Specifics of general social and special prevention of banditry

UDC 34
Publication date: 26.01.2021
International Journal of Professional Science №1-2021

Specifics of general social and special prevention of banditry

Специфика общесоциальной и специальной превенции бандитизма

Lavitskaya Marina Ivanovna
Doctor of Historical Sciences, Professor of Department of the Theory of Law and Comparative Law. Russian State University for the Humanities (Moscow)

Лавицкая Марина Ивановна
доктор исторических наук, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва)
Аннотация: Автор, исследовав особенности общесоциальной и специальной превенции бандитизма, пришел к выводу, что системный подход к противодействию бандитизму в настоящее время отсутствует, действие неблагоприятных социально-экономических факторов, оказывающих влияние на его рост, - сохраняется, социальный контроль за лицами, отбывавшими наказание за совершение бандитизма, -недостаточен для гарантий их позитивного посткриминального поведения, а общественно-государственный механизм обеспечения социальной адаптации таких лиц, как и его правовой фундамент, находятся только в стадии становления. Для превенции бандитизма необходимо осуществление целенаправленных эволюционных усилий со стороны властных структур и гражданского общества, реально, а не имитационно предпринимаемых на протяжении длительного времени. Важным представляется повышение уровня морально-нравственных качеств нашего социума и прекращение пропаганды высокого уровня престижного потребления, достигаемого любыми способами, а также героизации бандитов.

Abstract: The author, examining the features of General social and special prevention of crime, came to the conclusion that a systematic approach to counter gangsterism is currently lacking, the effect of adverse socio-economic factors influencing its growth - is saved, the social control over individuals serving terms for committing a crime, is insufficient to guarantee their positive post-criminal behavior, and public-private mechanism to ensure social adaptation of such persons as his legal Foundation, are only in their infancy. To prevent banditry, it is necessary to carry out purposeful evolutionary efforts on the part of government structures and civil society, which are actually, and not imitatively, undertaken for a long time. It is important to increase the level of moral qualities of our society and stop promoting a high level of prestigious consumption, achieved by any means.
Ключевые слова: бандитизм, организованная преступность, банда.

Keywords: banditry, organized crime, gang.


Как справедливо заметила Ж.В. Островских, по состоянию общественной безопасности можно судить об уровне развития государства в целом [12; с. 76]. Добавим, что и об эффективности мер противодействия опаснейшим преступным деяниям, в числе которых и бандитизм, посягающий на общественную безопасность. При организации борьбы с бандитизмом, что является составной частью противодействия этому противоправному явлению, следует исходить из важности его предупреждения -это является центральным элементом борьбы с преступностью вообще и с бандитизмом в частности. При этом под стратегией борьбы с бандитизмом мы, вслед за Ж.В. Островских, понимаем «многоуровневый комплекс системно воздействующих на устранение или нейтрализацию причин и условий, детерминирующих как создание банд, руководство ими, участие в них, так и преступлений, совершаемых бандами, государственных и общественных мер, представляющих собой единую концепцию и оказывающих корректирующее воздействие на лиц с криминально ориентированным поведением» [13; с. 18]. Отметим, что превенция (предупреждение) имеет те же уровни воздействия на преступность, что и стратегия борьбы с преступностью: общесоциальный и специальный уровни, которые находятся между собой в тесном взаимодействии и должны реализовываться комплексно. Это общепринятая, за редкими исключениями, точка зрения [9; с. 201], согласующая с положениями международных документов (Рекомендации, принятые Кабинетом министров стран — участниц Совета Европы в области криминальных проблем (1996 год), VII Конгресс ООН – Милан, 1985). Хотя есть и исследователи, отрицающие необходимость выделения общесоциального уровня превенции (например, С.А. Герасимов) и полагающие, что социальное развитие общества – это не предупреждение преступности, а его необходимая предпосылка, опора на которую может быть реализована в процессе превентивной деятельности [10]. Мы, однако, придерживаемся традиционной точки зрения, и считаем, что этот уровень превенции должен быть выделен, поскольку он воздействует на условно-причинный комплекс, детерминирующий преступность вообще и бандитизм в частности. В свою очередь, он подразделяется на меры, которые необходимо предпринять в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной и иных сферах жизнедеятельности.

