in teaching a foreign (english) language

Метод проектов в преподавании иностранного (английского) языка

Ma Yanlong

Immanuel Kant Baltic Federal University

Ма Яньлон

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Аннотация: В современном образовании метод проектов часто используется для повышения качества обучения студентов. В рамках настоящей статьи, мы рассмотрим использование метода проектов при преподавании иностранного языка в ВУЗе. Автор настоящей статьи считает, что в настоящее время для применения метода проектов в образовании, необходимо использовать средства сети Интернет. С использованием сети Интернет возможно организовывать проектную деятельность студентов, направленную на развитие определенных языковых навыков, формирование речевых умений, а также на совершенствование социокультурной и межкультурной компетенций. Систематическое и основанное на нескольких интернет-технологиях обучение студентов грамматическим средствам общения при реализации интернет-проектов, так же может применяться при изучении иностранного языка в современном ВУЗе.

Abstract: In modern education, the project method is often used to improve the quality of student learning. In the framework of this article, we will consider the use of the project method in teaching a foreign language at a university. The author of this article believes that at present, in order to apply the project method in education, it is necessary to use the Internet. With the use of the Internet, it is possible to organize student project activities aimed at developing certain language skills, forming speech skills, as well as improving sociocultural and intercultural competencies. Systematic and based on several Internet technologies teaching students grammatical means of communication in the implementation of Internet projects can also be used in the study of a foreign language in a modern university.
Ключевые слова: изучение иностранного языка, инновации в образовании, метод проектов, проектная технология, средства сети Интернет, развитие компетенций.

Keywords: learning a foreign language, innovations in education, project method, project technology, Internet tools, competence development.


В связи с тем, что проектная деятельность многогранна, а опыт работы с ней есть далеко не у всех студентов, нам представляется необходимым введение такого шага, как знакомство с сутью проектной деятельности и обсуждение алгоритма работы над студенческими проектами. Учитывая «клиповость» мышления современной молодежи, вероятность забывания, а соответственно, лишнюю трату времени на дополнительное объяснение теоретической составляющей и практических советов, а также более мотивированное отношение студентов к составленному ими, а не заученному материалу, видим необходимость введения в алгоритм работы над проектом шага по совместному составлению студентами и преподавателем памятки работы с блог- и вики-платформами. [6, с. 112]

Таким образом, обучение студентов грамматическим средствам общения на основе иноязычных интернет-проектов возможно с учетом индивидуальных особенностей студентов. Каждый этап проектов обоснован, структура последовательна, а обратная связь предполагает наличие двух вариантов последующих действий, соответствующих положительному или отрицательному результатам определенного этапа. [2, с. 8]

Степень вовлеченности студентов в проектную деятельность зависит в том числе от понимания ими того, как будут оцениваться их работа в ходе реализации проектной деятельности и финальный продукт. Во избежание негативных результатов проектной деятельности, потери или снижения мотивации участников интернет-проекта, в начале работы над проектом организуется семинар по развитию навыков работы в команде с привлечением интернет-ресурсов.

С учетом применения нами системного подхода, невозможно обойтись без упоминания функциональности, а также самих функций участников проектной деятельности, обеспечивающих переход от обсуждения теоретической составляющей процесса к его непосредственной реализации на практическом уровне. [1, с. 52]

Отмечая возможности использования средств ИКТ в образовательном процессе в вузе, важно уделить особое внимание роли функций участников образовательного процесса, поскольку реализация иноязычных проектов приводит к трансформации традиционных функций преподавателя и студентов.

Рассмотрение личностно-деятельностного подхода с позиции преподавателя как организатора и управляющего образовательного процесса означает передачу студентам возможности по самореализации, рефлексии и саморегулированию с соответствующей бо́льшей ответственностью при условии владения студентами последовательностью работы над постановкой и решением определенных задач. Следовательно, преподаватель, стремясь помочь студентам осознать собственные интересы и потребности и использовать их в постановке собственных задач, меняет стиль коммуникации со студентами с традиционного субъект-объектного на субъект-субъектный, выполняя организующую, координирующую, стимулирующую и поддерживающую (скаффолдинг) функции, сближая тем самым студенческий коллектив. [7, с. 32]

При взаимной проверке письменных работ студентами опыт использования эксплицитного подхода к обучению грамматике позволяет студентам лучше распознать искомые грамматические конструкции.

Определенные этапы работы над проектом предполагают соответствующие шаги участников образовательного процесса, базирующиеся на выполняемых ими функциях. [5, с. 179]

Таблица 1

Этапы обучения студентов грамматическим средствам общения на основе реализации иноязычных интернет-проектов

Шаг 1. Изучение грамматического материала средствами онлайн-платформ
Обучение грамматическим средствам общения на основе подобранного учебного материала, представляющего

содержание обучения; контроль освоения грамматических средств; регулирование познавательного процесса.

Проработка грамматического материала под наблюдением преподавателя; постановка соответствующих вопросов для закрепления новой информации. Дистанционная онлайн и офлайн
Шаг 2. Определение темы проекта
Аргументированная дискуссия, направленная на определение форм выражения предмета предстоящих проектов Обоснование и выбор форм выражения предмета предстоящих проектов; согласование индивидуальных и общих усилий по выполнению проектной деятельности; принятие ответственности за планируемый результат. Дистанционная онлайн и офлайн
Шаг 3. Изучение требований к реализации проекта и его оформлению
Обсуждение требований,

