Features of the implementation of the policy of import substitution as a tool to improve the state’s economic security

UDC 33
Publication date: 03.05.2019
International Journal of Professional Science №5-2019

Features of the implementation of the policy of import substitution as a tool to improve the state’s economic security

Особенности реализации политики импортозамещения как инструмента повышения экономической безопасности государства

Ryabinnikov Denis Valerievich
Scientific adviser: Aleksandrova E.N.

1. graduate student 2 year Faculty of Economics,
Kuban State University
2. Doctor of economics,
Associate Professor of the Department of World Economy and Management,
Kuban State University


Рябинников Денис Валерьевич
Научный руководитель: Александрова Е.Н.

1. Магистрант 2 курса экономического факультета,
Кубанский государственный университет
2. к. э. н., доцент кафедры мировой экономики и менеджмента,
Кубанский государственный университет
Аннотация: Import substitution is the most important condition for economic growth in the state. There are several groups of methods for implementing the program of import substitution in the Russian Federation. The main purpose of import substitution is to ensure the economic security of the state.

Abstract: Импортозамещение является важнейшим условием экономического роста на территории государства. Существует несколько групп методов реализации программы импортозамещения в Российской Федерации. Основным назначением импортозамещения является обеспечение экономической безопасности государства.
Ключевые слова: import substitution, economic security, state, program, methods, economic growth.

Keywords: импортозамещение, экономическая безопасность, государство, программа, методы, экономический рост.


Главным условием для экономического роста в государстве является преобладание экспорта над импортом товаров [2, с. 96]. В экономике такое преобладание в динамическом смысле принято именовать импортозамещением.

Ориентацию экономического курса Российской Федерации на импортозамещение официально принято относить к 2014 году, однако, для нашего государства актуальность замещения импортных товаров отечественными характерна на протяжении всего периода становления и функционирования рыночной экономики. Для реализации программы импортозамещения правительством страны могут использоваться несколько методов, которые применяются как в отдельности, так и в комплексе. Рассмотрим основные группы данных методов.

  1. Тарифные методы. Данная группа методов подразумевает поэтапное или единовременное увеличение пошлин на ввозимый товар. Многие отечественные эксперты-экономисты сходятся во мнении, что применение тарифных методов при реализации программы импортозамещения на сегодняшний день осуществляется недостаточно эффективно.
  2. Нетарифные методы. При применении данной группы методов устанавливают квоты или вводят необходимость получения определенных лицензий для ввоза товаров. Нетарифные методы на территории Российской Федерации на сегодняшний день применяются все более широко.
  3. Стимулирование производства товаров на территории самого государства. Как показывает передовой опыт реализации политики импортозамещения, именно стимулирование производства отечественных товаров является наиболее эффективным, а также наиболее сложным процессом [3, с. 104]. Для Российской Федерации использование данной группы методов является одной из наиболее актуальных задач в реализации политики импортозамещения.

Таблица 1

Положительные и отрицательные стороны в реализации политики импортозамещения

Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Рост занятости населения в условиях развития собственного производства.

2. Повышение экономической безопасности страны.

3. Повышение уровня образования при необходимости развития инновационных отраслей для страны

1. Эффективность национальных компаний снижается в результате смягчения конкуренции.

2. При небольших объемах внутреннего рынка, ограничение импорта приведет росту издержек производства.

3. Замещение высокотехничной продукции затруднительно при недостаточном развитии своей продукции

В таблице 1 отражены положительные и отрицательные стороны в реализации политики импортозамещения, выявленные посредством оценки передового опыта зарубежных стран.

Важнейшей положительной стороной является повышения экономической безопасности государства, что в современных условиях является наиболее актуальным для Российской Федерации. Однако, на практике обеспечение экономической безопасности посредством реализации политики испортозамещения имеет ряд существенных проблем.

Поскольку официально Правительством России в 2014 году был взят курс на импортозамещение, тогда же был определен основной метод реализации данного курса: стимулирование отечественных производителей. Так как российская экономика долгое время имела исключительно сырьевую направленность, имеет место существенная импортозависимость в промышленности, торговле и иных отраслях. Импульсом для разработки программы импортозамещения послужили санкции западных стран в отношении России.

Согласно оценке Правительства РФ, доля импорта в промышленности для станкостроения составляет 90%, для машиностроения – 70%, нефтегазовое оборудование – 60%, для оборудования энергетической отрасли – 50%, сельхозмашиностроение от 50 до 90% (в зависимости от категории продукции). В фармацевтической отрасли доля импорта достигает 90%.

Основным инструментом реализации политики импортозамещения в Российской Федерации является Государственная программа №328 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», период реализации которой рассчитан до 2020 года [1].

Осуществление финансирования производится по двум направлениям:

— напрямую, а именно через субсидии, гранты и  преференции;

— косвенно — через повышение объемов коммерческих кредитов, которые предоставляют банки предприятиям на льготных условиях.

Основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в рамках программы импортозамещения являются сельское хозяйство, промышленность, связь и телекоммуникации.

С точки зрения обеспечения экономической безопасности именно импортозамещения продовольственных товаров (иначе говоря, развитие отрасли сельского хозяйства), является наиболее значимым. Вопросы замещения импортного товара отечественным в аграрном секторе поднимаются с 2010 года, когда еще не были введены санкции и контрсанкции. Основной проблемой в развитии данного сектора является привлечение инвестиций.

Правительство России определяет сельскохозяйственную отрасль как основную в программе импортозамещения, так как она позволит обеспечить продовольственную безопасность государства. Согласно программе, к 2020 году более 90% товаров сельского производства должны быть отечественными.

Однако, достижение такого норматива представляет собой высокую сложность с точки зрения осуществления управленческого воздействия. В первую очередь, это связано с тем, что для эффективного производства отечественной сельскохозяйственной продукции необходимо привлечение в отрасль большого объема финансовых средств. Естественно, для такого привлечения сельское хозяйство должно представлять собой сферу, обладающую значительной инвестиционной привлекательностью. Однако, в настоящее время отечественный аграрный сектор такой привлекательностью не обладает. Вследствие этого, основными средствами на реализацию импортозамещения в отрасли сельского хозяйства в период до 2020 года будут бюджетные средства.

На наш взгляд, именно слабая инвестиционная привлекательность отрасли сельского хозяйства является основной проблемой реализации политики импортозамещения и обеспечения экономической безопасности государства. Вследствие этого, именно в данном направлении необходима корректировка управленческого воздействия.

References

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://base.garant.ru/70643464/].
2. Зелинская М.В., Артемова Е.И., Коваленко Л.В. Государственное регулирование экономики. Учеб. пособие. – Краснодар, 2016. – 196 с.
3. Кулик А.А., Путилина И.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности / Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики // Материалы VI международной научно-практической конференции. 2017. – С. 102-107.