The system professional development of teachers as resource to enhance educational results of students

UDC 371.14
Publication date: 01.06.2020
International Journal of Professional Science №6-2020

The system professional development of teachers as resource to enhance educational results of students

Система профессионального развития педагогов как ресурс повышения образовательных результатов обучающихся

Nalesnaya Susanna Laurievna,
Lisitsyna Natalia Viktorovna

1. Ph.D., Associate Professor, Department of General Pedagogy,
Taganrog Institute named after A.P.Chekhov (branch) «RGEU(RINH)»
2. Director of the Chekhov Gymnasium


Налесная Сусанна Лауриевна,
Лисицына Наталья Викторовна

1. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики,
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»
2. Директор МАОУ гимназии имени А.П.Чехова
Аннотация: В статье описано содержание проекта структурированной системы профессионального развития педагогов, являющейся ресурсом повышения образовательных результатов обучающихся, намечены пути реализации данного проекта в образовательном пространстве гимназии.

Abstract: The article describes the content of the project of the structured system of professional development of teachers, which is a resource to improve the educational results of students, outlined ways to implement this project in the educational space of the gymnasia.
Ключевые слова: образование, педагог, профессиональный рост, образовательные результаты, успешность, проектирование.

Keywords: education, teacher, professional growth, educational results, success, design.


Введение. Современная система образования характеризуется существенными изменениями в содержании и механизмах образовательного процесса, принципиально иными требованиями к профессиональному развитию учителя, его квалификации, компетентности и опыту, степени  профессиональной готовности.

В условиях смены парадигмы образования, обновления содержания образования, смены модели профессионально-педагогической деятельности педагоги должны быть специалистами, понимающими необходимость обучения в течение всей жизни, умеющими выстраивать перспективные траектории своего профессионального развития, уметь самостоятельно добывать знания и применять их в повседневной практике.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204в целях эффективной реализации мероприятий федерального проекта «Учитель будущего» провозглашено внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций и  обеспечивающей  вхождение Российской Федерации в число  10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Развитие профессионального роста учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности обучающегося – проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование и развитие образовательной организации, ресурс повышения образовательных результатов обучающихся.

Актуальность нашего проекта обусловлена процессом модернизации образования и требованием профессиональной готовности учителя самостоятельно управлять собственной карьерой, определять траекторию своего профессионального роста, демонстрировать понимание необходимости нести ответственность за профессионально-личностное развитие, ставить реалистичные и достижимые цели, переносить профессиональные навыки в другие профессиональные среды, видеть широкий спектр возможностей внутри образовательной организации и за ее пределами.

Методы и методики. Для повышения качества образования  образовательной организации необходимо наращивать профессиональный капитал, который, по мнению М. Фуллан и А.А. Харгривс  «состоит из трех частей: человеческого капитала, социального капитала и капитала принятия решений (decisional capital)» [2, 32]. Один из путей наращивания человеческого капитала – обучение внутри организации, которое является наиболее эффективным способом профессионального развития педагога согласно исследованиям известной консалтинговой компании McKinsey. В рамках ее исследования проанализированы 25 наиболее успешных образовательных систем в различных частях света с целью выяснения общих аспектов их функционирования.  Важно, что объектом анализа стали  образовательные системы, принадлежащие к разным культурам, имеющие разные традиции. Результаты исследований  обнаружили, что качество обучения в значительной степени не зависит ни от стоимости обучения одного ученика, ни от количества детей в классе, ни от уровня заработной платы учителя. Единственный параметр, который определяет успехи школьников и от которого зависит качество образования – качество взаимодействия учителя и ученика на уроке, определяемое квалификацией педагога.  Исследователи приводят доказательства того, что если в девятилетнем возрасте два одинаковых среднеуспевающих школьника обучались у учителей, имеющих полярно разный уровень квалификации, то уровень их успешности через три года различался на 50%.

Анализ изучения современных психолого-педагогических  исследований А.Г. Асмолова, А.А.Вербицкого, С.Б. Елканова, А.К. Марковой, В.А. Сластенина  и других показал, что необходимыми, хотя и недостаточными условиями для  улучшения качества преподавания можно считать следующие: владение педагогами навыками самооценки своей педагогической деятельности; знание наиболее успешных практик своих коллег, достигаемое в процессе реального наблюдения; наличие  у учителей мотивации к проектированию траектории своего профессионального развития.

Эту мотивацию невозможно развивать, используя только материальные стимулы. Очень важно организовать  структурированную внутригимназическую систему профессионального развития педагогов, которая была построена с использованием следующих методов.

