Abstract: In developing students' interest in Chinese traditions and popularizing Chinese traditional culture, the primary task is to ensure an understanding of Chinese traditions and awareness of their merits. Incorporating traditional Chinese culture into professional courses is a proven educational model that not only complements the curriculum and imparts skills, but also instills good design habits that focus on tradition and its use. When designers become accustomed to traditional elements in design, our art and design education will take a successful step, which is also the goal of modern art and design education. Although art and design disciplines are diverse and leadership methods are different, the integration of traditional Chinese culture should be actively promoted in design teaching. At the same time, students are guided to self-motivation, stimulate their creativity, integrate practice and theory, and emphasize the true value of knowledge and art. During the learning process, students need to accumulate drawing skills and apply them to real works of art in order to improve the perception and sense of beauty, increase aesthetic interest and artistic culture.
Keywords: cultural development, Chinese culture, culture in education, art education, design education.
- Развитие и проблемы современного художественного и дизайнерского образования
С 1980 года китайское образование в области современного искусства и дизайна вступило на путь модернизации, полностью изменив первоначальную парадигму обучения и переняв зарубежную систему преподавания современного искусства и дизайна и профессиональные учебные программы. Реформу этой формы обучения можно назвать успешной, поскольку она позволила подготовить большое количество профессионалов в области искусства и дизайна, и эти студенты стали основой китайского образования в области современного арт-дизайна и художественного проектирования. Начиная с XXI века, Китай уделяет все больше внимания экономической роли творческих индустрий. Однако стремительное экономическое развитие, безусловно, несет в себе и недостатки, что также оказывает определенное влияние на китайскую индустрию искусства и дизайна, поэтому художественное и дизайнерское образование должно идти в ногу со временем и вносить соответствующие коррективы и реформы.
Фундаментальная миссия образования в области искусства и дизайна заключается в воспитании высококачественных талантов в области искусства и дизайна, а превосходные таланты в области искусства и дизайна могут обеспечить превосходные дизайнерские продукты или услуги для общества. Искусство и дизайн охватывают широкий спектр областей общественной жизни, включая дизайн рекламы, дизайн одежды, декоративный дизайн, архитектурный дизайн, дизайн продукции и так далее, охватывая практически все аспекты повседневной жизни людей. Поэтому арт-дизайн играет все более важную роль в нашей жизни и формирует все наше жизненное окружение, и его влияние на жизнь человека нельзя игнорировать. Современным дизайнерам необходимо не только создавать превосходные образцы, чтобы служить обществу, но и нести ответственность за формирование ценностей людей, а также за продвижение традиционной китайской культуры.
В настоящее время одной из многих проблем, стоящих перед современным образованием в области искусства и дизайна, является игнорирование важности традиционных культурных элементов. Традиционная культура богата исторической ценностью и национальным духом, она представлена в различных формах. Она является неотъемлемой и важной частью образования в области искусства и дизайна. Однако в силу различных факторов эти ценные элементы традиционной культуры часто игнорируются или даже забываются, что приводит к отсутствию у студентов знаний и понимания традиционной культуры, что заставляет их чрезмерно полагаться на иностранные элементы и пренебрегать использованием традиционной китайской культуры в своем художественном дизайне. Такое поведение не только не позволяет в полной мере раскрыть богатый подтекст китайской традиционной культуры, но и приводит к огромному расточительству традиционных культурных элементов. Это влияет на глубину и коннотацию их художественных и дизайнерских работ. Поэтому существует настоятельная необходимость в глубоком осмыслении и реформировании современного образования в области арт-дизайна, чтобы способствовать органичной интеграции традиционных культурных элементов и современного арт-дизайна, а также воспитанию более инновационных и уникальных харизматичных талантов в области арт-дизайна.
Во-вторых, это применение традиционной культуры в форме. Китайская традиционная культура уникальна по сравнению с другими национальными культурами мира и имеет отличительные черты. Если арт-дизайн будет оторван от китайской традиционной культуры, то содержание дизайна потеряет отличительные черты китайской нации, что не только приведет к отсутствию внутреннего духа дизайна, но и легко приведет к отсутствию характеристик дизайна. Поэтому вопрос о том, как гибко использовать традиционную китайскую культуру в художественном дизайне, стал актуальным для современного дизайна. Все больше и больше арт-дизайнеров придают большое значение китайской традиционной культуре, что играет важную роль в дальнейшем продвижении китайской традиционной культуры. Однако в настоящее время некоторым дизайнерам не хватает глубокого понимания китайской традиционной культуры, они просто внедряют некоторые традиционные материалы в свои проекты, в результате чего получаются работы, лишенные культурного наследия и имеющие лишь символический культурный облик, что явно не является идеальным. Поэтому в области современного дизайна следует избегать механического применения, а традиционные элементы китайской культуры должны быть умело интегрированы в них, чтобы современный арт-дизайн и традиционная культура могли быть интегрированы более естественно.
