О некоторых тенденциях в налоговой системе Кыргызской Республики

UDC 336
Publication date: 11.11.2016
International Journal of Professional Science № 4-2016

О некоторых тенденциях в налоговой системе Кыргызской Республики

Some trends in the tax system of the Kyrgyz Republic

Рысалиева Мира Шаршенкуловна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит»
Кыргызско-Российский Славянский университет, г.Бишкек, Кыргызстан


Rysalieva Mira Sharshenkulovna
Candidate of Economic Sciences,
Аssociate professor of Finance and Credit ,
Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности налогообложения и некоторые тенденции в налоговой политике Кыргызстана

Abstract: This article describes the features of taxation and some trends in the tax policy of Kyrgyzstan
Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговая политика

Keywords: taxes, tax system, tax policy


Конечно, в любой стране реформирование налоговой системы является сложным начинанием, масштабы и направленность которого зачастую ограничивается многими политическими и экономическими факторами. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, имеющих устоявшуюся налоговую систему, более или менее гармоничные взаимоотношения государства с налогоплательщиками, Кыргызская Республика, была вынуждена заново создавать многие соответствующие институты, формировать налоговую политику, строить налоговую систему. Как мы знаем, в первые годы налоговая система Кыргызской Республики формировалась в отсутствие четкой государственной налоговой политики, учитывающей реалии переходного периода и поэтому данная система не смогла решить многие возникшие на тот момент проблемы и, соответственной не могла способствовать выходу отдельных отраслей из кризиса, оживлению деловой активности отечественных товаропроизводителей и т.д.

Сильное влияние на формирование налоговой политики того периода оказал экономический кризис, что не могло не отразиться на количестве налогов, их структуре и ставках. Характерным был крен в сторону гипертрофированного усиления фискальной функции налогов, так как в условиях бюджетного дефицита, резкого падения объемов производства, высокой инфляции велик был соблазн все экономические проблемы государства решать путем увеличения количества налогов и повышения их ставок. Налоги оказались чрезвычайно тяжелым бременем для многих предприятий, экономическое положение которых и без того было подорвано непродуманными мерами в области цен и приватизации. Поэтому характерным для рассматриваемого этапа было чрезмерное количество налогов, завышенные ставки, частые необоснованные изменения налогов, нередко не учитывающие объективных условий производства и потребления. Формирование налоговой системы без надлежащей налоговой политики помимо перекосов в налоговой системе привело к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности, негативному отношению налогоплательщиков к налогам, недобору налогов в бюджет [1]. Ошибки и просчеты в области налогообложения на недвижимое имущество, как в начальный период реформ, так и в настоящее время обусловлены его недостаточной научной обоснованностью.

К другим макроэкономическим проблемам, в решении которых также велика роль налоговой системы, можно отнести привлечение в экономику страны внешних и внутренних инвестиций, а также увеличение экспорта товаров и услуг. Многие налоги, используемые в международной практике, в том числе и в первую очередь НДС, специально спроектированы таким образом, чтобы стимулировать инвестиции и экспорт. К сожалению, в Кыргызстане пока что эти стимулирующие особенности налогов задействованы явно недостаточно.

Одной из важных задач экономического развития страны является диверсификация отраслевой структуры экономики и ослабление ее зависимости от успехов или неудач всего в нескольких отраслях. Для этого требуется, в частности, чтобы налоговый режим был равномерно благоприятным для всех экономических агентов и не создавал искусственных преференций одним отраслям за счет других (как это происходит сейчас, когда некоторые послабления сельскому хозяйству предоставляются за счет перекладывания налогового бремени на перерабатывающую промышленность).

Одной из основных проблем экономики страны, объясняющих весьма низкую по международным меркам долю налоговых поступлений в ВВП, является наличие обширного сектора теневой экономики. По оценкам Национального статистического комитета КР доля теневой экономики в ВВП составляет около 40%[2]. Существование такого большого теневого сектора во многом связано с недостатками налоговой системы и, прежде всего, с неравномерным налогообложением разных отраслей или типов предприятий; вследствие этого многие предприятия и граждане вынужденно уходят в «тень», так как они не смогли бы выжить, находясь в официальной экономике и платя все налоги.

