Abstract: The concept of project management is considered through the processes (phased activities) of which they consist, and their relationship. Based on this, the article describes the practical experience of distance education. Students are learning how to create and then promote their educational projects. The educational process involves the development of meta-skills and cross-cutting competencies, using a flow chart, which describes the step-by-step execution of tasks, diverse innovative management, and gaming tools, which allow to achieve a synergistic effect and high educational result.
Keywords: project management, meta-skills, cross-cutting competencies, flow cart, mental ladder, multiple intelligence, innovative microclimate, synergistic effect, project scenarios, project mentor
Постановка проблемы. В основе современного экономического роста научно-технический прогресс является профилирующим, а развитие современных знаний в настоящих условиях становится одним из основных рычагов ускорения экономического и социального развития для всех стран мира. Об этом свидетельствует тот факт, что страны, которые руководствуются таким подходом, процветают. В то же время те страны, которые ещё не осознали эту стратегию социально-экономического развития, вынуждены платить обладателям новых технологий интеллектуальную ренту, в том числе, за счет занижения цены интеллектуального труда своих граждан, недооценивая потенциальных возможностей человеческого капитала, а также за счет эксплуатации своих природных ресурсов.
Российская экономика, по свидетельству специалистов, пока ещё недостаточно восприимчива к достижениям научно-технического прогресса и к новой системе управления человеческими ресурсами, в связи с чем, многие организации и предприятия практически ещё не вкладывает средств ни в создание новых технологий, ни в модернизацию старых, ни в поддержку творческих специалистов, ни в систему грейдинга. Вместе с тем, известно, что значительный рост ВВП, можно получить при наличии набора таких факторов, как: инфраструктура, инновационный менеджмент, эффективные финансовые инструменты, человеческий капитал, квантовое лидерство, адекватная законодательная база и инновационное образование. Сегодня чрезвычайно важен процесс перехода к экономике знаний, в частности, управлению ими и обмену; создания творческих команд, совместно работающих над инновационными проектами и современными трендами; разработки новых технологий средств и методов, обеспечивающих успешное выполнение подобных проектов.
Всё сказанное имеет прямое отношение к системе подготовки кадров. В развитии инновационного процесса в образовании ключевую роль, как известно, играет государственная экономическая политика, а сами инновации и распространение новых знаний требуют прочной научно-исследовательской базы, кластеров, в которых разрабатываются новые идеи и технологии, новые формы сотрудничества и конструктивного взаимодействия научной, исследовательской и профессиональной деятельности. Инновации, внедряемые в систему образования, позволяют специалистам, работающим в организациях, отвечать на все более сложные требования времени, потребителей услуг и клиентов, опережая конкурентов на внутреннем и международном рынках. По мнению специалистов-новаторов, инновационную систему можно определить как сеть агентов из разных сфер деятельности: науки, бизнеса и экономической политики, которые взаимодействуют между собой с целью разработки, обмена и применения новых технологий, новых знаний для обеспечения устойчивого развития. Как заметил Джон Мейнард Кейнс «Самая сложная задача состоит не в том, чтобы убедить людей принять новые идеи, а в том, чтобы заставить их отказаться от старых»[1]. Этот постулат, как показывает практика подготовки кадров, для образовательной системы весьма актуален.
В профессиональной деятельности, понимая значимость требований, связанных с инновациями, всё более широко практикуется создание единого пространства взаимодействия, поощрение неформальных встреч специалистов разного профиля. Некоторые фирмы, как известно, с этой целью создают корпоративные городки со стратегической инфраструктурой, состоящей из рабочих мест на открытых площадках, радиотелефонов, портативных компьютеров, и мощной безпроводной компьютерной сети, благодаря которой сотрудники могут в любой момент и в любой точке городка войти в сеть и начать, как индивидуальную, так и групповую работу. Особенно это подтверждает сегодняшняя ситуация дистанционного взаимодействия и сотрудничества на открытых рабочих пространствах, либо виртуально, с помощью таких технологий, как видеоконференцсвязь, компьютерная сеть, телефон и пр.
