Modern features of the transformation of online advertising in social networks

UDC 070
Publication date: 20.02.2024
International Journal of Professional Science №2-1-2024

Modern features of the transformation of online advertising in social networks

Современные особенности трансформации интернет-рекламы в социальных сетях

Yanovskaya Daria Romanovna
RSUH 3rd year student

Яновская Дарья Романовна
РГГУ студентка 3го курса
Аннотация: Социальная сеть представляет собой актуальную и передовую площадку для размещения рекламы, а также открывает новые возможности для реализации маркетинговых стратегий предприятий. Прежде всего, это связано с тем, что такой метод рекламирования продукта, или услуги является наименее затратным, позволяет не только охватить широкую аудиторию потенциальных потребителей, но и направить рекламное сообщение узкой группе людей, которой оно будет наиболее интересно, благодаря таргетингу. При этом те механизмы, в согласии с которыми функционирует интернет-реклама в социальных сетях, постоянно трансформируются, улучшаются и дорабатываются. В рамках данной статьи будут рассмотрены основные плюсы и минусы данного способа распространения рекламы в интернете, актуальные механизмы его реализации, а также дана характеристика тем соцсетям, которые являются наиболее популярными и эффективными для целей маркетинга в настоящий момент.

Abstract: The social network is a relevant and advanced platform for advertising, and also opens up new opportunities for the implementation of marketing strategies of enterprises. First of all, this is due to the fact that this method of advertising a product or service is the least expensive, allowing you not only to reach a wide audience of potential consumers, but also to send an advertising message to a narrow group of people who will be most interested in it, thanks to targeting. At the same time, the mechanisms in accordance with which online advertising operates on social networks are constantly being transformed, improved and refined. This article will discuss the main pros and cons of this method of distributing advertising on the Internet, the current mechanisms for its implementation, and also describe those social networks that are the most popular and effective for marketing purposes at the moment.
Ключевые слова: особенности Интернет рекламы, трансформация Интернет рекламы, реклама в социальных сетях.

Keywords: features of Internet advertising, transformation of Internet advertising, advertising on social networks.


К основным преимуществам размещения рекламы в социальных сетях можно отнести: [7, с. 178]

1) Разнообразие форматов. Каждый рекламодатель имеет возможность разместить своё рекламное сообщение в зависимости от пожеланий и бюджета. Ему предоставляется множество вариантов: начиная от небольших сообщений в рамках тематического сообщества, до ярких визуальных роликов с участием мировых звезд.

2) Механизм таргетинга. Через отдельные рекламные кабинеты, которые функционируют в социальных сетях, рекламодатель может внести необходимые параметры для поиска нужной целевой аудитории (возраст, территориальное расположение, пол, основные интересы и т.д.).

3) Ценовая доступность. Реклама в социальной сети является общедоступной. Её могут позволить себе практически все, начиная от частных лиц и микро-компаний до крупнейших холдингов. Это связано с тем, что начальный финансовый порог входа для рекламодателей минимален, пост в небольшой группе или сообществе стоит всего несколько сотен рублей.

  4) Широкая аудитория. Миллионы людей каждый день посещают социальные сети. Практически каждый рекламодатель сможет найти в них свою целевую аудиторию.

5) Доступная аналитика. В личном кабинете рекламодатель может ознакомиться с необходимыми статистическими показателями, что будет способствовать оценке результативности рекламы: сколько человек просмотрели рекламное сообщение, перешли по предлагаемой ссылке, купили товар и т.д.

6) Парсинг. Благодаря данному механизму можно достаточно быстро и эффективно совершать сбор данных о подписчиках фирм-конкурентов, а также лучше узнать свою собственную целевую аудиторию.

У рекламы, распространяемой через социальные сети есть и свои минусы: [2, с. 42]

1) Финансовый риск. Существует вероятность неоправданных финансовых вложений для рекламодателей. Для того чтобы их минимизировать необходимо тщательно подходить к анализу целевой аудитории, произвести настройку таргетированной рекламы, продумать креативность рекламного сообщения и выбрать наиболее подходящее сообщество, или блогера для того, чтобы его интегрировать.

2) Высокий уровень конкуренции.  Число тех компаний, которые размещают рекламные сообщения в социальных сетях, становится больше с каждым годом. Выделиться среди конкурентов становится непросто.

3) Обязательная маркировка товаров. Начиная с сентября 2022 года в России функционирует закон, который касается обязательной маркировки интернет-рекламы. А с сентября 2023 года в случае ее отсутствия предусмотрены штрафные санкции. Это представляет собой еще один недостаток для рекламы в социальных сетях, так как вызывает ряд трудностей для тех, кто занимается маркетингом и таргетингом.

