Abstract: The article concerns main problems of medical higher schools students and graduates professional training considering modern information technologies and innovation methods actual opportunities and drawbacks.
Keywords: clip thinking, education process, information technologies, mental activity.
Постмиллениумный период жизни человечества уже продемонстрировал свои основные отличия, среди которых самыми заметными и активно влияющими на образовательный процесс в высшей школе являются лавинообразно нарастающий информационный поток и «гаджетная» деформация мышления, в сумме приводящие к его «клиповой» дефектной динамике [3]. Стремительное развитие современных информационных технологий, постоянное расширение границ массовой доступности устройств, непредсказуемых продуктов технико-технологического прогресса 21-го века, приводят к попыткам подменить напряженную ментальную деятельность собственной ЦНС (центральной нервной системы) интернет-осведомленностью, практически не имеющей предела, но, во многих случаях, страдающей поверхностностью и недостаточной логикой подачи материала [3,4]. В контексте высшего медицинского образования этот подход, являющийся попыткой всю жизнь ходить таможенным «зеленым коридором», может нанести серьезный вред процессу формирования врачебного менталитета.
Дело в том, что одной из существенных частей лечебного дела, как именуется центральная специальность в дипломе об окончании медицинского вуза [1], является диагностический процесс, совершенно невозможный без самостоятельного и логически подготовленного мышления, которое пока является продуктом естественного интеллекта. Поэтому вполне очевидно, что интернет и новейшие компьютерные технологии как реальность наших дней должны активно и постоянно дополнять, а не подменять сам мыслительный процесс. Иначе из него начнет уходить необходимое ощущение актуальности и интуитивности. Без сомнения, этой же дорогой необходимо следовать, соблюдая принцип патогенетической направленности последующего лечения. По всей вероятности, недостаточно эффективными и в текущем столетии останутся попытки полностью заменить в учебном процессе живое общение с ППС гаджетной информированностью, так как во многих специальностях, а особенно в медицине и педагогике, огромное значение имеет личностное общение с живыми носителями знаний, сохранение эстафетности в передаче информации [3,4], позволяющее при неизбежной смене поколений намного качественнее передавать все интеллектуальное очарование своей специальности. В этой связи рациональным приемом является плановое, намеренное и параллельное включение в учебно-образовательный и научный процесс как школьников и студентов, так и клинических ординаторов, аспирантов, ну и, конечно, преподавателей, формируя тем самым ту неразрывную древовидную структуру, которая и становится скелетом, опорной конструкцией реального образовательного процесса [3]. К тому же, возникающее при этом дополнительное межличностное общение является самым действенным методом профилактики клипового мышления и возрастного «расизма». Иначе говоря, место шекспировской летучей фразы «прервалась связь времен» [2] займет видоизмененный призыв: «И учитель воспитает ученика, чтобы было у кого потом лечиться» [3]. В этом плане показательным итогом являются, в частности, осмысление и последующая ревизия постулата об обязательной предшествующей стабилизации гомеостаза. Однако, в настоящее время уже в значительной степени общепринятой становится тактика этапного оперативного лечения, при которой на фоне развернутой терапии гиповолемического шока в комплекс лечебных мероприятий включается иммобилизационный этап малоинвазивного остеосинтеза поврежденного сегмента стержневыми аппаратами [6]. Это стало уже фактически свидетельством патогенетического эффекта инновационного оборудования в лечении высокоэнергетической политравмы.
Как известно, совершенствование технических возможностей медицинской аппаратуры всегда традиционно начиналось с попыток устранить сложности и погрешности, с которыми доктора сталкиваются во время оперативных вмешательств [3]. В связи с этим, ранее нами были организованы занятия в патентном фонде РК, где совместно с учащимися проводился учебный разбор конструктивных недостатков авторских технических разработок по той или иной программной теме. В последующем это выливалось в решение учебных технических задач в ходе практических занятий на основной клинической базе. Результатом стали авторские документы на изобретения и рационализаторские предложения. Но главным в этом направлении работы было развитие вариативного мышления, что вполне логично в условиях современного инновационного взрыва.
