Scientific and pedagogical views of chinese composers of the XX century on the formation of musical art in China

UDC 7
Publication date: 18.07.2024
International Journal of Professional Science №7-1-2024

Scientific and pedagogical views of chinese composers of the XX century on the formation of musical art in China

Научно-педагогические воззрения китайских композиторов ХХ века на становление музыкального искусства в Китае

Fan Yuhao
Scientific supervisor: Potmenskaya Elena Vyacheslavovna,

1. 1st year in graduate school
Scientific specialty: General pedagogy, history of pedagogy and education
Immanuel Kant Baltic Federal University
2. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Higher School of Education and Psychology of the Institute of Education and Humanities
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education
"I. Kant Baltic Federal University"


Фан Юйхао
Научный руководитель: Потменская Елена Вячеславовна,
1. 1-курс в аспирантуре
Научная специальность: Обшая педагогика история педагогики и образования
Балтийский федеральный университет им И. Канта
2. доктор педагогических наук, профессор высшей школы образования и психологии ОНК «Институт образования и гуманитарных наук»
ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им И. Канта»
Аннотация: . В творчестве и научно-педагогических взглядах музыкальных композиторов Китая двадцатого века прослеживается стремление к синтезу китайской традиции и европейских методик. Каждый из авторов того времени внес свой весомый вклад в развитие музыкального искусства Китая, имея при этом свои собственные взгляды на развитие музыкальных жанров в стране и подход к сочинению произведений. В данной статье будут рассмотрены ключевые аспекты творчества трех китайских композиторов 20-го века: Ван Гуанци, Хуан Цзыя и Сяо Юмэя, а также их научные взгляды и педагогические подходы к музыкальному искусству.

Abstract: In the creativity and scientific and pedagogical views of Chinese musical composers of the twentieth century, one can trace the desire for a synthesis of Chinese tradition and European methods. Each of the authors of that time made a significant contribution to the development of the musical art of China, while having their own views on the development of musical genres in the country and approach to composing works. This article will examine key aspects of the work of three 20th-century Chinese composers: Wang Guangqi, Huang Ziya and Xiao Yumei, as well as their scientific views and pedagogical approaches to the art of music.
Ключевые слова: китайские композиторы, музыкальное искусство, вокальное искусство, Хуан Цзый, Ван Гуанци, Сяо Юмэй, музыкальная культура Китая.

Keywords: Chinese composers, musical art, vocal art, Huang Zi, Wang Guangqi, Xiao Yumei, musical culture of China.


В настоящее время, в Китае большое внимание уделяется развитию музыкального искусства. Современные Китайские исследователи анализируют творчество композиторов, которые осуществляли свою деятельность в более раннее время.  Это необходимо для того, чтобы на основе имеющегося опыта, а так же его анализа и критического обобщения, вывести Китайскую музыкальную школу на новый качественный уровень.

Ван Гуанци (1892–1936) — это один из знаменитых теоретиков и музыкантов Китая двадцатого века, который являлся деятелем в области скрипичной музыки. Основное музыкальное образование он получил в Европе. В 1927 г. он стал студентом одного из университетов Германии на факультете «Музыковедение», а семью годами позже им была получена докторская степень в области искусствоведения. Позднее он стал одним из основателей музыковедения в Китае и внес значительный вклад в теорию музыкального искусства в данной стране [4].

Творческий и жизненный путь данного композитора можно разделить на несколько периодов: в молодые годы он был чрезвычайно заинтересован в реформах социального характера, а также в потребностях китайского государства, а в более поздние периоды, во время своего пребывания в Европе, его взгляды стали направлены преимущественно на возрождение национальной китайской культуры через музыкальное искусство.

Чем больше Ван Гуанци погружался в музыку, тем больше он осознавал своё предназначение – интегрировать традицию западной школы в Китай, а также познакомить Запад с национальной музыкальной культурой своей родной страны. Он считал, что музыка должна помочь обществу Китая, а основная задача китайских композиторов — создавать музыкальные произведения, предназначение которых состоит в воплощении национального духа.

Ван Гуанци стал автором «Истории китайской музыки». Кроме того, на его счету множество теоретических исследований, в том числе педагогического характера по музыкальному творчеству, техникам, методикам музыкального обучения и истории музыки. Благодаря его трудам у музыкальных деятелей Китая появилось представление о системе обучения музыки, которая существует на Западе.

Базовая концепция, которая характерна для работ Ван Гуанци, заключается в необходимости формирования и развития музыки для китайского государства, предназначение которой – быть «голосом» китайской нации. Он считал, что суть национальных музыкальных произведений заключается в «гармонии», которую возможно реализовать через возрождение церемониальных музыкальных композиций.

