Abstract: The use of artificial intelligence technologies and the vector of their development are regulated in our country at the legislative level. The main regulatory act is the National Strategy until 2030 (approved in 2019) - (hereinafter referred to as the Strategy). The object of the study is the national strategy for the development of artificial intelligence. The subject of the research is strategic goals in the development of artificial intelligence. As part of this work, an analysis of existing concepts of the considered category of digital technologies was carried out for compliance with public policy strategies. It has been revealed that in foreign countries one of the key strategies in the field of digital technologies is to conduct scientific research on the development of artificial intelligence and the creation of progressive innovative programs. In our country, there is a noticeable lag between the formal strategy and the creation of operational artificial intelligence, which can be overcome through the development of a new national strategy for the development of digital technologies (namely artificial superintelligence) until 2050. The proposed measures will allow Russia to take a leading position in the global information technology market.
Keywords: state development, development of artificial intelligence, development of innovation, industry 4.0., national interests, development strategy.
Введение
Сегодня IT разработчики выделяют три основных вида (концепции) искусственного интеллекта: слабый, сильный и суперинтеллект. Максимальные возможности слабого ИИ — создание изображения, распознавание речи, генерация простых текстов и иные базовые задачи. Сильный ИИ, который сегодня только набирает популярность, может решить все задачи доступные и понятные для человеческого разума. Суперинтеллект служит для решения тех задач, которые человеку не подвластны, поскольку выходят за рамки его когнитивных способностей. Все существующие сегодня в России программы искусственного интеллекта относятся к первому виду, то есть данная технология находится у истоков своего формирования. Для достижения прорыва в рассматриваемой сфере необходимо активно развивать вторую и третью концепцию.
Результаты и обсуждение
Согласно Национальной стратегии, развитие ИИ в нашей стране необходимо для обеспечения правопорядка и безопасности, улучшения качества жизни граждан и их благосостояния, наращивание конкурентных преимуществ экономики России на мировой арене в сфере искусственного интеллекта (п. 23). Данная формулировка целей является довольно размытой. Вместо термина «искусственный интеллект» можно подставить любую другую цифровую технологию или даже отрасль деятельности, например «сельское хозяйство», «космические разработки» и т.д. Такая нечеткая и размытая цель не позволяет успешно реализовывать намеченные стратегии и государственную политику в области цифровых технологий, в том числе ИИ. [7, с. 153]
Названная цель включает шесть основных задач (п. 24): [6, с. 223]
— повысить качество информационных данных и их доступность;
— разработать и совершенствовать программное обеспечение;
— проводить мероприятия по поддержке научных исследований;
— создать комплексную систему регулирования общественных отношений;
— проводить мероприятия по доступности и поддержке аппаратного обеспечения;
— повысить квалификацию персонала и уровень цифровой грамотности населения страны.
Данный перечень задач подходит практически к любой современной цифровой технологии, что также оставляет неясным в каком направлении идет развитие искусственного интеллекта в нашей стране. Так, официальная цель и задачи фактически не определяют стратегию и путь дальнейшего развития ИИ, из чего следует что за рамки первой концепции (слабый искусственный интеллект) наша страна сможет выйти еще не скоро. Стратегия практически не содержит положений о второй и третьей концепции. Понятие сильного ИИ встречается в тексте всего три раза (п. 5, п. 9, п. 30): приводится определение термина; упоминание в контексте научных исследовании и мирового опыта. О суперинтеллекте в Стратегии не содержится ни одного положения.
