The principle of continuity in the development of communicative and cognitive skills of children of senior preschool and primary school age

UDC 37
Publication date: 18.07.2024
International Journal of Professional Science №7-1-2024

The principle of continuity in the development of communicative and cognitive skills of children of senior preschool and primary school age

Принцип преемственности в развитии коммуникативно-познавательных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Tsangari Anna Sergeevna,
Gorlova Natalya Alekseevna,

1. Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Innovative Educational Technologies of the State University of Education
2. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Innovative Educational Technologies of the State University of Education.


Цангари Анна Сергеевна,
Горлова Наталья Алексеевна,

1. аспирант кафедры педагогики и инновационных образовательных технологий Государственного университета Просвещения
2. д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и инновационных образовательных технологий Государственного университета Просвещения.
Аннотация: В настоящей научной статье автор исследует особенности реализации принципа преемственности в развитии коммуникативно-познавательных способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого автор кратко анализирует каждый из рассматриваемых возрастов, далее осуществляет их сравнительное исследование. В заключении научной работы автор делает выводы о важности каждого этапа развития ребенка, отдельных областей деятельности. Статья будет полезна преподавателям, обучающимся, теоретикам и практикам, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития современной педагогики.

Abstract: In this scientific article, the author explores the features of the implementation of the principle of continuity in the development of communicative and cognitive abilities of children of senior preschool and primary school age. To do this, the author briefly analyzes each of the ages under consideration, and then carries out a comparative study of them. At the conclusion of the scientific work, the author draws conclusions about the importance of each stage of child development and individual areas of activity. The article will be useful to teachers, students, theorists and practitioners, and a wide range of readers interested in the development of modern pedagogy.
Ключевые слова: преобразующее обучение, преемственность, преемственное обучение, дошкольное образование, школьное образование, система образования, образовательные программы, образовательные организации.

Keywords: transformative learning, continuity, continuous learning, preschool education, school education, education system, educational programs, educational organizations


Актуальным в настоящее время выступает принцип преемственности между различными уровнями образования, а также между разными областями способностей, компетенций, которыми обладают субъекты образовательно-воспитательного процесса. Особенно остро данный вопрос поднимается в отношении смежных уровней – например, дети старшего дошкольного возраста и дети младшего школьного возраста, соответственно. В настоящей работе будет акцентировано внимание на практике реализации данного принципа, а также на особенностях его значимости в общем смысле образовательно-воспитательного процесса.

В качестве примера проанализируем коммуникативно-познавательные способности. В частности, дети старшего дошкольного возраста реализуют представленный набор компетенций следующим образом:

– через умение выражать собственные мысли, объяснять эмоции, делать это и в отношении посторонних людей (например, рассказать об эмоциях другого ребенка из детского сада, который потерялся на прогулке и испугался);

– через умение правильно формулировать и задавать различные вопросы (например, о природе, животных, окружающих людях и т.д.);

– умение не только внимательно слушать собеседника, но также анализировать услышанное, формулировать и задавать вопросы по теме (к примеру, в разговоре о потерявшейся собаке уточнить, какого цвета была эта собака, какая у нее кличка и т.д.);

– умение сопровождать вербальное выражение мысли невербальным, т.е., жестами, мимикой, движениями, а также выражать через это умение свои эмоции и чувства;

– иные [4; 6].

Для сравнения параллельно проанализируем также, каким образом коммуникативно-познавательные способности реализуются у детей младшего школьного возраста, где разница между двумя исследуемыми возрастными категориями в ряде случаев может быть меньше года, в среднем же равняется периоду 1-2 года.

