Abstract: This scientific work analyzes in detail both traditional and methodological approaches in the process of teaching playing a musical instrument (saxophone). The author of the scientific work examines in detail modern techniques used not only in classical performance, but also in jazz, including the influence of innovative technologies on the educational process. The work also examines both the advantages and disadvantages of the existing approach, including offering methodological recommendations for the teaching staff. The purpose of this study is to study and compare traditional methodological approaches and modern ones in the process of teaching playing a specific musical instrument, to determine not only the effectiveness, but also to present methodological recommendations for adapting effective practices to the educational process.
Keywords: musical instrument, learning process, methodology, innovative technologies, traditional approaches, skills and abilities, culture.
Введение
«Саксофон — один из самых популярных музыкальных инструментов деревянных духовых инструментов. Для саксофона существует богатый музыкальный репертуар в самом широком диапазоне: от классических произведений до джаза» [8, с. 202].
Процесс обучения игры на музыкальном инструменте, в данном случае на саксофоне является не только сложным процессом, но и многоаспектным, требующим применения разных методологических подходов [5].
«Устоявшийся репертуар для саксофона является важным учебным материалом. Он предоставляет возможность решить ряд актуальных задач в педагогике духового искусства, а именно: воспитательных, эстетических, музыкально-образовательных, общепедагогических. Органичный и приемлемый репертуар помогает педагогу сформировать навыки импровизации, развить интерес к музыке и эстетический вкус, подготовить учащихся к восприятию и пониманию более сложных форм музыкальных произведений» [7, с. 242].
Методика исследования. Данном исследовании проводится анализ современных научных публикаций в области методов обучения игры на музыкальном инструменте, который включает в себя не только учебно- методические пособия, но и дидактические материалы.
Кроме того, в научном исследовании будет проведён сопоставительный анализ существующих подходов, к процессу обучения для того, чтобы определить не только сильные стороны, но и слабые.
Процесс наблюдения за практическими занятиями, который проводится педагогами, предоставляет возможности для понимания, каким образом современные техники являются наиболее эффективными. В том числе можно применять стадии эффективных практик в музыкальных образовательных учреждениях в целом.
Материалами исследования послужили учебно-методические пособия, методические рекомендации, которые содержат не только традиционные техники обучения игры, но и современные техники обучения игры на саксофоне. Самостоятельный анализ данных подходов предоставляет возможность для определения не только результативности, но и использования дидактических материалов в учебных заведениях на современном этапе.
«Многочисленные проблемы начального обучения на саксофоне так или иначе отражают известные и доступные для работы с учащимися методики обучения игре на саксофоне: труды В.Д. Иванова, А.Б. Ривчун и М.К. Шапошниковой» [7, с. 242].
На сегодняшний день существуют не только традиционные техники, но и современные, каждая из них имеет свои характеристики, также достоинства и недостатки [3].
Классические методы обучения часто являются основой классической музыкальной теории, а также практики включая в себя систему нотации, данный процесс способствует развитию не только навыков музыкального чтения, но и подробно анализирует ноты и музыкальную символику [10].
Рассмотрим примеры методических подходов в процессе обучения игры на музыкальном инструменте.
Применение учебно-методических пособий и методических рекомендаций, как например, методика игры на музыкальном инструменте. Активное усвоение нотной грамоты, в том числе и выполнение практических занятий (техника).
Занятия на постоянной основе для тренировки техники дыхания, а также для артикуляции. Индивидуализированной подход к обучающимся в зависимости от уровня подготовки от также задач.
Знакомство с основой импровизации, а также применения музыкальных стандартов для игры на джазовых инструментах. В том числе и практика применения различных треков, которые способствуют формированию музыкального слуха, а также для развития творческих способностей.
Адаптация знаний различных музыкальных стилей, существующих на сегодняшний день, как например электронный или классический стили, для развития музыкального вкуса.
Данные подходы могут применяться в гибридной форме для развития индивидуальной учебной программы, действенной для обучающегося.
Важное внимание уделяется чёткой технике дыхания, что на данном этапе является чрезвычайно важным для игры на духовых музыкальных инструментах [1].
«Исходя из вышесказанного, работа голосовых связок (например, при разговоре или пении) модулирует поток воздуха во время воспроизведения и, таким образом, помогает влиять на динамику тона или участвует в звуковых эффектах, например, вибрато» [9, с. 188].
Традиционные методы, как правило, следуют определённой последовательности этапов, как например от самого простого, до более сложного (мелодия и музыкальные произведения), инновационные методы процесса обучения включают в себя применение различных технологий, а также интерактивных подходов [6].
Применение интерактивных подходов, как например, посещение различных форумов для получения опыта, а также поддержки обратной связи на различных онлайн платформах (специализированных).
Прохождение уроков в режиме онлайн, а также видеокурсы, на онлайн платформе или популярном ресурсе YouTube.
Ресурсы в режиме онлайн и интерактивные платформы, а также видеоролики с уроками и приложениями для мобильных устройств предоставляет возможности обучающимся находить время и локацию, для обучения в удобное время и в удобной локации. Использование приложений для мобильных устройств в процессе обучения игры на саксофоне, способствующие активной практике [2].
