Abstract: The article describes the content of the project of the structured system of professional development of teachers, which is a resource to improve the educational results of students, outlined ways to implement this project in the educational space of the gymnasia.
Keywords: education, teacher, professional growth, educational results, success, design.
Введение. Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к профессиональному развитию учителя, его квалификации, компетентности и опыту, степени профессиональной готовности.
В условиях смены парадигмы образования, обновления содержания образования, смены модели профессионально-педагогической деятельности педагоги должны быть специалистами, понимающими необходимость обучения в течение всей жизни, умеющими выстраивать перспективные траектории своего профессионального развития, уметь самостоятельно добывать знания и применять их в повседневной практике.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204в целях эффективной реализации мероприятий федерального проекта «Учитель будущего» провозглашено внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций и обеспечивающей вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Развитие профессионального роста учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности обучающегося – проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование и развитие образовательной организации, ресурс повышения образовательных результатов обучающихся.
Актуальность нашего проекта обусловлена процессом модернизации образования и требованием профессиональной готовности учителя самостоятельно управлять собственной карьерой, определять траекторию своего профессионального роста, демонстрировать понимание необходимости нести ответственность за профессионально-личностное развитие, ставить реалистичные и достижимые цели, переносить профессиональные навыки в другие профессиональные среды, видеть широкий спектр возможностей внутри образовательной организации и за ее пределами.
Методы и методики. Для повышения качества образования образовательной организации необходимо наращивать профессиональный капитал, который, по мнению М. Фуллан и А.А. Харгривс «состоит из трех частей: человеческого капитала, социального капитала и капитала принятия решений (decisional capital)» [2, 32]. Один из путей наращивания человеческого капитала – обучение внутри организации, которое является наиболее эффективным способом профессионального развития педагога согласно исследованиям известной консалтинговой компании McKinsey. В рамках ее исследования проанализированы 25 наиболее успешных образовательных систем в различных частях света с целью выяснения общих аспектов их функционирования. Важно, что объектом анализа стали образовательные системы, принадлежащие к разным культурам, имеющие разные традиции. Результаты исследований обнаружили, что качество обучения в значительной степени не зависит ни от стоимости обучения одного ученика, ни от количества детей в классе, ни от уровня заработной платы учителя. Единственный параметр, который определяет успехи школьников и от которого зависит качество образования – качество взаимодействия учителя и ученика на уроке, определяемое квалификацией педагога. Исследователи приводят доказательства того, что если в девятилетнем возрасте два одинаковых среднеуспевающих школьника обучались у учителей, имеющих полярно разный уровень квалификации, то уровень их успешности через три года различался на 50%.
Анализ изучения современных психолого-педагогических исследований А.Г. Асмолова, А.А.Вербицкого, С.Б. Елканова, А.К. Марковой, В.А. Сластенина и других показал, что необходимыми, хотя и недостаточными условиями для улучшения качества преподавания можно считать следующие: владение педагогами навыками самооценки своей педагогической деятельности; знание наиболее успешных практик своих коллег, достигаемое в процессе реального наблюдения; наличие у учителей мотивации к проектированию траектории своего профессионального развития.
Эту мотивацию невозможно развивать, используя только материальные стимулы. Очень важно организовать структурированную внутригимназическую систему профессионального развития педагогов, которая была построена с использованием следующих методов.
