Dance as a form of sociocultural activity

UDC 37
Publication date: 31.08.2022
International Journal of Professional Science №7-2022

Dance as a form of sociocultural activity

Танец как форма социокультурной деятельности

Mishina Tatyana Valerievna
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar

Мишина Татьяна Валерьевна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Краснодар
Аннотация: В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «танцевальный конкурс», описаны основные характеристики танца и конкурса. Приведен исторический ракурс зарождения танцевальных состязаний со времен античности. Определили, что в танцевальном искусстве отражены ценностные ориентиры народов, прослеживается его история, идеологические воззрения.

Abstract: The article considers various approaches to the definition of the concept of "dance competition", describes the main characteristics of dance and competition. The historical perspective of the origin of dance competitions since antiquity is given. It was determined that the value orientations of the peoples are reflected in the dance art, its history and ideological views are traced.
Ключевые слова: танец, конкурс, игры, состязания, социокультурная деятельность.

Keywords: dance, competition, games, competitions, social and cultural activities.


Танцевальный конкурс представляет собой одну из ярких форм социокультурной деятельности населения, которая физически активна и имеет различные жанровые и стилевые направления. Современный мир представляет широкое поле для выбора реализации танцевальных возможностей для взрослых и детей, огромное количество различных танцевальных направлений и конкурсов как для профессионалов, так и для новичков-любителей.

Танец представляет собой форму хореографического искусства, в котором главным инструментом создания художественного образа является движение человеческого тела. Рассмотрение танца отдельно от музыки, эмоционального сопровождения невозможно. Марта Грехем, известный американский хореограф, определяла танец как «подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела» [4].

Проведя анализ различных определений танца российских и зарубежных авторов, можно выделить, что танец включает грациозность, элегантность и пластичность, имеет своей целью донести до зрителя определенную мысль, историю, погрузить в атмосферу, для это танцев использует музыку, костюм, способности своего тела для движения и мимики.

Танец присутствует практически во всех этнических культурах и их традициях. С развитием цивилизации происходило параллельно и развитие танца, его усложнении, появились различные стили, виды и формы.

Танец многогранен, он служит инструментом самовыражения, способом социального взаимодействия, является состязательным видом спорта и показательным видом искусства.

В отличие от иных видов искусства, существующих в мировой истории, танец сложно идентифицировать с определенным периодом его зарождения. Известно, что еще в древнейшие времена танец был частью культуры и применялся в религиозно-обрядовой деятельности, сопровождая различного рода ритуалы. Позднее в этнографических, антропологических источниках мы находим описание танцевальных обрядов не только как части религиозного ритуала, но и в описание любовных игр между партнерами, а также как соревновательный акт для выявления лидера. То есть о зарождение танцевальных конкурсов можно говорить с древнейших времен.

Конкурс (от лат. concursus – соревнование) – это состязание, между представителями различных направлений деятельности в области спорта, науки, искусства и так алее, с целью выявления лучших исполнителей, мастеров.

Люди с древнейших времен выражали интерес к состязательности в спорте, творчестве, искусстве. Зарождение соревнований по танцевальному искусству можно проследить еще в эпоху фараонов, когда в древнем Египте для привлечения внимания верховного жреца храмовые танцовщицы состязались в своем мастерстве. Как отмечает Шериф Х. М.: «Конкуренция и желание получить превосходство требовали работы над изяществом и легкостью движений; движения усложнялись, и далеко не каждая танцовщица могла двигаться подобным образом, так как этот вид танца требовал очень большой гибкости и длительных тренировок» [5].

Рассматривая древнеиндийскую праздничную культуру, мы наблюдаем соревнования борцов, музыкантов, фокусников, канатоходцев в честь Бога Индры, при этом данные соревнования носили развлекательный характер и служили для увеселения публики, поэтому соревнующиеся одновременно исполняли и роль комедийных актеров. То есть уже в древние времена мы наблюдаем интеграцию спорта и искусства в массовых зрелищах.

В Древнем Китае праздничная культура была соотнесена с временами года и всегда сопровождалась конкурсными программами. Так, по их поверьям считалось что танцевальные состязания в зимний период способствовали плодородию и успехам на весь будущий год.

Отдельно, в истории зарождения конкурсных программ следует выделить праздничную культуру Древней Греции, которая лежит в основе и современной праздничной культуры. Именно праздники Греции подарили нам Олимпийские, Пифийские и Дельфиские игры, в которых музыканты, певцы, актеры и танцоры состязались за лидерство и известность.

