Distance learning technologies at Sechenov university. Their advantages and disadvantages

UDC 37
Publication date: 29.04.2020
International Journal of Professional Science №4-2020

Distance learning technologies at Sechenov university. Their advantages and disadvantages

Дистанционные технологии обучения в Сеченовском университете. Их преимущества и недостатки

Greibo S. V., Novoselova T. E., Pronkin N. N., Semenycheva I. F.
First Moscow State Medical I.M. Sechenov University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Sechenov University), Moscow, Russia

Грейбо С.В., Новосёлова Т.Е., Пронькин Н.Н., Семёнычева И.Ф.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени
И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Аннотация: В статье даны характеристики зарубежных и российских систем дистанционного обучения, особенности дистанционных технологий обучения, их достоинства и недостатки. А также рассмотрены основные возможности образовательного портала Сеченовского Университета для преподавателя при организации дистанционного учебного процесса.

Abstract: The article describes the characteristics of foreign and Russian distance learning systems, features of distance learning technologies, their advantages and disadvantages. The main features of the educational portal of Sechenov University for teachers in the organization of distance learning process are also considered.
Ключевые слова: система дистанционного обучения, дистанционные образовательные технологии, электронные обучающие ресурсы, СДО "Moodle".

Keywords: distance learning system, distance education technologies, e-learning resources, SDO "Moodle".


В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития в стране, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования.

Дистанционное обучение – одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки и переподготовки специалистов, а также среднего обучения. Современное образование нельзя рассматривать в отрыве от глобальных процессов экономического, социального и культурного развития. Сейчас уже никто не сомневается в том, что большая часть изменений, происходящих в мировой экономике, тесно связана с широким внедрением новых информационных технологий. И по мере формирования нового информационно-ориентированного общества становится ясно, что существенного экономического преимущества смогут добиться лишь те страны, население которых достигнет наивысшего уровня компетентности в преобразовании информации в знания и навыки с последующим их применением в работе и повседневной жизни.

Развитие дистанционного обучения, тесно связанное с прогрессом информационных и коммуникационных технологиях, является прямым следствием возникновения новых образовательных потребностей общества и его стремления к использованию более обширных информационных ресурсов и более эффективных педагогических решений.

Существенную роль в практике использования систем дистанционного обучения (СДО) играет сегодня глобальная сеть Интернет.

Признавая важную роль Интернета в формировании спроса на новые технологии, правительство России объявило Интернет движущей силой роста экономики РФ. Увеличивающиеся возможности персональных компьютеров и программного обеспечения создают весьма благоприятные условия для стремительного развития дистанционного обучения. Количество слушателей, обучающихся с применением дистанционного обучения, стремительно возрастает.

Активным использованием Интернет-технологий и разработкой дистанционных курсов уже сегодня занимается множество вузов, и Сеченовский Университет (ПМГМУ им. И.М. Сеченова) является ярким примером таких разработок. Важнейшим условием использования информационных технологий в обучении является доступность информационных ресурсов, позволяющих обучаемым получать необходимую информацию независимо от времени и пространства.

Под дистанционными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога.

В свою очередь дистанционные технологии могут состоять из трех основных компонентов, а именно: из кейс-, сетевых- и телевизионной технологий.

  • Кейс технологии подразумевают набор учебно-методических комплексов (сюда входят лекции, методические указания к практическим, лабораторным, контрольным занятиям и заданиям и т.д.) в печатном виде, на компакт дисках или их сочетание, которые передаются обучающимся.
  • Сетевые технологии подразумевают использование программного средства, установленного на сервере. В нашем случае это система дистанционного обучения «Единый образовательный портал». Система позволяет проводить обучение и проверку знаний в сети Интернет, кроме того, ее можно использовать в качестве дополнительного средства для традиционных форм обучения.

В системе реализованы следующие автоматизированные функции:

  • управление учебным процессом;
  • распределение прав доступа к образовательным ресурсам и средствам управления системой;
  • разграничение взаимодействия участников (обучающихся, преподавателей) образовательного процесса;
  • ведение журналов активности пользователей учебного комплекса;
  • обучение и оценка знаний в среде Интернет.

