Retrospective analysis of the development of medium business in Russia

UDC 33
Publication date: 22.04.2024
International Journal of Professional Science №4-1-2024

Retrospective analysis of the development of medium business in Russia

Ретроспективный анализ развития среднего бизнеса в России

Olary Alena Vladimirovna
Master's student, Private Educational Institution of Higher Education
"Moscow University named after S.Yu. Witte"

Оларь Алёна Владимировна
магистрант, ЧОУ ВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»
Аннотация: Entrepreneurship is one of the key tools for ensuring social well-being and forming the state’s economy. This article examines the development of the institution of medium-sized businesses on the territory of our state from its very inception to its current state. Since most often the characteristics and formation of medium-sized businesses are considered along with small ones, due to the presence of common features and a common history of formation, our article touches on both mentioned classes of entrepreneurship. The work demonstrates a retrospective analysis of the stages of the emergence and strengthening of medium-sized businesses in Russia and provides its key characteristics, determined by various influencing factors. The article also provides a rationale for the feasibility of support provided by the state to entrepreneurs.

Abstract: Предпринимательство является одним из ключевых инструментов обеспечения социального благосостояния и формирования экономики государства. Данная статья рассматривает развитие института среднего бизнеса на территории нашего государства с самого момента зарождения до современного состояния. Так как чаще всего характеристики и формирование среднего бизнеса рассматривается наряду с малым, в силу наличия общих черт и общей истории становления, в нашей статье затрагиваются оба упомянутых класса предпринимательства. Работа демонстрирует ретроспективный анализ этапов возникновения и укрепления среднего бизнеса в России и приводит его ключевые характеристики, обусловленные различными факторами воздействия. Также в статье приводится обоснование целесообразности поддержки, оказываемой государством предпринимателям.
Ключевые слова: средний бизнес, становление предпринимательства, история экономики, российский бизнес.

Keywords: medium-sized business, the formation of entrepreneurship, economic history, Russian business.


История развития предпринимательства в России длиться уже более тысячи лет. В своих истоках оно базируется в основном на торговле, которая довольно тесно взаимодействовала с военной деятельностью. Поэтому первые купцы на Руси появились из числа бывших воинов. В одиннадцатом веке начали формироваться первые купеческие компании, нацеленные на реализацию экономических потребностей общества, и уже тогда был создан первый документ — «Русская правда» — нацеленный на урегулирование купеческой деятельности. Его формулировки обеспечивали неприкосновенность собственности, возможность банкротства, а также диктовали принципы урегулирования имущественных отношений. [6, с. 37]

Вплоть до нашествия монголо-татар на Руси успешно развивались ремесла и распространение производимых ими товаров, что отражалось и на международном взаимодействии и авторитете страны. Предпринимательство Киевской Руси до нашествия во многом отталкивалось от развитых тогда промыслов, таких как пчеловодство или звероловство, а также ремесел типа ткачества, обработки кожи.

Но под воздействием ига, уже отлаженная система была разрушена, торговля загнана в определенные рамки, что отразилось на всей последующей истории развития предпринимательства. Изначально купечество формировалось с ориентиром на европейский тип производственно-торговой деятельности, но теперь перешла в русло влияния восточноазиатских государств и их культурно-экономических отношений.

Появившиеся в XIV веке бумажные книги, монеты, оружие, используемое с применением пороха, строительство каменных сооружений значительно продвинули вперед промышленную технику. Начали организовываться торговые сообщества. Далее, плоть до XVII века заметно улучшались скотоводство, рыболовство и земледелие. Появление водяных мельниц сказалось на масштабах распространения хлебобулочного производства.

В XVII веке на местах производства дерева, метала и ювелирных изделий стали формироваться своего рода центры предпринимательства, полноценно развившиеся впоследствии. Процесс торговли же наиболее активным образом развивался в XVIII веке, также как легкая промышленность и мануфактура, продукция которых составляла в тот период значимую часть рынка. В это же время этап становления происходил в сфере судостроения и производстве химикатов. Также данный период примечателен высоким уровнем контроля над торговыми отношениями со стороны государственной власти, но недостаточностью капитала для усиления и развития предпринимательской деятельности. [1, с. 492]

Период правления Петра I обозначился грандиозным шагом вперед всей предпринимательской сферы России. Многое заимствуя на Западе, Петр Великий полностью пересмотрел основы торгово-промышленной деятельности государства, а количество мануфактур увеличилось в 23 раза. Такие решения как отмена крепостного права и земская реформа тоже в значительной мере сказались на росте уровня предпринимательства.

