Physical activity as a form of leisure

UDC 379.8
Publication date: 29.06.2022
International Journal of Professional Science №6-2022

Physical activity as a form of leisure

Физическая активность как форма проведения досуга

Mishina T.V.
PhD in Philosophy
Faculty of Service and Tourism, Department of Philosophy,
Cultural Studies and Social Communications


Мишина Т.В.
кандидат философских наук
Факультет сервиса и туризма, кафедра философии,
культуроведения и социальных коммуникаций
Аннотация: В работе рассмотрено понятие досуг, физическая активность определена как одна из форм его проведения. Представлены данные социологического опроса с целью выявления досуговых предпочтений молодежи.

Abstract: . The paper considers the concept of leisure, physical activity is defined as one of the forms of its implementation. The data of a sociological survey in order to identify the leisure preferences of young people are presented.
Ключевые слова: досуг; свободное время; физическая активность; физическая культура.

Keywords: leisure; free time; physical activity; Physical Culture


В современном мире, под влиянием различных геополитических и глобализационных процессов, в научном обиходе понятия досуг и свободное время все чаще употребляются как синонимы. Так, досуг, определяют, как время свободное от работы и от необходимых домашних обязанностей, таких как воспитание детей, приготовление пищи, уборка и т.д.

Досуг является социальной категорией в которой отражается общественная, индивидуальная и духовная сущность человека. Еще со времен Аристотеля, досуг рассматривался как высшее благо, при этом философ указывал, что «вся человеческая жизнь распадается на занятия и досуг» и в государстве люди должны быть свободны от повседневных забот и уметь испытывать счастье и удовольствие от свободы действий. То есть истинно счастливый человек, тот кто сам определяет свое свободное время и получает от этого истинное удовольствие. Рене Декарт, в свою очередь отмечал, «свобода и досуг … этими двумя вещами я обладаю в такой полноте и ценю их в такой степени, что нет в мире монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня» [2]. Известный ученный А.В. Соколов, ведя размышления на тему досуга и свободного времени указывал «досуг – всегда свободное время, но свободное время не всегда есть досуг». При этом автор пояснял что свободное время может быть потрачено, по усмотрению его владельца, на сверхурочную работу или на домашние хлопоты, на отдых, а досуг — это всегда активное и продуктивное время, потраченное с удовольствием. Если не углубляться в детали дальнейшего семантического анализа понятия досуг, мы можем отметить, что различные ученные В.Н. Лавриченко, Т. Мор, К. Маркс, и другие определяя данный термин старались внести в него свое мировидение и мироощущение соответствующее историческому и политико-социальному периоду, но общей чертой явилась роль досуга в саморазвитии личности. То есть, досуг всегда основан на ментальности, социальном опыте, зависит от экономической и политической ситуации в стране и ориентирован на личность, на удовлетворение ее личных потребностей, с целью самореализации и самоудовлетворения.

Современные реалии диктуют нам новый ритм и темп жизни. Если провести параллель между проживаем в городе и селе, то одни скажут, что в городе все бегут, а в селе живут, другие скажут, что в городе развитие в деревне стагнация. И каждый будет прав. Все зависит от ориентиров, ценностей, норм отдельного человека. Таким образом, окружающая нас действительность, влияние средств массовой информации, желания и стремления побуждают человека к выбору активных форм проведения досуга [4].

Государственное правление, общественные и образовательные организации стремятся активно принимать участие в досуговой деятельности граждан [3]. Предлагают различные формы проведения досуга: культурные программы, массовые зрелищные мероприятия, спортивные площадки, тематические мастер-классы, для того чтобы побудить общество активной жизни, саморазвитию и повышению уровня здоровья населения.

Как отмечает Битарова Л.Г. «Физическая культура как явление общественной жизни является важным фактором общественного прогресса. Вовлеченность каждого человека в регулярные занятия физическими упражнениями является необходимым условием социального развития общества» [1].

В рамках данной работы, приведем блок данных полученных в ходе социологического исследования проведенного обучающимися Кубанского государственного университета физической культуры спорта и туризма с целью выявления досуговых предпочтений современной молодежи. Сразу акцентируем внимание, что опрашивали методом свободной выборки на улицах города. Опрошено было 463 респондента, в возрасте от 18 до 25 лет.

Более 40% респондентов, а это большой процент, по сравнению с аналогичными исследования 2016 и 2018 гг. отметили, что предпочитают активные формы проведения досуга. К активным формам они отнесли занятие физической культурой, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе. На вопрос открытого типа «Почему вы выбрали данную форму досуга» респонденты давали развернутые ответы. Было отмечено, что:

— физическая активность дает заряд энергии на весь день, пропадает сонливость, увеличивается работоспособность;

— физическая активность улучшает физическое и психоэмоциональное состояние;

— физическая активность позволяет поддерживать тело в прекрасной форме;

— прогулки на свежем воздухе, занятие в спортзале дают возможность улучшить концентрацию внимания, отдохнуть от работы, отвлечься и т.д.

При этом многие респонденты в процессе опроса отмечали, что во время занятия физической культурой они слушают не только музыку, но и аудиокниги, лекции, обучающие программы по интересующим их темам. То есть данные формы способствуют саморазвитию.

Физкультурно-спортивная деятельность является, по существу, способом самосовершенствования личности, расширяя ее мировоззренческие взгляды, нравственные представления, эстетические вкусы.

References

1. Битарова Л.Г. Развитие массового спорта и формирование культуры здоровья населения в Краснодарском крае / Л.Г. Битарова, Ю.Г. Бич, Е.Л. Мишустина // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2021. № 1. С. 24-31.
2. Битарова Л.Г. Философия. Учебно-методическое пособие / Л.Г. Битарова, А.В. Тонковидова, Е.А. Найденко, Е.А. Еремина / Краснодар, 2018.
3. Еремина Е.А. Современные основы культурно-досуговых услуг для молодежи в туризме / Е.А. Еремина, В.А. Кузьменко, И.В. Макрушина // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2021. № 1. С. 88-90.
4. Самсоненко Т.А. Спорт в системе ценностных ориентаций российского общества: социокультурное измерение / Т.А. Самсоненко, В.Н. Нехай // Социальные смыслы спортивной духовности. Материалы III Всероссийской конференции с международным участием. 2022. С. 64-69.