В период жизни и обучения в Европе Ван Гуанци осознал, что музыка являются ключевым элементом культуры нации. Он говорил о том, что музыка отражает чувства человека, его жизнь и образ мыслей. При этом все эти компоненты различны для наций, а музыка является их воплощением.

Таким образом, благодаря взглядам и исследованиям Ван Гуанци в Китае произошло возрождение национального сознания. Кроме того, появились новые направления в науке – музыкальная антропология и этномузыкология.

При этом Ван Гуанци говорил о том, что музыка Запада создана не для китайского мировоззрения, так как она воплощает западные привычки и образ мыслей. В связи с этим он считал необходимым возрождать традиции национальной музыки Китая, которая могла бы стать инструментом в руках государства. Таким образом, Ван Гуанци выделял три главных задачи национальной китайской музыки:

1) Развивать добродетель китайской нации. Это значит, что музыка должна быть не только приятна слушателю, но и формировать образ мыслей общества страны. Ван Гуанци призывал на своём творческом пути к взаимному уважению, любви, дружественности, то есть к проявлению тех качеств, которые необходимо воспитывать в китайском обществе через музыкальное искусство.

2) Отражать особенности нации. Для того чтобы реализовать данную задачу музыкальная методология должна формироваться китайскими авторами, а не базироваться на достижениях западной школы.

3) Держать под контролем чувства и настроения нации. Он считал, что музыка – это эффективный инструмент успокоения для народа и формирования его настроений.

Таким образом, Ван Гуанци внёс значительный вклад в теорию китайской музыки, а также подчеркивал в своих исследованиях её значение на общественном и государственном уровне.

Хуан Цзый (1903-1938) Хотя данный китайский музыкальный автор прожил достаточно короткую жизнь, он смог оставить большой след в музыкальном искусстве Поднебесной, в частности, в сфере вокальной музыки. Он был знаменитым музыковедом, педагогом и композитором, а также стоял у самых истоков формирования Китая нового времени. За тридцать пять лет своей жизни он смог получить качественное музыкальное образование на родной земле в высшем учебном заведении Цинхуа, а после этого окончил Йельский университет в Соединенных Штатах [1].

В 1929 году он стал самым юным профессором по дисциплинам «история музыки» и «композиция» музыкального колледжа Шанхая, а также основал в нём студенческий оркестр. Вокальное наследие, оставленное этим молодым композитором, составляют несколько основных направлений: лаконичные миниатюрные произведения, а также монументальные композиции в вокальном жанре, например, такие как: «Тоска по дому», «Весенние размышления», «Три желания розы» и др. Эти композиции относятся к жанру романса. Хуан Цзый написал их уже в конце своего жизненного пути, возможно, поэтому в них присутствуют специфические, словно обобщающие, элементы: вокальные партии и фортепиано представляют собой в равной степени выдающиеся компоненты композиций, создавая единый художественный образ [6].

Хуан Цзый имел глубокие познания в области классической китайской поэзии. Он применял в своей работе её ключевые особенности, в сочетании с идеальным тембром фортепиано. Он считал, что именно поэзия представляет собой проводник новых для китайской музыки звучаний. При этом он применял в своей работе элементы, которые являются достижением западной музыки: гармония, модуляция, форма, полифония и т.д. Он исходил из того, что у поэзии Китая есть уникальные художественные черты. В ней особое значение отводится не только образам, но и общему тону, ритму и произношению стихотворных строк [5].

Благодаря анализу сочинений Хуан Цзыя можно выделить следующие основные черты его творчества:

1) Классическая поэзия Китая являлась для него не только источником образности, но и особенной формы, в которую облачён художественный образ. Он бережно относился к фонетике и ритму стихотворных строк, при этом создавая идеальную музыкальную форму, которая существует параллельно поэзии и в то же время в точности отражает её. Для тех вокальных исполнителей, которые будут исполнять произведения Хуан Цзыя, чрезвычайно важно уделять пристальное внимание форме и содержанию поэтических строк.

 2) Специфические черты взаимосвязи фортепианных партий и вокальных представляют собой «партнерство» в произведении. Хуан Цзый первый композитор, который относился к партиям фортепиано, представляющим собой заимствованный из других культур компонент, как к равноправному эстетическому элементу, а не просто «сопровождением» вокальной составляющей.

3) Вокальные лирические произведения данного композитора заключают в себе баланс музыкальной сонорики и фонетики поэтических строк. Ритмические узоры и гармонические краски, которыми насыщено звучание фортепиано стали для Хуан Цзыя источником вдохновения и сочетания музыкальной и поэтической составляющей.

