Abstract: In the context of economic globalization in the world, the development of telecommunications infrastructure in order to create an information society is becoming of great importance. In this regard, in the last decade, many scientists and practitioners have been trying to solve the problems of legal regulation of relations arising in the information society, which are based on constitutional and legal mechanisms. As a rule, these problems are directly related to the implementation in the information environment of constitutional rights and freedoms of citizens, organizations, enterprises of all forms of ownership. Today there is a serious increase in information security threats of various types. Therefore, the legislator is obliged to take adequate measures to eliminate them, initiating changes in legislation, which are often perceived by the public as a violation of their rights and freedoms guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. Disagreements on this issue arise even among the judges of the Constitutional Court of the Russian Federation. These facts indicate that the information society at this stage of development needs legal regulation not only from the position of information law, but also from constitutional law.
Keywords: development of law, development of the information society, constitutional and legal framework, information security, information environment, legal regulation.
Стратегическим направление развития Российской Федерации является создание сбалансированного и безопасного информационного общества. На решение проблем, связанных с современными информационными угрозами, государство ежегодно тратит огромные бюджетные деньги. Например, около 2,6 трлн. рублей запланировано вложить в программу «Информационное общество», рассчитанную на период с 2011 по 2024 годы. [7, с. 48]
Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека. В стратегии развития информационного общества России до 2030 года сказано, что «электронные информационные системы, СМИ, социальные сети, стали доступны всем гражданам Российской Федерации благодаря сети «Интернет».
В дальнейшем ни у кого не вызывает сомнение, что роль информационной сферы в обществе будет всё больше возрастать.
Информационное общество, по мере своего развития, изменяет и общественные отношения. К данному феномену привлечено внимание представителей различных научных направлений, в том числе и правовой науки.
Развитие информационного общество не может не отражаться на содержании конституционного права РФ, которое являясь системообразующей отраслью, должно обеспечивать методологическую базу для решения правовых проблем информационного общества. На основе анализа конституционно-правовой литературы, мы выявили несколько основных направлений совершенствования конституционного права Российской Федерации, связанных с минимизацией современных вызовов информационному обществу: [1, с. 146]
- Использование информационных технологий направить на повышение уровня жизни человека, во благо общества, соблюдая при этом баланс частных и публичных интересов.
- Обеспечить безопасность Российской Федерации, защиту её суверенитета от угроз, исходящих от информационного поля.
- Направить конституционное право на защиту прав, свобод граждан РФ, реализуемых в условиях информационного общества, включая создание публично-правовых механизмов защиты чести, достоинства личности, как полноценное дополнение к гражданско-правовым способам защиты.
- Расширить возможности граждан России осуществлять публичную власть через использование информационных технологий.
Важность обозначенной автором статьи темы объясняется и тем, что в настоящее время необходимо решать вопросы релевантности некоторых статей и положений Конституции РФ, пересмотрев их с позиции информационного общества. Учёные, занимающиеся данными проблемами, давно ставят вопросы о соответствие Конституции России информационным реалиям. Есть мнение о создании «цифровой конституции», которая бы сняла остроту обозначенной проблемы.
Развитие информационного общества потребовало существенного изменения социального уклада жизни всех граждан страны, что в свою очередь, стало причиной необходимости совершенствования механизмов правового регулирования. На момент принятия Конституции Российской Федерации, информационное общество находилось на стадии своего формирования. Сегодня его границы и возможности многократно возросли. Данная тенденция имеет место быть и в области совершенствования информационного законодательства. Основные законы в этом направлении были приняты Законодательным собранием после 1993 года. Безусловно, они учитывали положения действующей конституции. Но, с тем пор информационные технологии прошли большой путь развития, изменилось и общество. Поэтому должно меняться и законодательство. [5, с. 158]
Сегодня перед научным сообществом встаёт один очень важный вопрос, вопрос актуальности Конституции РФ, рассматриваемый с позиции информационного общества. И найти ответ на него необходимо в рамках конституционно-правового знания. Для решения поставленной задачи интерес учёных необходимо обратить на анализ конституционной реформы 2020 года и изменений в Конституции России, утверждённых Законом № 1-ФКЗ «О поправке к Конституции РФ» от 14.03.2020 года.
Обобщая базовые взгляды на формирование информационного общества, пути и цели его развития, мы выделили его характеристики, которые по нашему мнению, нуждаются в конституционно-правовом регулировании: [3, с. 32]
— общество реально существует и постоянно эволюционирует. В настоящее время на развитие общественной жизни оказывают большое влияние информационные технологии. При этом обществу присуще постоянно ув6еличивающяяся потребность в информатизации общественных отношений. Исходя из этого, особенностью информационного общества является высокая степень информатизированности общественных отношений;
— для общества, в котором осуществляется процесс информатизации общественных отношений, характерны процессы усиления значимости знаний, информации, представляющих сегодня социально-экономическую базу самого общества. При этом такое усиление знаний, информации выражается в количественном и качественном отношении, преобразующим общественную жизнь граждан Российской Федерации;
— информационные технологии, цифровизация и соответствующие им знания, в большей степени используются для создания различных благ общества в целом и отдельного гражданина;
— современное общество стремится к экстерриториальности. Если рассматривать этот процесс применительно к информационному обществу, то сегодня обмен информации выходит за границы территорий, а в некоторых случаях стираются временные, пространственные границы.
