Abstract: Today, enterprises engaged in maritime cargo transportation face various risks: increased competition between carriers, increased shipper requirements for speed and quality of transportation, increased costs and the need to optimize them to obtain maximum economic benefits. The opportunities provided by digitalization contribute to the transformation of the maritime cargo transportation sector, as well as to increasing the efficiency of enterprises in this sector. This article outlines the main trends in the use of digital technologies in the field of maritime cargo transportation, identifies the key problems of digitalization in this sector and possible ways to solve them.
Keywords: digitalization, artificial intelligence, sea freight, logistics, container transportation, problems of digitalization of sea freight.
Исследованием проблем цифровизации, в том числе в сфере морских грузовых перевозок занимались такие авторы, как: Я.Я. Эглит [6], М.В. Бонтарюк [2], О.Н. Пономарева [4], З. Раза [7], Н.Н. Максюк [3], Н.П. Ардельянов [1], М.А. Шаповалова [5] и др.
Прежде всего рассмотрим ключевые тенденции, которые связаны с применением различных цифровых технологий в сфере морских грузоперевозок:
— Внедрение технологий на основе искусственного интеллекта (ИИ). Благодаря ИИ удаётся реализовать оптимизацию многих процессов, в особенности связанных с логистикой. Данная технология способствует автоматизации множества операций, быстрому и эффективному построению маршрута. Благодаря внедрению ИИ становится возможно облегчить и ускорить процесс расстановки грузов между большим множеством морских судов.
— Внедрение технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Во многих вузах уже применяют данные технологии в процессе подготовки специалистов судостроительной отрасли и сферы морских перевозок. Это позволяет студентам виртуально проигрывать ситуации, в том числе неблагоприятного характера, которые могут возникнуть в реальной деятельности при осуществлении перевозки. Данные технологии также широко применяются в сфере проектирования судов и их строительства. Программы и цифровые инструменты, которые делают возможной визуализацию оборудования и технических средств, позволяют решать большое число задач, связанных с техобслуживанием судов.
— Применение технологий «Big Data» («Больших данных»). В процессе осуществления морской грузоперевозки требуется регулярно проводить анализ большого объема информации, которая поступает от различных портов и судовых операционных систем. Она может включать такие необходимые сведения, как: вес и объем груза, вид контейнеров в которых он транспортируется и т.д. Благодаря технологии Big Data, в основе которой лежит ИИ, удаётся достаточно быстро проанализировать сведения о конкретном судне (его устойчивость, исправность связи, дифферент и т.д.).
Также становится возможно отследить и зафиксировать трекинг грузовых контейнеров – весь их путь от начального до конечного пункта. Кроме того, благодаря ИИ и большим данным операционная система судна может вовремя среагировать на перемены в окружающей среде, что позволяет капитану успешно скорректировать выбранный курс.
— Внедрение сенсоров. Данная цифровая технология широко применяется во всей транспортной отрасли, в том числе в морских грузоперевозках. Благодаря применению сенсоров удаётся оптимизировать те задачи, которые ранее решались человеком, например проверка работы оборудования на судне. Также данная технология облегчает работу судовым техникам. Оборудование подключается к специальным датчикам, а благодаря беспроводным технологиям связи удаётся отслеживать состояние, в котором находятся технические приборы.
— Создание цифровых копий объектов (цифровых двойников). Данная технология также применима в сфере морских грузоперевозок. Она позволяет, создавая цифровую копию объектов отслеживать их движение и состояние в текущий момент. Уже существует большое число «умных» причалов и кораблей, которые оснащены датчиками, регулярно осуществляющими сбор данных о реальных объектах и передающих их в специальную модель цифрового характера.
— Беспилотные морские судна. Данная технология базируется на принципе автономного контроля, включающего несколько компонентов: компьютер, находящийся на борту и отправляющий необходимые команды на компоненты управления, а также ряд систем и датчиков. При этом осуществляется анализ окружающей обстановки и выстраивается наиболее подходящий курс. Кроме того, очевидным плюсом беспилотного вида транспорта является минимизация человеческого фактора.
— Применение промышленных роботов и 3D-печати. На сегодняшний день роботы уже применяются для техобслуживания морских судов, их проверки, а также для других задач, в том числе связанных с безопасностью и оптимизацией рутинных процессов. Например, промышленные роботы могут быть задействованы в процессе упаковки и доставки грузов. Часть из них может быть связана с датчиками, отслеживающими и анализирующими данные о состоянии корабля. В морской логистике и грузоперевозках также применяются дроны. Они могут осуществлять проверку морского судна, а также наблюдение за ними. Благодаря технологии 3D-печати становится возможно повысить доступность необходимых деталей и запчастей на морском судне.
Следовательно, цифровизация морских грузоперевозок предполагает комплексное применение перечисленных выше технологий, образующих своеобразную экосистему. Тем не менее, для эффективной цифровизации предприятий, которые занимаются морскими грузоперевозками, следует провести анализ возможных проблем и пути их решений.
Остановимся подробней на проблемах организационного, технологического и операционного характера, которые возникают у предприятий в сфере морских грузоперевозок в связи с цифровизацией деятельности.
1) Проблемы организационного характера. Эффективной цифровизации может препятствовать некомпетентность и «инертность» персонала предприятия. Для внедрения цифровых технологий во все процессы, связанные с морскими грузовыми перевозками, необходимо чтобы сотрудники обладали необходимыми знаниями и навыками, что требует дополнительного обучения, или привлечения новых кадров, обладающих необходимыми компетенциями. В некоторых ситуациях руководство предприятия может мыслить достаточно консервативно, что препятствует внедрению цифровых новшеств.
