Abstract: The article displays the work of foreign batik artists depicting architectural motifs. The works of the Japanese artist Kojima Koukei and the American artist Rosie Robinson are considered. The methods of performing work and the individual transfer of the features of the architecture of the Far East and Western countries are described. in works on fabric.
Keywords: batik, architecture, composition, painting traditions, shibori, hot batik, cold batik, reserve, free painting, batik of America, batik of Japan, island of Java, wax, Kojima Koukei, Rosie Robinson, sumi-yo, wabi-sabi, sonsui-gai, architecture of the native land.
В процессе изучения росписи ткани на кафедре Народных художественных ремесел Государственного университета просвещения студенты знакомятся с различными технологическими составляющими данного вида декоративно прикладного искусства. Батик – многогранный вид худ творчества, который включает в себя самые разные мотивы, в том числе и архитектурные. И для лучшего ознакомления с тонкостями и нюансами работы с тканью необходимо изучать опыт не только отечественных мастеров, но и зарубежных.
Роспись по ткани, как известный промысел, зародился на территории Индонезии на острове Ява [9]. Уже существует версия, что родиной батика является Индия. Роспись по ткани в прошлых веках и по сей день являются популярным и востребованным промыслом по всему миру. Известно, что: «такой материал, как шёлк в батике стали применять в Китае» [8]. До этого чаще использовался более грубый и плотный материал. Шёлковые ткани же смогли придать работам необходимую лёгкость и утончённость. Декорирование и ручная роспись одежды были особенно популярны как у знати, так и простых людей. Так представители разных общественных масс могли элегантно подчеркнуть свой статус и принадлежность к тому или иному сословию.
Экзотическая природа Азии и её уникальная архитектура всегда привлекали иностранцев.
На территории Японии существовали свои особенности росписи ткани. Батик в Японии имел название «Рокети», что имеет схожий перевод [10].Считается, что конкретные технологии исполнения также были позаимствованы у Китая и Индии. В Японии и Китае пошив одежды был очень востребован и распространён. Большое количество видов тканей давало разнообразие промыслов и расширяло фантазию людей. Костюмы часто сочетали в себе вышивку и ручную роспись. В азиатских костюмах заметен активный и насыщенный колорит [10]. Орнаменты тщательно прорабатывались. Некоторый промежуток времени в Японии был популярен метод «трафарета», что облегчало работу. Помимо растительных орнаментов присутствовали изображения гербов, разных исторических и бытовых сцен, а также птиц, зверей. В этой стране также была разработана техника «сибори»- метод особого перевязывания тканей для получения определённого узора. На данный момент этот способ перевязывания материала популярен во всём мире.
Художники достаточно часто выражают в своих работах любовь к отечеству и к пейзажам родной страны. Азиатская архитектура является очень узнаваемой и характерной по своей стилистике и используемым деталям. Это касается, как восточных храмов, так и простых деревенских строений.
Кодзима Коукеи является современным японским художником, который специализируется на росписи тканей. В своих работах художник придерживается азиатского стиля «Сонсуй-гай», что подразумевает под собой пейзажи, в которых передаётся красота горных массивов и речных потоков [13]. Но также в работах Кодзимы часто изображаются архитектура японской деревни, что чем-то схоже с творчеством российской художницы Алёны Косульниковой, которая изображает русские деревни в своих работах на ткани.
Пейзажи Коукеи исполнены в приглушённых тонах и не очень ярком колорите. Они изображаются в традиционном восточном стиле «Суми-ё». Данный стиль является достаточно древним видом монохромной росписи полотен. Вот что пишет о данной технике Мэйхолл И.: «с помощью туши и кисти художники создавали изящные изображения растений, создавали портреты людей, а так же запечатлевали архитектурные мотивы» [4;10]. Подобные работы традиционно исполнялись как на бумаге, так и на ткани. Поэтому можно сделать вывод, что Кодзима Коукеи придерживается традиционного метода передачи своих творческих замыслов.
Работы художника исполнены очень детализировано, особое внимание уделяется растительности. Архитектура в данных работах всегда выглядит аккуратной и лёгкой. Небольшие японские дома изображены с учётом этнических деталей, что делает их реалистичными. Часто можно заметить соломенные крыши и традиционные раздвижные двери.
Не смотря на хорошую и плотную композицию и обилие многочисленных деталей, Коукеи следует эстетическому японскому направлению «ваби-саби» — что означает натуралистичность и скромность [4]. Данные качества являются неотъемлемой частью Японской культуры. Этот аспект, в свою очередь, передаёт отношение автора к своим работам. Коукеи стремится запечатлеть на полотнах скромный быт японской деревни и окружающее величие природы, что остаётся неизменным на протяжении всего исторического хода.