В качестве политических мер общесоциальной превенции можно отметить необходимость развития демократии, укрепление системы разделения властей и её принципов, а также многопартийной системы, развитие плюрализма, упрочение начал российской государственности и охрану национального суверенитета РФ.

К экономическим мерам общесоциальной превенции можно отнести уменьшение децильного коэффициента (индекса джини) с повышением уровня жизни большей части населения, пребывающего в нашей стране либо в состоянии бедности либо в нищете, развитие малого и среднего бизнеса, реальную поддержку предпринимателей, развитие производства на основе современных технологий и обеспечение достойной оплаты за труд, снижение уровня безработицы, переход к инновационному развитию и цифровой экономике, снижение уровня инфляции и увеличение уровня доходов, осуществление продуманной внутренней инвестиционной стратегии и привлечение иностранных инвестиций, поддержку национальной валюты и обеспечение её стабильности.

В качестве социальных мер общесоциальной превенции можно выделить улучшение морально-психологического состояния социума, прекращение психотизации и невротизации населения средствами пропаганды, нивелирование перепада практически латиноамериканского уровня между уровнем жизни бедных и богатых слоёв нашего общества, ведение продуманной миграционной политики, снижение межнациональной напряженности, развитие среднего класса, создание условий для полноценной социализации и ресоциализации личности, проведение продуманной социальной политики, направленной на поддержку малоимущих слоев населения и малообеспеченных граждан.

К мерам в сфере нравственно-духовной жизнедеятельности, которые необходимо реализовать для снижения уровня преступности, можно отнести укрепление семейных устоев, внедрение в общественное сознание нравственной парадигмы, основанной на принципах традиционной морали, но с учетом поправки на современное время, постулирующей не патриархат, а равенство полов. Для профилактики бандитизма стоит рекомендовать смену вектора вещательной повестки в СМИ, пропагандирующей потребительский образ жизни и получение для него доходов любыми способами, включая аморальные и преступные. В самом консюмеризме нет ничего плохого, тем более в нашей стране, где в советскую эпоху наблюдалось недостаточное потребление всеми, кроме номенклатуры, в научной литературе даже уже были высказаны предположения о том, что наиболее полное удовлетворение потребностей людей приводит к предупреждению преступных деяний, и для изменения поведения людей следует воздействовать на способы удовлетворения различных благ и их производство [7; с. 19], но весь вопрос в том, какими способами достигать этого потребительского благополучия и увеличения потребления материальных благ. Необходимо подчеркнуть, что повышать свой уровень потребления следует законными способами, не противоречащими нормам морали и уголовного закона, на постулирование и распространение этой мысли должна быть нацелена пропагандистская работа СМИ.