Возможность дистанционно работать, обучать и взаимодействовать для обмена информацией позволяет участникам этих процессов делиться как явными, в виде публикаций, документов и сведений, так и неявными знаниями, а именно: размышлениями, личными убеждениями, взглядами и перспективами, а также оценками тех или иных событий и ситуаций, в том числе догадками и новыми идеями по поводу организации совместной профессиональной работы, по способам дистанционного взаимодействия с обучаемыми. Представляется, что особенно важен обмен неявными знаниями, так называемое «перекрёстное опыление» знаниями всех участников взаимодействия.
В связи со сказанным, описание новых идей, подходов, технологий, исследуемых и апробированных авторами и затем применяемых на практике, является, на наш взгляд, эффективным способом трансформировать неявные знания в материальные формы. Данная статья описывает реальный опыт, который может стать достоянием широкого круга заинтересованных людей.
Анализ и постановка проблемы. Учёные считают, что наступает эра «экономики внимания», что в будущем деловое взаимодействие тех, кто работает и тех, кто обучает будущих специалистов, всё в большей степени будет становиться совместной деятельностью по созданию услуг и интеллектуальных продуктов. Проблема заключается в том, что в системе образования нужно не просто читать лекции про создание проектов и командообразование, а внедрять в систему подготовки кадров «дуэты, триады, квартеты и квинтеты», включающие студентов в совместную практическую деятельность при разработке проектов, обучая групповому взаимодействию и партнёрским отношениям, как в малых, так и в больших группах. Пока в университете такой опыт используется в гомеопатических дозах, например, не допускается совместная подготовка выпускных работ и дипломных проектов. Весьма скромен опыт по разработке курсовых проектов в малой группе. Самостоятельная работа по проектированию также в большей степени использует индивидуальные маршруты и задания, иногда с применением скеффолдинга («угасающая помощь»), а чаще, даже с недостаточным консультированием [1].
Думается, что не случайно, в связи со сказанным, появилась в последние годы потребность в тренингах, развивающих социальную (в том числе, эмоциональную) компетентность менеджеров, формирующих такие значимые метанавыки, как коммуникативные, интерактивные, презентационные, навык принятия групповых решений и разработки проектов, анализа информации и прогнозирования тенденций и рисков. Практикой востребованы также сквозные навыки и компетенции, включающие метанавыки, умение ставить задачи; управление вниманием; критическое, творческое, системное мышление и творческие способности; навыки в сфере ИКТ и медиа, а также развитие мышления о будущем.
Несомненно, ценность перечисленных «навыков» заключается как раз в том, что они позволяют получать прибыль от человеческого капитала, от его интеллектуальной составляющей, так как она включает в себя, объём знаний и информации, накопленный людьми; творческие способности сотрудников; интеллектуальную собственность (патенты, авторские права, ноу-хау и пр.) и такие рыночные активы, как брэнд, товарные знаки, портфель заказов, а также технологические инструменты и электронные ресурсы, информационные системы и базы данных и, наконец, компетенции как проявление человеческого капитала сотрудников. Обученные интерактивными и информационными технологиями специалисты и менеджеры будут лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире, мобильно адаптироваться к разным новым направлениям, дисциплинам и техникам и разбираться в потоках новой, в том числе цифровой, информации. Кроме того, овладев «навыками XXI века», каждый специалист сможет самостоятельно заниматься своим образованием и развитием всю оставшуюся жизнь. Проводимые нами исследования показали, что особенно эффективными в управлении самостоятельной работой студентов, являются технологии, которые формируют культуру мышления, их самостоятельность и умение осуществлять сотрудничество с разными людьми. Специалисты называют такие технологии метакогнитивными, то есть формирующими интеллектуальные и исследовательские компетентности и усиливающие рефлексивные механизмы в научно-исследовательской профессиональной деятельности [2].
