Abstract: One of the components of the digital economy is the digitalization of the transport logistics sector. The modern economy solves the problems it faces using innovative methods, using the achievements of science and technology, which is why digital technologies are now spreading on a global scale. The use of digital technologies in the field of logistics and transport companies helps to increase their competitive advantages, which in turn has a positive effect on the state’s economy. The economic activities of transport and logistics companies are closely related to almost all areas of business, since logistics services are required by most modern enterprises. Thus, thanks to the improvement of transport and logistics activities, which is an integral part of the development of national economic processes, the economic system of individual regions and the entire state becomes more productive.
Keywords: economic development, Digitalization, transport and logistics sector, competitiveness, development of the national economy, digital transformation of transport, blockchain.
Введение
В современном мире происходит активная цифровая трансформация сферы транспорта и логистики за счет внедрения в систему цифровых элементов, и наша страна не является исключением. В XXI веке, в период перехода к шестому технологическому укладу, значимость логистических услуг как никогда высока, поскольку благодаря им происходит объединение всех отраслей хозяйственной деятельности, которым требуется перевозка сырья, материалов, готовой продукции и иных материальных объектов. Другими словами, логистика объединяет все хозяйствующие субъекты предпринимательской деятельности. Экономика ни одного государства не будет эффективной, если сфера его действующая сфера логистики и транспорта являются неразвитыми, “отстающими” и не имеющими возможности повсеместно использовать цифровые технологии. Цифровизация затронула все сферы экономической деятельности: в случае внедрения цифровых технологий в транспортных и логистических предприятиях, компании с ними сотрудничающие (например, строительные организации, подрядные организации, поставщики строительных материалов) вынуждены будут также внедрять цифровые технологии, что в дальнейшем приведет их полной цифровизации.
Особенности цифровой трансформации транспортно-логистической сферы.
Процесс цифровой трансформации сферы транспорта и логистики подвержен влиянию рыночных факторов таких как, рост количества потребителей услуг, развитие торговли в сети “Интернет”, различные инициативы, экономические и политические программы зарубежных государств и т.д. Исследователи — демографы утверждают, что через тридцать лет нашу планету будет населять более 9 млрд.человек, и большинство из них будет проживать в мегаполисах. [7, с. 95]
Такие изменения требуют от логистических компании расширять территорию своей деятельности и транспортной сети и развивать возможности доставки существенно больших объемов грузов. Развитие и популяризация маркетплейсов, интернет-магазинов и иных способов торговли сети «Интернет» также побуждает логистические компании вводить изменения в свою деятельность, поскольку у контрагентов появляются новым требования к сотрудничеству, а объем поставок в сегменте В2С постоянно возрастает. [4, с. 103]
Решения и нормативные акты зарубежных стран, их союзов и объединений (Евросоюз, БРИКС, НАФТА и прочие) оказывают существенное влияние на транспортно-логистическую сферу, поскольку их положения содержат единые и обязательные для всех участников требования к организации международных перевозок в целях унификации торговой политики. Кроме того, сегодня больше внимание уделяется вопросам экологии при транспортировке грузов, для чего разрабатываются мировые стандарты логистики, а также экологические нормативы внутри каждой отдельной страны.
В процессе цифровизации транспортных и логистических компаний ключевую роль играют технологические факторы, или новые цифровые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, беспилотники, машины-роботы и т.д. Благодаря технологии блокчейн возможно оптимизировать циклы поставок; все участники рынка и логистической цепи имеют доступ к необходимой информации, которая хранится на «облачных» серверах, что позволяет постоянно ее синхронизировать, изменять, шифровать, обрабатывать и т.д. [2, с. 85]
Цифровизация логистики подразумевает использование роботизированного оборудования, что позволяет автоматизировать сложные процессы и ускорить их реализацию. Так, например, логистическими компаниями используются беспилотные дроны, автономные грузовики, роботы — манипуляторы и иная высокотехнологичная техника. [6, с. 338]
Искусственный интеллект в логистике.