А.И. Алексеев был совершенно прав, когда говорил: «Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее» [10]. Творческим работникам необходимо занять ответственную позицию, исключающую возможность снижения морально-нравственного уровня потребителей их продукции. Деятели кинобизнеса не должны снимать фильмы, пропагандирующие занятие бандитизмом и побуждающие к нему молодежь, а если и будут снимать криминальные драмы, то они должны быть с определенным нравственным посылом, фиксирующимся в сознании зрителей фильма по итогам просмотра. Причём, если голливудские фильмы такой определённый недвусмысленный итоговый посыл, адресованный обществу, имеют, и погибшего или утратившего всё, что было дорого, гангстера с его закономерным итогом жизни в качестве социального изгоя и крушением всех его жизненных надежд по окончании фильма не жалко («Лицо со шрамом», 1-й, 2-й, 3-й  «Крестный отец»), и этому Голливуд придаёт очень большое значение при продюсировании и съёмке фильмов, посвященных гангстерам, то отечественная гангстерская сага «Бригада», хотя и снята в традициях русского реалистического кино, такого посыла не имеет, а главный герой, у которого погибли друзья, вызывает сочувствие. В связи с этим сама демонстрация этого многосерийного фильма, имевшего оглушительный успех, повлекла за собой много отрицательных последствий, о которых сказал один из актеров, сыгравших там главную роль. П.С. Майков, много позднее отрефлексировав популярность фильма, отметил вред, который нанёс этот телесериал России, принеся известность лично ему: «Бригада» – это преступление перед Россией, в котором я участвовал» [14]. Он же отметил, что после этого фильма мальчики захотели стать бандитами, и в этом — самый большой вред «Бригады». С ним частично согласился актёр А. Панин, также сыгравший там одну из основных ролей, подчеркнув, что причины и условия развития преступности и бандитизма более сложны, чем просто влияние одного фильма, но этот фильм действительно оказал негативное воздействие на многих подростков и юношей, живущих в провинции, подтолкнув на криминальный путь [3]. В силу этого, попытки продюсера фильма, ссылаясь на данные криминологии, опровергнуть эти высказывания, указав, что причины преступности совсем другие, не связанные с фильмами, и объявив фильм предостережением для молодежи [3] из-за гибели четырех главных героев в конце фильма, на наш взгляд, несостоятельны, поскольку в контексте создаваемого фильмом настроя эта гибель мало того, что вызывает жалость и сочувствие, но и реакцию: им просто не повезло, но могло быть и иначе. А в социально-значимых фильмах так быть не должно: у зрителя должно возникать ощущение не сочувствия и жалости, а полное равнодушие с итоговой мыслью, что такой итог закономерен, и бандит нашёл то, что искал. Социально-ответственные режиссеры и продюсеры должны это понимать и осознавать, как осознавали и понимали многие голливудские режиссеры, которым предлагали ставить фильм «Крестный отец», они отказывались от этого один за другим, повторяя: «Нельзя героизировать мафию». Думается, что в этом состоит большое влияние кодекса Хейса [6], который к моменту экранизации романа М. Пьюзо хотя и был отменен со всеми его дополнениями, однако, став в период своего действия национальным стандартом США, он сыграл свою положительную роль в установлении этических рамок для деятелей Голливуда, который они строго придерживались на протяжении 37 лет (с 1930 по 1967 гг.). Полагаем, что аналог такого этического кодекса должен быть принят и в среде наших творческих деятелей, в том числе, и в сфере киноискусства.

Остановимся более подробно на мерах специального предупреждения бандитизма, начав с их уголовно-правовой составляющей. Полагаем, что некорректным является название раздела, в котором находится 24 глава, где расположен бандитизм как состав преступления. Сейчас раздел IX именуется Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Наше предложение, вслед за другими криминологами, состоит в том, чтобы устранить из этого наименования словосочетание «общественный порядок», поскольку общественная безопасность его полностью охватывает. Несмотря на то, что некоторыми криминологами это предложение было сделано уже давно [4; с. 7], законодатель не счёл возможным пока прислушаться к этой рекомендации. Возможно, это произошло потому, что в таком случае он опасается дублирования названий IX раздела и 24 главы этого раздела.

Отметим и некорректность названия ст. 209 УК РФ «Бандитизм», и нарушение логики формулирования её наименования по сравнению с аналогичными статями, устанавливающими ответственность за другие преступные объединения лиц (ст. 208, 210, 239, 282.1 УК РФ). Всюду, кроме ст. 209 УК РФ, в названии присутствует термины «организация» или «создание» с пояснением, организация чего именно оказалась криминализирована, но нигде не криминализированы в тексте вышеупомянутых статей совершаемые такими объединениями или организациями отдельные преступления. Так, например, в ст. 208 УК РФ уголовная ответственность установлена за организацию незаконного вооруженного формирования, а в ст. 210 УК РФ — организация преступного сообщества, в ст. 239 УК РФ – создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, в ст. 282.1 УК РФ – организация экстремистского сообщества. Таким образом, название ст. 209 УК РФ резко диссонирует с другими наименованиями, нарушая конструктивную логику российского уголовного закона и её единообразие в этом вопросе. Возможно, сохранение такой формулировки названия ст. 209 УК РФ в её актуальной редакции – это дань исторической традиции, но, по нашему мнению, оно должно быть изменено с существующего на «Организация банды» с устранением из части второй одного из способов совершения бандитизма – «участие в нападениях, совершаемых бандой». Как представляется, советский законодатель уже постепенно шёл по этому пути, устранив два способа совершения бандитизма в УК РСФСР 1960 года, когда из текста ст. 77 оказались убраны конкретные деяния, составляющие объективную сторону совершения бандитизма — разрушение железнодорожных путей, остановка поездов, однако «нападения, совершаемые бандой» — остались, и оказались востребованы российским законодателем, будучи перенесены в текст статьи 209 УК РФ. Ж.В. Островских, также ратующая за устранение «нападений» из части второй ст. 209 УК РФ, приводит дополнительный аргумент в пользу такой редакционной правки. Она полагает, что сохранение «нападений» в структуре ст. 209 УК РФ позволяет привлекать дважды за совершение одного деяния одно и то же лицо [13; c. 19].

