Взаимосвязь стрессоустойчивости современного учителя с умением управлять своим временем

UDC 159.99
Publication date: 14.11.2016
International Journal of Professional Science № 4-2016

Взаимосвязь стрессоустойчивости современного учителя с умением управлять своим временем

Correlation stress of the modern teacher with the ability to manage their time

Куликова Татьяна Ивановна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Kulikova Tatyana Ivanovna
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Аннотация: В статье рассматривается проблема профессиональной стрессоустойчивости современного учителя, которая зависит не только от индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, но и умением управлять своим рабочим и личным временем. Раскрывается сущность и содержание педагогической деятельности, анализируются стрессовые ситуации и факторы в работе учителя. Автор представляет опыт и результаты изучения взаимосвязи стрессоустойчивости современного учителя с умением управлять своим временем.

Abstract: The problem of occupational stress of the modern teacher, which depends not only on the individual psychological and psycho-physiological characteristics, but also the ability to manage their work and personal time. The essence and content of the educational activities, analyzes the stress of the situation and factors in the work of the teacher. The author presents the experience and results of the study stress the relationship of the modern teacher with the ability to manage their time.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональная стрессоустойчивость, управление временем

Keywords: pedagogical activity, professional stress, time management: pedagogical activity, professional stress, time management


Деятельность учителя является сложной и многогранной. Это определяется многими объективными и субъективными факторами, их своеобразным механизмом постановки, неповторимым сочетанием, решением воспитательных и образовательных задач, разнообразием средств и условий их решения. Основной целью деятельности педагога является формирование личности. Формируя личность, учителю необходимо учитывать, прежде всего, понятность и доступность для учащихся, выполнения задач с помощью определенных средств и способов. Он руководит деятельностью школьников, анализирует, предоставляет ей желаемое направление и оценивает ее. Также учитель должен анализировать и свою деятельность – от содержания и способов постановки задач зависит характер деятельности учащихся, а это определяет процесс и содержание формирования личности. Такова общая схема работы учителя.

В.А. Сухомлинский во многих своих трудах отмечал, что «педагогическая деятельность невозможна без элемента исследования, потому что по логике и философской основой она имеет творческих характер» [3]. По мнению известного педагога, «каждая человеческая индивидуальность, с которой имеет дело учитель, — это в определенной степени, своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов» [3].

В своей работе педагогу приходиться многого достигать, полагаясь на свой опыт, сочетать знания с интуицией, анализировать результаты проб и исправляя допущенные ошибки. То, что представлено в методических указаниях, содержание и способы организации деятельности учащихся, вовсе не означает, что учитель получил готовый алгоритм педагогических действий, которые стопроцентно гарантируют отличный результат.

И это всего лишь часть того, что учитель выполняет согласно своим функциональным обязанностям. Но у учителя есть еще и семья, где основная функция – жена, мама… Приходя домой, учитель зачастую несет часть свой школьной работы домой, на что приходится забирать время и внимание от своей семьи.

Кроме того, огромные временные потери наблюдаются в организационной системе современного образования — частые педагогические советы и заседания, неорганизованность и нескоординированность приводят суматохе дел и к концу дня учитель уже «выжат» полностью. Стрессогенные факторы поджидают педагога везде и всегда, а самый большой враг это время. Фраза: «Было бы в сутках больше часов», — повторяется из уст учителей ежедневно. Поэтому так необходимо уметь управлять своим временем, дабы лишний раз не вгонять организм в стрессовые ситуации [1].

Анализируя деятельность современного учителя и стрессовые ситуации, в которых ему приходится находиться, можно выделить ряд параметров, которые благополучно ведут к стрессам, а также наглядно демонстрируют взаимосвязь нехваткой времени [4].

Целеполагание. Цель не четко сформулирована. В конечном итоге, результат достигается только наполовину или отличается от запланированного. У цели нет каких-либо измеримых параметров, поэтому невозможно определить, достигнут результат или нет. В большинстве случаев учителя сталкиваются с тем, что ставят себе труднодостижимые цели, не основываясь на интервалы времени и свои затраты усилий и здоровья.

Поэтапное достижение цели. Как правило, любые сложные задачи следует разбивать на мелкие, до тех пор, пока не станет ясно, что именно для выполнения своего плана можно сделать уже сегодня или прямо сейчас. Учителю часто приходится сталкиваться с авралом. И тетради проверить надо, и контрольную работу подготовить, и для родительского собрания материал собрать и прочее-прочее-прочее. Безусловно, сложно справляться с таким потоком дел в ограниченном отрезке времени.

