Psychological portrait of a patient with chronic pain

UDC 159.9
Publication date: 20.01.2025
International Journal of Professional Science №1(1)-25

Psychological portrait of a patient with chronic pain

Психологический портрет пациента с хронической болью

Baranova Irina Aleksandrovna,

Student in the field of psychology, training profile clinical psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volga Region Research Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation
(Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Volga Region Research Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation)


Баранова Ирина Александровна,

Студентка по направлению подготовки психология, профиль подготовки клиническая психология, ФГБОУ ВО «ПРИВОЛЖСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России)
Аннотация: В настоящей статье исследуются характеристики психологического портрета пациента с хронической болью. Для этого автор работы рассматривает конкретные личностные качества такого пациента, сочетает их воедино и анализирует системно. В заключении исследования автор делает вывод об особом образе пациента с хронической болью, его уникальных чертах. Настоящая научная работа будет интересна теоретическим и практическим работникам, преподавателям и обучающимся, широкому кругу читателей.

Abstract: This article examines the characteristics of the psychological portrait of a patient with chronic pain. To do this, the author examines specific personal qualities of such a patient, combines them together and analyzes them systematically. In conclusion of the study, the author makes a conclusion about a special image of a patient with chronic pain, his unique features. This scientific work will be of interest to theoretical and practical workers, teachers and students, a wide range of readers.
Ключевые слова: психологические аспекты, психологический портрет, хроническая боль, болевые ощущения, личностные характеристики, пациент, болевой синдром.

Keywords: psychological aspects, psychological portrait, chronic pain, pain sensations, personal characteristics, patient, pain syndrome.


Хроническая боль – это устойчивые болевые ощущения, возникшие у пациента после перенесенного хирургического вмешательства, хронического воспаления, ишемии и ряда других причин, и существующие не менее 3 месяцев. На практике чаще всего хроническая боль возникает после операционного вмешательства, причем конкретная разновидность операционного вмешательства влияет на частоту развития хронической боли. Например, наиболее всего хроническая боль развивается при торакотомиях – до 65 % вероятности, а также при мастэктомиях и кардиохирургических вмешательствах – до 55 % [3].

Таким образом, в хроническом болевом синдроме (далее – ХБС) можно отметить следующие отличительные характеристики:

– субъективность ощущений;

– переход в самостоятельное заболевание;

– может прогрессировать и нарастать, особенно если зависит от какой-либо конкретной болезни;

– продолжительный, тянущийся характер;

– вызывает нарушение нормального функционирования организма;

– иные (схема 1) [2].

Схема 1. Хроническая боль в системе физиологической боли

Очевидно, что пациент с ХБС обладает определенными психологическими особенностями, которые, собственно, возникают из-за перечисленных выше характерных черт самой по себе хронической боли. Проанализируем их далее более детально.

Во-первых, это высокий уровень тревоги и депрессии, наличие переживаний и волнений, иных эмоциональных расстройств. Интересно, что в начале пациент находится на значительном уровне такого эмоционального напряжения, но постепенно он привыкает к наличию постоянного ХБС. Увы, но ХБС для такого пациента вполне может стать неотъемлемой частью жизни, с которой пациент уже и не надеется расстаться когда-либо. Тем не менее, даже если рассматривать ХБС как привычку, это никоим образом не свидетельствует о том, что пациент не испытывает болезненных ощущений [1].

Во-вторых, специалистами выделяется такая особенность как феномен катастрофизации, также весьма характерный для пациента с ХБС. Под данным термином, в частности, следует понимать преувеличенную негативную «ментальную установку», возникающую во время действительного или ожидаемого болевого опыта. Уровень катастрофизации чаще всего оценивают с помощью шкалы катастрофизации боли, которая признана наиболее надежной и точной. Преувеличение, руминация и чувство беспомощности являются основными составляющими феномена катастрофизации. В нескольких системных обзорах подтверждена положительная корреляция между развитием послеоперационной боли и уровнем катастрофизации.

В-третьих, необходимо говорить также о том, что пациент с ХБС стремится все же избавиться от своей боли, особенно на начальных стадиях ее проявления. Для этого пациент прорабатывает и реализует определенные стратегии. В теории предполагается подразделение таких стратегий на продуктивные и непродуктивные. К примеру, в числе первых можно назвать работу с психологом, различные духовные практики. К непродуктивным, в частности, необходимо отнести постоянное и даже неконтролируемое принятие пациентов обезболивающих или антидепрессантов. Безусловно, конечной цели эта процедура все-таки достигает, однако какими средствами – вред организму наносится в разы больше, чем польза [4].

В-четвертых, важно, что для такого пациента определяющими выступает формирование и устойчивость позитивных установок. Рассмотрим два различных примера. Один пациент с ХБС старался не обращать внимание на свои болевые ощущения, продолжал заниматься профессиональной, учебной, общественной деятельностью, уделял внимание своим близким и друзьям, увлечениям. Его моциональное состояние всегда отличалось хорошим настроением, оптимизмом и позитивным взглядом на жизнь, что изредка прерывалось последствиями ХБС.

