Basics of using e-learning content in foreign language lessons

UDC 37
Publication date: 29.12.2020
International Journal of Professional Science №12-2020

Basics of using e-learning content in foreign language lessons

Основы применения электронного обучающего контента на уроках иностранного языка

Surzhikova Polina Valerievna
Scientific adviser - Anna Vyacheslavovna Gvozdeva

1. Master's degree, 2nd year, Kursk State University.
2. FSBEI HE "Kursk State University", Head of the Department of Romance and Germanic Philology,
Doctor of Pedagogical Sciences


Суржикова Полина Валерьевна
Научный руководитель - Гвоздева Анна Вячеславовна

1. магистр, 2 курс, ФГБОУ ВО «Курский Государственный Университет».
2. ФГБОУ ВО «Курский Государственный Университет»,
Заведующий кафедрой романо-германской филологии, Доктор педагогических наук
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные требования предъявляемые к результатам обучения по предмету “Иностранный язык”, которые легли в основу анализа целесообразности применения ЦОР и ЭОР на уроках иностранного языка с целью реализации дидактических целей.

Abstract: This article discusses the main requirements for the learning outcomes in the subject "Foreign language", which formed the basis for the analysis of the feasibility of using CER and EER in foreign language lessons in order to realize didactic goals.
Ключевые слова: ФГОС, цели образования, ИКТ-компетентность, поколение Z, коммуникативная компетенция, ЭОР, ЦОР.

Keywords: FSES, educational goals, ICT competence, generation Z, communicative competence, Electronic educational resource, Digital educational resource.


Перед образованием стоит задача научить детей усваивать новые знания и способы деятельности, используя только собственные силы, воспитать самостоятельно ищущую, думающую и проявляющую себя личность. В связи с этим изменяются взаимодействие педагогов и обучающихся. Современный педагог не снабжает детей готовыми формулировками, знаниями при изучении конкретного предмета, он наоборот обучает обучаемых приемам, способам, методам и формам организации учебной деятельности, которые они могут использовать в процессе обучения для достижения поставленных целей и задач.

  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования второго поколения, весь образовательный процесс должен быть ориентирован на результат и развитие универсальных учебных действий. Для достижения этой цели используется системно-деятельностный подход, сущность которого заключается в формировании готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектировании и конструировании социальной среды развития обучающихся, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, построении образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Элементы, раскрывающие сущность системно-деятельностного подхода, является примерами личностных и метапредметных результатов [1].

  Сейчас особое внимание уделяется одному из компонентов программы формирования универсальных учебных действий — ИКТ-компетенциям школьников. Рассмотрим подробнее определение данного понятия. ИКТ-компетентность — это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи (распространения), которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества [2]. Для формирования ИКТ-компетенции необходимо активно использовать ИКТ, компьютерное и цифровое оборудования, современные ЭОР и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности.

  Что же касается предметных результатов, то под ними понимаются умения, навыки, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в различных ситуациях, которые обучающиеся усваивают в ходе изучения конкретного учебного предмета, в рамках исследовательской работы мы говорим о предметных результатах по учебному предмету “Иностранный язык”.

Современное обучение иностранному языку должен строиться на основе некоторых требований, например, необходимо отрабатывать разные аспекты языка в рамках одного урока, сочетать групповую и индивидуальную работы обучающихся, формировать навыки и умения использования иностранного языка в качестве средства коммуникации, урок должен носить проблемный, развивающий, комплексный характер. Однако самыми ключевыми требованиями являются следующие:

  • урок должен проходить на иностранном языке;
  • 90% времени урока обучающиеся должны использовать иностранный язык;
  • создать условия для эффективной отработки речевого материала в четырех видах деятельности [3].

Следует отметить, что вместо предметных результатов по иностранному языку часто используется понятие «коммуникативная компетенция», поскольку в основной школе при изучении данного предмета ставится цель формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции, которая состоит из нескольких компонентов: речевая компетенция, языковая компетенция, социально-культурная компетенция, компенсаторная компетенция, учебно-познавательная компетенция [4].

  Таким образом, мы сталкиваемся с двумя понятиями: ИКТ-компетенции и коммуникативная компетенция. Формирование ИКТ-компетенций невозможно без постоянного использования цифровых технологий; а формирование коммуникативной компетенции — без использования иноязычной речи в двух формах, как цель и средство обучения на уроке. Для формирования этих двух компетенций, организации эффективной учебной деятельности, повышения мотивации обучающихся, поддержания их интереса педагог должен отказать от стандартных видов урока. Для решения этой проблемы педагог должен отдать предпочтения в пользу включения электронного образовательного контента в учебный процесс.

  Многие исследователи-методисты признают, что ЭОР и ЦОР повышают эффективность обучения. Согласно мнению представительницы отечественной лингводидактики Р.К. Потаповой, ЭОР не только сокращают временной разрыв между ознакомлением с новым учебным материалом и контролем полученных знаний, умений и навыков, но и создаёт условия для дифференциации обучения и для самостоятельной работы учащихся. Сверх того, образная информация представляемая через ЭОР усваивается быстрее, благодаря огромному выбору форм передачи информации.

  Исследователи Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская утверждают, что применение компьютерных технологий создает благоприятные условия для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков через максимальный учет личностных потребностей и особенностей обучаемых [5].

