Labor education of schoolchildren is a need of modern society

UDC 33
Publication date: 20.06.2024
International Journal of Professional Science №6-1-2024

Labor education of schoolchildren is a need of modern society

Трудовое воспитание школьников – потребность современного общества

Aulova Ekaterina Alexandrovna
Sher Marina Leonidovna
1. Master's student at the Department of Pedagogy and Psychology
Krasnodar, Krasnodar region
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University"
Krasnodar, Krasnodar region


Аулова Екатерина Александровна
Шер Марина Леонидовна

1. магистрант кафедры педагогики и психологии
г. Краснодар, Краснодарский край
2. к.э.н, доцент кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
г. Краснодар, Краснодарский край
Аннотация: Особенности современного воспитательного процесса требуют изменений. Трудовое воспитание – основа формирования будущего нравственного, физически здорового, трудолюбивого, воспитанного, образованного, целеустремленного подростка. Внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» станет отправной точкой в воспитании нового подрастающего поколения, согласно которым общество должно получить трудолюбиво-осознанных высококвалифицированных специалистов.

Abstract: Features of the modern educational process require changes. Labor education is the basis for the formation of a future moral, physically healthy, hardworking, educated, purposeful teenager. Amendments to the federal law of 29.12.2012 № 273-FL «On education in the Russian Federation» will become the starting point in educating the new younger generation, according to which society should receive hardworking and highly qualified specialists.
Ключевые слова: труд, трудовое воспитание, трудолюбие, семейное воспитание, самовоспитание, самоопределение.

Keywords: work, labor education, hard work, family education, self- education, self-determination.


На сегодняшний день проблема трудового воспитания школьников особо актуальна. Потребность в этом диктует само общество. Изучение данного явления и процесса необходимо для полного понимания, влияния труда на подрастающее поколение. Несомненно, роль трудового воспитания не приукрашена, и оно не сразу, но дает свои результаты. Дети должны научиться понимать пользу труда для самих себя и окружающих. Необходимость отношения к труду и работе с радостью – один из важнейших результатов счастливого человека. Ведь труд развивает не только умственно, но и физически.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования необходимых для трудовой деятельности личностных и социальных качеств характера человека.

Современные особенности трудового воспитания существенно отличаются от тех, которые были ранее, в советской школе, не говоря уже о тех, которые были заложены в основу данного понятия.

Если в период советской России трудолюбие детям прививалось, как естественное качество человека, высмеивались лодыри и тунеядцы, помощь близким и выполнение работы по дому было распределено в каждой семье, и это считалось правильным, внимательность к пожилым людям и культуру поведения на улице диктовало само общество, то современная реальность такова, что по достижении совершеннолетия ребенок может быть даже не приспособлен к самообслуживанию, не говоря уже о помощи другим. Всю домашнюю работу родители всегда выполняли за него, и как следствие, хамское поведение на улице и отсутствие какого-либо уважения к чужому труду.

Такой социальный институт общества, как семья для ребенка невозможно заменить никакими другими социальными институтами, поэтому, сегодня такое острое внимание уделяется воспитанию нового поколения. Воспитательная функция семьи, прежде всего, это передача всех тех традиций, норм поведения, семейного опыта, знаний и умений, которые уже сложились в ней.

От социального состояния семьи, материального и морального благополучия, от культуры общения ее членов, от взаимодействия и взаимопонимания детей и родителей зависит очень много, в том числе и то, какую ступень в обществе в будущем займет их ребенок, как он будет учиться, как он будет общаться со сверстниками и людьми старшего возраста, какую профессию выберет, как его будут воспринимать в обществе.

К сожалению, существует много случаев, когда семья выступает не только положительно-нравственным источником физического и духовного здоровья, но и источником отрицательного влияния на подрастающее поколение: грубое отношение к детям, приобщение к алкоголю, безразличие и равнодушие по отношению к увлечениям ребенка, недостаточный контроль за деятельностью подростков, повлекший печальные последствия и прочее. Характер взаимоотношения родителей в семье и неуважение создает неблагоприятную атмосферу для существования в ней ребенка.

Педагоги-психологи говорят о том, что если ребенок до трех лет не получил той нормы тепла, любви, заботы и ласки, которую ему способна дать семья, и особенно мать, то зачастую, случается так, что некоторые моменты его социализации протекают болезненно, а иногда затягиваются на неопределенный период.

Говоря о трудовом воспитании подростков, необходимо учитывать многие факторы, влияющие на данный процесс, в частности, необходимо углубиться в их детство и проанализировать его, возможно, в каком-то из конкретных случаев, существует вероятность работы с некоторыми учащимися лично.