 

Единый образовательный портал Сеченовского Университета – это образовательный интернет-портал, созданный на базе системы управления дистанционным обучением и образовательным контентом Moodle, с целью формирования единого информационно-образовательного пространства университета (www.do.1msmu.ru). Портал специально разработан для создания качественных онлайн-курсов и формирования единого учебного пространства для студентов и преподавателей курса. Для получения доступа к форуму портала необходимо заполнить заявку и прислать ее на электронный адрес администратора сайта.

При выборе системы дистанционного обучения в Сеченовском Университете был проведен всесторонний анализ внедрения дистанционного обучения за рубежом и в России (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Характеристики зарубежных СДО [1]

Параметр WebCT Desire2Learn ANGEL LMS Blackboard Claroline eFront Metacoon Moodle Sakai Project SharePoint LMS
1 Опыт успешного внедрения в учебных заведениях + + + + + + + + +
2 Возможность установки системы у сторонних заказчиков + + + + + + + +
3 Возможность интеграции СДО с электронной информационной средой заказчика + + + + +
4 Открытый исходный код + +
5 Учтены методологические и педагогические особенности +
6 Возможность использовать rich-media (шрифты, картинки, видео, flash-объекты) + + + + + + + + + +
7 Наличие в системе средств, обеспечивающих коммуникацию между обучающим и обучающимися + + + + + + + + + +
8 Наличие инструментов у заказчика для создания (добавления) новых курсов + + + + +
9 Возможность импортировать курсы по стандартам AICC, SCORM + + + + +
10 Возможность импортировать курсы по стандартам IMS + + + + + + + + + +
11 Модульная структура + + + + + + + + + +
12 Web-ориентированная структура + + + + + + + + + +
13 Наличие технической поддержки + + + + + + + + + +
14 Наличие многоязычного интерфейса + + + + + + + + + +

Таблица 2

Характеристики российских СДО

Параметр Прометей eLearning 3000 Орокс Высшая школа Bauman Training СТ-Курс Центр Интернет Обучения — ВКШ OpenLearning On-line обучение WebTutor
1 Опыт успешного внедрения в учебных заведениях + + + + + + + + +
2 Возможность установки системы у сторонних заказчиков + + + + + + + +
3 Возможность интеграции СДО с электронной информационной средой заказчика + + + + +
4 Открытый исходный код +
5 Учтены методологические и педагогические особенности +
6 Возможность использовать rich-media (шрифты, картинки, видео, flash) + + + + + + + + + +
7 Наличие инструментов у заказчика для создания (добавления) новых курсов + + + + +
8 Возможность импортировать курсы по стандартам AICC, SCORM + + + + +
9 Возможность импортировать курсы по стандартам IMS + + + + + + + + + +
10 Модульная структура + + + + + + + + + +
11 Web-ориентированная структура + + + + + + + + + +
12 Наличие технической поддержки + + + + + + + + + +
13 Наличие многоязычного интерфейса + + + + + + + + + +


Продолжение таблицы 2

Параметр Дубна ДИОМЕН Центр ДО СГА ФДО РЭА E-Education.ru РАГС-ИДО РГИУ РИУ ДО-он-лайн Competentum.

МАГИСТР 2008

1 Опыт успешного внедрения в учебных заведениях + + + + + + + + + +
2 Возможность установки системы у сторонних заказчиков + + + + + + + + +
3 Возможность интеграции СДО с электронной информационной средой заказчика + + + + +
4 Открытый исходный код
5 Учтены методологические и педагогические особенности +
6 Возможность использовать rich-media (шрифты, картинки, видео, flash) + + + + + + + + + + +
7 Наличие инструментов у заказчика для создания (добавления) новых курсов + + + + + +
8 Возможность импортировать курсы по стандартам AICC, SCORM + + + + + +
9 Возможность импортировать курсы по стандартам IMS + + + + + + + + + + +
10 Модульная структура + + + + + + + + + + +
11 Web-ориентированная структура + + + + + + + + + + +
12 Наличие технической поддержки + + + + + + + + + + +
13 Наличие многоязычного интерфейса + + + + + + + + + + +

Из приведенных таблиц можно проследить четко выраженную тенденцию в развитии зарубежных и отечественных систем дистанционного обучения – это:

  1. Модульная web-ориентированная структура;
  2. Широкая поддержка мультимедиа данных;
  3. Возможность работы с курсами, созданными по международным стандартам SCORM, IMS, AICC.

Все это указывает на то, что российские системы дистанционного обучения идут по тому же, как и зарубежные СДО пути развития. Однако отсутствие на рынке отечественных некоммерческих СДО с открытым исходным кодом является существенной преградой для широкого развития дистанционного обучения в России.