К началу XX века средний и малый бизнес был распространен очень широко. Наиболее доходными его направлениями стали производство хлопчатобумажных изделий, торговля и кредитование, производимое через частные банки, также получившие распространение на территории России. Конфискация участков, скота и другого имущества направленная на создание коллективных хозяйств так же оставила свой отпечаток на развитии предпринимательства. За счет данных явлений оно заметно сбавило свои темпы. Также сказалась политика монополии со стороны государственной власти, ограничившей самостоятельность в действиях руководителей уже сформировавшихся к тому времени производственных предприятий. Расформировав систему конкурирующих производств, государство единолично стало осуществлять ее регулирование.

Зачатки крестьянского предпринимательства, оформившиеся на начало XX века так и не смогли достичь уровня полноценной и доходной фермерской деятельности. Еще не рухнувший помещичий уклад в обществе и непресекаемый произвол в рядах чиновников обусловили застопорившееся развитие предпринимательства, а революция 1917 года внесла радикальные изменения во все социальные и экономические сферы. Ликвидация частных хозяйств повлекла к разрушению налаженного в них производства. [3, с. 12]

Лишь во второй половине XX века, уже в послевоенный период, началось активное комплексное восстановление всех структур, в том числе экономической. Реформа А.Н. Косыгина, реализованная в 1965 году, позволила свободно и эффективно развиваться товарно-денежным отношениям. Помимо разработки и применения новых методов экономического управления и расширения рамок возможностей предприятий, реформа предусматривала применение материального стимулирования производственной деятельности. Уже в 1966 году более пяти тысяч предприятий стали работать по схеме, разработанной в рамках произведенной реформы, а еще через три года по ней работали уже 32 тысячи предприятий.

К первым президентским указам, направленным на урегулирование торгово-рыночной деятельности относятся указы «О либерализации цен в Российской Федерации» и «О свободе торговли в Российской Федерации». В результате расширения свободы цен произошла инфляция, повлекшая за собой необходимость проведения новых реформ, призванных обеспечить стабильность экономики.

К концу 1980-х годов предпринимательская деятельность была легализирована на государственном уровне, а уже в 1990-х началась активная приватизация частниками бывших государственных производственных предприятий. В 92-93 годах суммы налоговых сборов негативно воспринимались предпринимателями, вследствие чего стали появляться «серые» схемы реализации работы предприятий и сформировалась теневая экономика. Политические события начала 90-х, разрушения экономических систем привели к тому, что малый и средний бизнес снова претерпевал значительные изменения в уже отлаженных на тот момент процессах. Основным видом деятельности, способным принести прибыль предпринимателям, стала торговля. [5, с. 47]

После 93-го года малый и средний бизнес снова встает путь развития и подъема, и впервые в стране принимаются законы, обеспечивающие правовую основу их деятельности. В 1998 году их список пополняется законами, ограничивающими возможность открытия собственного бизнеса посредством усложнения бюрократической составляющей данного процесса.

Начало XXI века стало периодом активного роста численности предприятий малого и среднего бизнеса, в силу благоприятных условий для их развития и оформившейся поддержки со стороны государственной власти. Но уже в 2014-2015 годах данную сферу снова ожидали перемены не в лучшую сторону. Ослабление официальной валюты РФ повлекло увеличение платы за импорт и, как следствие, значительный рост цен. Инфляция, уровень которой в этот период вырос вдвое, оказала влияние на финансовые ресурсы предприятий. Затраты на производство возросли вместе с ценами как на сырье так и на выпускаемую продукцию, спрос на многие товары упал. Таким образом, в 2014 году почти на 10 процентов увеличилось количество безработных граждан из-за разорения части предприятий.

На протяжении последующего периода экономика РФ сталкивалась с рядом сложностей, сказавшихся на ее развитии. Один из примеров таких явлений — санкции Евросоюза. Малый и средний бизнес сегодня по праву занимает одну из ключевых позиций в системе, формирующей  государственную экономику, это и объясняет повышенное внимание в последние годы к данной сфере со стороны государства и активное изучение аспектов его развития и укрепления.