Таблица 1

 Методы исследования

Метод, ведущий в решению поставленных задач Решаемые(-ая) задачи(-а) Виды деятельности, связанные с поставленными задачами
Проблемно-поисковый Входная диагностика Анализ исходного состояния и причин затруднений
Информационно-аналитический Сбор информационных материалов, направленных на удовлетворение запроса Выявление, систематизация,  аудит, аналитика
Информационно-творческий Разработка модели организации работы Определение направлений работы и ответственных. Определение показателей качества реализации проекта
Контрольно-оценочный Контроль качества реализации проекта Заполнение контрольно-оценочных таблиц по показателям качества реализации проекта

Анализ итогов реализации проекта и корректировка недочетов

Ресурсный Планирование и распределение ресурсов проекта Финансовый расчет обеспечения реализации проекта, определение источников финансирования
Рефлексии Анализ соответствия полученных результатов  первоначальному замыслу; при необходимости внесение корректив, принятие  решения о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного развития и внедрения в практику Итоговая экспертиза и оценка проекта

Эксперимент. Реализация подготовительного этапа (сентябрь 2017г. – июнь 2018г.) предполагала организацию работы по следующим направлениям:

1.Определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики.

  1. Ознакомление с нормативно-правовой базой, государственной политикой в сфере образования, стратегией и планом развития региональной системы образования, создание внутригимназической нормативной документации по реализации проекта.
  2. Входная диагностика (стартовая позиция учителя, самооценка его деятельности, анкетирование с целью определения запросов и интересов в построении индивидуальной траектории).
  3. SWOT-анализ (способ определить стартовые условия, сфокусироваться на сильных сторонах, минимизировать слабые).
  4. Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса, анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством образовательных услуг.
  5. Формирование творческих групп по реализации направлений проекта.
  6. Распределение функциональных обязанностей участников проекта.
  7. Составление плана работы, подготовка материально-технического обеспечения для реализации проекта, структурирование ресурсов.
  8. Определение схем отслеживания результатов проекта и форм подведения итогов, трансляции результатов.
  9. Определение форм и содержания управленческих решений.

Одним из важных направлений работы  на подготовительном этапе является проведение SWOT-анализа, который  позволил выделить следующие сильные стороны:

– педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом (3 кандидата наук; 29 учителей высшей категории; 6 победителей конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО «Образование»; 2 лауреата премии Губернатора РО; эксперты по осуществлению всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности учителей города; члены предметных экспертных комиссий ЕГЭ, ОГЭ), что свидетельствует о готовности решать педагогические задачи профессионального развития педагога и повышения образовательных результатов обучающихся;

– направленность кадровой политики на постоянное развитие педагогического творчества учителей через обучение;

– вовлечение родительской общественности в управление гимназией (наблюдательный совет и Совет гимназии);

– преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием (адаптация детей дошкольного возраста к школьному обучению по программе курсов «ДАР», а также сложившееся социальное партнерство между гимназией и ДОО города);

– интеграция образовательных пространств гимназии и Таганрогского института имени А.П.Чехова;

– наличие предметных кабинетов, оснащенных современными техническими средствами обучения.

Выявлены и определенные риски: консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменениям в системе образования; риск увеличения объема работы, недостаточное финансирование системы образования, вызывающее ограничение многих возможностей для развития педагога.

Благоприятными возможностями являются создание системы профессионального саморазвития и повышения квалификации; обогащение опыта, обновление знаний и интеграция их в деятельность.

Особого внимания требуют проблемные зоны, выявленные в процессе анализа: не все педагоги (43%) имеют высокую степень мотивации к профессиональному развитию; недостаточная материально-техническая база (53%) для развития инновационной деятельности; недостаточный уровень владения психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными) (27%), необходимыми для работы с детьми с особыми образовательными потребностями; неспособность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития (21%); неэффективное стимулирование творческой активности педагогов; недостаточное владение ИКТ-компетенциями в условиях цифровизации (22%).

Для устранения проблемных зон  и разработан наш проект.

 Рисунок 1. Внутригимназическая система профессионального развития педагогов

На основном этапе реализации проекта (июнь 2018г. – февраль 2020г.) работа строится в следующих направлениях:

  1. Проектирование индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов и комплексное сопровождение их реализации.

