Abstract: The article is devoted to the study of the technology of formation of creative personality of a student of Junior classes. The work substantiates the necessity of knowledge of prospective teachers of the methodological aspects of the technology of formation of creative personality for the effective achievement of educational outcomes in their future professional activities. The paper analyzes the main provisions of the theory of creative learning and teaching aspects of the technology of formation of creative personality.
Keywords: innovative educational technologies, technology of formation of creative personality, creative abilities, creative activity, the means of formation of creative abilities, education of younger students.
Одной из задач современного отечественного образования является формирование самостоятельной личности, обладающей нестандартным, творческим, креативным мышлением и поведением, умеющей найти оригинальные решения проблем в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Процесс формирования творческой личности должно начинаться с раннего возраста. В этой связи будущие учителя начальных классов должны владеть технологией формирования творческой личности младшего школьника.
Проблема поиска путей и средств формирования творческой личности обучающегося находит свое отражение в публикациях многих педагогов-классиков, а также в разработках современных исследователей. Так, проблемы творческого развития детей отражены в научных работах Д.Н. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, В.И. Андреева, Г.С. Альтшуллера, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, А.И. Умана, А.В. Хуторского и других ученых. В современной науке усиливается внимание к развитию творческих способностей личности, предоставления ей возможности обнаружить их.
Несмотря на то, что проблема развития творческого начала у младших школьников исследуется на протяжении длительного времени, основные аспекты и вопросы все еще остаются нерешенными. Как и ранее, в современной школе большинство учебного времени отводится репродуктивной, нетворческой деятельности, значительная часть заданий в учебных пособиях имеет также воспроизводственный характер.
Для полноценного развития творческих способностей младших школьников и формирования творческой личности необходимо понимать предмет педагогической деятельности. В психолого-педагогической литературе творческая личность рассматривается как индивид, владеющий высоким уровнем знаний и обладающий влечением к новому, оригинальному.
Для творческой личности, по мнению исследователей, творческая деятельность представляет собой жизненную потребность. Для таких людей творческий стиль поведения является наиболее характерным. Основным показателем творческой личности является наличие творческих способностей, под которыми стоит понимать индивидуально – психологические способности, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешного выполнения.
По мнению В.Н. Дружинина, «творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность» [3, с. 89].
Е.Д. Ли подчеркивает, что «младший школьный возраст признается наиболее благоприятным для формирования познавательной творческой деятельности. Развитие творческой деятельности является необходимым условием для развития личности ребенка. Ведь именно в деятельности проявляются склонности, интересы, побуждения личности, формируется стимул саморазвития» [6, с. 2].
В.В. Зеньковский настаивает, что развитие творческих способностей должно реализовываться повсеместно в учебно-воспитательном процессе, так как ребенок неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами [4]. В этой связи необходима систематическая, организованная и эффективная деятельность педагогов, направленная на формирование творческой личности обучающегося начальных классов.
Учитывая вышесказанное, по нашему мнению, на современном этапе развития отечественного образования целесообразным и эффективным является внедрение технологии формирования творческой личности, разработанной учеными-педагогами В.И.Андреевым, Ю.К.Богоявленской, Г.М.Грабовской, Н.В.Кузьминой, Я.А.Пономаревым, Н.Ф.Талызиной и др., которые выступают в современной педагогике исследователями проблемы творчества
Основной задачей данной технологии является обеспечение максимально благоприятных условий для творческого развития детей младшего школьного возраста.
Целью технологии является обеспечение условий для того, чтобы каждый обучающийся мог реализовать себя, свои индивидуальные способности, свои склонности и интересы.
По мнению авторов технологии, при организации творческой деятельности недопустимыми являются такие формы и методы работы, как:
— копирование;
— деятельность по шаблону, готовому образцу, правилу, алгоритму;
— подражание.
Так как творчество заключается в создании нового, а не наследовании того, что существует [2].
Творческие возможности младших школьников реализуется в разных видах деятельности: в игровой, трудовой, учебной, коммуникативной. Развивая творческие способности младших школьников, следует анализировать и оценивать не только конечный результат деятельности, но и приемы и операции, посредством которых она осуществляется. Поэтому с первых лет педагогической деятельности следует значительное внимание уделять развитию творческих способностей обучающихся. Не ориентировать их только на традиционное усвоение знаний, поскольку такой подход в организации учебно-познавательной деятельности в современных условиях не является продуктивным, поскольку объем знаний растет слишком быстро. К тому же знания сами по себе еще не гарантируют появления новых оригинальных идей. Поэтому большое внимание нужно уделять развитию таких свойств личности, которые дают возможность творчески использовать полученные знания.
Нужно развивать в пределах возможного творческие способности каждого ребенка, а не только особо одаренных. Способность к творчеству не является исключительным явлением, присущим лишь единицам. В некоторой степени творчество присуще всем людям, поэтому нужно создать для каждого школьника оптимальные условия обучения, формировать потребность учиться, умение рационально работать, развивать мышление обучающихся, их речевую активность, умение проявлять творчество и самостоятельность в выполнении поставленных задач [5].
При развитии творческих способностей младших школьников, необходимо придерживаться ряда принципов организации образовательной деятельности:
— принципа связи теории с практикой жизни;
— принципа саморазвития личности;
— принципа оптимального сочетания индивидуальных и коллективных форм творческой и познавательной деятельности;
— принципа информативности;
— принципа веры в возможности обучающегося.
При формировании творческой личности обучающегося начальной школы, согласно положениям анализируемой технологии, необходимо применение новых дидактических средств, способствующих моделированию учебно-воспитательного процесса согласно поставленной цели. В рамках технологии используются интегрированные уроки, проблемные ситуации и задания, задания на развитие фантазии и логики. Основой творчества можно считать поисковую активность, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка [2].
В рамках технологии формирования творческой личности целесообразно применять и другие технологии, способствующие достижению поставленной цели, среди них:
— технология проектирования;
— технология формирования продуктивной познавательной атмосферы;
— технология использование на уроке учебных и учебно-творческих задач;
— технология создания психологических условий подготовки школьников к творческой деятельности;
— технология моделирование содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленной целью;
— технология формирования продуктивной познавательной [1].
Таким образом, знание будущими педагогами начальных классов методических аспектов технологии формирования творческой личности позволит им в будущем не только заслужить любовь детей интересными и нестандартными уроками, но и способствовать достижению одной из главных целей современного образования – сформировать мыслящую и творческую личность.
References
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества // Казань, 1996. – 168 с.2. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – М.: Академия, 2009. – 368 с.
4. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. – 346 с.
5. Кондратьева Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. L-LI междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(50). – Новосибирск: СибАК, 2015. – С. 44-51.
6. Ли Е.Д. О творческой деятельности в формирования личности младшего школьника // Медицина и образование в Сибири. – 2007. – № 1. – С. 2-4.