Итак, для младшего школьного возраста характерны следующие варианты:

– к навыкам формулировать и задавать вопросы добавляется компетенция поиска информации, в т.ч. в электронном формате – для современных детей это практически неотъемлемая компетенция;

– повышается уровень развития коммуникативных взаимодействий, и ребенок учится адаптироваться к различным условиям. Например, не разговаривать с незнакомыми людьми или отвечать им немногословно, сдержанно;

– способность не только банально выразить свою точку зрения по какому-либо вопросу, но также на самом примитивном уровне аргументировать ее, формируется само по себе понимание, что слова должны быть чем-то подтверждены;

– более высокий уровень развития эмпатии, чувств по отношению к другим людям, что выражается в более развитом понимании, как реагировать на ту или иную ситуацию (например, как вести себя на похоронах или, напротив, на празднике);

– более развитый уровень всех обозначенных выше коммуникативно-познавательных способностей, что выражается как в количественных, так и в качественных показателях;

– иные [3].

В конечном итоге, как видно из представленных примеров, коммуникативно-познавательные компетенции двух обозначенных возрастных категорий, действительно, находятся на приблизительно одном уровне, отличаясь незначительными элементами. И это – идеальный вариант, а на практике же ребенок может обладать одинаковым набором компетенций сразу на нескольких возрастных уровнях (например, если ребенок растет в неблагополучной семье, родители не занимаются его воспитанием, или же он имеет какие-либо отклонения в физиологическом или психологическом здоровье). Кроме того, из анализа выше совершенно очевидно наблюдается определенная взаимосвязь между двумя уровнями развития компетенций, взаимодействие и т.д. В результате возникает актуальность той самой преемственности, т.е., процесса заимствования и передачи с одного возрастного уровня на другой характеристик и свойств компетенций – в данном случае, коммуникативно-познавательных [3].

Иными словами, под преемственностью на практике понимается процесс, когда определенный набор компетенций у ребенка старшего дошкольного возраста плавно «перетекает» в младший школьный возраст. К слову, данный принцип характерен не только для двух обозначенных уровней, но и для любого другого вида образования. Так, к выпуску из школы ребенок в полной мере приобретает тот необходимый ему для обучения в вузе или СПО набор компетенций. Соответственно, перед выпуском из вуза или СПО такой молодой человек должен обладать всеми необходимыми личностными и профессиональными характеристиками, важными для последующей трудовой деятельности. Т.е., необходимо говорить о повсеместной реализации принципа преемственности, который «красной нитью» проходит через все уровни образования.

Однако вернемся непосредственно к предмету настоящего исследования. Итак, к моменту поступления на обучение в школу ребенок должен обладать необходимым набором коммуникативно-познавательных способностей, которые станут своеобразным «базисом» и получат дальнейшее поступательное развитие уже в рамках школьной программы [1]. Это важный элемент эффективности школьного обучения, достижения качественных и системных результатов образовательно-воспитательного процесса как такового.

Для решения обозначенных выше задач важно, чтобы в образовательной организации были соблюдены определенные внешние и внутренние условия. Это будет способствовать и формированию психологической устойчивости ребенка, и его предрасположенности к получению новых знаний и умений, и позволит уже педагогу достигнуть поставленной цели более быстро, эффективно. Кратко перечислим данные условия:

– грамотная педагогическая работа, т.е., выполнение функций квалифицированными специалистами – педагогами, социальными работниками, психологами и т.д.;

– формирование стабильной психологической обстановки внутри образовательного учреждения, где ребенка не обижают, не оскорбляют, его ценят и уважают, как личность;

– использование грамотно подобранных практических инструментов – в первую очередь, игровых, с акцентом на особенности аудитории, для которой такие методики применяются;

– в целом, разработка отдельных элементов образовательно-воспитательного процесса с учетом особенностей конкретной целевой аудитории, установленных требований и реальных условий образовательной организации, и т.д. Одновременно важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, отдельно исследовать детей с ОВЗ, если такие есть в коллективе;

– иные [5; 7].

В конечном итоге, как видно из представленного выше анализа, принцип преемственности, несмотря на свою достаточно высокую практическую значимость, тем не менее, в реальности не так легко реализовать. Для этого требуется комплексная и системная работа, причем не только одного педагога, но и ряда других профильных специалистов. Важно, чтобы на другом конце механизма работа была также организована качественно – т.е., не только над выпускником-дошкольником, но и над первоклассником, иначе все затраченные ранее усилия не достигнут желаемого эффекта.

