The Influence of Western Art on the Decoration of Chinese Palaces (Cultural Exchange)

UDC 7
Publication date: 17.10.2024
International Journal of Professional Science №10-1-2024

The Influence of Western Art on the Decoration of Chinese Palaces (Cultural Exchange)

Влияние западного искусства на декоративное оформление китайских дворцов (культурный обмен)

Yao Sitsunhui,
Postgraduate School, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Altai State University (AltSU)", Barnaul

Яо Сыцунхуэй,
Аспирантура, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет (АлтГУ)», г. Барнаул
Аннотация: В научной статье рассматривается определенное влияние западного искусства на декоративное оформление различных китайских дворцов в контексте культурного взаимодействия, которое проиcходило с 16 века и продолжалось до начала 20 века. В работе подробно рассматривается, как детали европейской живописи, элементы архитектуры и оформление интерьеров были адаптированы в традиционное китайское искусство, которое привело к возникновению неповторимых синтетических стилей. Важное внимание уделяется данным аспектам, как например, применение современных материалов, стиля оформления и различных символов, которые заимствованы европейскими художниками и западными архитекторами. В работе рассматриваются эффективные примеры уникальных в своем роде, дворцовых комплексов, в которых влияния Запада более ярко представляются, в том числе анализируются различные социальные и экономические условия и политические факторы, которые способствуют данному культурному взаимодействию. Автор статьи подчеркивает важность взаимодействия рассматриваемых культур, а так же влияние на формирование культурных традиций в КНР, тем самым открывая все новые возможности для перспективы дальнейших исследований в контексте истории видов искусства и направлении культурологии.

Abstract: This research paper examines the specific influence of Western art on the decoration of various Chinese palaces in the context of cultural interaction that took place from the 16th century until the early 20th century. The paper examines in detail how European painting details, architectural elements, and interior decoration were adapted into traditional Chinese art, which led to the emergence of unique synthetic styles. Much attention is paid to these aspects, such as the use of modern materials, decoration styles, and various symbols that were borrowed by European artists and Western architects. The paper examines effective examples of unique palace complexes in which Western influences are more vividly represented, including an analysis of various social and economic conditions and political factors that contribute to this cultural interaction. The author of the article emphasizes the importance of the interaction of the cultures under consideration, as well as the influence on the formation of cultural traditions in the PRC, thereby opening up new opportunities for the prospects of further research in the context of the history of art forms and the direction of cultural studies.
Ключевые слова: искусство, дизайн, оформление, декор, культура, декоративное оформление, традиции.

Keywords: art, design, decoration, decor, culture, decorative design, traditions.


Введение

Архитектура, а так же декоративно-прикладное искусство Китая династии Мин и династии Цин представляют неповторимое сочетание, как традиционных китайских компонентов, так и культурных влияний, которые происходили благодаря западному взаимодействию [5].

В начала 16 века, в то время, когда европейские торговцы прибывали в КНР, развернулся процесс культурного взаимодействия, который существенно повлиял на разные контексты жизни Поднебесной, включающие в себя как архитектуру, так и искусство [7].

Теоретический подход:

Различные теории о культурной взаимосвязи и влиянии, которые включают в себя многочисленные работы известных исследователей.

Основные аспекты о влиянии разных художественных направлений на архитектуру в целом и на декоративно-прикладное искусство.

Исследование влияния, как политических факторов, так и экономических условий на культурное взаимодействие между двумя странами.

Методика исследования:

— анализ литературных источников: изучение литературных источников и ресурсов, которые включают в себя как архивные документы, художественную литературу, научные статьи и различные выставочные каталоги, которые посвящены искусству Запада и архитектуре Китая;

— сопоставительный анализ: сопоставление декоративных компонентов западного искусства и китайского, а так же определение влияний и выявление заимствований;

— кейс-стадии: исследование эффективных примеров императорских дворцов, в которых наблюдается влияние искусства Запада, как например, Летний дворец в Пекине (летняя резиденция Цзиньской, Юаньской и Цинской империи на окраине Пекина);

— интервьюирование: проведение анкетирования и интервьюирования с экспертами по искусству, а так же с архитекторами для представления экспертного заключения.

В 16-19 веках Китай сталкивался с разными внешними процессами влияния. Прибывшие на тот момент в Китай иностранцы (европейцы) привнесли актуальные идеи, а так же новые технологии и художественные направления. Данный период характеризовался не только периодом культурного обогащения, но и периодом в который художники и архитекторы Китая начали интегрировать западные компоненты в собственные работы [2].

Одним из значимых влияний европейского искусства на архитектуру Китая является интеграция инновационных решений.

Как например, применение аркады было наиболее распространенным во дворцах определенного периода, данный факт привел к разработке наиболее просторного пространства и интерьеров в светлых тонах. Данные элементы, как правило, соединялись с традиционными стилями Китая, которые создавали особенную и неповторимую архитектурную гармонию [8].

 Западные художественные стили также оказали значительное влияние на декоративные элементы. В интерьере китайских дворцов продолжили появляться детали стиля барокко, элементы рококо, а так же сложные узоры, богатство орнамента и применение зеркал. Данные детали придавали императорским китайским дворцам роскошь и изящество, подчеркивая статус самого императора [9].

Европейское влияние в том числе, отразилось на внешнем виде мебели. Мастера применяли в своей работе новые материалы, как например, стекло и металлические элементы, в том числе были интегрированы актуальные формы и новые стили. Мебель являлась не только функциональной, но и эстетически привлекательной, тем самым определялась западному уровню комфорта [6].