Инновационными методики обращают внимание также и на процессы творческого самоопределения, которые делают данный процесс наиболее интересным [1].
«Данный тезис находит подтверждение в исследованиях сторонников инновационных методов обучения с использованием онлайн-ресурсов и цифровых технологий. К числу таких работ можно отнести исследования Е. Ванга, Ф Л.Ю. Калининой, Мартина и А.К. Бертуса, Дж. Баумана, Д.А. Рытова, C.C. Лукашевой и др.» [8, с. 23].
«Исследователи данного направления выделяют следующие возможности (преимущества) онлайн-обучения игре на саксофоне:
- Свободный график занятий.
- Произвольная загруженность занятий в зависимости от изучаемой темы.
- Гибкость самой учебной программы и индивидуальный подход к каждому ученику.
- Использование международного методического опыта с помощью онлайн-ресурсов и цифровых платформ обучения» [8, с. 23].
Проведение совместных практических занятий, а также ансамбли способствуют формированию музыкального слуха, а также сотрудничества с различными музыкантами [4].
Таким образом, традиционные подходы способствуют глубокому пониманию так называемой музыкальной базы, а также техники игры на саксофоне, в то время как инновационные подходы, повышают уровень мотивации обучающихся, а также способствуют их вовлеченности в данный процесс. На современном этапе эффективная адаптация двух подходов может способствовать формированию наиболее гибкого учебного пространства, делая его результативным.
Выводы
Проведённые исследования демонстрируют, что классические методы обучения, как например традиционная техника, а также существующая нотная грамота являются необходимыми, но актуальными подходами, которые включает в себя применение определённых технологий, а также интерактивного контента, который существенно повышает уровень интереса обучающихся.
Сочетание данных методов предоставляет возможности для создания наиболее гибкого современного образовательного пространства, тем самым способствует развитию персонального подхода в процессе игры на саксофоне, а также проявлению творческой самореализации и вдохновения. Необходимо учитывать не только потребности, но и запросы каждого обучающегося для достижения успеха.
Заключение
Проведённые исследования в сопоставительном анализе существующих подходов к процессу игры на саксофоне демонстрирует, что не только традиционные техники, но и современные имеют специфические особенности, а также недостатки.
Классические методы обеспечивают более глубокое понимание техники игры на музыкальном инструменте и музыкальной основы, в свою очередь как инновационные подходы включает в себя применение определённых технологий, а также интерактивных методов, которые способствуют повышению уровня мотивации обучающихся и их вовлеченности на данном этапе. Представляется возможным адаптировать существующие подходы, которые позволят не только сформировать адекватное, но и эффективное учебная пространство.
Дальнейшие исследования
Перспективы дальнейших исследований могут фокусироваться на сопоставительном анализе результативности не только традиционных, но и инновационных методов обучения в различных возрастных категориях.
Кроме того, представляется важным исследование влияния современных технологий, как например курсы в режиме онлайн, а также приложения для мобильных устройств в процессе мотивации обучающихся, а также общего прогресса.
Таким образом, необходимо подробно проанализировать адаптацию гибридных моделей, которые соединяет элементы двух рассматриваемых подходов.
References
1. Авилов, В. Н. Проблемы совершенствования процесса обучения игре на саксофоне / В. Н. Авилов // Потенциал современной науки. – 2015. – № 8(16). – С. 112-117. – EDN VBPJCL.2. Довженко, А. С. Проблема формирования исполнительских навыков у студентов бакалавров в условиях реалий существующих методик обучения / А. С. Довженко // Непрерывное образование: теория и практика реализации: Материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 января 2018 года. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018. – С. 194-200.
3. Зарубин, А. Проблема исполнительской интерпретации произведений для саксофона-соло Рио Ноды (на примере "Импровизаций" I, II, III) / А. Зарубин // Исследования молодых музыковедов. – 2019. – № 5. – С. 342-355.
4. Кириченко, Т. Д. Специфика развития исполнительских навыков обучающихся в классе саксофона в детской школе искусств / Т. Д. Кириченко // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 104-1. – С. 193-196.
5. Люй, С. Характерные черты образования по классу саксофонаво второй половине ХХ - начала XXI века в России / С. Люй // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 103-2. – С. 66-69.
6. Мачугин, А. Е. Формирование навыков музыкального исполнительства в рамках начальной стадии обучения в классе саксофона при индивидуальном подходе / А. Е. Мачугин // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. – 2019. – № 1(14). – С. 132-134.
7. Рассказова, Л. А. Специфика подготовки обучающихся к освоению саксофона в классе духовых инструментов / Л. А. Рассказова // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5(84). – С. 241-243.
8. Цзян, В. Онлайн-обучение игре на саксофоне: проблемы и возможности в условиях международного сотрудничества / В. Цзян // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9, № 4(33). – С. 202-205.
9. Ши, С. Особенности формирования исполнительских навыков игры на саксофоне студентов на музыкальных занятиях / С. Ши // Педагогический научный журнал. – 2023. – Т. 6, № 4. – С. 185-190.
10. Юрушкин, А. А. Процесс освоения концертного репертуара как средство художественно-творческого развития обучающихся саксофонистов / А. А. Юрушкин // Гуманитарное пространство. – 2022. – Т. 11, № 1. – С. 91-97.