В восточных странах роспись тканей, безусловно, является востребованным видом искусства, и в свою очередь, батик завоевал признание и в странах Запада
«В Америке батик набрал популярность в XX веке» [10]. В это время Рози Робинсон, которая по образованию являлась преподавателем истории, увлеклась модным течением росписи по ткани. За свою художественную практику художница пробовала самореализовываться в разных творческих направлениях, и батик стал самым эффективным для воплощения её творческих задумок. И таким образом художница начала совмещать хобби с преподаванием.
Рози Робинсон выполняет свои работы в стиле, визуально напоминающем акварельную живопись. Художница объясняет: «данный эффект достигается при помощи горячего батика» [6;23]. Используя горячий воск, накладывая его в несколько слоев на шелковую ткань, мастер добивается проработанного и детализированного эффекта в своих произведениях.
Работы Робинсон отличаются вниманием к деталям, а также включают в себя архитектурные мотивы. В своих картинах художница изображает как традиционные загородные американские виллы, так и уличные каналы Венеции. Так же частыми мотивами становится морская тема и лодочники.
Коллекция работ с изображением домов в Венеции — это отличный пример того, как Робинсон решает композиционные и цветовые задачи. Дома изображены стоящими в воде, что усложняет работу. Данные картины также изображены с помощью горячего батика на шёлке. Здания хорошо проработаны, внимание уделяется разной форме окон, прорисованы особенности материала, из которого построены дома, где-то изображены части улиц, мосты и лодки. У некоторых домов можно заметить облупившийся фундамент из-за воздействия воды. К исполнению архитектуры Робинсон относится очень внимательно, как и к своему творчеству в целом.
Стоит так же отметить, что художница не только создаёт картины, но так же проявила свои навыки в качестве писателя. Рози Робинсон написала и издала несколько книг, которые содержат в себе пошаговое объяснение основных принципов росписи ткани. В них подробно раскрываются материалы, которыми пользуется художница, виды и техники батика, такие как холодный и горячий [5]. Так же издания изобилуют разнообразными примерами пошагового создания картин. Благодаря своему педагогическому опыту художница внесла свой вклад в развитие теоретической базы росписи по ткани.
Таким образом, все художники имеют свой собственный подход, любимые материалы и техники. В своих работах творцы стараются отобразить привязанность к родным местам и особенности своих стран через природу и архитектуру. Подобные произведения по праву могут считаться исторической ценностью, так как на них запечатлены особенности построек и ландшафта в данном временном промежутке. А так же роспись по ткани может выступать как диалог между представителями разных стран. В работе со студентами при изучении росписи ткани большое внимание уделяется изображению архитектуры. Изучение истории, технологических особенностей и творчества художников разных стран, способствуют профессиональному развитию студентов[7].
References
1. Арманд Т.А. «Руководство по росписи ткани», С-П., «Политехника», 1992.2. Гильман Р. А. «Художественная роспись тканей: учебное пособие для вузов», М., Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008.
3. Декоративно-прикладное искусство (роспись ткани). Учебное пособие. Сост. Уманова А. И. – М., 2008.
4. Мэйхолл, И. Техника Японской живописи суми-ё / И. Мэйхолл: пер.с англ. В.А. Басько. – 4-е изд. – Минск: Попурри, 2012. – 128с.
5. Робинсон, Рози Искусство батика. Техники и образцы / Рози Робинсон. - М.: Ниола-Пресс, 2007. - 809 c.
6. Рози, Робинсон Искусство батика: Техники и образцы / Робинсон Рози. - М.: Ниола-Пресс, 2008. - 604 c.5.
7. Уманова А. И., Фомина Е. В. «Влияние современных тенденций развития народных промыслов на обучение студентов декоративно-прикладному искусству». Национальная ассоциация ученых. 2015. N 5-3 (10). с. 83-86
8. Эм А. Батик. Постигаем шаг за шагом / Эм А.- Минск: Харвест,2011. – 256с.
Электронные ресурсы:
9. Батик в Индонезии: сайт [Электронный ресурс] — URL: https://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/(Дата обращения: 15.12.2022) . — Текст: электронный;
10. Батик в Америке: сайт [Электронный ресурс] — URL: https://studbooks.net/1032668/kulturologiya/batik_evrope_amerike (Дата обращения: 22.04.2023) . — Текст: электронный;
11. Батик в Японии: сайт[Электронный ресурс] — URL: https://studbooks.net/668215/kulturologiya/istoriya_razvitiya_batika_yaponii (Дата обращения: 22.04.2023 ) . — Текст: электронный;
12. Официальный сайт Рози Робинсон: сайт[Электронный ресурс] — URL: https://rosirobinson.com/(Дата обращения: 22.04.2023 )
13. Статья о Кадзиме Коукеи: сайт[Электронный ресурс] — URL: https://juicyworld.org/koukei-kojima/ (Дата обращения: 22.04.2023 )