Необходимо принять примечание к ст. 209 УК РФ, позволяющее применять поощрительные меры к лицам, совершившим добровольный отказ от участия в бандитизме и деятельно раскаивающихся (сходные положения существуют в ст. 208, 210, 282.1, 222, 223 УК РФ – в двух последних случаях не требуется даже деятельного раскаяния). Такую корректировку предлагают многие криминологи в своих диссертационных исследованиях, однако их предложения различны по своим нюансам. Например, часть предложения А. Сальникова нам представляется избыточным. Он предлагает очень обширную авторскую редакцию такого примечания к ст. 209 УК РФ, в котором говорит не только о поощрительных мерах (с которыми мы вполне согласны), но и о том, что не может быть сочтено таковыми: «Не может признаваться добровольным прекращение участия в вооруженной организованной преступной группе (банде) в момент или после задержания лица либо в момент или после начала производства в отношении его и заведомо для него следственных либо иных процессуальных действий» [15; с. 12]. В силу очевидности отсутствия в такие моменты добровольного отказа от участия в банде, на наш взгляд, об этом не обязательно указывать в тексте самого примечания.

Соглашаясь с необходимостью принятия примечания с поощрительными мерами для рядовых участников банды, не успевших принять участие в совершении бандитских нападений и других преступных деяний в составе банды, мы не поддерживаем возможность введения и применения таких мер для руководителей и организаторов банды, как это предлагает Ж.В. Островских [13; с. 20]. Впрочем, её позиция противоречива: с одной стороны она предлагает именно это, ссылаясь на данные других исследователей, отмечавших многочисленные случаи явки с повинной не только со стороны рядовых участников бандформирований, но и со стороны их организаторов и руководителей [11; с. 2], а, с другой стороны, в формулированной ею версии авторского примечания к ст. 209 УК РФ говорится только о лицах, добровольно прекративших участие в банде и деятельно раскаивающихся, а о руководителях/организаторах банд речи не идёт.

Проблема реализации на практике такой поощрительной нормы, даже если она будет введена, заключается в том, что, как правило, у участников банды в биографии есть не только «участие в банде», но и участие в совершаемых ею преступлениях, поэтому применить к ним это поощрение не получится, а применение положений ст. 62 УК РФ (статьи, вообще редко применяющейся на практике), позволяющих снизить наказание на одну четверть, самим участникам банды может показаться недостаточным стимулирующим фактором для деятельного раскаяния, и не только из-за усвоенных ими уголовных понятий, но и из-за жестких наказаний, принятых в уголовной среде в отношении «отступников», нарушающих «закон молчания»: они в любом случае предпочтут жизнь, пусть и с полным сроком лишения свободы, а не смерть за предательство интересов банды за снижение срока лишения свободы на одну четверть.

В этой связи можно предложить вынести на научное обсуждение возможность введения в российскую правоприменительную практику аналога «сделки», существующей в Италии, ФРГ, США, часто применяемой по делам об организованной преступности для лиц, деятельно раскаивающихся в совершении преступлений – рассмотрение их дел в особом порядке, с возможностью назначения наказания судом не более двух третей срока лишения свободы, распространив действие такого порядка и на ст. 209 УК РФ.