Популярной идеей вывода экономики из «тени» является снижение налоговых ставок. Так, с 1 января 2009 года налоговая ставка налога на прибыль снижена с 20% до 10%, ставка НДС снижена с 20% до 12%, сокращено количество налогов и т.д. Это должно было стимулировать расширение налогооблагаемой базы и таким образом компенсировать потери доходов бюджета от уменьшения ставок. Очевидно, что эффект от снижения налоговых ставок зависит от того, какие преимущества получат предприятия, выходящие из тени. Для многих предпринимателей легальный статус сам по себе не является достаточной компенсацией издержек на уплату налогов. Возможными стимулами могли бы стать получение доступа к относительно дешевым кредитным ресурсам, прекращение неофициальных платежей коррумпированным представителям органов власти, эффективная правовая защита интересов предпринимателей в суде и т.п. Без этих обстоятельств снижение ставок не позволяет рассчитывать на существенное расширение налогооблагаемой базы. Кроме того, даже если расширение базы и произойдет, это может затянуться во времени, так как многие потенциальные налогоплательщики будут присматриваться к ситуации и изучать опыт тех, кто выйдет из «тени» первыми. Из сказанного следует, что снижение ставок оправдано только тогда, когда есть основания полагать, что это не приведет к снижению доходов бюджета, или есть очень веские причины пожертвовать частью доходов бюджета (которые должны будут компенсироваться за счет других источников). В качестве одной из таких веских причин может рассматриваться устранение налоговых препон к развитию малого и среднего предпринимательства. Эта часть экономики в большой степени полностью или частично находится сейчас в «тени», но может оставаться там только при относительно небольших размерах производства.

Как мы уже отмечали выше, в первые годы реформ налоговая система КР была нацелена в первую очередь на решение фискальных задач государства. Анализируя проводимую налоговую политику нашего государства, можно сделать вывод, что наше правительство при ее формировании исходило из политики максимальных налогов[3]. Это обеспечивалось за счет высоких налоговых ставок, введения большого числа налогов, отмены налоговых льгот, установления системы значительных штрафных санкций, ограничения прав налогоплательщиков при одновременном установлении неограниченных прав фискальных органов. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

Все это стало одной из главных причин разразившегося острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов.

Это говорит о том, что созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.

Абсолютно неэффективной проявила себя действовавшая в то время система налогового администрирования, которая была ориентирована, прежде всего, на краткосрочное обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений с целью преодоления текущих проблем бюджетного балансирования.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики.

Например, к числу основных проблем налога на прибыль можно отнести:

— фактически налог на прибыль уплачивают только крупные предприятия и в тех отраслях экономики, где возможности сокрытия прибыли от налогообложения ограничены;

— предприятия малого и среднего бизнеса находят всевозможные способы уклонения от уплаты данного налога, а административные возможности принуждения к его уплате оказываются довольно ограниченными;

— не совсем четко определенны условия, при которых деятельность иностранного юридического лица приводит к возникновению постоянного учреждения в КР;

— существует возможность занижения налогооблагаемой базы в результате заключения договоров с физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на основе патента и не ведущими учет доходов и расходов.

На сегодняшний день, налоги лишь частично выполняют функцию регулятора производства. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита.

К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в Кыргызстане, повышающим уровень теневой экономики следует отнести его несовершенство. Несовершенство налогового законодательства приводило в последние годы к ухудшению инвестиционного климата, неэффективности производства и бизнеса, массовому уклонению предприятий и граждан от налогов, развитию теневого сектора экономики.

Экономические преобразования в стране требовали системного решения, назрела необходимость принятия мер по восстановлению нарушенного принципа единства налоговой системы, предусматривающие институциональные реформы в налоговой сфере, нацеленные на улучшение администрирования всей налоговой системы и стимулирование экономической деятельности в нашей республике.

Нестабильность налоговой политики, как и политики экономической, предопределяется сегодня общей политической нестабильностью. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации.