Среди зарубежных систем лидерами по функциональности и количеству пользователей являются СДО «Moodle» (среди систем с открытым исходным кодом) и СДО «Desire2Leam» (для коммерческих систем).

Среди отечественных систем системой-лидером по количеству пользователей является СДО «Прометей», а системой-лидером по функциональности является СДО «eLearning 3000″.

Сеченовский Университет остановил свой выбор на системе дистанционного обучения «Moodle«, которая позволяет построить в Интернет или в локальной сети учебный центр дистанционного обучения.

Область применения:

  • организация электронного и дистанционного обучения;
  • создание корпоративных учебных центров;
  • создание систем оценки и аттестации персонала;
  • управление электронным, очным и смешанным обучением;
  • тестирование различных знаний и умений;
  • отработка и развитие умений и навыков.

Рассмотрим СДО «Moodle». Это свободная система управления обучением, основанная на философии «педагогики социального конструкционизма». СДО «Moodle» ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между обучающим и обучающимися. Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности «Moodle» могут легко расширяться сторонними разработчиками. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, «Moodle» позволяет подключать так же следующие типы модулей:

  • Элементы курса;
  • Отчеты администратора;
  • Типы заданий;
  • Плагины аутентификации;
  • Блоки;
  • Форматы курсов;
  • Отчеты по курсам;
  • Поля базы данных (для элемента курса «База данных»);
  • Плагины подписки на курсы;
  • Фильтры;
  • Отчеты по оценкам;
  • Форматы экспорта оценок;
  • Форматы импорта оценок;
  • Портфолио;
  • Типы вопросов в тестах;
  • Форматы импорта/экспорта тестов;
  • Отчеты по тестам;
  • Хранилища файлов;
  • Типы ресурсов.

Процесс формирования и размещения учебных материалов при организации обучения, созданном при помощи «Moodle» включает следующие этапы:

  • Создание упражнений и тестов. Тесты могут создаваться непосредственно на портале, средствами его пользовательского интерфейса, или же с помощью специальных программ для создания тестов. После выполнения заданий, упражнений и тестов учащимися результаты могут быть оценены преподавателем вручную или автоматически, на основе сформулированных критериев оценки, а затем автоматически отражены в ведомости успеваемости.
  • Структурирование или группировка учебных материалов в виде учебных модулей. Каждый модуль, как правило, соответствует определенному уроку и содержит взаимосвязанный учебный материал (в том числе упражнения, тесты, задания, тематические форумы и т. п.).
  • Формирование программы обучения в виде расписания занятий. С помощью электронного расписания задается последовательность изучения материала, график выполнения упражнений и проведения контрольных и тестовых заданий. Расписание может быть, как общим для всех, так и иметь персональные для учащихся особенности, зависящие, к примеру, от степени усвоения материала.
  • Контроль за обучением. Результаты выполнения заданий или прохождения того или иного материала заносятся в ведомость успеваемости, доступную преподавателю для всех учащихся по его курсу, а учащемуся – для всех своих курсов.

Учебные материалы на портале могут быть представлены:

  • отдельными файлами произвольного формата, загружаемыми на компьютер учащегося и затем исполняемые на нём, например, файлы формата MS Word – (DOC), MS Excel (XLS), тексты программ, исполняемые файлы (EXE), файлы архивов (ZIP, RAR и прочее);
  • подготовленными с помощью различных инструментальных средств для поддержки авторской деятельности (PowerPoint, Dreamviewer, FrontPage, ePublisher и других) электронными учебными публикациями со своей внутренней структурой в формате HTML;
  • публикациями в формате HTML, состоящими из множества файлов, связанных гипертекстовыми ссылками. В этом случае в учебном курсе можно выполнять обращение не только к начальной странице такой публикации, но и к произвольному ее разделу;
  • ссылками на ресурсы в Интернет;
  • исполняемыми EXE-файлами, XML-документами, наборами HTML-файлами или же специальными базами данных, которые могут быть подготовлены и перенесены на портал с помощью, поставляемой отдельно программы eAuthor.

Все учебные материалы, опубликованные на портале, условно делятся по их целевому назначению:

  • упражнения и тесты, которые должны быть выполнены учащимися;
  • материал для изучения;
  • материал для ознакомления.

