Synthetic polymers as antifriction materials

UDC 621.86. 621. 629.3
Publication date: 30.04.2025
International Journal of Professional Science №4(2)-25

Synthetic polymers as antifriction materials

Синтетические полимеры как антифрикционные материалы

Bashlykov Nikita Vyacheslavovich
Scientific supervisor - Toygambayev Serik Kokibaevich,


1. student of DM 230 group, Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia
2. Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Technical Service of Machinery and Equipment. Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia.


Башлыков Никита Вячеславович
Научный руководитель - Тойгамбаев Серик Кокибаевич

1. студент группы ДМ 230 Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, г. Москва, Россия
2. д.т.н., профессор кафедры технический сервис машин и оборудования. Российский государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, г. Москва, Россия.
Аннотация: Наибольший технический и экономический эффект от применения поликарбонатных покрытий можно ожидать при условии использования покрытий, обладающих высокими антифрикционными, физико- механически-ми, адгезионными и другими свойствами. В связи с этим особое значение приобретают работы по изучению свойств поликарбонатных покрытий применительно к ремонту машин и, особенно, всестороннее исследование свойств покрытий, полученных при использовании новейших методов и технологии. В данной статье рассмотрены различные моменты по использованию полимерных покрытии при восстановлении работоспособности деталей машин.

Abstract: The greatest technical and economic effect from the use of polycarbonate coatings can be expected if coatings with high antifriction, physico-mechanical, adhesive and other properties are used. In this regard, work on studying the properties of polycarbonate coatings in relation to the repair of machinery and, especially, a comprehensive study of the properties of coatings obtained using the latest methods and technology is of particular importance. This article discusses various ways to use polymer coatings when restoring the operability of machine parts.
Ключевые слова: полимеры; металлические сплавы; подшипник скольжения; антифрикционные материалы; узлы трения.

Keywords: polymers; metal alloys; sliding bearing; anti-friction materials; friction units.


С появлением синтетических полимеров начинают проводиться исследования с целью выявления возможности их использования как антифрикционных материалов. Такая постановка вопросов объясняется тем, что существовавшие антифрикционные сплавы помимо дороговизны были еще и дефицитны, в связи с ограниченной сырьевой базой. Кроме того, применение антифрикционных металлических сплавов, как правило, требовало организации соответствующей смазки узлов трения. В периоды пуска механизма, антифрикционные металлические сплавы в подшипниках скольжения, как более мягкие, часто получали задиры, в связи, с чем срок службы такого подшипника значительно уменьшался. Кроме того антифрикционные металлические сплавы плохо воспринимают ударную нагрузку [1,2,3,4,8]. Нечего и говорить, что в условиях работы, исключающих наличие смазочных сред, металлические антифрикционные сплавы обладали недостаточной долговечностью.

Синтетические полимерные материалы отличается таким комплексом свойств, что позволили предполагать возможность их использова­ния если не в большинстве узлов трения, то хотя бы в части из них. Многие синтетические полимерные материалы хорошо воспринима­ют вибрационные нагрузки, устойчивы против истирания, что наряду с относительно высокими механическими свойствами и малым удельным весом делает их предпочтительными при использовании в узлах трения. В узлах трения нашли применение волокниты, текстолиты, древесно-слоистые пластики, лигнофоль, графитопласты и т.д. В случае работы узла трения в водах средах получили распространение различные типы подшипников с облицовкой из синтетических резиносмесей. Наиболее эффективно применение полимерных материалов в тяжело нагруженных узлах трения, Развитие синтеза полимеров привело к созданию, за последние 20 лет, и массовому производству таких синтетических полимеров, как полиамиды, фторопласты, полиолефины, эпоксидные смолы и т.д. В настоящее время выполнено больше количество исследований с целью выявления антифрикционных свойств и работоспособности указанных по­лимеров. В результате установлено, что ряд полимеров обладают вы­сокими антифрикционными свойствами и они могут быть рекомендованы в качестве материала для подшипников [3,5,6,7,9]. Особенно пристальное внимание исследователей привлекли полиамиды и фторопласты.

Высокие физико-механические свойства полиамидов, низкое значение коэффициентов трения при смазке минеральными маслами, возможность работы полиамидного подшипника при ограниченной смазке и вообще без смазки, работоспособность в агрессивных и абразивных средах и при относительно высоких температурах, все это вызвало появление большого числа работ по изучению свойств различных полиамидов. Уже в первых рабо­тах отмечалось, что грузоподъемность полиамидных подшипников не уступает грузоподъемности баббита, а износостойкость выше. В работах указано, что в условиях сухого трения полиамидные подшипники превосходят по работоспособности бронзовые [10,11,12,13,14,15,16]. Таким образом, в узлах с ограниченной смазкой или без смазки, полиамиды оказались более работоспособными, чем традиционные подшипниковые сплавы.

