Роль методов дистанционного обучения в системе последипломного педагогического образования

UDC 378
Publication date: 30.04.2018
International Journal of Professional Science №2-2018

Роль методов дистанционного обучения в системе последипломного педагогического образования

The role of distance learning techniques in the system of postgraduate pedagogical education

Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта


Vezetiu Ekaterina Viktorovna
Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta
Аннотация: Статья посвящена изучению роли методов дистанционного обучения в системе последипломного образования педагогов. В работе обосновывается потребность модернизации образования, раскрывается сущность и причины инновационных изменений в системе профессионального и последипломного образования педагогов. В статье определена сущность технологии дистанционного образования, указаны основные требования к преподавателю и общие организационно-педагогические условия реализации форм и методов дистанционного образования в системе последипломного педагогического образования.

Abstract: The article is devoted to study the role of distance learning techniques in the system of postgraduate education of teachers. The work substantiates the necessity of education modernization, the essence and reasons for innovative changes in the system of vocational and postgraduate education of teachers. The article defines the essence of the technology of distance education, provided the basic requirements for teacher and General organizational and pedagogical conditions of realization of forms and methods of distance education in the system of postgraduate pedagogical education.
Ключевые слова: концепция непрерывного образования, непрерывное профессиональное образование, последипломное педагогическое образование, инновационная парадигма образования, модернизация образования, инновационные технологии образования, методы дистанционного обучения, технология дистанционного обучения.

Keywords: the concept of lifelong education, continuous professional education, postgraduate teacher education, an innovative educational paradigm, modernization of education, innovative educational technologies, distance learning techniques, the technology of distance learning.


На современном этапе развития отечественного образования его теоретиками осознана и обоснована необходимость модернизации содержания и форм его реализации. Потребность в модернизации вызвана осознанием низкой эффективности достижения качества профессиональной подготовки молодых специалистов, в частности – педагогов, реализуемой согласно положениям знаниевой парадигмы образования.

Репродуктивные методы обучения сегодня утратили свою актуальность, так как их применение не может обеспечить качественную подготовку специалиста в области образования, обладающего теми качествами и компетенциями, которых требует современное государство и общество. В этой связи подтверждается необходимость модернизации образования, заключающаяся в изменении концептуальных основ и приоритетов. Иными словами, на современном этапе развития высшего профессионального образования знаниевая парадигма сменяется инновационной.

На основе анализа педагогически исследований последних лет видим, что в основе инновационной парадигмы образования – идея непрерывного образования.

По мнению О.В. Зайцевой, «в настоящее время в отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблематике непрерывного образования, встречается несколько различающихся между собой понятий непрерывного образования. Среди существующих определений можно выделить три основных направления:

  1. Образование на протяжении всей жизни.
  2. Образование взрослых.
  3. Непрерывное профессиональное образование» [2, 106].

В рамках данного исследования предмет нашего научного интереса представляет третье направление – непрерывное профессиональное образование, которое, по мнению исследовательницы, представляет собой то «образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием (ДПО), поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку» [2, с. 107].

Учитывая вышесказанное, заключим, что для всесторонней реализации инновационной парадигмы образования и концепции непрерывного профессионального образования важное значения приобретают содержание и формы обеспечения последипломного образования педагогов.

Сегодня основная задача последипломного образования педагогов заключается в обеспечении нового качества педагогических и руководящих кадров образования, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность в ситуации нестабильности, неопределенности и постоянных изменений, путем создания условий их непрерывного личностного и профессионального развития на протяжении всей жизни и улучшения всех элементов системы последипломного образования педагогов, а также образовательной отрасли в целом.

Инновационная парадигма образования подразумевает не только изменение содержания и подходов к реализации профессиональной подготовки будущих специалистов, но и использование инновационных форм и методов обучения, а также образовательных технологий.