Цель статьи. В данной статье описан авторский подход к обучению социальному, курсовому проектированию будущих специалистов дополнительного образования (ДО), многократно апробированный и отработанный в дистанционном режиме. Новый подход отличается от широко описанных в педагогической литературе тем, что он построен на многоэтапной маршрутной карте, начиная от диагностики трендовых тенденций и изучения потребностей и спроса на образовательные услуги до этапа продвижения студенческих проектов и переговоров с инвесторами. Важной особенностью обучения проектированию является работа парами и тройками (для обучения сотрудничеству), с применением на каждом этапе разнообразных информационных, интерактивных и креативных технологий, формирующих перечисленные выше метанавыки.
Для развития таких «метанавыков XXI века» в современной системе ДО создаётся инновационное пространство, например, «СКВОЗЬ ZUN», где с помощью разнообразных игровых интерактивных и эвристических технологий и практик научают специалистов критически и системно мыслить о будущем (например, RapidForesight или “скоростной форсайт”, проект- и интеллект-карты, метод мета-план Тони Бьюзен); об инновационных тенденциях и трендах (игровое проектирование, имитационные игры (Simulation Game), программно-ролевой метод генерирования идей); креативно решать проблемы (синектика, мозговые штурмы, техника рефлективного мышления по Джону Дьюи, эдьютайнмент); управлять своим вниманием и временем (техники тайм-менеджмента, метод Бенджамина Франклина) и многое другое.
Как показал практический опыт, студенты не готовы самостоятельно разработать проект для дальнейшей работы с ним в рамках предлагаемых курсов («Инновационное развитие педагогов и методистов ДО»; «Эффективная презентация проектов»). Исходя из этой позиции, всей группой студентов с помощью игрового проектирования и проведения форсайт технологии (прогностическая форсайт-сессия) были определены на основе выявленных тенденций в системе образования ключевые инновационные тренды на ближайшие 5 лет и, затем, разбившись на тройки, каждая малая группа выбрала один из потенциальных проектов будущего: -тренд на обучение микро-навыкам и fast-программы; -тренд на создание системы непрерывного образования ориентированного на формирование сквозных компетенций; -тренд на индивидуализацию образования; -тренд на дистанционный формат обучения; -тренд на формирование профессионально-общественных механизмов, обеспечивающих стимулирование спроса на образование в течение всей жизни.
Стратегии проектного обучения, как известно, разрабатываются на основе двух дидактических теорий. Первая – теория социального конструктивизма, которая утверждает идею, что студенты усваивают лучше содержание образования, когда они сами создают, или «конструируют» знание в контексте имеющегося социального опыта. Вторая теория связана с «множественным интеллектом», описанным Говардом Гарднером (1995) в книге «Структура разума: теория множественного интеллекта», где он аргументировал, что каждый человек имеет различные типы способностей и, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико — математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты [3]. Проектное обучение как раз не только использует, но и развивает этот разнообразный потенциал способностей студентов, что даёт кумулятивный эффект, а в условиях групповой работы — эффект синергический. Термин синергия в переводе с греческого, означает «совместное действие». Эффект, как правило, возникает из-за прибавочной интеллектуальной энергии, которая появляется при объединении людей в группу для выработки и принятия коллективного решения. При этом групповой результат, превышает сумму индивидуальных результатов [4].
Проектное обучение позволяет студентам переносить правила из одной ситуации в другие разнородные ситуации, стимулирует способность генерировать гипотетические инновации, открывать факты, порождать и реализовывать идеи, используя «множественный интеллект». Специалисты отмечают, что в проектно-исследовательской самостоятельной деятельности студентов происходит обучение созданию «проектных сценариев». Сценарии разделяются на 4 категории: перспективные проекты, стратегические проекты, критичные сценарии, сценарии сопровождения [5].
