Patriotic education in the PRC as the most successful and long-longed propaganda campaign

UDC 159.9
Publication date: 18.01.2024
International Journal of Professional Science №1-1-2024

Patriotic education in the PRC as the most successful and long-longed propaganda campaign

Патриотическое образование в КНР как самая успешная и продолжительная пропагандистская кампания

Danilenko Elena Olegovna
Master's student, Pacific State University,
Department of Higher School of Pedagogy and History, Khabarovsk

Даниленко Елена Олеговна
Магистрант, Тихоокеанский государственный университет, кафедра
«Высшая школа педагогики и истории», г. Хабаровск
Аннотация: В настоящей статье, автором рассматривается на примере китайских публикаций то, как в стране сформирована система высшего образования. Автором установлено, что в КНР в систему высшего образования заложен дух патриотизма и уважения к правящей коммунистической партии. По мнению автора данной статьи, политика партии Китая, которая направлена на культивацию народного единства, на фоне достижения общих целей, а так же построения единой образовательной системы в духе уважения к нации и правительству, является одной из самых лучших в настоящее время. В китайской образовательной модели нет места либерализму и тем псевдо ценностям, которые насаждаются по всему миру западными странами и США. В настоящее время КНР является страной, которая переходит к выпуску конкурентоспособной продукции в высокотехнологичных сферах, таких как: микроэлектроника, автомобилестроение, космические технологии и т.д. По достижению данных успехов можно судить о том, что правящая коммунистическая партия КНР должным образом обеспечивает образовательную политику, технологическое развитие и защиту суверенитета страны.

Abstract: In this article, the author examines, using the example of Chinese publications, how the higher education system is formed in the country. The author has established that in the People's Republic of China the spirit of patriotism and respect for the ruling Communist Party is embedded in the higher education system. According to the author of this article, the policy of the Chinese Party, which is aimed at cultivating national unity, against the backdrop of achieving common goals, as well as building a unified educational system in the spirit of respect for the nation and government, is one of the best at present. In the Chinese educational model there is no place for liberalism and those pseudo values that are being propagated throughout the world by Western countries and the United States. Currently, China is a country that is moving to produce competitive products in high-tech areas, such as microelectronics, automotive industry, space technology, etc. Based on the achievement of these successes, it can be judged that the ruling Communist Party of the People's Republic of China is properly ensuring educational policy, technological development and protection of the country's sovereignty.
Ключевые слова: развитие образования, ВУЗы КНР, правящая партия КНР, образовательная политика в КНР, обеспечение суверенитета КНР, конкурентоспособность КНР, развитие экономики КНР, развитие общества КНР.

Keywords: development of education, universities of the People's Republic of China, ruling party of the People's Republic of China, educational policy in the People's Republic of China, ensuring the sovereignty of the People's Republic of China, competitiveness of the People's Republic of China, economic development of the People's Republic of China, development of society of the People's Republic of China.


Артур Ванг, 21-летний студент из Китая, до сих пор помнит наставления учителя начальной школы: «Если флаг [Китая] упал на землю, вы должны сразу же его поднять». [5, с. 178]

Он рассказал, как на уроках ученики читали истории из учебников про деятельность членов Коммунистической партии Китая (КПК) во время Великого похода 1934-1935 гг.,  в результате которого Мао Цзэдун возглавил партию. Всем классом они изучали истории солдатов, умерших в ходе японо-китайского конфликта 30-х гг.

«Эти истории служили наглядным примером тех трудностей, с которыми Китай сталкивался в прошлом. Они давали понять, что сейчас мы живем благополучно благодаря жертвам наших предков»

Ванг, родом из города Харбин на северо-востоке Китая, переехал в Мельбурн в 2015 году с целью поступить в университет. Он признает, что школьные уроки произвели на него неизгладимое впечатление: «Я считаю себя патриотом. Если я подвергаюсь дискриминации или ощущаю презрение [из-за моей национальности], я постою за себя и свою идентичность». [1, с. 72]

Воспитание поколений патриотов

Китай имеет длительную историю идеологической работы, но программа обязательного патриотического образования была впервые введена лишь в 1994 году, после событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года. Косвенно способствовало этому нововведению и ослабление авторитарных режимом в Восточной Европе и распад СССР.