Для того, чтобы исправить накопившиеся ошибки последних двадцати лет общества, сегодня вновь прибегли к помощи трудового воспитания. На законодательном уровне внесли изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон разрешает использовать труд детей, например, в творчестве (подделка, выполненная ребенком на уроке труда или сшитый костюм для театрального кружка старшеклассницей), работа на приусадебных участках школ (посадка деревьев), приучение к самостоятельности начинается еще с детского сада, помощь подросткам с самоопределением в будущей профессии [1].

Реализация трудового воспитания в образовательных учреждениях может быть организована и выражена в самых различных формах.

Из наиболее распространенных способов привлечь школьника к труду педагоги используют классные дежурства или выполнение индивидуального поручения, задания. Дежурство предполагает поочередное выполнение всеми учениками класса конкретных задач, например, уборку класса, полив цветов. Уже после окончания одного дежурства, школьник будет знать, какие задачи перед ним стоят и будет готов к их выполнению. Такая форма организации труда школьников позволяет им становиться более ответственными, заботиться об окружающей среде, и общественном порядке. Отсюда, как следствие, вытекает уважение не только к своему труду, ребенок начинает ценить и уважать труд другого человека.

Индивидуальное задание же предполагает выполнение неизвестного заранее поручения. Возникновение такой ситуации очень полезно для учеников, так как заставляет их задуматься над выполнением конкретного задания. Некоторым школьникам это дается сложнее, но они приобщаются к разным видам труда, становятся более ответственными и старательными.

Процесс трудового воспитания, прежде всего, состоит из организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе, стимулирование инициативы, творчества и стремления к достижению более высоких результатов, поэтому грамотно выстроенная педагогами ориентация подростков может помочь привлечь внимание школьников к рабочим специальностям. На сегодняшний день, перед педагогами стоит задача – привить способность к трудовой деятельности, благодаря чему у ребенка будет складываться положительное отношение к труду.

Полагаем, что данный подход к трудовому процессу обучения, к воспитанию через труд – есть верное направление развития государственной политики. Если говорить о воспитании трудом в школе, то, действительно, прививать трудолюбие необходимо с начальной школы, так как в подростковом возрасте данный процесс происходит сложней: эмоционально-психологическая перестройка и активное физическое развитие являются фоном, тормозящим данный процесс. А образовательная программа подготовки школьников меняется в связи с актуальностью вопроса подготовки профессионалов, и сегодня эта тенденция только нарастает.

Уже с 1 сентября 2024 года вместо урока «технология» будут преподавать уроки «труда» в школах России, согласно Федеральному закону «Об образовании» 273-ФЗ, в который внесли правки и закрепили «труд» как обязательный предмет [1].

Министерство просвещения РФ уже разработало и подготовило программу по труду, согласно которой школьники будут осваивать данный предмет с 1по 9 классы с различной часовой нагрузкой и по различным стандартам обучения – модулям – элементы программы с дифференцированной компетенцией.

В средних классах, с 5 по 9, будут преподавать как обязательные модули по всей стране: «Производство и технологии»; «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; «Компьютерная графика. Черчение»; «Робототехника»; «3D моделирование, прототипирование, макетирование», так и вариативные, на выбор каждой школы в зависимости от кадровых потребностей региона: «Автоматизированные системы»; «Животноводство»; «Растениеводство» [1]. Список вариативных модулей, возможно, будет пополнен, ввиду потребностей отдельных регионов. Так же, больше не будет разделения для девочек и мальчиков, уроки будут совместные, чтобы не ущемлять интересов ни одной из сторон.

Обобщив, хотелось бы отметить основные задачи, которые Министерство образования и науки Российской Федерации поставило перед трудовым воспитанием на сегодняшний день:

— формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

— развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;

— воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

— вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда [1].

Решение поставленных задач и усиление заботы о воспитании детей и усовершенствования системы социализации и воспитания школьников – это не только задача современной школы, но и совместная работа семьи (родителей) и различных общественных организации, организующих досуговую деятельность учащихся. А так же, непосредственное самовоспитание и работа над собой каждого школьника. Как итог, общество должно получить трудолюбивых, умных, воспитанных, целеустремленных, самоорганизованных, уважительных, ответственных, осознанно подошедших к трудовой и профессиональной деятельности детей, школьников, выпускников, а в будущем и высококвалифицированных специалистов.

References

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 22.03.2024).