Исследованиями установлено, что антифрикционные свойства различных полиамидов, в зависимости от нагрузки и скорости скольжения, различны. Кроме того, изменение способа изготовления подшипников, режима  термообработки, режима и вида смазки, материала сопрягаемой  детали, ее твердости и чистоты, а также наличие абразива влияет на антифрикционные свойства полиамидных подшипников. Вводя те или иные наполнители, можно повысить грузоподъемность и теплопроводность, уменьшить водопоглощение и улучшить ряд других свойств полиамидов.

Общим выводом из проведенных исследований является то, что полиамиды могут работать при температурах не выше 80…85оС. К недостаткам полиамидов следует отнести: высокое влагопоглощение из окружающей среды, результатом чего является снижение их прочности; увеличение веса детали и ее разме­ров;  холодная ползучесть (под действием постоянной нагрузки происходит медленнное нарастание деформации); деструкция во времени.Полученные результаты дали возможность подойти к созданию тео­ретических основ расчет и проектирования монолитных полиамидных подшипников.

Изучение антифрикционных свойств полиамидов сопровождалось внедрением их в различные отрасли машиностроения и в ремонтное произ­водство. Из полиамидов изготовляют втулки, уплотнения, направляющие аппараты и рабочие колеса насосов, турбобуров и другие детали. Количест­во деталей из полиамидов, как в машиностроении, так и в ремонтном производстве, непрерывно увеличивается.

В последние годы выполнен большой объем работ по изучению антифрикционных свойств фторопластов. Для фторопластов характерна высокая термическая и химическая стойкость. Вместе с тем фторопласты обладают рядом недостатков, в том числе сравнительно низкой прочностью (15…30 МН/м2), низкой твердостью МПА З0…40, хладотекучестью, плохой теплопроводностью, крайне невысокой адгезией к металлам, при относительно высоком коэффициенте термического линейного расширения и трудностью переработки его в изделие. В процессе исследований выявлены высокие антифрикционные свойства фторопластов. Введение смазки в подшипник из фторопласта снижает величину коэффициента трения примерно вдвое. Фторопластовые подшипники могут работать без смазки в максимально широком диапазоне температур (от

— 269°С до +260°С), сохраняя низкие значения коэффициента трения. В различных работах рассматривается возможность применения монолитных подшипников скольжения из графитопластов на основе фенольно-формальдегидной смолы. Указывается, что графитопласт модифицированный капроном (30%), может ра­ботать в подшипниковых узлах без смазки при удельных давлениях 3,5… 8 МН/м2 и скорости скольжения 0,66…1,11 м/сек. При этих условиях указанный материал имеет высокие антифрикционные свойства, коэффициент трения колеблется от 0,09 до 0,025. Рассмотренные работы по полимерным антифрикционным материалам  показывают на наличие у них следующих характерных недостатков:

  1. Низкая теплопроводность, в результате чего, отвод тепла, возникающего в подшипнике скольжения при работе, в основном осуществляется через металлический вал или смазкой, интенсивно, подаваемой: к трущимся поверхностям;

2.Высокий коэффициент термического линейного расширения, что при высоких рабочих температурах трущихся пар, требует либо увели­чения монтажного зазора, что не всегда допустимо по условиям рабо­та, либо наличия теплового компенсатора (разрезная втулка, Т-образный паз на рабочей поверхности и т.д.);

  1. Текучесть, особенно при повышенной температуре;
  2. Низкая теплостойкость.

Сочетание низкой теплостойкости, высокого коэффициента линейного теплового расширения, текучести при повышенных температурах существенно ограничивает область применения монолитных полимерных подшипников, в связи с чем делается попытки ней­трализовать указанные недостатки, присущие большинству полимерных материалов. Появляются работы, в которых сделана попытка применить тонкослойные подшипники. Результаты использования полистирола для получения тонкослойных полимерных покрытий даны в различных работах ученых. Однако в обоих исследованиях получены неудовлетворительные результаты, формируемые тонкослойные покрытия из полистирола по мере охлаждения покрывались сетью трещин, вследствие возникновения больших внутренних напряжений и хрупкости полимера. Стремление получить подшипники с тонкослойным антифрикционным покрытием  потребовало от исследователей изучения ряда фактов;

— закономерности формирования полимерных покрытий;

— влияния методов и технологических факторов нанесения покрытий на физико-механические и антифрикционные свойства полимерных покрытий;

— влияние природы металлов и технологии формирования покрытия на сцепляемость полимерных покрытий с металлическими подложками;

— структурных изменений в полимерных покрытиях, протекающих при формировании, термообработке и эксплуатации.