Планирование времени включает и ранжирование дел (что-то требуется выполнить срочно, что-то может подождать до следующей недели), и планирование дня (четкая запись планов на грядущий день по минутам, с запасами времени для непредвиденных дел), и рациональное использование ежедневников и электронных записных книжек и т.п. Список можно продолжить, ведь у каждого он индивидуальный, однако все сводится к одному – к умению распределять свое время правильно. Это не так легко, особенно когда все «горит», но попробовав перестроить свою «опаздывающую» систему, все встает на свои места.

Кроме того, учитель подвергается не только психоэмоциональным стрессам, но и физиологическим и социальным. Физиологические стрессоры: от перекусывания (заморить червячка) до санитарных условий труда. Учитель старается не растрачивать свое время на отдых между уроками или нормальный обед, а постоянно погружен в дела.

Социальные стрессоры: от межличностных взаимодействий до профессиональных ситуаций. Бумажная волокита, отчеты, заседания – забирают драгоценное время, которое учитель хотел бы потратить либо на доработку заданий, либо на свои личные потребности. Однако это не так, ибо все происходит в запланированное время, а личный график учителя не состыковывается с общим планом. Отсюда и вытекает перегрузка, как информацией, так и сопутствующими эмоционально-физическими факторами [5] . Ситуация такова, что учитель находится в замкнутом круге и ему тяжело выбраться из него.

С целью экспериментального подтверждения взаимосвязи стрессоустойчивости учителя с умением управлять своим временем мы провели диагностику по методикам «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге» и «Исследование представлений человека о свойствах времени» [2]. В исследовании приняли участие 30 учителей женского пола со стажем работы от 1 до 30 лет. Испытуемые были разделены на две группы – со стажем 16 – 30 лет (1-я группа) и со стажем 1 -15 лет (2-я группа).

На рисунке 1 представлены результаты диагностики по методике «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге»

Рисунок 1. Распределение испытуемых по показателям стрессоустойчивости и социальной адаптации

В группе педагогов школы со стажем 16-30 лет средний балл меньше на 14,3 единиц среднего балла первой группы педагогов со стажем 1-15 лет. Различие в уровне показателей p< 0,001. Это означает, что педагогам школы с большим стажем работы характерна большая степень сопротивляемости стрессу и более высокий уровень стрессоустойчивости.

Результаты методики «Исследование представлений человека о свойствах времени» (О.Н. Кузнецов, А.Н. Алехин, Т.В. Самохина, Н.И. Моисеева) показали, что учителя с большим стажем работы лучше представляют, как расходовать свое время, стараются планировать его и дают отчет всем действиям за рабочей день. В группе учителей с меньшим стажем еще не сформировано представление о планировании времени, стремятся делать несколько дел сразу, что не всегда приводит к успешной деятельности.

Исходя из этого, учителя с большим стажем работы, опираясь на свой опыт, лучше представляют, что собой представляет понятие время, и стараются его мудро расходовать (Рис.2).

Рисунок 2. Распределение испытуемых по представлению о свойствах времени

Для установления взаимосвязи между умением управлять своим временем и стрессоустойчивостью современного учителя мы провели корреляционный анализ (R = 0,8). Такой показатель свидетельствует о наличии прямой зависимости между умением управлять своим временем и стрессоустойчивостью современного учителя.

Таким образом, стрессоустойчивость учителя повышается, если он правильно расходует свое время и умеет им управлять, а работа по овладению основами тайм-менеджмента в профессиональной деятельности и развитию навыков управления временем, сформирует стрессоустойчивость современного учителя.

References

1. Кайгородов Б.В. Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Астраханский ун-т. – 2011. – 206 с.
2. Панченко Л.Л. Психодиагностика стресса учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Психология". - Владивосток Морской гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского. – 2013. – 54с.
3. Педагогика современного учителя [Электронный ресурс]: Статьи о языках/Lingvo Tutor on Апр 5. – 2011.- Режим доступа: http://lingvotutor.ru/pedagogika-sovremennogo-uchitelya
4. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель. – 2011. – 35 c.
5. Федорец Н.А. Тайм-менеджмент для педагогов: наука, искусство или осознанная необходимость?/ Педагогическая мастерская. Всё для учителя. – 2014. – № 2(26). – С. 1-8.