По результатам анализа зарубежного опыта установлено, что в странах Европы, США и Америке проводятся активные разработки по созданию сильного ИИ. Национальная Стратегия Китая даже имеет название, говорящее само за себя: «План развития искусственного интеллекта следующего поколения». К 2030 году Поднебесная выйдет на второй уровень развития ИИ, а наша страна останется на первом, то есть уже сегодня можно констатировать отставание России на одно технологическое поколение от развитых зарубежных стран (США, Китай и проч.). Таким образом, заявление законодателя в отечественной Стратегии о том, что наша страна займет лидирующие позиции в сфере искусственного интеллекта, как минимум является необоснованным и не чем подтверждается. [2, с. 104]
Для того чтобы определить скрытую цель Стратегии, нами выделить термины и формулировки, которые наиболее часто встречаются по тексту: «искусственный интеллект» (148 раз), «данные» (50) и «программное обеспечение» (22). Очевидно, что фраза «искусственный интеллект» встречается наиболее часто, поскольку названной категории и посвящен нормативный документ. Второй и третий термины позволяют сделать вывод, что реальная и скрытая цель Стратегии в области развития ИИ в России – разработка и поддержка программного обеспечения, а также генерирование данных и обеспечение к ним данных участников экономических процессов.
Здесь речь идет о такой технологии, как «большие данные». Автором не оспаривается факт, что для обучения искусственного интеллекта требуется большой объем информации, однако разработка программ является технической задачей, а обеспечение к ним доступа относится к сфере права. Национальная Стратегия, где содержатся перспективы «прорыва» страны сразу в трех областях: научной, социальной и экономической; а также прогнозирующая лидирующие позиции России на глобальном технологическом рынке не может базироваться на названных задачах. Вышеизложенные факты еще раз подтверждают неготовность России к переходу на следующий уровень.
Н.Вострый прогнозирует, что сильный искусственный интеллект может появиться не ранее середины нынешнего века, и его последовательное развитие приведет к «созданию сверхразума». Как утверждают эксперты, к 2040-2050 гг. будет создана первая машина, схожая по уровню развития с человеческим разумом. Искусственный интеллект превзойдет человека в написании научных работ и авторских текстов к 2025 году; в переводах текстов, аудио и видео произведений к 2027 году; в управлении транспортом к 2030 г. и в работе в торговой сфере к 2032 году. Данные прогнозы, остаются только предположениями и не могут быть точными на 100%, однако прогнозирование необходимо для выстраивания грамотных стратегических целей. [5, с. 167]
Важно также учитывать самые ранние сроки разработки рассматриваемых технологий у стран-конкурентов. А. Турчин в своем исследовании приводит данные, что первая технология сильного ИИ появится в России до 2025 г. однако, как было установлено, Россия отстает от стран- лидеров на 7-9 лет и останется на первом этапе минимум до 2030 года.
Для того чтобы разобраться насколько сильно законодатель заинтересован в скорейшем появлении в стране новейших информационных технологий, автором подробно изучены разделы Стратегии, где упоминается сильный искусственный интеллект. [3, с. 455]
Впервые данная формулировка встречается в разделе «основные понятия» (раздел 1 пункт 5). Здесь указано, что «перспективные методы искусственного интеллекта — методы, направленные на создание принципиально новой научно-технической продукции, в том числе в целях разработки универсального (сильного) искусственного интеллекта». Искусственный интеллект способен выполнять такие задачи, как машинное обучение, автономно решать задачи на основе имеющихся алгоритмов, обрабатывать незначительные объемы информации и данных, интерпретировать их результаты, осуществлять вычислительные процессы, генерировать тексты, изображения и т.д. Таким образом, создатели Стратегии указывают на такие характеристики ИИ как самообучаемость, автономность, автоматическое выполнение команд, которые уже присущи действующим системам слабого машинного интеллекта. Перечисленных в Стратегии характеристик недостаточно для перехода на второй этап. [8, с. 179]
Второй раздел Стратегии именуется «Развитие искусственного интеллекта в России и мире». Здесь представлены положения о развитии искусственного интеллекта в рамках первой концепции. Так, например, создатели Стратегии утверждают, что это сложная проблема науки и техники – разработать сильный и универсальный искусственный интеллект, который будет подобен человеческому разуму, обладать такими способами мышления, умением адаптироваться к окружающей среде, решать различные задачи и взаимодействовать с человеком. Решить данную проблему можно при помощи объединения усилий многих сфер научных знаний: технической, гуманитарной, правовой, социальной и т.д. Указанные положения еще раз свидетельствуют о том, что создание сильного ИИ не является конечной целью Стратегии, а рассматривается лишь как очередная сложная научно-техническая проблема.