Как уже отмечалось, лучшими антифрикционными полимерными материалами являются фторопласты, но имеющие од низкие механические свойства (хладотекучесть) и плохую сцепляемость с металлическими подложками. В связи с этим, в работах [2, 14] предложено изготовление армированных фторопластовых подшипников. Для этой цели используют пористую металлическую подложку, пропитанную фторопластом. Получается сплошная плевкa фторопласта толщиной 0,013…0,04 мм.  Порис­тый металл прочно удерживает пленку фторопласта и воспринимает основную часть нагрузки, способствуя созданию благоприятных условии для работы фторопластовой пленки. Работоспособность таких подшипников при нагрузках от 0,035 до 14 МН/м2 и скоростях скольжения от 0,05 до 7 м/сек высокая даже при работе без смазки.

 

Коэффициент трения при работе в паре с различными металлами не превышал 0,05. Учитывая высокие физико-механические свойства полиамидов и хорошие результаты применения монолитных полиамидных деталей в узлах , целый ряд исследователей в работах [57,63,66,72, ] изучали возможности использования тонкослойных полиамидных покрытий в узлах трения применительно к восстановлению изношенных деталей тракторов, автомобилей и сельхозмашин. Одной из первых работ в этом направлении являлась работа Барабанова В.Н., выполненная в лабораториях НаТИ и МИИСПа. Автором изучались свойства полиамидных покрытий, наносимых струйным способом на подогретые заготовки. При этом было выявлено, что антифрикционные свойства получаемых покрытии достаточно высоки. Прирабатываемость полиамидных покрытий не уступает прирабатываемости баббита Б-83 и значи­тельно превосходит прирабатываемость сплава АСМ. Износ сопрягаемого вала с полиамидным покрытием в 6…10 раз меньше, чем с сопрягаемыми металлическими сплавами. Хорошо работает полиамидное покрытие и при нахождении в смазке абразива.

Вместе с тем во всех перечис­ленных исследованиях подтверждаются высокие антифрикционные свойства полиамидных покрытий, отмечая однако, их довольно низкую температуростойкость 80-850 С.Кроме того, попадание во­ды в узел трения приводит в набуханию покрытия, снижению его выносливости и даже к отслаиванию.

Во многих работах исследовалась возможность применения эпоксидных покрытии при ремонте деталей узлов трения. Доказано, что эпоксидные покрытия без наполнителей обладают низкой износостой­костью и не могут быть рекомендованы в качестве антифрикционных материалов. Применение наполнителей улучшают свойства этих покрытий. Лучшим наполнителей являет­ся графит. Покрытия из эпоксидных композиций с графитом могут удовлетворительно работать как при трении со смазкой, так и в условиях сухого трения. Износостойкость эпоксидных покрытий при работе со смазкой соизмерима с износостойкостью бронзы и в 1,5 раза выше, чем у чугуна. При работе без смазки износостойкость эпоксидных покрытий в 10…25 раз выше, чем у бронзы в чугуна. Отмечается, что эпоксид­ные покрытия в 4…6 раз меньше изнашивают сопрягаемую деталь. Ограничением в применении указанных покрытий является их сравнительно низкая теплостойкость и невысокая грузоподъемность. Кроме того, эпоксидные смолы, их отвердители и пластификаторы токсичны, что ухудшает условия труда рабочих.  Жизнеспособность приготовленных эпоксидных композиций относительно невелика, а сами смолы довольно дороги.

Проведенные в последние годы работы по изучению возможности применения для восстановления деталей антифрикционными покрытиями из полиэтилена и полипропилена. Было показано, что тонкослойные покрытия из полиэтилена низкого давления с заполнителями и без них, полученные вибрационным напылением, имеют хорошие физико-механические и антифрикционные свойства. В узлах трения со смазкой полиэтиленовые покрытия могут работать при нагрузках до 6 МН/м2 и скорости скольжения 0,5 м/сек. Установлено, что покрытия лучше работают в паре со стальными закаленными деталями с твердостью не менее 400…420 МПа. Полимерные покрытия на базе полиэтилена могут успешно работать лишь в узлах трения, где температура не превышает 65°С. В некоторых работах исследованы тонкослойные покрытия из полипропилена, наносимые струйным методом. Показано, что полипропиленовые покрытия обладают достаточной износостойкостью, высокой водо и хими­ческой стойкостью, имеют низкие значения коэффициента трения (0,04…0,12 при трении со смазкой) и устойчивы к истиранию. Рекомендуются к применению в узлах трения, имеющих температуру не вше 50…60°С и нагрузку до 5 МН/м2.