Другой же пациент, также страдающий от ХБС, переживал свои ощущения крайне тяжело, о чем постоянно напоминал своему окружению. Он старался не проявлять никакой активности, поскольку полагал, что это только ухудшит его состояние, отказался от привычных ранее видов деятельности, а также общения с друзьями и близкими – по его мнению, они недостаточно глубоко сопереживали ему, не оказывали поддержки должного уровня [2]. Очевидно, что преодоление симптомов и последствий ХБС будет более явным у первого пациента.

Более того, у второго пациента вполне вероятно развитие и других заболеваний, в т.ч. хронических, связанных с его пассивным образом жизни и негативным психологическим состоянием – например, ожирения или депрессии.

Кроме прочего, представленные примеры подтверждают, что ХБС, в конечном итоге, оказывает влияние на все аспекты жизни пациента (рисунок 2).

Рисунок 2. Влияние ХБС на жизнедеятельность пациента

В-пятых, рассмотрим также влияние психологической устойчивости. Отметим, что развитие данного качества крайне важно среди других, поскольку оно позволяет пациенту существовать в сложных внешних и внутренних условиях, сохраняя при этом самообладание, психологическое равновесие, а также ряд других аналогичных свойств личности. Что же касается ХБС?

Очевидно, что ХБС серьезно «выбивает» пациента из его привычной стабильности, негативно влияет на обычный уровень психологической устойчивости. Причины тому могут быть разные, а именно:

– постоянное эмоциональное напряжение;

– наличие постоянного физиологического источника боли;

– необходимость координировать свою жизнь в соответствии с синдромом;

– невозможность исключить полностью из своей жизни ХБС;

– иное [5].

В конечном итоге, то, насколько эффективно пациент способен справляться с подобными психологическими нагрузками, определяет и его уровень психологической устойчивости, и степень зависимости от ХБС. Вернемся к двум рассмотренным выше примерам. Очевидно, что в первой ситуации мы наблюдаем гораздо более значительный уровень психологической устойчивости, чем во втором случае. Результат вполне ожидаемый: первый пациент живет своей обычной жизнью, реализуя все поставленные цели и задачи, не испытывает серьезного влияния ХБС, способен планировать, прогнозировать, мечтать. Второй же пациент, напротив, находится в крайней степени зависимости от ХБС – по сути, это ХБС фактически управляет его жизнью. К сожалению, на практике подобная ситуация довольно распространена.

Перечисленные выше характеристики – не полный список черт психологического портрета пациента с хронической болью. Так, в литературе выделяются в т.ч. такие личностные свойства, как уровень оптимизма, реализация постоянной работы над своим психологическим состоянием и другие [1; 3]. Все это в своей совокупности подтверждает высказанный в начале исследования тезис о том, что пациент с хронической болью – это пациент с особыми характеристиками, к которому, соответственно, нужен особый подход. Причем это касается как врачей, окружения пациента, так и, собственно, самого пациента.

Кратко определим ключевые выводы представленного выше научного исследования.

Предметом настоящей научной работы стали особенности психологического портрета пациента с хронической болью. В исследовании кратко проанализированы, собственно, сущность и характеристики ХБС как такового.

Отмечается, что психологический портрет такого пациента ожидаемо обладает определенными особенностями, которые налагают на его характеристики свойства самого по себе ХБС.

ХБС в исследовании рассматривается как самостоятельная разновидность физиологической боли.

Далее в настоящей работе автором анализируются непосредственно отличительные особенности психологического портрета – на примере двух совершенно разных подходов пациентов к переживанию ХБС, к работе над ее симптомами и последствиями. В результате мы получаем две качественно разных картины, каждая из которых уникальна в своем проявлении и в значительной степени зависит от психологических характеристик конкретной личности.

В заключении работы также отмечается, что психологический портрет пациента с ХБС действительно многообразен, сложен, нестандартен, а значит, требует индивидуального подхода со стороны медицинских работников, окружения и самого пациента, собственно. Приведенные выше примеры данный тезис подтверждают.

References

1. Голубев, В.Л., Данилов, А.Б. Психологические установки пациента и переживание боли [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://www.rmj.ru/articles/bolevoy_sindrom/Psihologicheskie_ustanovki_pacienta__i_pereghivanie_boli_Obzor/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru
2. Гуреева, И.Л., Хафизова, Л.Р. Личностные особенности пациентов с метаболическим и хроническим болевым синдромами // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 10. – С. 56-62.
3. Котельникова, А.В., Кукшина, А.А., Тихонова, А.С., Бузина, Т.С. Внутренняя картина болезни у пациентов с хронической болью в спине // Клиническая и специальная психология. – 2022. – Т. 11. – № 4. – С. 138–158.
4. Цединова Ю.Б., Чурюканов М.В., Медведева Л.А., Загорулько О.И., Болтенкова В.И., Галеев Н.А. Психологические особенности пациентов с хронической послеоперационной болью // Российский журнал боли. – 2024. – № 18 (2). – С. 29-33.
5. Шагбазян А.Э., Гузий Е.А., Табеева Г.Р. Психологические и поведенческие характеристики пациентов с лекарственно-индуцированной головной болью // Доктор.Ру. – 2022. – № 21 (4). – С. 6-12.