  Кроме того, отечественные методисты-лингводидакты М. Н. Евстигнеев, Л. В. Кудрявцева, Е. С. Полат, С. П. Сысоев считают, что преимущества использования ИКТ на уроках иностранного языка могут быть представлены следующими фактами:

  • предоставление большого объёма аутентичной информации;
  • воздействие на все каналы восприятия за счет использования мультимедийных технологий;
  • адаптивность;
  • нелинейность предоставления информации;
  • высокая включенность в учебный процесс.

Нельзя забывать тот факт, что школьники занимаются центральное место в образовательном процессе, поэтому любые изменения должны иметь прямую связь с их интересами, возможностями. На сегодняшней день представители поколения Z проводят почти все свободное время в Интернете, который используется как в личных, так и в учебных целях [6]. С.Ф. Шатилов, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин заверяются, что в этом возрасте ученики начинают формировать дифференцированное отношение к учебному предмету. Если учебный предмет не интересует ученика, то он занимается учебной деятельности без интереса, только для получения оценки. Таким образом, у ребенка отсутствует учебная мотивация и желание учиться. Если ученик не чувствует возможность самостоятельно работать, то он тоже теряет интерес. Данная возрастная категория характеризуется желанием и стремлением к самостоятельности и основательности.

Многие исследователи подтверждают тот факт, что ЭОР и ЦОР обладают огромным дидактическим и методическим потенциалом не только для формирования и развития ИКТ-компетенций, но и иноязычных навыков и умений. Они могут быть использованы на любом типе урока, при любой форме организации работы и выполнять следующие функции:

  • обучающую — использование ЦОР для презентации нового языкового материала;
  • развивающую — развитие языковой, речевой, социокультурной компетенций по средствам ЦОР;
  • тренирующую — ЦОР способствуют отработке и закреплению формируемых ЗУН;
  • контролирующую — ЦОР могут контролировать степень сформированности навыков и умений;
  • воспитательную — формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности, культуры общения, умения работать в команде, творческих навыков;
  • комбинированную — выполнение всех вышеперечисленных функций [7].

Осознавая все преимущества использования ЦОР на уроке и вне урока, учителя начинают активно их включать в образовательный процесс. Однако необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к ЦОР:

  • соответствие возрастным особенностям обучаемых;
  • соответствие подходу, методам и принципам обучения;
  • соответствие интересам и потребностям школьников;
  • соответствие целям и задачам обучения;
  • соответствие уровню владения ПК;
  • направленность на развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся [8].

Для эффективного обучения иностранным языкам с помощью цифровых образовательных ресурсов следует придерживаться принципов цифровой дидактики: принцип научности, принцип активности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности результатов, принцип наглядности, принцип сознательности [9].

  Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что использование ЦОР на уроках иностранного языка обусловлено требованиями ФГОС, позволяет реализовывать индивидуализацию образовательного процесса и способствует достижению целей обучения. Однако при внедрении ЦОР учитель обязан быть очень внимательным, чтобы избежать трудностей. Нужно тщательно подбирать учебный материал и контролировать деятельность учащихся. Для упрощения поиска подходящих ЦОР учитель может воспользоваться проверенными источниками информации, которые прошли экспертизу ЦОР, состоящую из содержательных, технико-технологических, дидактических, методических и дизайн-эргономических параметров [10].

  Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что ЦОР и ЭОР обладают дидактическим потенциалом, реализуя три дидактические функции. Цифровые образовательные ресурсы помогают решать новые образовательные задачи через повышение эффективности образовательного процесса. Однако при выборе ЦОР учитель должен быть очень внимательным, обладать ИКТ-компетенцией и учитывать огромное количество требований, чтобы достичь желаемых результатов без возникновения проблемных аспектов.

References

1. Электронный ресурс удалённого доступа. Федеральный государственный образовательный стандарт (Россия). — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 12.12.2020).
2. Электронный ресурс удалённого доступа. Развитие ИКТ - компетентности учащихся. — Режим доступа: http//xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/index.php/component/k2/item/3447--941/ (дата обращения: 06.12.2020).
3. Электронный ресурс удалённого доступа. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/121/33516/ (дата обращения: 19.12.2020).
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Приоритеты педагогики и современного образования. — Режим доступа: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2019/03/MK-505.pdf (дата обращения: 15.12.2020).
5. Электронный ресурс удалённого доступа. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в школе. — Режим доступа: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17887 (дата обращения: 20.12.2020).
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Как учить поколение Z, чтобы школьные годы не прошли даром. — Режим доступа: https://rb.ru/opinion/uchit-pokolenie-z/ (дата обращения: 17.12.2020).
7. Электронный ресурс удалённого доступа. Использование цифровых образовательных ресурсов в практике преподавания на уроках английского языка. — Режим доступа: https://nataliavarfolomeeva.jimdofree.com/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/ (дата обращения: 20.12.2020).
8. Электронный ресурс удалённого доступа. ЦОР: типы, требования, их разработки — Режим доступа: https://studbooks.net/1861262/pedagogika/tipy_trebovaniya_razrabotka (дата обращения: 23.12.2020).
9. Электронный ресурс удалённого доступа. Основные принципы дидактики. — Режим доступа: https://4brain.ru/pedagogika/principy-didaktiki.php (дата обращения: 20.12.2020).
10. Электронный ресурс удалённого доступа. Проектирование и экспертиза электронных образовательных ресурсов в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23837493 (дата обращения: 24.12.2020).