Рассмотренные результаты, ранее выполненных исследований по применению полимерных как антифрикционных материалов, позволили установить следующее:

  1. Полимерные материалы (полиамиды, фторопласты, полиолефины,

эпоксидные смолы) могут применяться в узлах трения из-за высоких антифрикционных свойств.

  1. Использование тонкослойных полимерных покрытий позволяет получать подшипники с большей работоспособностью, чем монолитные полимерные подшипники.
  2. Полимерные подшипники превосходят традиционные антифрикционные сплавы при работе в абразивных средах, сухом трении и при ограниченной смазке.
  3. В условиях работы при повышенных температурах (10О°С и выше) и трении со смазкой рассмотренные полимерные материалы, кроме фторопластов, уступают антифрикционным металлическим сплавам.

Появившиеся в последние года синтетические полимерные материалы такие как полиформальдегиды, пентоны, полиарилаты, поликарбонаты и другие, обладающие высокими физико-механическими свойствами и высокой теплостойкостью, требуют исследования по возможности применения их в ремонтном производстве.

Поликарбонаты — перспективные крупнотоннажные полимеры, обладают достаточно высокой теплостойкостью, высокими механическими свойствами и относительной дешевизной. Поликарбонатами называются полиэфиры угольной кислоты и диоксисоединений. По своей структуре поликарбонаты близки к эпоксидным смолам, включающим аналогичную полиэфирную группу

Поликарбонаты — это новый класс полимерных материалов, включающих алифатические, жирноароматические, ароматические и смешан­ные поликарбонаты. Наибольшее практическое применение в настоящее время нашли ароматические поликарбонаты. Ароматические поликарбона­ты относятся к группе термопластических полимеров. Молекулярный вес поликарбонатов может быть от 20 000 до 200 000. В зависимости от молекулярного веса поликарбонаты перерабатываются литьем под дав­лением, экструзией  и из раствора.

Ароматические поликарбонаты обладают высокой температурой стеклования (149°С), температурой плавления в зависимости от молекулярного веса 230-300°С, и температурой разложения 330°С и выше. Столь высокие температурные характеристики объясняются структурными особенностями строения молекул поликарбоната. Исследования показали, что синтез поликарбоната возможен 4 методами и получаемые при этом полимеры обладают целой гаммой ценных свойств. Могут синтезироваться различные типы поликарбонатов с различными молекулярными весами. Из литературы известны основные физико-механические свойства поликарбонатов. Однако во всех источниках они даются либо для монолитных образцов, либо для пленок, полученных поливом из раст­воров или экструзией. Литературные данные показывают значительное превосходство поликарбонатов по сравнению с ныне применяемыми полимерами. Плавление поликарбоната начинается при температуре 230°С, а разложение при температуре 330оС, т.е. температурный интервал меж­ду температурой начала плавления и температурой разложения у по­ликарбоната достаточно большой. Это, несомненно, является его боль­шим преимуществом по сравнению с другими термопластами, открывая большие возможности по переработке его в изделие при незначительных изменениях физико-механических свойств за счет разложения. Для поликарбоната характерна высокая прочность. Следует отметить высокую теплостойкость поликарбоната, осо­бенно под нагрузкой, что очень важно для антифрикционных материа­лов. Так теплостойкость под нагрузкой 1,9 МН/ м2 у поликарбоната равна 140оС,  у полиамида — 68°С,  у полиформальдегида — 100-120°С,  у пентона – 85…90°С. Теплостойкость защитных покрытий из поликар­боната равна 120…140°С.

   Поликарбонат не горюч, точнее это самозатухающий полимер. Он химически

стоек е действию водных растворов неорганических и органических кислот, солей, окислителей. Минеральные масла и топливо не вызывают набухшая и деструкции поликарбоната. В иных изученных работах сообщается, что износостойкость монолитных поликарбонатных деталей в 25 раз больше, чем износостойкость полисти­рола.