Опыт нескольких лет реформ привел к пониманию того, что перспективы становления рыночной экономики находятся в жесткой зависимости от успехов развития предпринимательских структур. При этом особую роль малое и среднее предпринимательство, которое при соответствующей поддержке государства обеспечит насыщение платежеспособного спроса и необходимые структурные сдвиги в экономике, формирование конкурентной среды.

Необходимо уделять особое внимание вопросам легализации неформального сектора экономики, который достигает около 50% ВВП. Теневая экономика негативно влияет на налоговую и социальную базу, создает несправедливую конкуренцию для зарегистрированных предприятий, ведет к порочному кругу взаимного увеличения налогового бремени и теневого сектора, искажает официальную статистику, что в конечном итоге, приводит к принятию неэффективных решений в области налоговой политики.

Для создания благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики и привлечения прямых инвестиций в экономику страны, способствующих дальнейшему росту налоговых доходов, организация налоговой системы должна соответствовать следующим основным принципам в условиях рыночной экономики:

адекватная развитию рыночной экономики система налогов, их виды, соотношение прямых и косвенных налогов, позволяющих учитывать доходы юридических и физических лиц, а также их имущественное положение;

универсализация методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие как от форм собственности, так и от организационно-правовых форм собственности;

одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики;

обеспечение принципа однократности обложения и недопустимости двойного налогообложения;

научное обоснование доли изъятия и определения ставки налога, которое создавало бы плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и организаций, воспроизводство рабочей силы;

стабильность ставок налога на длительный период времени, простота их исчисления;

установление системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно обеспечивающих принципы социальной справедливости, единство налоговых льгот для всех категорий налогоплательщиков;

создание мощной, четко действующей, технически оснащенной налоговой службы.

Однако действующая в КР налоговая система еще не отвечает всем перечисленным выше принципам.

Главная причина этого — отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики, отсутствие государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики и др. Действующая налоговая система характеризуется чрезмерной величиной налогового бремени, ограниченностью прав предпринимателей, запутанностью и неоднозначностью трактовки законодательных и нормативных актов, неимоверной частотой внесения изменений и дополнений в законы. Существуют сложности и в администрировании налогов – это многочисленные возможности уклонения от уплаты на­логов; разнообразные льготы, приводящие к неравенству налогоплательщиков и наносящие огромный ущерб экономике; появление на рынке множества фирм-однодневок, в то время как, права налоговой службы чрезвычайно ограничены, а профессия налогового инспектора низкооплачиваема.

В Кыргызстане уже давно и неоднократно говорится о том, что налоговая система КР нуждается в дальнейшем серьезном реформировании. Основными причинами необходимости кардинальных изменений в налоговом законодательстве Кыргызстана являются: политические – развитие демократических преобразований, принятие новой Конституции и законодательных актов, реальное увеличение самостоятельности местных органов власти и как следствие – перераспределение средств между бюджетами различных уровней и изменение взаимоотношений между налогоплательщиком и государством; экономические – появление новых экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынок, рынок страховых услуг, взаимопроникновение кыргызской и мировой экономики, попытки влияния извне на экономические процессы в Кыргызстане и на перспективы их развития; правовые – появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие подзаконных актов, допускающих неоднозначность толкования закона и позволяющих найти возможность ухода от налогообложения, отсутствия единой нормативной базы налогообложения и многое другое.

В ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хронического бюджетного дефицита и эмиссии денег.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, а также обеспечение ее ясности, предсказуемости, прозрачности и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, экономического прогресса Кыргызской Республики и успешного интегрирования нашей экономики в мировую.

Ведь налоги потенциально способны создавать благоприятные условия для экономического роста страны в целом, что повышает благосостояние каждого конкретного человека. Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, которая отвечала бы интересам каждого отдельного человека.

References

1. Рысалиева М.Ш. Налоговая система КР: история, современное состояние, перспективы. Монография. Бишкек, 2009
2. Данные Национального статистического комитета КР
3. Пансков В.В., Князев В.В. Налоги и налогообложение. М., 2009