В программу патриотического воспитания входит изучение концепции «века унижения» (также именуемого «столетием национального унижения») — этим термином обозначают исторический период с XIX по XX век, подчеркивая факт «травли» Китая странами западного блока. Профессор международных отношений из Лондонской школы экономики и политики, Уилльям Каллахан, объясняет: «Данная концепция дает особую интерпретацию истории Китая, которая указывает на пагубное влияние сторонних государств на внутреннюю обстановку в стране и роль китайского народа в борьбе с ним». [2, с. 43]

Барри Ли, 39 лет, переехал в Сидней в 2004 году для обучения в университете. Он оказался среди первого поколения молодежи, получившего систематическое патриотическое образование.

Он поделился с ABC, что тема «политики и морали» оказала на него наибольшее влияние, показав, «как быть порядочным человеком»,- от основ гигиены до развития таких качеств, как упорство и трудолюбие.

По его словам, во время уроков он узнал, как функционируют страна и партия. Особое внимание уделялось факту, что Китай и существующий политический режим возникли единовременно: «[Это значит,] ты должен любить и страну, и партию». [8, с. 104]

«Когда ты молод, [патриотическое образование] кажется естественной частью жизни,- признается Ли, добавляя, что никогда не ставил под сомнение подаваемый материал. — Это не основной предмет, но со временем его влияние становится все более и  более ощутимым».

Многие иностранные студенты поделились с ABC, что Китай не единственная страна, включившая патриотическое воспитание в учебный план. Можно сказать, что мероприятия подобного характера проводятся и, например, в Австралии в честь празднования Дня АНЗАК и Дня Австралии.

Патриотическое образование в фильмах и мультфильмах

Идеологическое воспитание выходит и за пределы классных комнат.

Мона Ма, 30-летняя иностранная студентка из Мельбурна, поделилась воспоминаниями о тематических экскурсиях с классом. Учащихся просили готовить рисунки и писать заметки на досках, чтобы отпраздновать, к примеру, День ребенка в Китае, День образования КНР и День образования КПК. Каждый понедельник проходили церемонии поднятия флага, на которых ученики должны были «выглядеть подобающе» и надевать красные платки — символ пионерского движения Китая, молодежной организации причастной к КПК. [4, с. 330]

«Учителя постоянно повторяли, что красный шарф — это часть флага Китая. Он окрашен в красный, потому что пропитан кровью мучеников».

Профессор Каллахан утверждает, что система патриотического воспитания является «самой длительной и успешной пропагандистской кампанией» в Китае.

«Мультимедийность кампании — один из ключей к ее успеху. Она повсюду: в новостях, развлекательном контенте, фильмах и телепередачах. Людям, пребывающим в среде, тяжело анализировать сущность пропаганды, потому как для них она является частью действительности. Осознав это, вы поймете Китай».

“Ты начинаешь ставить слова учителей под сомнение”

Патриотическое воспитание не привило Вану любовь к своей стране, но, по его словам, убедило, что любые замечания в ее адрес неприемлемы: «Нам не объяснили, о чем именно нельзя высказываться, но в то же время другими способами формируется нетерпимость к подобным комментариям со стороны иностранцев». Ван добавил, что всегда соглашался с учителями. [3, с. 61]

26-летняя студентка из Мельбурна, Салли Дин, призналась, что ощутила «личную обиду», услышав критику в адрес Китая будучи подростком. «Я была в возрасте, когда ты думаешь, что что-то да знаешь, но не особо в этом уверен», — говорит Дин. — Я верила идее ведения антикитайской пропаганды Западом, сильно злилась, но никогда не проверяла ее достоверность».

Дин изменила свою точку зрения во время обучения в университете. Когда ей стало известно о существующей программе идеологического воспитания, она начала вновь анализировать пройденный материал.