Конституционное право РФ устанавливает основные правила, нормы существования информационного общества, его развития. Оно регулирует правовые вопросы, возникающие в информационном обществе во всех областях, создающих государственную конструкцию.
Рассматривая конституционно-правовую базу современного информационного общества, мы установили его правовую природу, как комплекс норм конституционного права, определяемых положениями Конституции России. Стоит отметить, что нормы конституционного права выступая инструментом регулирования общественных отношений, могут выполнять данную функцию несколькими способами. Например, посредством установления правовых ценностей или запретов. [2, с. 101]
Конституционные правовые режимы, принципы, ценности, дозволения, запреты, это всё должно быть обобщено в содержании конституционно-правых основах информационного общества.
Для классификации конституционно-правовых норм, посредством которых осуществляется правовое регулирование информационных отношений, можно использовать объект такого регулирования: [8, с. 167]
— нормы, включённые в перечень основ конституционного строя страны (в данный перечень имеет смысл включить нормы Конституции РФ, указанные в ст.4-1; 13-1; 15-3);
— нормы, указывающие на конституционно-правовой статус личности человека и определяющие его базовые обязанности, права (Конституция РФ, ст.23-1-2; 24-1-2; 29-1-4-5, 42);
— нормы, определяющие федеральное устройство Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 5-3, 71 пункт «м», 75-1).
Для оценки эффективности конституционно-правовых норм, регулирующих информационное общество, необходимо соблюдение следующих условий: [4, с. 93]
— конституционно-правовые основы современного информационного общества представляют собой фундамент для отраслевого регулирования отношений, характерных для такого общества. В широком понимании данного процесса, современное федеральное законодательство должно решить вопросы удовлетворения запросов информационного общества на регулирование возникающих в нём общественных отношений в границах действующей Конституции РФ или иными словами, в рамках конституционно-правовой парадигмы;
— конституционно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения информационного общества в определённой степени должны содержаться в региональном и отраслевом законодательстве. При этом отраслевое законодательство не должно искажать нормы Основного Закона РФ, то есть не должно дискредитировать ценности, указанные в Конституции России.
У Конституции РФ есть все необходимые инструменты и механизмы, чтобы регулировать формирование отраслевого законодательства и отношения, возникающие в информационном обществе современной России.
Взяв за основу вышеуказанные характеристики информационного общества современной Российской Федерации, мы пришли к выводу: учитывая зоны влияния конституционно-правового регулирования правовых вопросов, возникающих в информационном обществе России и с учётом уровня его развития на сегодняшний день, Конституция РФ не нуждается в каких-либо изменениях, дополнениях. Поэтому мы смогли критически отнестись к предложению, внести изменения в действующую Конституцию России, с целью адаптации её положений к условиям информационного общества, выдвинутые М.а. Федотовым. [6, с. 11]
Если рассматривать состояние конституционно-правовых основ, регулирующих отношения, возникающие в информационном обществе Российской Федерации, с позиции первого условия их эффективности, то они вполне достаточны для построения результативного отраслевого регулирования. При этом, второе условие эффективности указывает на недостаточность развития конституционно-правовых норм для обеспечения необходимой эффективности регулирования правовых отношений в информационном обществе. Выявленные нами проблемы возможности практической реализации конституционно-правовых основ развития современного информационного общества указывают на справедливость данного вывода.
Отраслевое законодательство нуждается в обновлении. Только тогда оно будет эффективно регулировать общественные отношения в информационном обществе в направлении, которое указывает Конституция РФ.
References
1. Грачев, Е. С. Конституционно-правовые основы ограничения свободы средств массовой информации / Е. С. Грачев // Молодежь в науке: Новые аргументы: Международный молодежный сборник научных статей / Ответственный редактор А.В. Горбенко. – Липецк: Научное партнерство "Аргумент", 2018. – С. 144-147.2. Золоева, З. Т. Конституционно-правовые предпосылки развития информационного общества в Российской Федерации / З. Т. Золоева // Труды СКГМИ (ГТУ). – 2019. – № 26. – С. 97-102.
3. Максимов, А. А. Конституционно-правовые аспекты запретов и ограничений, связанных с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет / А. А. Максимов // Современное право. – 2021. – № 1. – С. 29-34.
4. Максимов, А. А. Конституционно-правовые особенности цензурирования информации в социальных сетях / А. А. Максимов // Административное и муниципальное право. – 2021. – № 2. – С. 86-98.
5. Межидов, М. А. Д. Конституционно-правовые основы свободы средств массовой информации в Российской Федерации / М. А. Д. Межидов // Modern Science. – 2019. – № 10-1. – С. 156-160.
6. Полякова, Т. А. Конституционно-правовые основы информационного права в России: задачи и перспективы развития / Т. А. Полякова, Н. А. Троян // Гродно : Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2022. – С. 7-13.
7. Хашагульгов, Х. Р. Конституционно-правовые основы свободы массовой информации / Х. Р. Хашагульгов, А. А. Щетинин // Интернаука. – 2022. – № 44-7(267). – С. 47-49.
8. Шайхиев, Р. И. Конституционно-правовые средства предметного обособления общественных отношений по информационному обеспечению прав и свобод личности / Р. И. Шайхиев // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9, № 4-1. – С. 164-169.