 Изучалась работа монолитных подшипниковых втулок из поликарбоната. Доказано, что сопряжение сталь-поликарбонатная втулка при скорости скольжения 1 м/сек в смазке окунанием способно ра­ботать по температурному состояние узла до величины удельного давления, равного 8 МН/м2. Рассматривались вопросы наполнения поликарбоната стекловолокном. Доказано, что в этом случае удается значи­тельно повысить длительную прочность монолитных образцов из поликарбоната. Однако, все рассмотренные работы, хотя и показывают большие возможности, заложенные в поликарбонате, не приводят каких либо данных по сцепляемости поликарбонатных покрытий с металлическими подложками. Последнее требует проведения исследований для определения возможности формирования качественных поликарбонатных покрытий с высокой сцепляемостью последних с металлическими подложками. Таким образом, на основании рассмотренных литературных источников, несомненный практический и научный интерес представляло про­ведение комплексного исследования следующих свойств поликарбонатных покрытий:

—  физико-механических и антифрикционных свойств тонкослойных покрытий на металлические подложки;

— сцепляемости с металлическими подложками.

Выводы.

Исследование этих свойств было необходимо для изыскания возможности получения качест­венных антифрикционных покрытий для восстановления изношенных деталей узлов трения тракторов, автомобилей и сельхозмашин. Для чего необходимо 1. Изучение физико-механических свойств тонкослойных поликарбонатных покрытий; 2. Исследование режимов формирования, с целью определения условий получения качественных поликарбонатных покрытий с высокой сцепляемостью с металлическими подложками.

References

1. Агулов И.И., Гороховский Г.А. Кинетика некоторых структурных изменений в поверхностных слоях полимеров при трении. Механика полимеров, 2001, № 6, с.928-933.
2. Айнбиндер С.Б., Тюнина Э.Л. Введение в теорию трения полимеров. Рига, Зинатне, 2001 224 с.
3. Айнбиндер С.Б. Физико-механические свойства полимерных материалов и проблемы трения. Механика полимеров, 2001, с.303-314.
4. Гусев С.С. Восстановление качества отработанных нефтяных масел с помощью ПГС-полимеров на сельскохозяйственных предприятиях. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Москва, 2006.
5. Гусев С.С. Физико-химическая очистка отработанных минеральных масел с помощью полимерных материалов. / Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных
компаний. 2006. № 6. С. 4.
6. Дидманидзе О.Н., Афанасьев А.С., Хакимов Р.Т. Исследования показателей тепловыделения газовых двигателей. /Записки Горного института. 2018. Т. 229. С. 50-55.
7. Коваленко В.П., Литовченко А.В., Улюкина Е.А., Гусев С.С. Резервуар для жидкостей. / Патент на полезную модель RU 47335 U1, 27.08.2005.
Заявка № 2005103727/22 от 14.02.2005.
8. Кулезнев В.Н. Смеси полимеров. М.: Химия, 2000.-304 с.
9. Кутьков А.А. Износостойкие и антифрикционные покрытия. М.: Машиностроение, 2001.-152 с.
10. Королев А.Я. Адгезия и внутренние напряжения в полимерах. В кн.: Термообработка изделий. - М.: Наука, 2000 с.49-55.
11. Теловов Н.К., Тойгамбаев С.К. Обработка почвы нечерноземных земель РФ глубокорыхлителем - удобрителем для увеличения производства сельскохозяйственных культур. / Агропродовольственная экономика. 2019. № 10. С. 7-16.
12. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Исследования по оптимизации и эффективности использования машинно-тракторного парка предприятия. / Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2016. № 5. С. 28-33.
13. Тойгамбаев С.К., Апатенко А.С. Обработка результатов информации по надежности транспортных и технологических машин методом математической статистики. / Методическое указание. Изд. «Мегаполис» Москва, 2020. С. 25.е указание. Изд. «Мегаполис» Москва, 2020. С. 25.
14. Тойгамбаев С.К., Ногай А.С., Нукешев С.О. Проводимость почвенного слоя в Акмолинской области. / Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2008. № 1 (26). С. 86-89.
15. Тойгамбаев С.К. Совершенствование моечной машины ОМ–21614. / Тех-ника и технология. 2013. № 3. С. 15-188.
16. Niyazbekova S., Troyanskaya M., Toygambayev S., Rozhkov V., Zhukov A., Aksenova E., Ivanova O. Nstruments for financing and investing the "green" economy in the country's environmental projects. / В сборнике: E3S Web of Conferences. 22. Сер. "22nd International Scientific Conference on Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies, Emmft 2020" 2021.С.10054.