Стратегия проектного обучения подчиняется логике любого проектирования, в том числе и научно-исследовательского, то есть состоит из последовательности этапов проектной деятельности, включающей: сбор информации, планирование (разработка планов различных стратегий, прогноз ожидаемых результатов, расчёт стоимости и пр.), решение о том, как должен быть выполнен проект, реализация проекта, его оценка и утверждение. Для более эффективной самостоятельной проектной работы, как известно, созданы специальные инструменты. К таким инструментам относится, например, Logframe — инструмент анализа для планирования мониторинга и оценки проектов. Считается, что при помощи методологии Logframe можно чётко и ясно изложить цели проекта на одном листе бумаги, свести вместе сведения основных моментов проекта на стадиях: определение проекта (что это такое?), уточнение проекта (что для этого нужно сделать?), оценки (стоит ли это делать?)[6].
Другой инструмент для последовательной разработки проекта – это технологическая карта, то есть описание процесса (маршрута) в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (иногда в графической форме) с указанием применяемых средств, методов и технологий. Именно этот инструмент был предложен студентам для практической реализации. Каждой подгруппе было необходимо разработать и описать, предложенные преподавателем (ментором проектов) задания, используя подход, где вся последовательность шагов прописана в формате ментальной лестницы, представляющей визуально наше мышление во время решения проблем [7]. У основания этой лестницы ведутся наблюдение и анализ, позволяющие сделать диагностику, выявив возможные проблемы; на второй ступеньке осуществляются проблематизация и целеполагание. В технологической карте эти задания представлены в первом модуле управления проектом:
Таблица 1
- модуль: прогноз, диагностика, проблематизация, целеполагание
1.Вид деятельности | 2.цели и задачи | 3.методы и технологии | 4.экспектации (ожидаемый потенциальный результат) |
Прогноз инновацион-ных трендов | предварительная аналитика тенденций в системе ДО | RapidForesight или “скоростной форсайт”; прогностическая форсайт-сессия: «Игра в будущее»; игровое проектирование «Катер» | сборка карт на форсайте с прогнозированием инновационных существующих и зарождающихся трендов с учётом карты времени в обсуждаемом горизонте;
описание тенденций и потенциальных рисков |
Диагностика ситуации | анализ тенденций и состояния образовательной сферы для разработки проекта | ментальная лестница;
«круговой линч» проектов с помощью методов геймсторминга (короткие игровые форматы + «мозговой штурм») |
создание «дорожной карты» – визуальный образ совместного будущего в системе ДО, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений |
Проблемати-
зация |
выявление и систематизация проблем;
наработка каждым участником технологии своего индивидуального опыта по обсуждаемой проблеме и его обогащении в результате групповой работы. |
организация индивидуальной и групповой мыследеятельности по анализу представленной проблемы, swot-анализ; pest-анализ; контент-анализ политических документов, указов, Постановлений; методика определения значимости проблем: важная и срочная; важная, но не срочная, срочная, но не важная, не срочная и не важная | формирование единого «поля представлений» разработчиков проекта; определение ключевых проблем и рисков, связанных с ними, и уровень компетентности ответственных за принятие решений;
выявление угроз, которые могут негативно повлиять на агентов (образовательные учреждения, учреждения ДО); анализ рисков и возможных решений по их профилактике при разработке проектов |
Диагностика причин выявленных проблем | определение причин возникновения проблем в системе ДО
|
модели: симптомы, сопротивление, причины симптомов, результаты и будущий эффект [8];
метод «5 Почему?» «Анализ коренной причины», описанный Б. Андерсеном и П. Петтерсеном; диаграмма Исикавы (причинно-следственных связей) |
Модель SCORE включает 5 ключевых составляющих: симптомы, которые, как правило, проявляются как ограничения, сопротивление или помехи, препятствующие достижению цели; причины конкретного симптома, требующие анализа и диагностики; результаты — значимый элемент проблемных пространств, позволяющий предвидеть и предсказать возможный результат и будущий эффект или риски; ресурсы — альтернативы или действия, необходимые для преобразования причин и симптомов и достижения желаемого в результате анализа ситуации и эффект или последствия, то есть долгосрочные результаты достижения планируемой цели |
Целеполага-ние
|
формулировка миссии и цели проекта | SMART-анализ; или ДИСКО (достижимая, измеримая, согласованная, конкретная, определённая во времени); дерево целей | каждая подгруппа в рамках своего проекта (выбранный тренд) прописывает миссию проекта, цели и задачи проекта, цели и сроки организаторов-разработчиков; цели и методы продвижения проекта |
Как видно из таблицы, первый модуль позволил студентам на основе аналитической деятельности по своему проекту осуществить прогноз тенденций, определить инновационные тренды в системе дополнительного образования, провести с помощью разных исследовательских методов диагностику ситуации, существующих проблем, проанализировать возможные риски при разработке проекта, осуществить проблематизацию и целеполагание.