Внедрение технологий ИИ и машинного обучения в транспортных и логистических компаниях сегодня становится все более распространенным явлением. При помощи указанных цифровых технологий проводится прогноз спроса на те или иные виды товаров и грузоперевозок, что позволяет компаниям оптимизировать логистику: избегать простоя транспорта, либо его нехватки и грамотно распределять свободные машины и оборудование по наиболее загруженным регионам. Особо важную роль данный факт играет при организации сложных и многоуровневых цепей поставок в мировых масштабах. Благодаря нейронным сетям проводится анализ состояние машин в автопарке и своевременное устранение поломок, неисправностей и других проблем; выстраиваются наиболее оптимальные маршруты; прогнозируется расход топлива, проводятся необходимые расчёты и т.д. В некоторых крупных логистических компаниях России работают настоящие роллеты, которые занимаются подготовкой декларации и иных документов для таможенных органов. Персоналу компании остается только проверить данные внесенные роботом. [3, с. 87]
Блокчейн и IoT-датчики.
Отрасль перевозок сегодня невозможно представить без технологии блокчейн, благодаря которой участники логистической цепи могут быть уверены в безопасности и прозрачности сделке по перевозке. Результаты исследования, проведенного Deloitte, показывают что около 60% опрошенных компаний считают блокчейн прорывом в цифровизации логистики и полагают что данная технология может в корне изменить существующие деловые процессы.
Данная технология особенно актуальна в эпоху роста киберпреступлений и мошенничества в сети “Интернет”, поскольку она позволяет существенно повысить уровень безопасности и надежности хранения логистических данных и обеспечить прозрачный доступ к ним всех участников процесса транспортировки. В специальной электронной базе хранятся все данные о товаре, заказчиках, клиентах и т.д., которые невозможно удалить или изменить, что значительно отличает технологию блокчейн от других способ хранить информацию и упрощает процесс разрешения разногласий между участниками логистической цепи. [5, с. 136]
Не менее важными элементами цифровой трансформации являются IoT-датчики, которые сегодня широко применяются в сфере логистики. Благодаря таким датчикам можно выполнить множество рабочих операций начиная с отслеживания нахождения груза в реальном времени и заканчивая отслеживанием температурного режима при которых они хранятся. Использование перечисленных цифровых технологий приводит к повышению уровня качества обслуживания клиентов.
Применение электронной системы документооборота (ЭДО).
В последние 10 лет транспортные и логистические компании осуществляют активные переход на систему ЭДО по совершенно очевидным причинам. Ежегодно почти 50 тысяч компаний, осуществляющих грузоперевозки оформляют несколько миллиардов транспортных документов. Издержки на ведение документации в стандартном бумажном виде составляют около 2% ежегодно от общих логистических затрат. На отправку одного бумажного документа компания тратит примерно 150 рублей, в которые входит стоимость бумаги, конверта, печать, зарплата документоведа и т.д. Таким образом, субъекты рынка логистики несут огромные расходы,учитывая какой объем транспортных накладных, таможенных и иных документов им приходится изготавливать и отправлять. [8, с. 247]
Использование ЭДО позволяет уменьшить названные издержки, а также значительно ускорить процесс отправки и обмена документами между контрагентами, а значить и ускорить все процессы логистики. Кроме того, применяя систему ЭДО компания сокращает риски на порчу, утрату, либо некорректную передачу документов (например, не в тот адрес). Электронный документооборот существует не только в деятельности хозяйствующих субъектов, но и внедряется в систему государственных органов. Так, в начале третьего квартала 2022 года начала свою работу ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Сегодня грузоперевозчики имеют выбор: заполнять транспортные накладные в электронном или бумажном виде. Однако в ближайшем будущем (в течение 2024 года) Министерство транспорта введет обязательное требование использовать в логистике только электронные транспортные накладные (ЭТрН). В первую очередь изменения пройдут в бюджетной сфере, но компаниям с частной формой собственности рекомендуется осуществлять переход на ЭТрН уже сегодня. [1, с. 10]
Заключение
По прогнозам экспертов в ближайшие пять лет цифровые технологии будут использоваться более чем в 90% российских транспортных и логистических компаниях, что позволить сократить затраты на перевозку грузов, сократись сроки логистического цикла и сделать цепь транспортировки грузов боле прозрачной, защищенной и эффективной. В первую очередь прогнозируется массовое использование технологии блокчейн, автономных транспортных средств для доставки грузов, дронов – беспилотников, машин-роботов и полностью автоматизированного оборудования.
