Abstract: The article is devoted to justification of the role of emotional intelligence in the system of professional training of teachers in higher education. This paper analyzes the meanings of "emotional competence", "emotional culture", "emotional intelligence" and its structural components. This article examines the role of data categories in the process of professional preparation of future teachers.
Keywords: emotional intelligence, emotional culture, professional training, emotional competence, professionally important personal qualities of a teacher.
Развитие современного общества выдвигает новые требования к системе подготовки будущих педагогов и качеству их профессионального образования. Современное российское общество нуждается в высококвалифицированных специалистах в области образования, отличающихся многочисленными качествами, среди которых одними из основных являются эмоциональная стабильность и профессиональная мобильность в изменяющихся условиях рынка труда.
Уровень успешности профессиональной деятельности специалиста, работающего в области субъект-субъектных отношений, в большей степени обусловлен умением понимать собственные эмоции и трактовать эмоции окружающих людей. Данные умения наряду с рядом смежных составляют эмоциональную компетентность педагога и формируются путем развития эмоционального интеллекта.
В. Вунд – автор термина «эмоции» в психологической науке, рассматривает их как изменения, которые характеризуются непосредственным влиянием чувств на формирование представлений и влиянием сформированных взглядов и представлений на чувства [2].
По мнению Е.П. Ильина, эмоции являются рефлекторной психовегетативной реакцией; связанной с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживания) к ситуациям, их исходам (событиям) и способствующей организации целесообразного поведения в этих ситуациях [5].
На современном этапе развития психологии известно, что эмоциональные реакции в своем большинстве предшествуют рациональным. В связи с чем следует признать эмоциональность ведущим фактором достижения личностью успешных результатов наряду с интеллектуальными способностями.
Обратимся к рассмотрению понятия «эмоциональная культура». Говоря о его сущности относительно педагогов, под эмоциональной культурой специалиста в области образования будем рассматривать комплексное образования, состоящее из системы знаний личности будущего педагога о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, навыков оказания эмоциональной поддержки тем, кому необходима психологическая помощь. Развитие указанных компонентов эмоциональной культуры педагога способствует вербализации его эмоций, развитию эмоциональной открытости и эмпатии.
Говоря о формировании культуры будущих педагогов, стоит подчеркнуть, что проявление эмоций не всегда является уместным, ведь их избыток может привести к дезорганизации деятельности, поставить учителя в неловкое положение, выдав, его эмоциональное отношение к другим людям. В то же время эмоциональный подъем способствует повышению продуктивности профессиональной деятельности. В этой связи определяющим фактором в сфере эмоциональной культуры педагога является контроль и регуляции эмоций, так как без контроля собственных эмоций педагог не может достигнуть успеха в профессиональной и личной сферах, ведь продуктивное решение проблем зависит от понимания своих эмоций и способности осуществлять контроль над ними.
Управление собственными эмоциями и контроль над ними составляют важную профессиональную способность педагогов, так как их деятельность в большей степени представляет собой межличностное общение с людьми. Поэтому педагогу важно уметь понимать природу собственных эмоций, объективно трактовать эмоции окружающих и пытаться управлять ими для достижения максимального результата в профессиональной деятельности.
Осознание роли эмоций в системе субъект-субъектных отношений привело к появлению понятия «эмоциональный интеллект», которое представляет собой совокупность знаний, умений и навыков личности, которые позволяют ей «принимать правильные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки эмоциональной информации» [6, с. 7].
Эмоциональный интеллект также трактуют как форму приобретаемого эмоционального опыта, который базируется на способностях к пониманию своих эмоций и управлению ими в системе межличностного контакта. Наличие развитого эмоционального интеллекта позволяет личности более целостно и объективно воспринимать других людей, формировать более полную характеристику человека.
Для эмоциональной компетентности педагога наиболее актуальными являются такие сферы:
— способность учителя к самоопределению и самоуправлению;
-способность педагога к управлению взаимоотношениями с окружающими.
Проявление эмоционального интеллекта заключается в умении педагога действовать адекватно обстоятельствам, что достигается не только путем понимания эмоций и чувств, но и благодаря способности к управлению и контролю над первичными свойствами психики. Высокий уровень развитости эмоционального интеллекта проявляется в умении педагога определять и контролировать свои эмоции в конкретной ситуации и в определенный момент. В этом заключается реальная значимость эмоциональной компетентности в профессиональной и личной жизни учителя.
В отечественной психолого-педагогической литературе проблема изучения эмоционального интеллекта представлена в исследованиях И.Н. Андреевой, И.В. Дробышевской, Н.С. Горелова.
И.Н. Андреева рассматривает данное понятие как способность личности взаимодействовать с внутренней средой собственных чувств и желаний; понимать отношения человека, отражающиеся в эмоциях, и управлять ими на основе интеллектуального анализа и синтеза [1].
Критериями эмоционального интеллекта, по мнению И.В. Дробышевской, являются эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный критерий представляет собой, по мнению исследовательницы, комплекс внутриличностных и межличностных качеств. К его показателям И.В. Дробышевская относит развитие умений оценивать собственные эмоции, распознавать и прогнозировать состояние свойств других людей.
Когнитивный критерий характеризуется совокупностью знаний личности о сущности эмоционального интеллекта. К показателям данного критерия относятся знания об эмоциональном интеллекте, умения к самоанализу и рефлексии.
Поведенческий критерий включает конкретные поведенческие реакции. Показателями этого критерия, по мнению исследовательницы, являются развитые умения к управлению собственными эмоциями, способности к коммуникабельности и гибкости в сфере межличностных отношений [4].
Н.С. Горелов рассматривает эмоциональный интеллект как конечный продукт принятия определенных решений путем изучения и осмысления эмоций, представляющий собой дифференцированную оценку событий, обладающих личностным смыслом. [3].
На основе анализа современной психолого-педагогической литературы понятие «эмоциональный интеллект» можно рассматривать в качестве сложного интегративного образования, которое включает совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных качеств личности, направленных на понимание, регуляцию и контроль своих эмоций и эмоциональных проявлений окружающих людей, что влияет на успешность межличностного взаимодействия.
В сфере подготовки педагогических кадров формирование эмоционального интеллекта является необходимым условием успешности их будущей профессиональной деятельности. Данная успешность заключается в умении педагога осуществлять профессиональную деятельность как конкурентоспособный специалист при наличии профессиональной компетентности, высокого уровня предметных и общепедагогических знаний, умений и навыков, способностей осуществлять взаимодействие с окружающими субъектами образовательного процесса и управлять собственной эмоциональной сферой.
Эмоциональный интеллект будущего педагога в единстве всех указанных структурных компонентов, а именно: эмоционального, когнитивного и поведенческого, является средством управления эмоциональной сферой, рефлексией и пониманием эмоциональных проявлений субъектов системы образования; важным качеством будущего специалиста в области образования, которое обеспечивает успешность и высокую результативность профессиональной деятельности благодаря способностям к осознанию и регуляции эмоциональной сферы.
References
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопр. психол. 2006. № 3. С. 78—86.2. Вундт В. Введение в психологию. – СПб.: Лань, 2014 – 165 с.
3. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – [3-е изд.] – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 103 с.
4. Дробышевская И.В. Психолого-педагогические детерминанты развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Дробышевская Ирина Витальевна; [Место защиты: Брян. гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского]. – Брянск, 2012. – 23 с.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 783 с.
6. Рокицкая Ю. А., Вальковская А. С. Развитие эмоционального интеллекта будущих психологов // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – Т. 7. – С. 6–10.