Таблица 1
Методы исследования
Метод, ведущий в решению поставленных задач | Решаемые(-ая) задачи(-а) | Виды деятельности, связанные с поставленными задачами |
Проблемно-поисковый | Входная диагностика | Анализ исходного состояния и причин затруднений |
Информационно-аналитический | Сбор информационных материалов, направленных на удовлетворение запроса | Выявление, систематизация, аудит, аналитика |
Информационно-творческий | Разработка модели организации работы | Определение направлений работы и ответственных. Определение показателей качества реализации проекта |
Контрольно-оценочный | Контроль качества реализации проекта | Заполнение контрольно-оценочных таблиц по показателям качества реализации проекта
Анализ итогов реализации проекта и корректировка недочетов |
Ресурсный | Планирование и распределение ресурсов проекта | Финансовый расчет обеспечения реализации проекта, определение источников финансирования |
Рефлексии | Анализ соответствия полученных результатов первоначальному замыслу; при необходимости внесение корректив, принятие решения о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного развития и внедрения в практику | Итоговая экспертиза и оценка проекта |
Эксперимент. Реализация подготовительного этапа (сентябрь 2017г. – июнь 2018г.) предполагала организацию работы по следующим направлениям:
1.Определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой, государственной политикой в сфере образования, стратегией и планом развития региональной системы образования, создание внутригимназической нормативной документации по реализации проекта.
- Входная диагностика (стартовая позиция учителя, самооценка его деятельности, анкетирование с целью определения запросов и интересов в построении индивидуальной траектории).
- SWOT-анализ (способ определить стартовые условия, сфокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые).
- Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса, анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством образовательных услуг.
- Формирование творческих групп по реализации направлений проекта.
- Распределение функциональных обязанностей участников проекта.
- Составление плана работы, подготовка материально-технического обеспечения для реализации проекта, структурирование ресурсов.
- Определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.
- Определение форм и содержания управленческих решений.
Одним из важных направлений работы на подготовительном этапе является проведение SWOT-анализа, который позволил выделить следующие сильные стороны:
– педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом (3 кандидата наук; 29 учителей высшей категории; 6 победителей конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО «Образование»; 2 лауреата премии Губернатора РО; эксперты по осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности учителей города; члены предметных экспертных комиссий ЕГЭ, ОГЭ), что свидетельствует о готовности решать педагогические задачи профессионального развития педагога и повышения образовательных результатов обучающихся;
– направленность кадровой политики на постоянное развитие педагогического творчества учителей через обучение;
– вовлечение родительской общественности в управление гимназией (наблюдательный совет и Совет гимназии);
– преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием (адаптация детей дошкольного возраста к школьному обучению по программе курсов «ДАР», а также сложившееся социальное партнерство между гимназией и ДОО города);
– интеграция образовательных пространств гимназии и Таганрогского института имени А.П.Чехова;
– наличие предметных кабинетов, оснащенных современными техническими средствами обучения.
Выявлены и определенные риски: консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменениям в системе образования; риск увеличения объема работы, недостаточное финансирование системы образования, вызывающее ограничение многих возможностей для развития педагога.
Благоприятными возможностями являются создание системы профессионального саморазвития и повышения квалификации; обогащение опыта, обновление знаний и интеграция их в деятельность.
Особого внимания требуют проблемные зоны, выявленные в процессе анализа: не все педагоги (43%) имеют высокую степень мотивации к профессиональному развитию; недостаточная материально-техническая база (53%) для развития инновационной деятельности; недостаточный уровень владения психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными) (27%), необходимыми для работы с детьми с особыми образовательными потребностями; неспособность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития (21%); неэффективное стимулирование творческой активности педагогов; недостаточное владение ИКТ-компетенциями в условиях цифровизации (22%).
Для устранения проблемных зон и разработан наш проект.
Рисунок 1. Внутригимназическая система профессионального развития педагогов
На основном этапе реализации проекта (июнь 2018г. – февраль 2020г.) работа строится в следующих направлениях:
- Проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов и комплексное сопровождение их реализации.
Эта деятельность ориентирована на тесное взаимодействие учителя и администрации, на процесс совместного педагогического творчества, анализа и оценки результатов. Для проектирования индивидуальной траектории профессионального развития педагога нами применяется алгоритм совместных действий администрации и учителя «ProfessionalStart» с учетом индивидуальных особенностей личности и уровня профессиональной компетентности, готовности к самообразованию, способности к рефлексии. Определены 4 позиции (старт, мониторинг возможностей, потребностей и задач, процесс, результат), на каждой из которых осуществляются определенные действия, назначены исполнители. В структуру индивидуальной траектории профессионального развития педагога входят:
– обязательный вектор развития (от учителя без категории до учителя высшей категории);
– вариативный вектор развития (развитие профессиональных компетенций, профессиональное соответствие задачам реформирования образования и стратегии развития гимназии);
– личностный вектор развития (отражает план самообразования учителя).