- Важность интеграции художественного дизайна и традиционной культуры.
Художественное проектирование, интегрирующее традиционную китайскую культуру, позволяет интегрировать эстетику, философию и эстетические концепции традиционной культуры в проектные работы и реализовать продвижение традиционной культуры в ногу со временем. В художественном дизайне под влиянием традиционной китайской культуры произведения должны отвечать эстетическим представлениям современных людей и в то же время отражать традиционную культуру. Во многих произведениях современного арт-дизайна прослеживается тень традиционной культуры, что говорит о том, что китайская традиционная культура имеет огромное значение для современного арт-дизайна. Произведения искусства и дизайна, в которых отражена традиционная культура, обычно имеют более глубокий культурный подтекст, такой как история, религия и философия, и обладают более богатой социальной ценностью и эстетическим значением. Нам необходимо продвигать китайскую традиционную культуру через художественный дизайн. Художественные и дизайнерские работы, интегрирующие традиционную культуру, могут лучше интегрироваться в международную художественную сцену, привлечь внимание международного сообщества и усилить влияние китайской культуры в глобальном масштабе. Это способствует межкультурным обменам, разрушению культурных барьеров, укреплению взаимопонимания и дружбы между странами. Современный дизайн влияет на все аспекты жизни людей, и, полностью интегрируя традиционную китайскую культуру, он может не только реализовать наследие традиционной культуры, но и повысить уровень признания людьми национальной культуры.
В арт-дизайне интеграция традиционных культурных элементов может внести инновации в некоторые специфические части или элементы традиционной культуры с помощью новых концепций и методов дизайна, чтобы создать совершенно новое эстетическое значение и усилить художественный эффект. Трансграничное сотрудничество и инновационный показ — это современная тенденция, а трансграничное сотрудничество и интеграция традиционной культуры с другими областями представляет собой уникальное очарование. Например, объединение традиционной китайской культуры с современным художественным дизайном, модой, музыкой и другими областями может привести к созданию захватывающих произведений. Такое трансграничное сотрудничество не только обогащает выражение традиционного искусства, но и привносит свежую жизненную силу в современное искусство. Таким образом, мы можем не только продвигать традиционное китайское искусство, но и привносить новое творчество и вдохновение в китайское искусство и дизайн. Кроме того, раскопки и демонстрация региональной культуры также очень важны. Благодаря глубоким исследованиям и раскопкам традиционной китайской культуры мы можем обнаружить содержащиеся в ней культурные ценности и эстетические характеристики. Применяя эти характеристики в современном художественном дизайне, можно показать уникальное очарование каждой региональной культуры. Например, в области керамического дизайна керамические техники и украшения различных регионов интегрируются в современный керамический дизайн, так что работы не только наследуют традиционный колорит, но и представляют современный эстетический стиль. Кроме того, в области архитектуры и садоводства мы также можем использовать региональные культуры для создания современной архитектуры и садовых ландшафтов с особыми характеристиками. Таким образом, мы можем способствовать тому, чтобы больше людей поняли и оценили региональную культуру Китая, и в то же время привнести новую жизненную силу в китайское искусство и дизайн.
III. Применение элементов традиционной культуры в образовании в области искусства и дизайна на примере декоративных узоров
В ходе длительной эволюции традиционной китайской культуры сформировались различные типы декоративных узоров. Мы можем ввести в учебный процесс традиционные декоративные узоры древнего Китая, такие как фрески династий Хань и Тан, селадоновые узоры династий Сун и Юань, узорные шелковые ткани династий Мин и Цин и т. д., которые помогут студентам узнать особенности и стили узоров в разные периоды. И в настоящее время, в области современного художественного дизайна, эти традиционные узоры широко используются и постепенно расширяют сферу применения.
Например, логотип China Unicom — это китайский узор Панчан (благоприятный узел), логотип Банка Китая — узор из медных монет, а китайское защитное окно — это ссылка на традиционный узор (узор из двух сопряженных квадратиков) и т.д. Все эти узоры прекрасно демонстрируют очарование традиционных китайских декоративных узоров.
Однако необходимо обратить особое внимание на то, что в процессе художественного проектирования следует не только использовать эти узоры, но и глубоко понимать заложенный в них художественный подтекст, чтобы поднять ценность, воплощенную в художественном произведении, на более высокий уровень. В целом, после многих лет развития традиционные элементы китайской культуры также постоянно развиваются и растут, как в плане коннотации, так и в плане формы, демонстрируя энергичную жизнеспособность.