Эти материалы могут быть оформлены в составе учебного курса и затем предъявлены учащимся как по отдельности, так и в виде учебных модулей. Последние могут включать в себя дополнительные сервисы, например, тематические форумы и обсуждения. Преподаватель может управлять доступом каждого учащегося к тому или иному учебному модулю, обладая удобным механизмом редактирования расписания.

Рисунок 1

Возможности образовательного портала для преподавателей:

  • Обеспечивается возможность размещения онлайн-курсов всех форматов и проведения обучение с использованием всех форм учебной работы;
  • Портал имеет дружественный пользовательский wеb-интерфейс, совместимый со всеми браузерами;
  • Список электронных образовательных ресурсов содержит описание каждого ресурса на сервере, предоставляя доступ к этой информации только зарегистрированным в установленном порядке пользователям;
  • Ресурсы разбиваются на категории. Имеется механизм поиска по ключевому слову. Портал может поддерживать тысячи структурированных образовательных и информационных ресурсов;
  • Большинство текстовых элементов (ресурсы, форумы, задания и т.д.) могут быть отредактированы средствами встроенного редактора;
  • Предлагается широкий спектр активных элементов и методических инструментов для построения учебного процесса, включая не только стандартные модули, но и дополнительные;
  • Для коммуникации и социализации в сообществе отдельно образовательного ресурса преподаватель может использовать такие инструменты как форумы, чаты, систему обмена сообщениями, блоги и т.д.

Возможности образовательного портала для обучающихся:

  • После регистрации в установленном порядке обучающийся зачисляется на установленный в заявке образовательный ресурс и система автоматически собирает статистику по процессу обучения;
  • Обучающемуся предоставляется доступ к текстовым материалам, заданиям, тестам и другим элементам определенного в заявке образовательного ресурса.
  • Для коммуникации обучающимся предлагаются форумы, система обмена сообщениями, электронная почта и др. инструменты;
  • Обучающийся может размещать информацию для сообщества определенного образовательного ресурса посредством блога.

Сайт кафедры медицинской информатики и статистики Института цифровой медицины (www.kafedra.1mgmu.com) является ярким примером технологии для дистанционного освоения учебной программы студентами. Сайт имеет удобный интерфейс, позволяющий обучающимся быстро и доступно сохранять учебные материалы, материалы для практических занятий и др.

Для обучающихся, интересующихся не только учебными материалами, но и ведущих активную научно-исследовательскую деятельность, информационный сайт Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (1mgmu.com) предоставляет доступ к различным исследовательским программам:

Дистанционное обучение подразумевает получение знаний студентом путем самообразования, а также самостоятельного поиска интересующей информации. Для использования научно-медицинские источники информации, существую варианты поиска информации с помощью Интернет-ресурсов:

  • Глобальный поиск – студен может найти интересующую его информацию внося ключевые слова непосредственно в окно поисковой системы (Пример: Яндекс, Google и т.д.);
  • Социальные сети – в социальных сетях существует большое количество групп и сообществ, в которых собрано много полезной и актуальной медицинской информации;
  • Специализированные сайты:
  • Информационный аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения;
  • Проект «e-library»;
  • Сайты профессиональных журналов;
  • Сайты библиотек;
  • Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, лабораторные работы, практикумы и др.

 

Преимущества дистанционных технологий

  • Гибкость – обучающийся волен самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность – независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения.
  • Рентабельность – экономическая эффективность проявляется за счет экономии ресурсов временных, материальных (печать, размножение материалов и пр.).
  • Мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемы.
  • Охват – одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и пр.).
  • Технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных технологий.
  • Социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья (для лиц с ограниченными возможностями здоровья).

 

Недостатки дистанционных технологий

  • Необходимость в хорошей технической оснащенности. У студента, как минимум, должен быть достаточно мощный персональный компьютер с выходом в Интернет, что пока доступно не для всех.
  • Отсутствие личного общения с преподавателем и другими студентами, а также недостаток практических занятий.
  • Отсутствие постоянного контроля над студентами, что в случае недостаточно сильной мотивации приводит к снижению успеваемости.
  • Отсутствие достаточного количества специалистов в сфере дистанционных технологий обучения, обладающих необходимым уровнем компетенции
  • Высокая зависимость от технической инфраструктуры. Сбой в инфраструктуре может привести к снижению эффективности или вообще срыву дистанционного обучения;

Следует отметить, что на сегодняшний день дистанционные технологии обучения успешно развиваются во многих ВУЗах страны, создавая все более удобные условия освоения учебного процесса. Эффективность дистанционных технологий достигается путем точного и полного согласования требований образовательного стандарта и возможностей студента. Обучающимся удобно вести учебный процесс поэтапно, используя компьютер с выходом в Интернет. По мере развития Интернет технологий и совершенствования методик дистанционного обучения, к этой форме организации учебного процесса будут прибегать все больше вузов, что позволит сделать обучение еще более доступным и эффективным.