Для того чтобы привлечь внимание целевой аудитории, необходимо чтобы формат рекламного сообщения, а также технологии его реализации постоянно трансформировались в зависимости от новейших разработок в этой области. В связи с этим перечислим наиболее актуальные механизмы реализации таргетированной рекламы в социальных сетях: [5, с. 543]

Баннеры. Данный формат считается традиционным, применяется уже давно, однако по-прежнему является актуальным. В последние годы, благодаря новым технологиям, данный формат становится более креативным. В баннеры встраиваются мини-игры и анимационные вставки, что цепляет внимание потенциальных потребителей. Рекламное объявление перестает быть просто статичной информацией. Пользователю становится интересно взаимодействовать с ней, благодаря чему развивается интерес к компании, или продукции.

Искусственный интеллект (ИИ). Он представляет собой один из наиболее актуальных механизмов, который помогает модернизировать методы привлечения внимания целевой аудитории в области интернет-маркетинга. Искусственный интеллект является эффективным инструментом рекламы в социальных сетях по нескольким причинам: [8, с. 43]

— Наличие алгоритмов машинного обучения. Они применяются для анализа поведения пользователей – круг их интересов, предпочитаемые продукты и т.д. Благодаря такому алгоритму становится возможным заинтересовать каждого конкретного человека.

— Персонализация контента. Благодаря искусственному интеллекту реклама носит не обобщенный характер, а соответствует интересам пользователя сети в конкретный момент времени. В результате рекламное сообщение успешно привлекает внимание целевой аудитории и увеличивает вероятность конверсии.

Интерактивная реклама. К данному виду рекламных сообщений можно, прежде всего, отнести игры и опросы. В ходе виртуальной игры пользователь вступает во взаимодействие с рекламируемым продуктом. Или же он проходит персонализированный опрос. Данные форматы не только обращают на себя внимание пользователей, но и помогают получить информацию об их интересах. Рекламное сообщение в данном случае носит не просто информационный характер, оно вступает во взаимодействие с целевой аудиторией, благодаря чему последняя может в увлекательной форме узнать о всех преимуществах предлагаемой продукции. [4, с. 54]

Мобильная реклама. В последние годы огромное число пользователей пользуется мобильными устройствами для посещения социальных сетей и мессенджеров. В связи с этим таргетированная реклама в мобильных приложениях также активно развивается. Рассмотрим, какие стратегии используют бренды для эффективной адаптации рекламы к миру современных технологий. Для того чтобы пользователи смартфонов стали активной целевой аудиторией многие компании применяют следующие механизмы:

— Оптимизация рекламы под мобильные гаджеты. Рекламное сообщение должно привлекать внимание даже на маленьком экране смартфона. Для этого при его разработке необходимо не только адаптировать текст и графику, но и учитывать специфику взаимодействия с рекламой через сенсорный экран.

— Создание мобильных приложений для рекламных целей. Значительная часть брендов занимаются созданием своих собственных приложений для мобильных устройств. Благодаря им они могут получать необходимые данные от своих пользователей, а также вступать во взаимодействие с ними.  Персонализация контента и всплывающие уведомления делают приложение эффективным инструментом, как для рекламных целей, так и для контакта со своей целевой аудиторией.

Перечислим социальные сети, которые являются самыми востребованными среди рекламодателей в настоящее время:

«ВКонтакте». На данный момент это наиболее востребованная для размещения рекламы социальная сеть в Российской Федерации благодаря тому, что она является лидером по посещаемости. Согласно данным, которые приведены исследовательской компанией Mediascope, российская аудитория данной социальной сети в ноябре 2023 составила около 89 миллионов пользователей.  Таким образом, «ВКонтакте» сегодня самая популярная социальная сеть в России. [1, с. 23]

Через сеть «ВКонтакте» можно осуществлять продвижение отдельных товаров и услуг, а также сообществ, мобильных приложений и сайтов. Реклама может быть размещена в боковой колонке (только для компьютерной версии), на стене различных групп и сообществ, в новостной ленте, приложениях, а также в разделах «клипы» и «истории».

Форматы рекламных объявлений тоже могут быть различными. В обновленном личном кабинете «VK» необходимо только произвести загрузку необходимого видеоряда, текста и картинки, а система самостоятельно подберет наилучшие варианты для объявления.

 На данном этапе «ВКонтакте» вплотную занимается продвижением видеороликов с коротким форматом, что может стать отличной возможностью для рекламодателей повысить охват целевой аудитории.