4) Для пианиста партии фортепиано в произведениях данного композитора являются самостоятельными художественными элементами, которые гармонично сочетаются с вокальным исполнением, представляя собой дуэт, а не диалог, характерный для музыкального сопровождения и вокала в Европейских произведениях.

5) Вокальная лирика Хуан Цзыя имеет две противоположные линии, которые основаны на лаконичности и масштабности произведений. Каждая из них базируется на системе выразительных элементов: в масштабных композициях музыкальные краски обладают мощью и энергией, а миниатюры наполнены «недомолвками» и множеством нюансов.

Таким образом, для Хуан Цзы взаимодействие с традициями западной культуры представляло собой путь к становлению национальной идентичности Китая, развитию новых музыкальных форм.

Сяо Юмэй (1884–1940) – один из величайших композиторов, музыкальных теоретиков и педагогов Китая, а также один из основателей школы музыковедения. Его взгляды на музыку начали формироваться в детстве. Большое влияние на него оказывала семья, которая прививала ему любовь к национальной культуре Китая. Повзрослев, он отучился за границей, и именно там он познакомился с музыкальной культурой Запада и её идеологией. Впоследствии, концепции Сяо Юмэя значительно повлияли на становление китайской музыки [2].

Данный композитор занимался исследованием становления музыкального искусства в различных странах, а также проводил анализ тех примеров, которые являлись наиболее успешными. Сяо Юмэя вдохновляла традиция и концепции, заложенные М.И. Глинкой. Русская музыкальная культура, в качестве образца, стала для него основанием в последующем пути становления музыки Китая. Сяо Юмэй стал основателем Школы народной музыки. Он внёс значительный вклад в музыковедение, изучая в одно и то же время музыкальную традицию Китая и Европы. В частности он искал сходные черты между мажорно-минорной системой принятой в Европе и пентатонической ладовой системой Китая. Сяо Юмэй в своей работе опирался на взгляды Г. Римана и старался посредством системы ассоциаций подвести исполнителя к осознанию образного строя музыкальных композиций.

 В период получения образования за рубежом Сяо Юмэй исследовал процесс спада романтизма и классицизма, а также возникновение поздних форм экспрессионизма и неоклассицизма. Несмотря на то, что он был достаточно осведомлен о тенденциях, которые были характерны для музыки его времени, он считал, что китайское музыкальное искусство должно базироваться на своих исторических корнях и реальном положении вещей [3].

Говоря о формировании «государственной музыки» он подразумевал, что она должна быть близка простому населению страны. При этом Сяо Юмэй не призывал к стремительным переменам, согласно его взгляду было необходимо укрепить позиции национальных традиций в музыке, сохранять исконные формы, постепенно интегрируя в них элементы западной музыкальной культуры.

Традиционную музыку Сяо Юмэй сопоставлял с государственной, считая неверным мнение о том, что последняя основывается на старых вокальных техниках и инструментах. Следование национальным традициям в музыке, согласно точке зрения данного композитора, подразумевает не сохранение каких-либо форм, а воплощение в произведениях самого духа культуры Китая.

Таким образом, все рассмотренные выше китайские композиторы ХХ века: Ван Гуанци, Хуан Цзый и Сяо Юмэй, имели собственные научные и педагогические взгляды на музыкальное искусство, а также внесли весомый вклад в его развитие, создав ряд произведений, которые стали частью культурного наследия Китая.

References

1) Долгушина М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века в ее связях с европейской культурой. СПб.: Композитор, 2014. 446 с
2) Ли Цзин. Краткий анализ западных и китайских концепций Сяо Юмэя // Северная музыка. 2017. № 4 (316). С. 20.
3) Лю Дунъюнь. Анализ учебника «Гармония» Сяо Юмэя // Исследование музыки. 2015. № 2. С. 52-61.
4) Чжао Чунхуа. «Восточная волна изучения Запада» и музыкальная культура Ван Гуанци: исследования современности // Наука «Дун-У». 2019. № 3. С. 145– 153.
5) Бо Цзюй-и (772-846). Стихотворения [Электронный ресурс] / пер. с кит.; вступ. статья и примеч. Л. Эйдлина.
URL: https://litlife.club/books/292703/read?page=22 (дата обращения: 27.03.2024).
6) Ван Шижан. Романсы и песни Хуан Цзыя в контексте исполнительской практики [Электронный ресурс]. URL: http://os.x-pdf.ru/20pedagogika/28770-1-udk-768-romansi-pesni-huan-cziya-kontekste-ispolnitelskoy-prak.php (дата обращения: 24.03.2024).