В связи с данной проблемой актуальной является оценка «цифровой зрелости» отдельных предприятий, осуществляющих свою работу в сфере морских грузовых перевозок. Возможность их цифровизации прямым образом связана со степенью готовностью компании к ней.
При этом, согласно исследованию, проведенному З. Раза, можно выделить несколько видов цифровой зрелости предприятий [7]:
— компании – «новички» относятся скептически к новым технологиям и проявляют недостаточно зрелую цифровую культуру;
— предприятия — «консерваторы» в определенной степени стремятся к освоению цифровых новшеств и обладают необходимой информацией о способах их применения в процессе деятельности, однако при этом не предпринимают необходимые шаги, делая выбор в пользу привычных установок;
— компании, внедряющие цифровые технологии, но выборочно и нерегулярно, при этом у таких предприятий нет оптимальной стратегии цифровизации;
— компании — «передовики», имеющие развитую цифровую культуру и вкладывающие значительные средства в цифровизацию деятельности, так как осознают её эффективность для бизнеса.
Необходимо отметить, что передовые компании, которые успешно внедряют и применяют цифровые технологии в своей деятельности, не всегда делятся своим опытом, что создаёт разрыв между различными участниками рынка, приводит к монополизации. В результате общая степень цифровизации сектора существенно снижается.
2) Проблемы операционного характера. Одной из ключевых проблем цифровизации предприятий, которые занимаются морскими грузоперевозками является недостаток подготовленных кадров и необходимых финансовых ресурсов. Цифровая трансформация предполагает большой объем инвестиционных вложений. Предприятия, особенно те, которые не относятся к крупным участникам рынка, не всегда готовы нести затраты, связанные с внедрением новых технологий, несмотря на их преимущества.
Кроме того, расходы в данном случае будут обусловлены необходимостью переобучения персонала, или найма нового, обладающего необходимыми компетенциями по работе с цифровыми технологиями.
3) Проблемы технического характера. Они включают в себя следующие факторы:
— Нестандартизированность цифровых систем. Некоторые IT-системы нельзя в достаточной степени адаптировать под определенные узкоспециализированные процессы, что ограничивает возможность их интеграции на предприятиях. Одним из примеров цифрового программного обеспечения на российском рынке, которое хорошо стандартизировано является «1С». Конфигурацию данной программы можно достаточно легко оптимизировать и доработать в зависимости от потребностей компании;
— Проблемы, связанные с обеспечением безопасности. Чем больше объем данных, содержащихся в цифровой системе, тем выше вероятность возникновения на неё атак со стороны киберпреступников. Это может приводить к различным проблемам в процессе морских грузоперевозок, нарушением логистики, потере репутации компании, или части финансовых средств. В свою очередь внедрение систем безопасности также требует определенных вложений и привлечение специалистов, способных эффективно отслеживать возможные кибратаки.
— Необходимость построения цифровой стратегии. На сегодняшний день существует большой выбор цифровых продуктов, который может приводить к тому, что предприятия подходят недостаточно объективно к выбору наиболее подходящих к их деятельности и специфике технологических новшеств, или пытаются внедрить несколько несовместимых инструментов. В результате они не получают ожидаемой выгоды. Это требует от компании предварительного построения эффективной цифровой стратегии.
Для решения проблем, связанных с цифровой трансформацией предприятий, функционирующих в сфере морских грузоперевозок необходимо, прежде всего, расширять государственные меры поддержки цифровизации компаний данного сектора, в частности связанные со льготным кредитованием и информационным обеспечением предприятий, а также подготовкой квалифицированных кадров.
Также, существенное значение имеет «цифровая зрелость» предприятий — ключевых участников рынка в указанном сегменте, а также их готовность делиться успешным опытом внедрения цифровых технологий с другими компаниями в той же сфере.
Таким образом, цифровизация морских грузоперевозок сегодня сталкивается с рядом проблем, решение которых будет способствовать дальнейшей цифровой трансформации предприятий данной сферы и получению максимального положительного эффекта от применения новейших технологий.
References
1) Ардельянов, Н.П. Цифровая трансформация логистических процессов и процессов управления флотом / Н.П. Ардельянов // Эксплуатация морского транспорта. – 2020. – № 2(95). – С. 3-7.2) Ботнарюк М.В. Цифровые технологии: новые решения в управлении бизнес-процессами в транспортной логистике / М.В. Ботнарюк, М.И. Классовская // Морские интеллектуальные технологии. – 2020. – № 4-4(50). – С. 73-78.
3) Масюк Н.Н. Искусственный интеллект как ключевой элемент цифровой трансформации экономики / Н.Н. Масюк, А.Е. Кирьянов, М.А. Бушуева, Д.А. Шакуев // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 10. – С. 49-54.
4) Панамарева О.Н. Особенности цифровой трансформации транспортной отрасли и ее влияние на развитие портов России / О.Н. Панамарева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 2. – С. 76-99.
5) Шаповалова М.А. «Актуальные вопросы предварительного информирования на морском транспорте». – СПб “Евразийский журнал” № 5 (120), 2018, 0,3 л. 2. Тишина К.В. «Технология блокчейн в логистике». – СПб: ФГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2018, том 2, с. 201-211.
6) Эглит Я.Я. «Математическое моделирование выбора варианта доставки грузов». – Новороссийск: “Эксплуатация морского транспорта”, № 1 (90), 2019, 0,7 л.
7) Raza Z. Digital transformation of maritime logistics: Exploring trends in the liner shipping segment / Z. Raza, J. Woxenius, C.A. Vural, M. Lind // Computers in Industry. – Volume 145. – 2023.