Очень важна для проектирования третья ступенька — генерирование идей, их оценка и принятие решения. Однако, как показывает практика, многие педагоги и обучаемые именно с этого начинают работу над проектом, пропуская аналитический и диагностический этапы, что зачастую приводит к неудачному решению, проект не находит своего потребителя, инвесторов, не отвечает запросам времени и заказчиков услуг. Поэтому важно на четвертой ступени, прежде чем создавать архитектуру проекта, определить потребителей и выявить их ключевые потребности, а уж затем разработать блок-структуру (описание потенциального сценария) и план разработки и реализации; продумать исполнителей, стейкхолдеров, методику и предмет консультирования, а также с помощью, например, технологии «6 шляп» Де Боно, выявить достоинства и недостатки проекта.
Таблица 2
2-ой модуль: изучение потребителей, генерирование идей, разработка архитектуры проекта
1. | 2. | 3. | 4. |
Определение потребителей | выявить контингент потребителей;
описать их характеристики и специфику |
Демографический срез аудитории: возрастные группы; образование; пол; географическое расположение; род занятий; социальный и экономический статус. | определение потребителей данного проекта и выделение их позитивных и негативных особенностей и ожиданий, соотнесение этой информации со сценарием проекта |
Выявление ключевых потребностей | проанализировать существующие потребности потребителей образовательных услуг | Анкетирование, интервьюирование учителей, родителей, детей, методистов.
Разработка вопросов для выявления специальных интересов (профессиональных, политических, этнических, культурных, религиозных) |
сравнительный анализ сценария проекта с точки зрения соответствия существующим и будущим потребностям потребителей образовательных услуг |
Генерирование идей | определение тренда, соответствующего содержанию потребительских интересов и потребностей | Метод брейнрайтинг. Метод 635. Мозговой штурм. Метод фокальных объектов.
Метод эдьютайнмента «Мировое кафе» |
Поисково-апробационная игра «ЗАПРОС» по экспертизе идей и метод игрового проектирования по выработке, защите и отбору идей для сценария проекта использованию методов и технологий |
Формирование архитектуры проекта | определить стратегические направления проективного исследования и новые технологии
|
Эвристическая технология
«6 Шляп» Эдварда де Боно . Техника рефлективного мышления по Джону Дьюи [9] |
проектирование потенциального проекта таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды |
Преимущества и достоинства проекта | обоснование проекта: ресурсное, финансовое, управленческое, социально-педагогическое, юридическое и пр. | Метод К. Джей или диаграмма родового сходства — метод творчества и решения проблем, направленный на прояснение сложных ситуаций и стремление уделять особое внимание наиболее соответствующим, поддающимся проверке и важным идеям [9} | описание преимуществ и возможностей проекта;
удовлетворение потребностей потребителей и заказчиков. |
На пятой ступеньке – отработка системы продвижения проекта от рекламы, позиционирования и презентации до проведения переговоров и заключения сделок с партнёрами, спонсорами, инвесторами.