References

1. Drygin D.S., Pronkin N.N. Application of artificial intelligence in medicine. International Journal of Professional Science. 2020. № 1. С. 35-38.
2. Gluschenko V.M., Pronkin N.N. The degradation of society as a process of destruction of the individual, society and the state. International Journal of Professional Science. 2019. № 8. С. 14-20.
3. Greibo S.V., Pronkin N.N., Filippova O.V. Information system for monitoring the movement of drug products. В сборнике: Advances in Economics, Business and Management Research Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019). electronic edition. 2019. С. 924-928.
4. Ivanov N.V., Pronkin N.N. Computer as chemical reactor. International Journal of Professional Science. 2019. № 9. С. 11-15.
5. Komarova A., Tsvetkova L., Kozlovskaya S., Pronkin N. Organisational educational systems and intelligence business systems in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 5. С. 15.
6. Kozhevnikova U.V., Pronkin N.N. 3D organ printing (3D bioprinting). В сборнике: International Research Conference on Technology, Science, Engineering & Economy Conference Proceedings. Seattle, USA, 2020. С. 40-43.
7. Kurilova, A., Lysenko, E., Pronkin, N., Mukhin, K., & Syromyatnikov, D. The impact of strategic outsourcing on the interaction market in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 4. С. 15.
8. Novikov A.N., Pronkin N.N. Smart city science management. International Journal of Professional Science. 2019. № 6. С. 34-39.
9. Барышова М.В., Белый В.С., Глущенко В.М., Ибратова Ф.Б., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Социальное предпринимательство: научные исследования и практика. Нижний Новгород, 2019.
10. Гальцова О.М., Пронькин Н.Н. Современные информационные технологии для здравоохранения будущего. International Journal of Professional Science. 2020. № 1. С. 39-44.
11. Гасымова З.В., Пронькин Н.Н. Проблемы информационной безопасности в электронных медицинских картах. В сборнике: Научно-исследовательские парадигмы в области машиностроения, информационных технологий и энергетики сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Казань, 2020. С. 27-31.
12. Герасимов А.Н., Пронькин Н.Н. Электронные образовательные ресурсы для проведения статистического анализа в соответствии с требованиями доказательной медицины. В сборнике: Актуальные вопросы медицинского права, биомедицинской этики и безопасности пациентов Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2017. С. 32-36.
13. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Пронькин Н.Н., Трайнев В.А. Электронные сетевые модели в образовании (практика применения в учебном процессе). Учебное пособие. - М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
14. Глущенко В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Количественная оценка информационной безопасности мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2019. № 6. С. 176-183.
15. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. Деградация - обратная сторона безопасности. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 7-2 (32). С. 56-59.
16. Грейбо С.В., Новосёлова Т.Е., Пронькин Н.Н., Семёнычева И.Ф. Архитектура вычислительных систем. Нижний Новгород, 2019.
17. Грейбо С.В., Новосёлова Т.Е., Пронькин Н.Н., Семёнычева И.Ф. Информатика. Нижний Новгород, 2019.
18. Информационная безопасность мегаполиса на примере города Москвы. Монография / Н.Н. Пронькин – М.: ООО «Экслибрис-Пресс», 2017.
19. Любина О.Н., Пронькин Н.Н. Программы Microsoft Word и Microsoft Excel: основные возможности и их использование на государственной гражданской службе города Москвы. Учебно-методический комплекс для государственных гражданских служащих города Москвы, обучающихся по образовательным программам повышения квалификации / Москва, 2011.
20. Ляпунова Н.В., Потехина И.В., Пронькин Н.Н., Старостенков Н.В., Шилова Г.Ф., Шилов Н.А., Яковлев Д.Е. Российская социальная система: оглянуться в ушедшее время. Ради будущего. (Синергетика в гуманитарных науках). Монография / Москва, 2017.
21. Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Методика выбора источников финансирования текущей деятельности производителей рыболовной продукции. Агропродовольственная экономика. 2019. № 9. С. 40-51.