Активное развитие цифровых технологий приводит к появлению новых проблем и угроз, например кража и утечка данных, мошенничество в сети «Интернет», иные киберпреступления, в связи с чем потребуется обеспечение дополнительной безопасности логистической цепи. Еще одна важная проблема, которая уже сегодня наблюдается в сфере логистики – это отсутствие или нехватка на рынке труда грамотных квалифицированных специалистов, которые имеют опыты работы с цифровыми инновационными технологиями. Как показывает практика, более 60% отечественных логистических компаний сегодня сталкиваются со сложностями при поиске подходящего специалиста на должность «IT-менеджер».
Следующая проблема современных грузоперевозчиков – несовместимость старого, зачастую советского оборудования и систем с новыми цифровыми технологиями, что существенно тормозит их интеграцию в процесс логистики.
Введение западных санкций и уход с рынка зарубежных IT-компаний также негативно влияет на цифровизацию транспортных и логистических компаний, поскольку отечественная IT-сфера развивается довольно медленно, в связи с низким уровнем проводимых исследований и нехватки финансирования.
Решить вышеуказанные проблемы возможно путем реализации следующих мер: создание общих правил и стандартов для взаимодействия всех участников логистической цепочки; поддержка и финансирование сферы информационных технологий; обучение сотрудников работе с цифровыми технологиями и повышение их квалификации; стимулирование научных исследований и научных разработок российских производителей программного обеспечения.
References
1. Арифджанова, Н. З. Условия цифровизации транспортно-логистической системы / Н. З. Арифджанова // Наука и образование сегодня. – 2021. – № 6(65). – С. 9-11.2. Горин, В. С. Цифровизация как фактор развития транспортно-логистической отрасли в области управления операционными процессами "цифрового" транспорта и логистики / В. С. Горин, А. А. Степанов, Е. А. Мищенко // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 2(122). – С. 82-91.
3. Горин, В. С. Цифровизация как фактор развития транспортно-логистической отрасли в области управления операционными процессами "цифрового" транспорта и логистики / В. С. Горин, А. А. Степанов, Е. А. Мищенко // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 2(122). – С. 82-91.
4. Кузьмин, Л. А. Существующие и перспективные инструменты цифровизации транспортно-логистической инфраструктуры Евразийского экономического союза / Л. А. Кузьмин // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 8(133). – С. 100-104.
5. Нечаев, Г. И. Инновационные технологии транспортно-логистической системы сферы обслуживания / Г. И. Нечаев, Е. А. Соколовский, А. Я. Соколовская // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. – 2020. – № 7(37). – С. 132-138.
6. Савин, Г. В. Онтология транспортно-логистической системы в условиях цифровизации / Г. В. Савин // ЦИТИСЭ. – 2019. – № 5(22). – С. 335-343.
7. Скороход, А. Ю. ESG-риски и устойчивое развитие компаний транспортно-логистической сферы / А. Ю. Скороход // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 3-1(141). – С. 91-97.
8. Цифровизация транспортно-логистической отрасли в условиях глобализации мировой экономики / Е. А. Яковлева, В. А. Зеликов, Е. В. Титова [и др.] // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2019. – Т. 81, № 4(82). – С. 243-250.