Культурное взаимодействие между двумя странами ограничивалось не только в архитектуре, но и в искусстве, что активно способствовало формированию новых идей в сфере философии, области науки и развитии технологий. Западные представления индивидуализма, в том числе и гуманизма в процессе проникали в китайский социум, что существенно повлияло на развитие китайского искусства в целом [1].

Рассмотрим примеры влияния западного искусства на декоративное оформление китайских дворцов

Пример 1. Летний дворец в Пекине (летняя резиденция Цзиньской, Юаньской и Цинской империи на окраине Пекина): в данном дворце можно увидеть компоненты европейской архитектуры, как например, колонны и аркады, которые являются заимствованными из западной эстетики, так как присутствуют составляющие архитектуры стиля барокко;

Пример 2. Летний дворец. Галерея Чанлан: данная галерея подчеркивает влияние стиля Запада в его декоративных составляющих, как например лепнина и живопись, выполненные в европейских обычаях [4].

Пример 3. Дворец Тайхэ: композиционные элементы и украшения в данном дворце включают в себя элементы, которые вдохновлены западным классицизмом, как например, асимметрия и применение в декоре колонн.

Пример 4. Сад в стиле «Сюйфэн», рассматриваемый сад соединяет в себе китайские традиционные компоненты с европейскими ландшафтными элементами, как например, применение газонов и цветочных клумб, что является уникальным для китайской культуры в целом [10].

Пример 5. Декорирование: в различных дворцах можно обратить внимание на мебель, которая выполнена в стиле рококо, которая представлена с изящными узорами, тонкими орнаментами и роскошными обивками, что представляется прямым заимствованием из западного дизайна.

Пример 6. Живопись дворца: другие дворцы украшены цветными фресками и различными росписями, отражающими европейские художественные техники, как например, перспектива или светотень и являются редкостью в традиционном искусстве Китая [10].

«Лишь в ХVIII в. (начиная с династии Цин), когда придворным художником стал иезуит Джузеппе Кастильоне, более полувека работавший в Китае и взявший имя Лан Шинин, европейские живописные практики получают поддержку на государственном уровне. Кроме него в Китае работают и другие европейские художники (в частности, Ж.-Д. Аттире, И. Сишельбарт, Дж. Панци, Луи де Пуаро), благодаря творчеству которых были заложены основы для знакомства с европейской художественной традицией и формирования школы европейской живописи в Китае. «Присутствие столь большого числа европейских живописцев свидетельствует о готовности императоров и их придворных к восприятию западноевропейской традиции» [5, с. 69].

Результаты

Определены важные компоненты западного искусства, как например, барокко в оформлении китайских дворцов.

Проанализирована адаптация в различных подходах к оформлению и архитектуре под воздействием искусства Запада.

Рассмотрены примеры эффективного синтеза, как западного стиля, так и восточного, в оформлении декора.

Вывод

Западное искусство существенно повлияло на декоративные композиции китайских дворцов и это проявляется в определенном изменении эстетических принципов и адаптации современных художественных технологий.

Данный процесс является ключевым аспектом культурного взаимодействия между странами Востока и странами Запада, которые способствуют формированию неповторимых художественных форм.

Заключение

Культурное взаимодействие между рассматриваемыми странами обогащает данные стороны, которые способствуют формированию современных изобразительных стилей. Влияние Запада на искусство как на китайские дворцы являются символом процесса глобализации традиционной культуры и взаимодействия существующих традиций.

Перспективы дальнейших исследований состоят в важности углубленного исследования влияния искусства прогрессивного Запада на различные аспекты культуры Китая, как например, художественная живопись и художественная литература.

Привлечение специалистов из разных областей, как например, историков, или социологов для комплексного анализа культурного обмена.

Изучение того, каким образом современные артисты и современные архитекторы, продолжают заимствовать реалии из других культур, тем самым создавая новейшие виды искусства.

References

1. Ван Юаньши. Влияние архитектуры европейского стиля на китайский жилой дизайн. Тяньцзинь. – Пекин: Журнал Тяньцзиньского института городского строительства, – 2018. – 81-86 с.
2. Ван Юй ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки и образования. 2021. №13-1 (116).
3. Ли Мин. Размышления о наследовании китайского гражданского жилья. – Пекин: Журнал института образования Кайфэн, – 2018. – 253-257 с.
4. Се Яцюань, Ван Лунг, Хуан Мэнмэн. ВЛИЯНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН В КИТАЕ В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА АРХИТЕКТУРНОГО ЗОДЧЕСТВА // Инновации и инвестиции. 2022. №6. С. 149-153.
5. Синявина Н.В., Махович Е.В. Художественные процессы в социокультурном пространстве России и Китая начала ХХ века // Культура и образование. 2019, № 3 (34). С. 63 – 73.
6. Сяо Мэн. Введение в изучение древних архитектурных форм в гуанфу. – Пекин: Журнал Южная архитектура, – 2021. – 64-67 с.
7. Фэй Ян. Сюй Бэйхун и его деятельность в области популяризации китайской живописи за рубежом // Культура и искусство. 2022. №5.
8. Чжоу Дин. Повторное исследование влияния западной архитектуры на жилые здания в пекине в конце династии Цин и в начале Китайской республики. – Пекин: Журнал Архитектурное наследие, – 2020, – 34-50 с.
9. Чжоу, Ч. Анализ влияния китайской живописи на русское искусство с исторической точки зрения / Ч. Чжоу // Университетский научный журнал. – 2020. – № 54. – С. 93-101.
10. Zhao Tian Yujun. The Influence of Impressionist Painting on Xu Beihong’s Oil Painting // Proceedings of the 2020 International Conference on Language, Art and Cultural Exchange (ICLACE 2020). 2020. Vol. 445. P. 209-212.