22. Пронькин Н.Н. Архитектура эвм и систем. Учебно-методический комплекс для направления 230200.62 "Информационные системы" / Москва, 2011.
23. Пронькин Н.Н. Единая технология создания систем обеспечения информационной поддержки педагогической деятельности. В сборнике: Современная наука и образование: социально-педагогические аспекты Материалы научной конференции. гл. ред. Д. Е. Яковлев; ред. Г. Ф. Шилова; рецензент Г. Г. Малинецкий. 2015. С. 48-50.
24. Пронькин Н.Н. Интернет-технологии в управлении здравоохранением. Учебное пособие. - М.: Экслибрис-Пресс, 2016.
25. Пронькин Н.Н. Информатика. Учебно-методический комплекс / Москва, 2011.
26. Пронькин Н.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. International Journal of Professional Science. 2019. № 5. С. 11-16.
27. Пронькин Н.Н. Информационные технологии как компонент модернизации научно-образовательного процесса вуза. В сборнике: Трехмерная визуализация научной, технической и социальной реальности. Кластерные технологии моделирования Труды Первой международной конференции. 2009. С. 83-85.
28. Пронькин Н.Н. Моделирующий комплекс информационных и расчетных задач "Паритет". Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 2019661181. Заявка № 2019660121 от 14.08.2019. Опубл. 21.08.2019.
29. Пронькин Н.Н. Модель управления московским мегаполисом. В сборнике: Социальные инновации и стратегическое управление сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 35-41.
30. Пронькин Н.Н. Организация обучения с использованием интернет-технологий. В сборнике: Детство в системе современных общественных отношений Материалы научной конференции. главный редактор Д. Е. Яковлев; ред. Г. Ф. Шилова; рецензент В.И. Буренко. 2015. С. 20-31.
31. Пронькин Н.Н. Перспективные направления по внедрению информационно-коммуникационных технологий в МГУУ Правительства Москвы. В сборнике: Роль и место общекультурных компетенций в содержании подготовки бакалавров в МГУУ Правительства Москвы Материалы межкафедральной методической конференции МГУУ Правительства Москвы. 2010. С. 53-61.
32. Пронькин Н.Н. Программа загрузки баз данных моделирующего комплекса. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 019667818. Опубл. 30.12.2019.
33. Пронькин Н.Н. Программа обработки и вывода результатов моделирующего комплекса. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 2019663074. Заявка № 2019661592 от 20.09.2019. Опубл. 09.10.2019.
34. Пронькин Н.Н. Программа формализованной карты моделирующего комплекса. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RUS № 019667819. Опубл. 30.12.2019.
35. Пронькин Н.Н. Стратегия обеспечения информационной безопасности московского мегаполиса. Москва, 2019.
36. Пронькин Н.Н. Условия решения проблем обеспечения информационной безопасности московского мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2019. № 8. С. 121-124.
37. Пронькин Н.Н. Экономико-математический и программный инструментарий обоснования государственного оборонного заказа. В сборнике: Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2019. С. 94-102.
38. Пронькин Н.Н., Гапоненко В.Ф. Основы теории управления. Учебно-методический комплекс / Московский городской университет управления Правительства Москвы. Москва, 2011.
39. Пронькин Н.Н., Гапоненко В.Ф. Проектирование информационных систем в управлении. Учебно-методический комплекс / Московский городской университет управления Правительства Москвы. Москва, 2011.
40. Пронькин Н.Н., Герасимов А.Н., Морозова Н.И., Новоселова Т.Е. Научно-практическая Web-конференция как новая инновационная форма образовательного процесса для повышения уровня профессиональных компетенций специалистов медико-профилактического дела. В книге: Медицинское образование - 2014 V Общероссийская конференция с международным участием. 2014. С. 77-80.
41. Пронькин Н.Н., Елизаров В.С., Малышев М.Н. Информационные технологии в социальной работе. Учебно-методический комплекс / Московский городской университет управления Правительства Москвы. Москва, 2011.
42. Сорокина А.А., Пронькин Н.Н. От помощи парализованным до получения суперсилы. В сборнике: International Research Conference on Economics, Arts and Sciences Boston, 2020. С. 91-94.