«TikTok» — еще одна из самых популярных социальных сетей в России. Ее специфика состоит в том, что пользователи публикуют короткие 15-минутные ролики. При этом, если учитывать фактор ежедневного времени потребления контента, то данная сеть опережает все остальные в стране. Согласно исследованиям, аудитория TikTok на 44 процента эффективней воспринимает рекламные ролики различных товарных брендов, чем пользователи других социальных сетей. Практически 15 процентов первоначального знакомства с товарной продукцией пользователями началось именно с данной площадки.

«Telegram». Данная платформа скорее относится к группе мессенджеров, а не социальных сетей. Однако ее тоже следует рассматривать, в связи с тем, что в последнее время она представляет собой эффективную рекламную площадку. К концу 2023 года численность ее аудитории составила около 83 миллионов пользователей, немного уступив только социальной сети «ВКонтакте». [6, с. 52]

Настройка таргетированной рекламы в Telegram происходит с помощью специальной платформы — Telegram Ads. Рекламные посты размещают в каналах, которые включают более одной тысячи подписчиков. В рекламный текст при этом входит не более 160 символов. Также в него включаются ссылки, кликая на которые пользователь попадает на внешние ресурсы, или внутренние каналы. Чтобы разместить напрямую свое рекламное сообщение на канале, необходимо стать участником биржи («EpicStars» или «Telega.in»), или договорится непосредственно с владельцем канала.

  В перспективе Telegram вполне может стать лидером среди социальных сетей в России, так как наблюдается активный прирост ее аудитории, однако, на данный момент, одним из препятствий для этого является высокая стоимость рекламы.

Помимо вышеупомянутых трех лидеров среди социальных сетей в России можно упомянуть такие, как: «Одноклассники», а также чрезвычайно популярная ранее сеть «Instagram», которая в марте 2022 года в России была признана экстремистской организацией, в результате чего произошла ее блокировка, хотя некоторые пользователи все же продолжают заходить в данную сеть через VPN-соединение.  Однако, как и следовало ожидать, процент аудитории, ежедневно посещающей данную социальную сеть, существенно снизился: с 30% до 6%. Применять таргетированную рекламу в Instagram теперь нельзя, продвижение товарной продукции может быть осуществлено только с помощью страничек популярных пользователей. [3, с. 214]

Таким образом, очевидно, что реклама, которая размещается в социальных сетях представляет собой эффективный маркетинговый инструмент. Она регулярно трансформируется в зависимости от современных условий, передовых разработок в сфере искусственного интеллекта, изменениях в потребностях целевой аудитории.

Для того чтобы максимально эффективно рекламировать свой продукт, рекламодателю необходимо проводить анализ всех возможных форм и механизмов, которые имеют в своем арсенале конкретные социальные сети и выбрать ту площадку, что предлагает самые выгодные и привлекательные условия для маркетинга.

References

1. Афанасьева, Е. С. Особенности интернет-рекламы через поисковые системы, веб-сайты, социальные сети, блоги и видеохостинги / Е. С. Афанасьева // Вестник Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2018. – № 4(29). – С. 17-27.
2. Говорова, Э. Э. Особенности интернет-рекламы в современном медиапространстве / Э. Э. Говорова // Академическая публицистика. – 2019. – № 10. – С. 41-43.
3. Горбунова, О. А. Реклама в сети Интернет на основе работы с рекламными объявлениями в социальной сети VK / О. А. Горбунова, А. А. Чайковская // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2019. – № 1-1. – С. 212-215.
4. Ивченкова, М. С. Социальные аспекты влияния интернет-рекламы на потребительское поведение современной молодежи / М. С. Ивченкова, А. А. Кошелев // Управление устойчивым развитием. – 2019. – № 6(25). – С. 51-56.
5. Мухамедова, М. Ф. Маркетинг и управление компаниями через социальные сети и влияние интернет-рекламы / М. Ф. Мухамедова // Академическая публицистика. – 2019. – № 5. – С. 539-545.
6. Положенцева, Ю. С. Трансформация интернет-рекламы в социальных сетях в эпоху цифровой глобализации / Ю. С. Положенцева, О. Ю. Непочатых, В. В. Масленникова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2019. – № 4(42). – С. 50-54.
7. Тиммерман, М. А. Реклама в социальных сетях как инструмент продвижения в сети Интернет / М. А. Тиммерман // Молодой ученый. – 2021. – № 53(395). – С. 176-179.
8. Хомутова, А. А. Особенности современной интернет-рекламы / А. А. Хомутова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2020. – № 13. – С. 40-44.