Abstract: The efficiency of organizing road freight transportation is determined by compliance with a multi-component system of requirements. To competently organize this activity, company management must constantly solve many tasks and problems, because the results of the work must satisfy the market and meet the requirements of the population. Taking all this into account, each organization also strives to minimize its own costs in order to increase profits from its work. In connection with the above, the author of this article made an attempt to scientifically analyze and critically comprehend the problem of assessing the effectiveness of organizations in the field of road freight transportation in the Russian Federation.
Keywords: economic development, road freight transportation, transportation development, freight flows, freight transportation efficiency, transport logistics, transportation efficiency indicators.
Понятие эффективности грузоперевозок включает в себя показатели, отражающие качество выполнения поставленных задач. Грузоперевозки имеют непосредственную связь с процесса производства товаров и конечными продуктами, получаемыми потребителем. Эффективность автомобильных перевозок отражается в соотношении затрат средств, ресурсов и результатов осуществляемой деятельности.
Формируются критерии оценивания эффективности грузоперевозок организационными моментами процесса транспортировки, техническими характеристиками используемого транспорта и качественными и количественными свойствами данного процесса.
Решающую роль в оценивании компонентов, составляющих процесс грузоперевозки, играют следующие факторы: [7, с. 56]
— скорость доставки и соответствие заявленным датам;
— потери и повреждение груза в процессе транспортировки;
— продуктивность работы погрузочно-разгрузочных пунктов;
— производительность автомобилей;
— энергозатраты транспортировки;
— расход ресурсов (топливо автомобилей, упаковочные материалы и т.д.);
— экологичность грузоперевозок.
Помимо перечисленных критериев учитываются показатели интегральной эффективности, подразумевающие удельную энерго- и трудоемкость системы процессов, входящих в доставочный комплекс, и народнохозяйственные затраты (себестоимость процесса, прибыль транспортной компании).
Если изучить различные источники, то можно найти множество дополнительных критериев оценивания эффективности деятельности организаций сферы автомобильных грузовых перевозок в России, к примеру, минимальная грузоподъемность транспорта, часовая прибыль на одного водителя, минимальное значение общей грузоподъемности автопарка, расходы на единицу транспорта и множество других менее значимых, но фигурирующих в работе показателей.
По мнению Арифуллина, И. В. «для всесторонней характеристики работы, выполненной транспортом, показатель “грузооборот” должен быть непременно дополнен показателем, характеризующим конкретные потребности конкретных отраслей материального производства в перевозках, т.е. показателем «объем перевозок важнейших народнохозяйственных грузов в тоннах» с указанием средней дальности перевозок, и показателем «предельно допустимые сроки доставки важнейших грузов» (характеризующим в известной степени качество перевозок).» [1, с. 52]
На наш взгляд, системно перечисленные в начале статьи критерии являются основными. Далее мы рассмотрим детально наиболее значимые и актуальные показатели эффективности грузоперевозок.
Соответствие заявленным срокам. Для осуществления данного требования реализуется договоренность между автотранспортной компанией и заказчиком грузоперевозки. Данное соглашение должно учитывать такие факторы как уровень спроса на товар, объем груза, возможность дефицита и некоторые другие. Комплексный сбор данных позволяет рассчитать оптимальный срок доставки, как правило, составляется график перевозок.
При условии, что спрос нестабилен, соответствие срокам обеспечивается гибкостью в реализации провозных способностей на отдельных объектах. Если на процесс транспортировки в значительной мере влияют темпы производства, то вопрос решается путем формирования резерва и прочих подобных способов.
Потери и повреждение груза при транспортировке. Минимизация потерь достигается путем соблюдения следующих условий: [4, с. 59]
- Применение специального подвижного состава;
- Бесперегрузочное сообщение;
- Использование контейнеров для груза;
- Грамотный выбор доставочной схемы.
Безусловно, для многих грузов данный критерий является крайне важным, поэтому пренебрежение вниманием к перечисленным условиям с целью экономии порождает риск снижения спроса на услуги транспортной компании.