Праздничная культура Средневековья и Возрождения подарила миру первых профессиональных танцовщиков в лице трубадуров, гистрионов, жонглёров.  В благородных кругах проводились состязания на баллах и маскарадах, оценивалось виртуозное исполнение танца, при этом отслеживалась легкость в исполнение, гибкость и подвижность. Победителей выбирали зрители аплодируя. В XI веке в Шотландии зародился конкурс волынщиков и танцоров «горские игры», который актуален и по сей день.

Первые соревнования по танцам среди разных танцевальных школ появились в Ирландии, где именитые танцовщики обучали своих учеников своему мастерству. Преподаватели тоже участвовали в состязании и проигравших должен был покинуть место проведения соревнований вместе со своими учениками и не появляться в городе со своими программами в течение года. Все почести доставались школе победителя.

Танцевальные конкурсы характерны и для традиционной русской культуры. На всех праздничных событиях, ярмарках, свадьбах танцы приобретали соревновательность и назывались перепляс, который актуален и современной культуре. Характеризуя перепляс, Юдин А.В. отмечал: «Элементов в переплясе может быть использовано множество, а их комбинация и последовательность – чистая импровизация танцующего. Участники перепляса соревнуются в силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Задача — перетанцевать соперника. Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью, грацией, и праздничными нарядами».

Таким образом, мы можем заметить, что танец являлся частью культурной жизни различных народов задолго до современной его интерпретации, и по мере развития видов танца появлялись и новые формы соперничества.

В танцевальном искусстве отражены ценностные ориентиры народов, прослеживается история, идеологические воззрения, образ жизни, а также индивидуальные качества танцора, его характер, физические способности, эмоции и чувства. При помощи танца люди устанавливают межкультурные и личные связи, участвуя на соревнованиях различного уровня представляют свою страну, свой этнос, город. В танце отсутствует вербальное общение, танцоры не произносят слов, но язык танца насыщен выразительностью, ведь музыка, ритм, темп, пластика, человеческое тело, эмоция иногда говорят громче слов, именно поэтому язык танца является международным, он понятен каждому, не зависимо от того, на каком языке говорит человек, какими знаниями он обладает.

Значение танцевальных конкурсов в мировой культуре очень велико, так как конкурс позволяет открыть новых «звезд танца», дает возможность юным танцорам выйти на мировую арену [3]. Так же конкурсы различного уровня предлагают коммуникационную площадку для хореографов, педагогов и молодых исполнителей, дающих им возможность не только познакомиться и представить свои работы, но и обменяться опытом, перенять новые идеи для творчества, расширить свой танцевальный кругозор.

Также, танцевальные конкурсы являются одним из способов сохранения культурного наследия. Классические спортивно-бальные произведения помогают сохранить нашу историю, развивают эстетические ценности, воспитывают подрастающее поколение. Помимо классических номеров, на конкурсах демонстрируют навыки современной хореографии, знакомят с различными новыми направлениями танца. Это стимулирует педагогов хореографов искать новые пластические средства и танцевальные формы, внедрять их в свои привычные программы. Каждый конкурс – событие культурной жизни нашего города, региона, страны, развивающий эстетические, физические и духовные ценности [2].

Таким образом, хореографические конкурсы имеют не только художественное, но и общественное значение. Способствуют сплочению представителей коллективов из разных городов и стран, позволяют развивать свои танцевальные направления и перенимать опыт других коллективов, дают возможность заявить о себе и о своей школе, а победителям продвинуться на ступень выше в мечте.

References

1. Битарова Л.Г., Бич Ю.Г. Экзистенциальное осмысление человека в системе массовой культуры. Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 1. С. 86-90.
2. Еремина Е.А., Кузьменко В.А., Макрушина И.В. Современные основы культурно-досуговых услуг для молодежи в туризме. Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2021. № 1. С. 88-90.
3. Мациевский Г.О., Бич Ю.Г. «О, спорт! Ты –мир!» спортивная дипломатия в современном мире. В сборнике: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 119-120.
4. Самсоненко Т.А., Нехай В.Н. Спорт в системе ценностных ориентаций российского общества: социокультурное измерение. В сборнике: Социальные смыслы спортивной духовности. Материалы III Всероссийской конференции с международным участием. 2022. С. 64-69.
5. Самсоненко Т.А., Нехай В.Н., Шаов А.А. Дискурс телесности в контексте социокультурных трансформаций: традиции VS современность. Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2021. № 1. С. 148-151.