Специальный уровень превенции предполагает не только совершенствование уголовно-правовой регламентации ответственности за бандитизм, что в определенной степени позволит сдерживать субъектов от совершения этих преступных посягательств, но и назначения, и исполнения наказаний за него, а также улучшения состояния правоприменительной практики. В отношении последнего обстоятельства полагаем, что предложение некоторых криминологов о необходимости принятия нового пленарного постановления высшей судебной инстанции страны – излишне. Такое предложение мы встречали в работе Ж.В. Островских, настаивающей на новом постановлении из-за необходимости разъяснения в нём вопросов разграничения бандитизма со смежными составами и вопросов назначения наказаний по совокупности преступлений [13; с. 19]. Нам представляется, что именно потому, что сейчас принята квалификация по совокупности, и с учётом того, что «нападения, совершенные бандой» как способ совершения бандитизма требуется убрать из части 2 ст. 209 УК РФ (с чем Ж.В. Островских вполне согласна и даже сама рекомендует это) пленарные указания по разграничению смежных с бандитизмом составов не очень актуальны для правоприменительной практики: на практике необходимо доказывать факт совершения определенного преступления и факт того, что оно совершено бандой. Рекомендации, как устанавливать и доказывать последний факт, есть и в действующей пленарном постановлении о бандитизме 1997 года, а разъяснение вопросов, накопившихся в судебной практике по вопросам назначения наказаний по совокупности преступлений, могут быть разрешены путём Обзора судебной практики, осуществленного Верховным Судом РФ или посредством внесения им же изменений и дополнений в имеющееся действующее пленарное постановление.

К мерам специальной превенции следует отнести и виктимологическую/девиктимологическую профилактику. Можно отметить, что ряд профессий, составляя с большой долей вероятности возможные объекты бандитских нападений, являются рисковыми (таксисты, водители-дальнобойщики, инкассаторы и пр.). Перед проведением виктимологической профилактики, целью которой является снижение у субъектов риска стать жертвами бандитизма, следует составить показатели криминальной виктимизации, в чём большую помощь могут оказать криминологи, проведя такой анализ по ряду заданных параметров для того, чтобы предоставить правоохранительным органам информацию о личности потерпевших и её характеристиках. Виктимологическая профилактика может быть индивидуальной и социальной. Если в первом случае субъект сам предпринимает усилия, призванные обезопасить себя от возможных нападений (охрана, средства защиты и проч.), а государство может только оказать разумную помощь, в том числе, консультативного характера (некоторые криминологи рекомендуют создавать «школы безопасности» при муниципалитетах), то во втором случае основная нагрузка по проведению соответствующих мероприятий ложится на органы публичной власти, правоохранительные органы и СМИ. Это и разъяснительная работа, и оказание юридической поддержки, и информационная деятельность, и проведение профилактических бесед, и обеспечение увеличения постов полиции в потенциально криминогенных местах, удобных для бандитских нападений и т.п. Важным направлением социальной превенции следует счесть и девиктимизацию жертв, призванную помочь им справиться в процессе реабилитации с последствиями бандитских нападений. Для чего необходимо создание и надлежащее функционирование реабилитационных центров, отлаженная система работы «телефонов доверия», нивелирование недоверия и подозрительности по отношению к правоохранительным органам и общее снижение уровня невротизации населения.

Поскольку важность специального предупреждения неоспорима, то большое значение приобретает повышение эффективности работы органов, призванных заниматься этим профессионально в пределах своей компетенции. Нельзя недооценивать степени опасности бандитизма, допуская отставание форм и методов противодействия со стороны правоохранительных органов этому опаснейшему негативному социального явлению. Многие сотрудники правоохранительных органов (40% согласно результатам опроса, проведенного К.А. Красновой среди сотрудников МВД [8; с. 28]), высказывают мысль о необходимости образования специального управления по борьбе с бандитизмом или введения такой специализации среди сотрудников МВД РФ, и о насущной потребности в сохранении преемственности между разными поколениями для возможности передачи опыта в процессе наставничества новичков опытными сотрудниками. Такие предложения мы встречали и в исследованиях отечественных криминологов (К.А. Краснова, Ж.В. Островских) также, как и призывы сделать востребованным опыт советской милиции по борьбе с бандитизмом и в современную эпоху [13; с. 24].

Наше исследование показало, что российские криминологи, несмотря на уже предпринятые государством шаги по ресоциализации и социальной реабилитации заключенных (создание производственных комплексов, центров трудовой адаптации осужденных, лечебно-производственных и учебно-производственных трудовых мастерских, открытие вечерних общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов, профессиональных училищ), всё же пишут [5] о недостаточно эффективном взаимодействии пенитенциарной системы с общественностью в этом вопросе и неиспользовании всех возможностей, которые предоставляют ФЗ от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ [1] и другие правовые акты [2]. Однако они отмечают и положительный опыт функционирования общественных советов, созданных при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах во всех субъектах РФ, а также позитивный опыт создания реабилитационных центров для осужденных для содействия им в трудоустройстве, а также оказания юридической, социальной, психологической помощи. Напоминают учёные и о необходимости усиления координации совместной деятельности органов публичной власти всех уровней и правоохранительных органов для положительного влияния на улучшение состояния уголовно-исполнительной системы, находящейся в процессе её реформирования.