Таблица 3
3-ий модуль: коммуникация, презентация и продвижение
1 | 2 | 3 | 4 |
Коммуника-
ция |
фасилитиро-
вать общение разработчиков проекта организовать деловое партнёрство и сотрудничест- во |
Синергический стиль (от греч.synergeia — сотрудничество, содружество)
Высокая степень социабельности и низкая степень доминирования лидера проекта. Квантовое лидерство |
инновационный микроклимат и синергический эффект; групповое сотрудничество и партнёрство в условиях творческой атмосферы |
Подготовка презентации проекта и команды разработчи-
ков |
Подготовка сценария презентации и составление плана проведения для мотивации инвесторов, для привлечения внимания целевой аудитории | формат pdf, для демонстрации слайдов – (флеш, мультимедиа, PowerPoint, 3d презентация); рекламные инструменты, аудио, видео и фотоэлементы; рассылка по электронной почте; Pecha-Kucha Nights в формате thinking&drinking, принцип PRES, модель FIRE. | презентация проекта; презентация команды и оперативного изменения информации тиражирование презентации на дисках, используя яркий, профессиональный дизайн слайдов, или размещение ее на сайте организации |
Презентация проекта и продвижение проекта
|
Презентация с помощью онлайн-инструментов и в социальных сетях.
Переговоры. |
Средства презентации; аудиовизуальные средства; реклама по технологии «AIDA», пиар – акции, методы позиционирования, а также пособия, графика, технические средства | В целях демонстрации проекта подготавливаются пресс-релизы, слайды, видеосюжеты, схемы и диаграммы, другие средства визуализации и информирования. Переговоры с инвесторами и заказчиками. |
После прохождения последней ступеньки осуществляется подготовка вопросов для анализа реализации целей, избегания рисков и путей их преодоления и затем «разбор полётов».
Выводы. Таким образом, инновационный микроклимат в работе с проектом в дистанционных условиях создаётся потому, что студенты, управляя проектом, работают малыми группами, на основе инновационных трендов и современных методов менеджмента, а также информационных, интерактивных и креативных технологий взаимодействия, создавая проект на основе технологической карты, начиная с анализа ситуации и прогнозирования тенденций, перспектив и рисков и, заканчивая презентацией и продвижением проекта, что, как показали результаты, формирует метанавыки и сквозные компетенции. «Разбор полётов» позволяет извлекать уроки на будущее, а также учитывать их при подготовке материалов проекта к участию в Международных студенческих конкурсах.
[1]Кейнс, Джон Мейнард выдающийся британский экономист, академик, автор работы «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году. Кейнс, проанализировав современную ему капиталистическую экономику, пришел к выводу: эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое, капиталистическая экономика не полностью использует возможности производительных и трудовых ресурсов и сотрясается периодическими кризисами. Разработанная Кейнсом теориягосударственного регулирования капиталистической экономики получила название кейнсианства (кейнсианской теории).
References
1. Panfilova A.P. Development of research competencies of undergraduates in independent work using scaffolding. In.: 21st Century Management: educational and business development resources. Collection of scientific articles of the XII International Scientific and Practical Conference. – St. Petersburg: The Herzen State Pedagogical University of Russia, 2012; pp. 20-25.2. Kulutkin U.N, Muchtavinskaya I.V. Educational technology and pedagogical reflection. – St. Petersburg: St. Petersburg State University of Pedagogical Mastery, 2003; pp. 15-16.
3. H.Gardner. The structure of the mind: theory of multiple intelligence. LLC ‘ID Williams’, 2007; 512 p.
4. Panfilova A.P., Khachatouryan E.A. Creation of a synergy of educational group by means of interactive technology. French Journal of Scientific and Educational Research, No.2., Volume II. Paris: Paris University Press, 2014; pp. 69-77.
5. Matyach N.V. Innovative pedagogical technologies. Project Training: the study guide for students. – Moscow: Publishing Center "Academy", 2011. 144с.
6. Gerasimov V.V., Cherednikova L.E. Project management: tasks, methods and tools. – Novosibirsk: Student book, 2007.
7. Arjiris K. Organizational learning. – Moscow: LLC Scientific Publishing Center “INFRA-M”, 2004. 563 p.
8. Dilts. R. NLP: creativity management. – St. Petersburg: “Piter”, 2003. 416 p.
9. Panfilova A.P. Brainstorming in collective decision making. Student book. / A.P. Panfilova. - 5th ed. - M.: FLINT, 2018. 320 p.