Анализ современного состояния среднего бизнеса и его динамику в течение последнего десятилетия показывает пусть не слишком быстрое, но планомерное и устойчивое улучшение. Согласно данным Росстата ежегодно количество рассматриваемых предприятий неуклонно растет. По состоянию на конец 2023 года количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей — субъектов малого и среднего предпринимательства — в Российской Федерации насчитывалось 4 061 466. [2, с. 62]

С 2016 года в России реализовывается стратегия развития малого и среднего бизнеса, подразумевающая комплекс мероприятий и мер поддержки, распланированных до 2030 года. Поправки в Законе о контрактной системе в сфере государственных закупок обеспечили предприятия малого и среднего бизнеса регулярным спросом на производимую продукцию, уже в 2018 года вдвое увеличились объемы закупаемой государством продукции у индивидуальных предпринимателей. Дальнейшая реализация условий, прописанных в данном законе, предусматривает рост объема закупок в малых и средних предприятиях до четверти от общего количества.

В конце 2017 года был принят Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», за которым последовало создание и утверждение плана развития конкуренции на территории Российской Федерации. Среди главных целей данного указа было: повышение уровня удовлетворенности населения путем повышения качества и увеличеия ассортимента потребляемой продукции и снижения ее цены; повышение эффективности и конкурентоспособности частных предприятий и хозяйств. [4, с. 288]

Сегодня со стороны государства уделяется значительное внимание малому и среднему бизнесу. Данное явление объясняется его ролью в экономике страны. В целом частные предприятия на сегодняшний день обеспечивают эффективное развитие региональной и государственной экономики в целом, обеспечивает значительную часть населения рабочими местами, а также производимыми на данных предприятиях ресурсами. В то время как предприятия малого бизнеса являются более динамичными и легко подстраиваемыми под перемены в социальной и экономической сфере, интересующие нас предприятия среднего бизнеса в большей степени подвержены рискам, но в то же время обладают более высокой производительностью. В каждом регионе нашего государства сейчас разработана и реализовывается индивидуальная стратегия, сформированная на основе особенностей и ключевых характеристик региона, как климатические условия, наиболее рентабельные в нем производства и т.д., а также отталкивающаяся от объемов финансирования из государственного и регионального бюджета. [7, с. 374]

 Не смотря на текущую кризисную ситуацию в России, связанную с политической обстановкой, санкционными ограничениями и другими факторами внешнего и внутреннего влияния на экономику, поддержка развития предпринимателей продолжает осуществляться.

Ретроспективный анализ развития предпринимательства в России позволяет заключить, что оно пережило за свою историю множество подъемов и спадов, и даже разрушалось практически до основания, но продолжает развиваться и совершенствоваться в силу актуальности его принципов деятельности и социальной значимости.

References

1. Балоян, С. С. Анализ развития малого и среднего бизнеса в экономике России / С. С. Балоян, А. Е. Сенникова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 33. – С. 489-494.
2. Гордеев, К. С. Анализ проблем развития малого и среднего бизнеса в России / К. С. Гордеев, А. А. Жидков // NovaUm.Ru. – 2019. – № 19. – С. 61-62.
3. Губанов, Р. С. Анализ состояния развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом: проблемы и решения / Р. С. Губанов // Менеджмент сегодня. – 2018. – № 1. – С. 8-14.
4. Демидова, Н. Е. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития / Н. Е. Демидова, Е. В. Шершова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12-2. – С. 284-290.
5. Корнышев, О. О. Влияние бизнес-инкубаторов и акселераторов на развитие малого и среднего бизнеса в России / О. О. Корнышев // Colloquium-Journal. – 2019. – № 7-6(31). – С. 46-47.
6. Кудря, В. С. Статистический анализ показателей развития малого и среднего бизнеса в России (Краснодарском Крае) / В. С. Кудря, О. И. Шиянова // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.15(30). – С. 33-40.
7. Мезенцев, Д. А. Анализ текущей ситуации с развитием малого и среднего бизнеса в России / Д. А. Мезенцев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – Т. 13, № 7-1. – С. 367-376.