Эта деятельность  ориентирована на тесное взаимодействие учителя и администрации, на процесс совместного педагогического творчества, анализа и оценки результатов. Для проектирования индивидуальной траектории   профессионального развития педагога нами применяется алгоритм совместных действий администрации и учителя «ProfessionalStart» с учетом индивидуальных особенностей личности и уровня профессиональной компетентности, готовности к самообразованию, способности к рефлексии. Определены 4 позиции (старт, мониторинг возможностей, потребностей и задач, процесс, результат), на каждой из которых осуществляются определенные действия, назначены исполнители. В структуру индивидуальной траектории профессионального развития педагога входят:

– обязательный вектор развития (от учителя без категории до учителя высшей категории);

– вариативный вектор развития (развитие профессиональных компетенций, профессиональное соответствие задачам реформирования образования и стратегии развития гимназии);

– личностный вектор развития (отражает план самообразования учителя).

 Траектория профессионального развития учителя оформляется в виде документа и является частью портфолио достижений. Нами создана централизованная система управления образовательным контентом с помощью сетевого информационного ресурса School. Одно из направлений использования данного ресурса в нашем проекте – своевременное фиксирование и накопление результатов достижений и профессионального развития педагога.

  1. Создание условий для своевременного повышения уровня профессиональной квалификации на основе использования каскадной модели повышения квалификации: организация профильной курсовой подготовки педагогов, работающих в области развития одаренных обучающихся, на базе образовательного центра «Сириус» г. Сочи;  курсовой подготовки для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, по программам инклюзивного образования; организация стажировки учителей на базе образовательных, научных и иных организаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результаты в  образовательной деятельности.
  2. Организация обмена профессиональными практиками через проведение: Фестиваля педагогического мастерства, предметных недель, гимназического конкурса «Лучшее портфолио педагога», конкурса личных сайтов, блогов, сетевое взаимодействие в различных сообществах, подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах, ассимиляция ценного опыта отдельных учителей.
  3. Систематическое использование электронных образовательных ресурсов, платформ: облачные технологии учебных курсов с доступом через web-интерфейс; IT-технологии в реализации системы контроля, оценки (MyTest, Videourok, сервисы Googlе); организация виртуальных сред для взаимодействия с обучающимися (модель «Перевернутый класс»).
  4. Создание системы поддержки и адаптации новых сотрудников: тьюторство, наставничество, Школа молодого педагога, дополнительное поощрение наставников в случае успешной адаптации наставляемого, стажерские площадки, этический кодекс учителя (профессиональные ценности, профессиональный долг, профессиональная честь).
  5. Создание эффективных условий реализации: формирование благоприятного морально-психологического климата, способствующего профессиональному развитию; обеспечение санитарно-гигиенических, физиологических, психологических, эстетических условий труда; организация рабочего места педагога в соответствии с требованиями ФГОС; ориентирование стимулирующих выплат за наиболее приоритетные направления профессионального роста.

Результаты. На третьем, оценочно-результативном, этапе проекта (февраль 2020г. – июнь 2020г.)   работа была организована в следующих направлениях:

  1. Предоставление отчета о проделанной работе.
  2. Анализ итогов реализации проекта и корректировка недочетов.
  3. Формирование банка данных по итогам работы педагогов.
  4. Информирование общественности о результатах реализации проекта.
  5. Определение перспективных направлений совершенствования данного проекта.
  6. Обобщение и распространение опыта работы педагогов.

Показатели эффективности данного проекта:

– позитивная динамика общественной оценки, включая учет мнения выпускников и родителей (с 34% до 72%);

– позитивная динамика показателей внутреннего и внешнего мониторинга (с 56% до 81%);

– наградная система, как стимулирование профессионального роста;

– повышение ИКТ-компетентности в условиях цифровизации (с 22% до 62%);

– участие и победы в профессиональных конкурсах (43%);

– успешность выпускников гимназии (82%);

– аттестация педагогов как инструмент констатации роста (92% — наличие высшей квалификационной категории);

– повышение рейтинга и престижа гимназии (с 51% до 76%).

 Сегодня современной школе требуются конкурентоспособные учителя, готовые к самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности, гармонично сочетающие в себе как личностные, так и профессионально значимые качества. Для соответствия заявленным требованиям, педагогу необходимо активно включаться в планомерный процесс профессионального развития. Данный проект направлен на  поиск новых возможностей для повышения профессионального уровня педагогов, создания и реализации условий для их профессионального роста.

References

1. Тринитатская, О.Г., Безматерных, Т.А. Стратегия управления профессиональным ростом учителя в региональном образовательном пространстве. - Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2018.
2. Hargreaves, A., Fullan, M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. New York: Teachers College Press, 2012