Производительность автопарка. Данный критерий обозначает соотношение объема груза с временем его доставки и расстоянием доставочного маршрута. Общепринятые единицы измерения для данной характеристики – тоннокилометр в час – формирует не только суждение о качестве доставки, но и систему расчета оплаты за нее.
Продуктивность работы погрузочно-разгрузочных пунктов и их персонала также закладывается в систему оценивания грузоперевозок в целом. За основу расчета продуктивности берется общее количество грузов, которые проходят через руки работников за определенный интервал времени, например, час или рабочую смену. Влияет на продуктивность соотношение технических и экономических показателей используемых в процессе работы механизмов и слаженность сотрудников, принимающих участие в транспортировке груза.
Расход материалов на изготовление автотранспорта и ремонт в процессе его эксплуатации также входит в расчетную систему эффективности грузоперевозок, проецируемый на объем перевозок автотранспортом конкретной компании. [5, с. 71]
Себестоимость – широко используемое на производстве понятие, в контексте грузоперевозок подразумевает затраты компании на тоннокилометр и является одним из самых наглядных критериев оценивания эффективности. Расчет себестоимости производится по системе, включающие несколько элементов: [2, с. 31]
— денежные затраты на расходные материалы, топливо для автотранспорта, производственные расходы, коммунальные услуги, потребляемые в процессе транспортировки и др.;
— заработная плата задействованных в грузоперевозке сотрудников;
— затраты на социальные мероприятия, сопутствующие осуществляемой деятельности;
— амортизация автотранспорта;
— прочие сопутствующие расходы, подразумевающие документацию, рекламные и другие затраты компании.
Для полноты и объективности оценивания эффективности деятельности организаций сферы автомобильных грузовых перевозок учитывают также такой показатель как приведенные затраты. Они составляются из расчета затрат на тару для доставки, хранение груза, любые перемещений, распаковку, капитальных вложений в техническую базу. Также учитывается непосредственная стоимость перевозимого груза и потери при транспортировке.
Прибыль является основополагающим критерием оценивания эффективности абсолютно каждого предприятия, в частности и компании, осуществляющей грузоперевозки. Как известно, под прибылью принято понимать разницу между суммой, получаемой в качестве оплаты за оказанные услуги, и расходов, сопутствующих осуществлению заказа.
Стандартно прибыль классифицируют по двум основаниям на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль основывается на разнице сумм доходов и расходов, регулируясь при этом выбранной для организации системой расчетов. Экономическая прибыль имеет менее формальный характер и может порой значительно отличаться от бухгалтерской. Это объясняется тем, что экономическая обусловлена разницей между той самой бухгалтерской прибылью и зачастую непредвиденными затратами на невосполняемые издержки руководства компании, форс-мажоры, упущенную выгоду и прочие подобные моменты.
Кроме того в некоторых случаях рассматривается валовая прибыль, которая по сути приближена к бухгалтерской.
Рентабельность по сути является отражением целесообразности использованных ресурсов, задействуемых компанией в процессе грузоперевозки, что и определяет значимость данного критерия. Выражаясь математическим языком, можно охарактеризовать рентабельность как отношение прибыли к активам.
Есть ключевые показатели, по которым в процессе работы и ее анализа можно определить уровень рентабельности автомобильных грузовых перевозок, к примеру, такие как: [6, с. 62]
— рентабельность капитала, отражающая целесообразность инвестиций с учетом интересов всех сторон, задействованных в конкретном бизнесе;
— идентификаторы прибыли по текущему и отчетному периоду;
— потоки денежных ресурсов, отражающие возможность расчета с акционерами и кредиторами.
Широкий охват компонентов данного показателя позволяет разработать множество путей для повышения рентабельности автомобильных грузоперевозок.
Среднетехническая скорость транспорта грузового автопарка компании – еще один признак, сказывающийся на качестве предоставляемых услуг. Во многих транспортных компаниях его используют также в процессе расчета прайс-листа услуг. Формируется данный признак из следующих компонентов: [8, с. 17]
— тип транспорта;
— вид дорожного покрытия на участке осуществления перевозки;
— наличие и количество на маршруте грузоперевозки населённых пунктов с численностью жителей более 60 000 человек;
— правила дорожного движения на маршруте следования, в частности ограничения по скорости передвижения.