предъявляемых к выполнению

проектной деятельности,

обобщению и представлению её

результатов

Освоение требований,

предъявляемых к выполнению проектной

деятельности, обобщению и

представлению её результатов

Дистанционная офлайн
Шаг 4. Поисковая работа
Постоянное наблюдение за

работой студентов по

овладению грамматическими

средствами общения на основе

реализации иноязычных

интернет-проектов для оценки

ее состояния и прогнозирования развития

Выбор актуальной

информации по теме проекта; осуществление

учебно-познавательной деятельности

Дистанционная офлайн
Шаг 5. Индивидуальная и совместная работа студентов в рамках проекта
Постоянное наблюдение за

работой студентов по

овладению грамматическими

средствами общения на основе

реализации иноязычных

интернет-проектов для оценки

ее состояния и

прогнозирования развития

Составление письменного

высказывания в виде эссе на

базе вики-технологии или

базе блог-технологии;

персональная и групповая

деятельность студентов над

сетевой аргументированной

дискуссией посредством

комментариев на базе блог-

технологии; проработка

предварительного варианта

письменной работы (эссе на

базе вики-технологии или

блог-технологии)

Дистанцион

ная офлайн

Шаг 6. Создание письменного высказывания установленного образца на онлайн-платформе
Поддержка самостоятельной

работы студентов; постоянное

наблюдение за работой

студентов по овладению грамматическими средствами общения на основе реализации иноязычных интернет-проектов для оценки ее состояния и прогнозирования развития

Учебно-познавательная

деятельность по овладению

грамматическими

средствами общения на основе реализации иноязычных интернет-проектов через производство

письменной работы

установленного образца и ее

публикацию на онлайн-платформе

Дистанцион

ная офлайн

Шаг 7. Оценивание студентами участия в проектной деятельности, самооценка и рефлексия
Постоянное наблюдение за взаимным составлением студентами оценочного мнения о ценности, уровне или значении выполненных проектов; организация открытого выражения студентами представления о своей деятельности в ходе и в результате реализации иноязычных интернет-проектов Взаимное составление студентами оценочного мнения о ценности, уровне и значении выполненных проектов; открытое выражение представления о своей деятельности в ходе и в результате реализации иноязычных интернет-проектов Дистанцион ная онлайн
Шаг 8. Оценка преподавателем проекта
Составление оценочного мнения о ценности, уровне и значении выполненных студентами проектов; проверка на плагиат; определение уровня сформированности

грамматических навыков речи

студентов как показателя

овладения студентами

грамматическими средствами

общения

Знакомство с оценкой проектов; обеспечение аутентичности выполненной работы Дистанцион

ная онлайн / офлайн

Как свидетельствуют материалы таблицы 1, алгоритм обучения студентов грамматическим средствам общения на основе реализации иноязычных интернет-проектов основывается на проведении обучения в дистанционной форме. Если у студентов уже есть опыт проектной деятельности, некоторые шаги проектной деятельности можно ограничить или, наоборот, расширить, если такого опыта нет. [3, с. 16]

Определившись с форматом проекта, а именно выбрав конкретные параметры в виде количества участников проектной деятельности, темы и области проекта, а также этапов ее осуществления, может идти речь о трансформации объекта проектной деятельности. Таким образом, исследование сложившейся ситуации, выявление противоречий, и, соответственно, целеполагание относятся к подготовительному этапу. Значение цели проекта невозможно переоценить, поскольку она мотивирует участников проекта к активному вовлечению в проектную деятельность, регулирует процесс работы над проектом, трансформирует объект проектирования.

Образовательный процесс в вузе регламентирован по времени, а проектная деятельность потенциально может потребовать использования больших временных ресурсов, чем образовательный процесс без ее задействования. Таким образом, представляется целесообразным ограничение по срокам каждого этапа проектной деятельности. [4, с. 134]

В целях контроля вовлеченности в работу над проектом всех участников, а также для стимулирования мотивации, активной позиции студентов при реализации интернет-проектов вводится поэтапная обратная связь, имеющая определенную частотность (не менее одного раза в неделю) и форму (комментарии, сообщения в свободной форме и т.д.), что также соответствует применению скаффолдинга — угасающей поддержки со стороны преподавателя по мере того, как студенты приобретают все больше опыта работы в рамках проектной деятельности.

Взаимооценивание проектной деятельности студентами проходит по завершении каждой из серии проектов. Рассмотрим подробнее типовые упражнения, выполнение которых предполагается на изучающем этапе алгоритма обучения студентов грамматическим средствам общения на основе реализации иноязычных интернет-проектов и соответствует шагу 5 данного алгоритма.

References

1. Галиванова, Э. И. Практическое применение метода проектов на уроках английского языка с целью повышения качества преподавания / Э. И. Галиванова // Обнинск: Закрытое акционерное общество "Издательство "Титул", 2021. – С. 50-53.
2. Зайкова, О. С. Использование метода проектов как способ повышения эффективности преподавания английского языка в профессиональной образовательной организации / О. С. Зайкова // Вестник Камчатского политехнического техникума. – 2020. – № 22. – С. 3-9.
3. Залавина, Т. Ю. Метод проекта в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка / Т. Ю. Залавина // Красноярск: "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2021. – С. 15-18.
4. Максимова, Т. А. К проблеме реализации метода проектов в процессе преподавания иностранных языков / Т. А. Максимова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – Т. 12, № 1(47). – С. 129-136.
5. Паршукова, С. С. Метод проектов как прогрессивный метод в преподавании иностранных языков / С. С. Паршукова // Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2022. – С. 176-180.
6. Тарасенко, Х. Ю. Метод проектов как современная образовательная технология: проблемы и перспективы проектной деятельности в преподавании английского языка / Х. Ю. Тарасенко, Е. А. Тарасевич // Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 107-119.
7. Фирсова, С. В. Использование проектного метода по дисциплине "иностранный язык (английский язык)" / С. В. Фирсова // Современное среднее профессиональное образование. – 2020. – № 4. – С. 26-35.