«Твое информационное поле расширяется, развивается критическое мышление — ты начинаешь ставить слова учителей под сомнение».

Вэй Чжан — исследователь в области образования и кандидат наук по вопросам программы патриотического воспитания Китая из университета Перс Эдит Кован. Согласно ее исследованию, многим китайским студентом свойственно приравнивать критицизм к агрессии. Чжан характеризует их как воспитанников патриотической кампании, которая в свою очередь превозносит достижения КПК, и как свидетелей невероятных экономических успехов КНР одновременно. [7, с. 34]

Часто студенты задаются вопросом, почему Запад критикует Китай и освещает лишь «негативные аспекты», ведь в действительности партия сделала очень многое, в частности вытащила страну из бедности. «Им психологически тяжело адаптироваться к иному мышлению», — прокомментировала Чжан. [6, с. 88]

Развращающие идеи — главная угроза для КПК

С тех пор как Си Цзиньпинь стал президентом Китая, он неоднократно призывал к проведению дальнейшей реформы образовательной программы.

Он описал патриотизм как «важнейший аспект образовательного процесса», чья функция посеять «семена любви к Китаю глубоко в сердце каждого ребенка».

Катя Дринхаузен, старший исследователь Института Китая Меркатора в Германии, обосновывает усиление патриотической повестки в образовании недавними студенческими протестами в  Гонконге.

«Они уверены, что, получив доступ к неверной информации, молодежь, как это часто формулируется, «даст развращающим идеям захламить головы». В них заключается величайшая угроза для КПК, для существования режима и его стабильности».

Опасения вызывают активисты среди китайских студентов, покушающиеся на свободу преподавания в университетских кампусах Австралии, 39% учащихся которых прибыли из КНР.

«В зарубежных университетах организации, состоящие из китайских студентов, провоцируют конфликты и проводят общественные акции, когда что-то идет вразрез интересам Китая, потому как они не привыкли слышать критические высказывания в адрес своей страны и правительства. Понимание причин их поведения, того, какое мировоззрение формируется у школьников в Китае, и почему они считают своим долгом выступать в его защиту очень важно для выстраивания отношений со студентами».

Профессор Каллахан, который также преподает политику Китая и работает с китайскими студентами, соглашается с Дринхаузен: «Мы должны уважать их мнение, быть терпимыми. Не относиться к ним с подозрением».

References

1. Ань, Л. Ценностные ориентации патриотического воспитания в учреждениях высшего образования Китая / Л. Ань // Адукацыя і выхаванне. – 2023. – № 10(382). – С. 68-75.
2. Ахметова, Г. И. Нравственно-Патриотическое воспитание в системе основного общего образования / Г. И. Ахметова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 10-2. – С. 40-45.
3. Быстрова, Н. В. Патриотическое воспитание в системе профессионального образования / Н. В. Быстрова, Д. А. Спиридонова, П. Н. Чеснокова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-3. – С. 59-62.
4. Бычкова, Н. Д. Принципы системы управления патриотическим воспитанием в КНР и США / Н. Д. Бычкова // Молодой ученый. – 2021. – № 5(347). – С. 329-331.
5. Морарь, Ю. Л. Особенности патриотического воспитания обучающихся в современной системе образования / Ю. Л. Морарь, В. В. Петрухина // Теория и практика современной науки. – 2021. – № 7(73). – С. 176-181.
6. Мяо, Д. Патриотическое воспитание в высших учебных заведениях Китая с момента образования КНР: эволюция и реформы / Д. Мяо // Международный научный журнал. – 2023. – № 5(92). – С. 85-97.
7. Трофимов, Е. Н. Актуальные направления патриотического воспитания в профессиональном образовании / Е. Н. Трофимов, А. Е. Трофимов // Вестник РМАТ. – 2022. – № 4. – С. 27-38.
8. Шатохина, М. В. Формирование патриотического сознания через систему образования: исторический аспект / М. В. Шатохина // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2020. – № 12. – С. 98-106.