Итак, исследование показало, что общесоциальная превенция не может быть обеспечена только путем проведения в жизнь уголовной политики, как бы хорошо проработана она ни была, равно как и иных концепций и стратегий по борьбе с организованной преступностью вообще и с бандитизмом в частности. Она предполагает осуществление целенаправленных эволюционных усилий со стороны властных структур и гражданского общества, реально, а не имитационно предпринимаемых на протяжении длительного времени. Важным представляется повышение уровня морально-нравственных качеств нашего социума и прекращение пропаганды высокого уровня престижного потребления, достигаемого любыми способами, а также героизации бандитов.

В области специального предупреждения бандитизма требуется не только улучшить состояние уголовно-правовой регламентации этого опаснейшего преступного деяния по определённым параметрам, уже разработанным отечественными криминологами, но и задействовать в противодействии бандитизму высококвалифицированные кадры, введя среди них специализацию по борьбе с бандитизмом или создав специальное управление по противодействию этому преступному деянию.

Специальные профилактические меры по предупреждению бандитизма должны быть направлены как на реабилитацию пострадавших от бандитизма субъектов в рамках их девиктимизации, так и в отношении потенциальных жертв бандитов посредством виктимологической профилактики. Однако социальная реабилитация необходима и лицам, осуждённым за совершение бандитизма, для их ресоциализации после отбывания наказания в виде лишения свободы и последующей социальной адаптации вне криминального мира. Наличествующий позитивный опыт доказывает необходимость оказания постпенитенциарной помощи, осуществляемой силами государственных и муниципальных структур, а также общественности и правоохранительных органов, бывшим осуждённым за совершение бандитизма и иных корыстно-насильственных преступных деяний, формирования единой системы их реабилитации и ее нормативного правового регулирования.

References

1. Федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.
2. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
3. «Одна сплошная бандитская история». Продюсер «Бригады» ответил на слова Майкова о вреде сериала. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2018/01/31/a_11631925.shtml (дата обращения: 15.12.2020).
4. Дейнега Н.В. Уголовно-правовая характеристика бандитизма и отграничение его от смежных составов преступлений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Пятигорск, 2007. 24 с.
5. Кобец П.Н., Краснова К.А. Основные причины и условия, детерминирующие бандитизм. URL: https://yandex.ru/turbo/wiselawyer.ru/s/poleznoe/52068-osnovnye-prichiny-usloviya-determiniruyushhie-banditizm (дата обращения: 20.12.2020).
6. Кодекс Хейса (англ. Production Code, Hays Code). URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/390994 (дата обращения: 15.12.2020).
7. Косарев В.Н., Макогон И.В. Причинный механизм формирования корыстного поведения // Российский следователь. 2009. № 14. С. 19-24.
8. Краснова К.А. Предупреждение бандитизма: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2011. 34 с.
9. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997. 512 с.
10. Меры борьбы с современным бандитизмом. URL: https://scicenter.online/kriminologiya-scicenter/meryi-borbyi-sovremennyim-61014.html (дата обращения: 15.12.2020).
11. Михайлов К., Бычков В. Освобождение от уголовной ответственности за бандитизм // Следователь. 2004. № 9. С. 2-4.
12. Островских Ж.В. Современный бандитизм как форма проявления организованной и профессиональной преступности // Юридические записки. 2013. № 2. С. 76-80.
13. Островских Ж.В. Специально-криминологические стратегии борьбы с бандитизмом: понятие, система, характеристика // Всероссийский криминологический журнал. 2008. № 3. С. 18-24.
14. Павел Майков назвал «Бригаду» преступлением перед Россией. URL: https://peopletalk.ru/article/pavel-majkov-nazval-brigadu-prestupleniem-pered-rossiej/ (дата обращения: 15.12.2020).
15. Сальников А.В. Уголовно-правовое регулирование ответственности за бандитизм: история, современность и перспективы: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2018. 24 с.