В зависимости от перечисленных характеристик формируются несколько групп по допустимой скорости передвижения. Первая группа подразумевает движение со скоростью 70 км/час, вторая и третья соответственно – 60 и 55 км/час. Перемещение по дороге, проходящей по населенному пункту, предполагает движение со скоростью 50 км/час, а по городам с населением свыше 60 000 человек оно ограничивается до 25 км/час.
Анализ выполнения суточного плана открывает возможность посредством рассмотрения отдельных компонентов работы автотранспортной компании выявить сильные и слабые стороны процессов для осуществления их корректирования. Данный процесс является не столько показателем эффективности, сколько методом ее повышения, но наличие аналитической деятельности в работе в целом показывает, насколько руководство компании заботится о продуктивности выполняемой работы.
Детальный анализ суточной работы автотранспортной компании производится с учетом исследования документации (путевых листов, накладных, диспетчерского табеля, докладов сотрудников, задействованных в грузоперевозке). Такой подход позволяет выявить соблюдение планов и графиков, качество планирования рабочего процесса и происхождение сбоев в работе и срывов задач. [3, с. 14]
Экологичность грузоперевозок – относительно новый критерий оценивания эффективности работы автотранспортных компаний. В последнее время вопросы, касающиеся экологии, приобретают все более широкую актуальность и проникают в каждую сферу деятельности. Масштабные грузоперевозки действительно оказывают свое влияние на состояние окружающей среды, но четких параметров по оцениваю данного аспекта на данный момент в России не выявлено, потому как нет исчерпывающей альтернативы существующему способу доставки грузов.
Таким образом, мы видим, что оценивание эффективности деятельности организаций сферы автомобильных грузовых перевозок в Российской Федерации представляет собой сложную, многокомпонентную и многогранную систему, каждый аспект которой оказывает свое влияние на качество осуществляемых грузоперевозок. Объективное оценивание возможно только при комплексном подходе и учете специфики всего разнообразия критериев.
References
1. Арифуллин, И. В. Сменно-суточное планирование грузовых автомобильных перевозок / И. В. Арифуллин, А. В. Терентьев, Е. И. Ткачев // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2019. – № 7. – С. 50-53.2. Атрохов, Н. А. Цифровизация грузовых автомобильных перевозок / Н. А. Атрохов, О. П. Тураева // Евразийское Научное Объединение. – 2019. – № 7-1(53). – С. 29-32.
3. Илиева, А. А. Совершенствование законодательства в области автомобильных грузовых перевозок / А. А. Илиева // Студенческий вестник. – 2020. – № 28-3(126). – С. 13-14.
4. Калашникова, И. В. Состояние рынка грузовых автомобильных перевозок в России / И. В. Калашникова, В. В. Кубичек, А. В. Концевая // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2020. – № 2(57). – С. 57-62.
5. Легкий, С. А. Методический подход к расчету тарифов на грузовые автомобильные перевозки / С. А. Легкий // Вести Автомобильно-дорожного института. – 2022. – № 1(40). – С. 64-75.
6. Мукашев, М. С. Факторы, вызывающие проблемы в области грузовых автомобильных перевозок и стратегии их решения / М. С. Мукашев // Студенческий. – 2023. – № 22-3(234). – С. 61-63.
7. Трясцин, А. П. Методологические аспекты оценки эффективности производственной структуры грузового автомобильного транспорта региона / А. П. Трясцин, Ю. Н. Баранов // Мир транспорта и технологических машин. – 2019. – № 2(65). – С. 51-58.
8. Югрина, О. П. Эффективность использования маршрутизации грузовых перевозок при минимизации затрат на перевозку / О. П. Югрина, Л. С. Жарикова, Ю. А. Танайно // Фундаментальные и прикладные вопросы транспорта. – 2020. – № 1(1). – С. 13-20.