中国联通 logo (Логотип China Unicom)
中国银行 logo (Логотип Банка Китая)
中国传统纹样 盘长纹 中国传统纹样 铜钱纹
(Традиционные китайские узоры: узор в виде длинного диска) (Традиционные китайские узоры: узор из медных монет)
中国传统纹样 长胜纹 (Традиционные китайские узоры: Узор Чаншэн)
中国的防盗窗 (Защитное окно в Китае)
- Учебный пример и обобщение практического опыта
(Структура курса по интеграции традиционных узоров в художественный дизайн)
Название курса: Применение элементов традиционной культуры и традиционных декоративных узоров в графическом дизайне
Введение курса
Цель курса — помочь студентам понять элементы традиционной китайской культуры и традиционные декоративные узоры, овладеть навыками и принципами их применения в современном художественном дизайне, помочь студентам развить свои знания о традиционной китайской культуре и творческие способности.
Задачи курса
— Понять происхождение и эволюцию элементов традиционной китайской культуры и традиционных декоративных узоров и их значение в культуре.
— Освоить структуру, характеристики, формы выражения традиционных узоров, значение, выражаемое каждым узором, и техники применения в художественном дизайне.
— Применять полученные знания для создания произведений искусства, отвечающих современным эстетическим потребностям, на практике.
— Развивать творческое мышление и эстетические способности студентов, повышать уровень их художественного проектирования.
Курс состоит из 32 уроков, а процесс обучения организован следующим образом:
- Обзор элементов традиционной культуры
— Основная коннотация и основные ценности традиционной китайской культуры
— Классификация и характеристики элементов традиционной китайской культуры
- История и типы традиционных декоративных узоров
— История развития традиционных китайских декоративных узоров
— Характеристика и области применения основных типов традиционных декоративных узоров
- Применение элементов традиционной культуры в художественном дизайне
— Способы выражения китайских традиционных культурных элементов в художественном дизайне
— Современная трансформация и инновации традиционных культурных элементов
- графический дизайн и творчество
— Основные принципы графического дизайна
— Креативный дизайн и творческая практика с использованием традиционных декоративных узоров
Методы преподавания
— Теория: Знакомство с основными знаниями и техниками работы с элементами традиционной культуры и традиционными декоративными узорами.
— Практическая работа: Проектирование, ручная работа и другие практические занятия.
— Обсуждение и презентация: студенты обмениваются мнениями и обсуждают друг с другом, представляют свои работы и получают оценку.
Примеры результатов обучения:
Как показано на рисунке, это дизайн логотипа культурного центра, в котором использованы традиционные элементы и узоры:
1) традиционный китайский архитектурный павильон
2) традиционный китайский декоративный узор — водяной узор
3) китайский свиток
4) традиционный китайский декоративный узор в виде благоприятных облаков.
5) китайский иероглиф «元юань».
Преподаватели должны постоянно стимулировать интерес студентов к процессу обучения, направлять их на изучение применения традиционной культуры в художественном творчестве с помощью конкретных практических примеров и оперативного руководства, а также помогать им укреплять уверенность в себе и самоидентификацию. Кроме того, в нужное время делиться соответствующей историей культуры и фоновыми знаниями, направлять студентов на глубокое понимание сущности и уникальности традиционного искусства и культуры, стимулировать их любовь к традиционной культуре и чувство ответственности за ее передачу по наследству. Интегрируя элементы традиционной китайской культуры в преподавание искусства и дизайна, мы можем не только передавать и развивать прекрасную традиционную культуру, но и воспитывать современные дизайнерские таланты, чтобы придать традиционной культуре новую жизненную силу и креативность в развитии современного искусства. Такое образование, синтезирующее традиции и современность, поможет студентам развиваться целостно, улучшит их всесторонние качества и творческое мышление, а также внесет позитивный вклад в наследование и инновации традиционной культуры.
References
[1] 余辉. 传统文化元素在文创产品设计中的运用分析 / 王登文 // 品牌研究. - 2019. - № 12. - С. 72-73.[2] 吕艳. 略论吉祥图案在现代平面设计中的应 / 张有东 // 淮阴工学院学报. - 2007. - № 16. - С. 58-60.
[3] 李鸿明. 探究中国传统文化元素在标志设计中的意义 / 李多 // 中国包装. - 2010. - № 30. - С. 30-32.
[4] 朱越. 中国传统文化艺术元素在现代平面设计中的应用探索 / 张宝君 // 大众文艺. - 2018. - № 19. - С. 18-22.
[5] 侯赛. 中国传统文化艺术元素在现代平面设计中的应用 / 袁晶明 // 中外企业家. - 2018. - № 25. - С. 36-38.
[6] 翁敏. 传统文化艺术元素在现代平面设计中的运用 / 袁晶明 // 中外企业家. - 2018. - № 6. - С. 128-129.
[7] 刘晶晶. 论中国传统文化艺术元素在现代平面设计中的运用 / 俞健 // 艺术科技. - 2017. - № 6. - С. 12-13.