Траектория профессионального развития учителя оформляется в виде документа и является частью портфолио достижений. Нами создана централизованная система управления образовательным контентом с помощью сетевого информационного ресурса School. Одно из направлений использования данного ресурса в нашем проекте – своевременное фиксирование и накопление результатов достижений и профессионального развития педагога.
- Создание условий для своевременного повышения уровня профессиональной квалификации на основе использования каскадной модели повышения квалификации: организация профильной курсовой подготовки педагогов, работающих в области развития одаренных обучающихся, на базе образовательного центра «Сириус» г. Сочи; курсовой подготовки для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, по программам инклюзивного образования; организация стажировки учителей на базе образовательных, научных и иных организаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результаты в образовательной деятельности.
- Организация обмена профессиональными практиками через проведение: Фестиваля педагогического мастерства, предметных недель, гимназического конкурса «Лучшее портфолио педагога», конкурса личных сайтов, блогов, сетевое взаимодействие в различных сообществах, подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах, ассимиляция ценного опыта отдельных учителей.
- Систематическое использование электронных образовательных ресурсов, платформ: облачные технологии учебных курсов с доступом через web-интерфейс; IT-технологии в реализации системы контроля, оценки (MyTest, Videourok, сервисы Googlе); организация виртуальных сред для взаимодействия с обучающимися (модель «Перевернутый класс»).
- Создание системы поддержки и адаптации новых сотрудников: тьюторство, наставничество, Школа молодого педагога, дополнительное поощрение наставников в случае успешной адаптации наставляемого, стажерские площадки, этический кодекс учителя (профессиональные ценности, профессиональный долг, профессиональная честь).
- Создание эффективных условий реализации: формирование благоприятного морально-психологического климата, способствующего профессиональному развитию; обеспечение санитарно-гигиенических, физиологических, психологических, эстетических условий труда; организация рабочего места педагога в соответствии с требованиями ФГОС; ориентирование стимулирующих выплат за наиболее приоритетные направления профессионального роста.
Результаты. На третьем, оценочно-результативном, этапе проекта (февраль 2020г. – июнь 2020г.) работа была организована в следующих направлениях:
- Предоставление отчета о проделанной работе.
- Анализ итогов реализации проекта и корректировка недочетов.
- Формирование банка данных по итогам работы педагогов.
- Информирование общественности о результатах реализации проекта.
- Определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.
- Обобщение и распространение опыта работы педагогов.
Показатели эффективности данного проекта:
– позитивная динамика общественной оценки, включая учет мнения выпускников и родителей (с 34% до 72%);
– позитивная динамика показателей внутреннего и внешнего мониторинга (с 56% до 81%);
– наградная система, как стимулирование профессионального роста;
– повышение ИКТ-компетентности в условиях цифровизации (с 22% до 62%);
– участие и победы в профессиональных конкурсах (43%);
– успешность выпускников гимназии (82%);
– аттестация педагогов как инструмент констатации роста (92% — наличие высшей квалификационной категории);
– повышение рейтинга и престижа гимназии (с 51% до 76%).
Сегодня современной школе требуются конкурентоспособные учителя, готовые к самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности, гармонично сочетающие в себе как личностные, так и профессионально значимые качества. Для соответствия заявленным требованиям, педагогу необходимо активно включаться в планомерный процесс профессионального развития. Данный проект направлен на поиск новых возможностей для повышения профессионального уровня педагогов, создания и реализации условий для их профессионального роста.
References
1. Тринитатская, О.Г., Безматерных, Т.А. Стратегия управления профессиональным ростом учителя в региональном образовательном пространстве. - Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018.2. Hargreaves, A., Fullan, M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. New York: Teachers College Press, 2012