По своей сути принцип преемственности позволяет довольно незаметно и безболезненно пройти процесс адаптации ребенка к новому этапу освоения образовательно-воспитательного процесса, быстро учесть его особенности и понять свое место в данной системе. На дальнейших этапах реализации образовательно-воспитательного процесса смысл принципа остается таким же [2].

Таким образом, в завершении представленного исследования, кратко обозначим его ключевые результаты.

Во-первых, рассматривая сущность самого по себе принципа преемственности, следует обозначить его универсальный характер, ведь преемственность отличает любой этап образовательно-воспитательного процесса, а не только лишь рассмотренный в настоящей работе. Данный принцип предполагает, что на границах определенных возрастных категориях ребенок или молодой человек обладают необходимым набором компетенций, важных для дальнейшего развития. В работе это рассматривается на примере коммуникативно-познавательных способностей, которые исследованы и в теории, и на практике [4].

В частности, автор говорит о том, что уровень младшего школьника, в общем и целом, включает все тот же набор компетенций, имеющийся у ребенка в старшем дошкольном возрасте, однако с некоторыми изменениями и дополнениями. Так, в частности, к навыкам формулировать и задавать вопросы добавляется компетенция поиска информации, в т.ч. в электронном формате – для современных детей это практически неотъемлемая компетенция. Или же, например, существенным образом повышается также и уровень развития коммуникативных взаимодействий, и ребенок учится адаптироваться к различным условиям. Например, не разговаривать с незнакомыми людьми или отвечать им немногословно, сдержанно, а также иные.

Таким образом, практическая значимость реализации принципа преемственности – предмета настоящего научного исследования – является достаточно очевидной, однако ее реальное выражение в современной педагогике не так просто, поскольку зависит от целой совокупности различных условий [4]. Например, это уровень педагогического мастерства сотрудников образовательной организации, степень доверия в детском коллективе, отсутствие проявлений буллинга в сторону ребенка и т.д. Влияет также, например, грамотно подобранные практические инструменты, а также ряд других аспектов. В конечном итоге, автор делает вывод о том, что достижение поставленной цели принципа преемственности предполагается только при соблюдении определенных условий внешнего и внутреннего порядка [7].

Непременным условием эффективности развивающей деятельности в них является специальное проектирование межличностной среды, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей.

References

1. Нисская, А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций // Современное дошкольное образование. – 2019. – № 11. – С. 101–109.
2. Жиналиева, С.Б. Консультация для педагогов по переходу из детского сада в начальную школу // Проблемы педагогики. – 2016. – № 16. – С. 301–308.
3. Измайлова, Р.Г., Тимохина, Т.В., Шейнова, Т.Г. Преемственность начального общего и дошкольного образования в период пандемии: результаты анкетирования // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 15. – С. 101–106.
4. Мельникова, А. Г. Преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в условиях применения ФГОС / А. Г. Мельникова, Е. А. Голд. – Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2019 г.). – Санкт–Петербург: Свое издательство, 2019. – С. 20–22.
5. Методическое обеспечение образовательных процессов: учебное пособие / под ред. А.В. Воронцовой. – Москва: ИНФРА–М, 2024. – 234 с. – (Высшее образование: Магистратура).
6. Программа «Преемственность» ГБОУ «Школа в Некрасовке» (дошкольный и начальный уровни образования) https://gym1595.mskobr.ru/files/Detsad/Программа%20преемственности%20ДОО%20и%20НОО.pdf
7. Развитие инновационной деятельности педагога в процессе обучения, воспитания и социализации школьников: методические рекомендации / Сороковых Г.В., Сергеева В.П., Подымова Л.С. – Москва:НИЦ ИНФРА–М, 2017. – 52 с. (Высшее образование)