Необходимым условием реализации эффективного последипломного образования педагогов является активное обучение, в котором преобладают методы и технологии, направленные на самостоятельное усвоение знаний и приобретение умений в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

По мнению большинства современных исследователей проблем непрерывного образования, в системе последипломного педагогического образования наиболее эффективными сегодня являются интерактивные, тренинговые и информационные технологии. Развитие информационных технологий на современном этапе требует новых методических подходов к образовательному процессу. В связи с этим сегодня формируются образовательные системы нового поколения. К признакам данных образовательных систем относят открытость материалов для комментирования, редактирования в необходимых случаях и адаптации под конкретного пользователя.

Применение информационно-коммуникационных технологий в системе образования приводит к изменению роли педагога, к появлению новых методов, форм и средств обучения. В контексте инновационного развития последипломного педагогического образования на основе информационно-коммуникационных технологий отмечаются значительные перспективы обучения по дистанционной форме.

Так, сегодня одной из эффективных технологий реализации последипломного образования педагогов выступает технология дистанционного обучения. Нельзя сказать, что данная технология является новой для отечественного образования. Однако на современном этапе развития информационного общества и технического прогресса технология дистанционного обучения принимает инновационный характер относительно форм и средств реализации, а также выступает одним из эффективных путей совершенствования профессионализма педагога без отрыва его от непосредственной педагогической деятельности в образовательной организации.

По мнению А.А. Андреева, одной из технологий открытого образования, которые развиваются сегодня, является дистанционное обучение. Его принципы созвучны с принципами открытого образования: интерактивность, индивидуализация, стартовые знания, идентификация, регламент учебных технологий, педагогическая целесообразность применения средств новых информационных технологий, обеспечение открытости и гибкости обучения, комплексность, доступность, модульность» [1, с. 78].

Использование технологии дистанционного обучения в системе последипломного образования педагогов должно базироваться на ряде концептуальных положений и педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения педагогов. К данным концептуальным положениям отнесем следующие:

  1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося (учение, а не преподавание).
  2. Важным является формирование умения обучающегося самостоятельно получать знания, используя различные источники информации, различные способы познавательной деятельности, умение работать с информацией, имея возможность работать с информацией в удобное время.
  3. Обеспечение активной познавательная деятельность обучающегося, которая не ограничивает получение знаний, но предполагает их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
  4. Использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике дистанционной формы обучения (обучение в сотрудничестве, метод проектов, исследовательские, проблемные методы и т.д.).
  5. Активное взаимодействие как с преподавателем – координатором дистанционного учебного процесса, так и с другими партнерами, сотрудничество разного рода познавательной и творческой деятельности.
  6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (оперативное обращения к преподавателю или консультанту в удобное для обучающегося время) [4].

Управление учебно-познавательной деятельностью педагогов – слушателей курсов повышения квалификации при дистанционном обучении осуществляется путем Internеt-коммуникации (телеконференций, вебинаров, электронной почты).

При внедрении технологии дистанционного обучения расширяется и обновляется роль преподавателя, который координирует познавательный процесс, систематически совершенствует учебные курсы, повышает творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инноваций. Одной из важнейших задач преподавателя является контроль знаний, умений и навыков обучающихся путем разработки тестов текущего и итогового контроля [3].

Резюмируя вышесказанное, заключим, что в системе непрерывного образования учителей значимым звеном является последипломное педагогическое образования. Учет результатов развития современных информационно-коммуникационных технологий и средств, а также тенденций развития информационного общества позволяет говорить о ведущей роли дистанционного обучения в системе образовательных технологий, применяемых при реализации последипломного педагогического образования.

Эффективность внедрения методов и форм дистанционного обучения в системе последипломного образования учителей возможна путем учета концептуальных положений ведущих подходов к организации профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, а также обеспечения необходимых организационно-педагогических условий.

References

1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. – М., 1999. – 473 с.
2. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 7. – С. 106-109.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие; под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 416 с.
4. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. – 1999. – №7. – С.29-34.