Последнее упоминание о сильном ИИ приводится в пункте 30 раздела 5 Стратегии, согласно которому все современные базовые исследования в сфере цифровых технологий должны быть направлены на создание сильного искусственного интеллекта. Здесь сильный искусственный интеллект рассматривается в контексте первого этапа, однако упоминание о том, что разработчики должны в первую очередь ориентироваться на его создание, дает надежду на появление данной технологии после 2030 года. [4, с. 63]
Опираясь на результаты проведенного анализа можно однозначно утверждать, что отечественная государственная политика направлена на дальнейшее развитие слабого искусственного интеллекта. Наши прямые конкуренты в сфере цифровых технологий – зарубежные страны, уже сейчас в качестве основного вектора развития рассматривают создание сильного ИИ, и как продолжение создание суперинтеллекта.
Очевиден вывод об отставании российской политики от политики ведущих держав в области искусственного интеллекта на один этап по техническим показателям, и на два этапа — по научным разработкам. Решение данной проблемы возможно путем создания новых программ и нормативных документов. Автор полагает, что необходимо разработать официальное положение — «Национальная стратегия развития искусственного суперинтеллекта на период до 2050 года», что позволить быть на шаг впереди государств – конкурентов и занять ведущие позиции на мировой арене цифровых технологий. [1, с. 73]
Заключение
Российская государственная политика направлена на дальнейшее развитие слабого искусственного интеллекта сроком до 2030 года в рамках национальной стратегии. Наши прямые конкуренты в сфере цифровых технологии – зарубежные страны, уже сейчас в качестве основного вектора развития рассматривают создание сильного ИИ, и как продолжение создание суперинтеллекта.
Для того чтобы Россия стала на шаг впереди государств – конкурентов и заняла ведущие позиции на мировой арене цифровых технологий (а именно искусственного интеллекта) необходимо все научные и технические ресурсы направить на разработку технологий третьего этапа (искусственного суперинтеллекта). Положения о разработке новейших технологий необходимо закрепить в новой официальной национальной стратегии, со сроком выполнения до середины нынешнего века.
References
1. Блануца, В. И. Государственная политика развития искусственного интеллекта в России: анализ стратегических целей / В. И. Блануца // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 26, № 8. – С. 69-76.2. Косаренко, Н. Н. Реализация Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в Российской Федерации / Н. Н. Косаренко // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2021. – № 3(62). – С. 100-106.
3. Моисеев, П. Н. Стратегия российской Федерации в области искусственного интеллекта: роль государственных компаний / П. Н. Моисеев // Самоуправление. – 2022. – № 1(129). – С. 453-456.
4. Околышев, Д. А. Реализация государственной политики в области развития искусственного интеллекта в современных социально-экономических системах / Д. А. Околышев // Муниципальная академия. – 2022. – № 3. – С. 60-66.
5. Пикалов, Б. В. Формирование государственной политики развития искусственного интеллекта в Российской Федерации / Б. В. Пикалов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 160-169.
6. Сазонов, Е. О. Искусственный интеллект в механизме государственного управления в Российской Федерации / Е. О. Сазонов // Академическая публицистика. – 2019. – № 10. – С. 222-224.
7. Указ Президента Российской Федерации о развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации // Стратегические приоритеты. – 2019. – № 2(22). – С. 150-156.
8. Шедий, М. В. Политика Российской Федерации в области развития искусственного интеллекта через призму ее национальных интересов и стратегии развития / М. В. Шедий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 174-183.