Еще одним приемом, используемым при проведении занятий, является развитие послойного представления о возможных повреждениях при той или иной их локализации. В частности, при травматизации поясничной области с выраженной клиникой переломов поперечных отростков поясничных позвонков, студенту предлагается создать мысленный перечень всех возможных в подобных случаях потенциальных повреждений, выделить из них самое «грозное» и определить главные диагностические исследования, которые должны быть выполнены в режиме cito. Речь, разумеется, идет о существенной вероятности ренальной травмы, от своевременной диагностики которой может отвлечь более манифестантная клиника типичных костных повреждений этой локализации [3,6]. Примеры из исторического прошлого медицины и педагогики стимулируют активность обучающихся. В частности, с большим интересом воспринимается краткое сообщение о том, как в 20-м столетии российским доктором, профессором А.К. Точинкиной был усовершенствован метод кожной пластики «итальянским лоскутом», предложенным еще около 400 лет назад знаменитым Гаспаром Тальякоцци [5].
В этом тренде особое значение приобретают мотивационные презентации, построенные как бы в условиях «открытого финала» или заключительной, подытоживающей части. Смысл этого образовательного приема состоит в показе не только всей мощи уже имеющихся знаний, умений и навыков, но и в финальном «обнажении» остающихся прорех, неясностей и нерешенных задач в ракурсе перспективного рассмотрения той или иной конкретной проблематики. Любой исследователь, сам будучи невечным, должен быть воспитан в духе понимания вечности и бесконечности познания. В этой связи необходимо и осознание того, что иногда гораздо труднее увидеть саму проблему, чем найти ее решение [3]. Для него требуются лишь знание и умение, а вот для старта идеи необходимо развитое воображение, которое, как и интуитивное предвидение, является продуктом сильной и высокоорганизованной интеллектуальной деятельности. Значимая роль в скорости и объеме ее производства принадлежит всему современному технологическому обеспечению процесса поиска и предварительной обработки тематического информационного потока. Возможность научиться размышлять «крупным шрифтом» наиболее реальна в условиях творческого использования традиционного общения в системе «учитель-ученик» и самых «скоропомощных» инфотехнологий стремительно летящего века [3].
В наше время, когда научные прорывы происходят в режиме нон-стоп на всех континентах [1], особую информационную значимость приобретает владение хотя бы еще одним, так сказать, дополнительным языком общения. Именно это и делает одной из своего рода «узловых станций» на долгом пути студенческого обучения и дальнейшего непрерывного самообразовательного процесса все НИИ страны, где отличное техническое оснащение позволяет человеку получить «билингвальный пропуск» в широкий образовательный мир современности. Вполне понятно, что деятельность преподавателя должна постоянно трансформироваться, для того чтобы соответствовать всем новым веяниям времени, в котором он живет. При этом было бы очень уместно руководствоваться словами великого мудреца древности Гиллеля [2], сказанными около двух тысячелетий тому назад: «Если я не сделаю этого, то кто это сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас, то когда же мне это сделать? Но если я это сделаю только для себя самого, то кто я?».
References
1. Ефимова Ю.А. Проблемно-деятельностный подход как основа создания дискурса на английском языке у студентов медицинского университета // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011.-C.46-57.2. Нечаева Е.И., Коптелова И.Е. Использование ресурсов СМИ в Интернете при обучении английскому языку // Мир педагогики и психологии.- Москва, 2017.- № 7(12).- С. 78-89.
3. Пивень Д.В., Алферова М.А., Ленок Г.В. Инновационные технологии в непрерывном последипломном образовании врача // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2008. Источник: http://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-resursov-smi-v-internete-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku.htm/
4. Салямова Д.Г. Значение английского языка в профессиональном медицинском образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия: Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XLVI Международного студенческой научно-практической конференции.- Москва, 2018.- №9(46). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(46).pdf.
5. https://www.peoples.ru/medicine/surgery/gaspare_tagliacozzi/
6. http://medbuy.ru/articles/medicinskoe-diagnosticheskoe-oborudovanie