Development and use of board games to improve the effectiveness of learning

UDC 372.851
Publication date: 31.08.2022
International Journal of Professional Science №7-2022

Development and use of board games to improve the effectiveness of learning

Разработка и использование настольных игр для повышения эффективности обучения

Fokina Natalia Borisovna
mathematics teacher,
secondary school №18
Pavlovsky Posad,
Moscow region, Russia


Фокина Наталья Борисовна
учитель математики
МОУ СОШ №18
г.о. Павловский Посад,
Московской обл. Россия
Аннотация: В статье рассматривается проблема повышения эффективности обучения через вовлечение школьников в процесс создания учебных настольных игр, даются рекомендации по педагогическим условиям сопровождения процесса создания, предлагается авторская модель проектирования учебной игры.

Abstract: The article deals with the problem of increasing the effectiveness of education through the involvement of schoolchildren in the process of creating educational board games, gives recommendations on the pedagogical conditions for accompanying the creation process, and proposes an author's model for designing an educational game.
Ключевые слова: Обучение, эффективность, мотивация, игровые технологии, проектирование, модель.

Keywords: Training, efficiency, motivation, game technologies, design, model.


Наш мир постоянно модернизируется и изменения затрагивают все сферы современной жизни. В школьном образовании делается акцент на внедрение инновационных технологий и методик, это повышает не только эффективность обучения, но и заинтересованность обучающихся в освоении учебного материала.

Мы стараемся привить любовь к окружающему миру и людям ребенку с детства, поэтому важно также с ранних лет воспитывать в нем тягу к знаниям. Не только на уроке, но и во внеурочное время нужно поддерживать мотивацию к обучению. Для этого мы используем различные технологии, в том числе и игровые. Геймификация входит в нашу жизнь. Самым простым и понятным для детей видом активности является игра. Они легко и быстро вовлекаются в процесс и с удовольствием воспринимают информацию. И лучшим, на наш взгляд, является привлечение ребенка к созданию игры. Создавая игру, школьники учатся ставить цели, достигать их, решая необходимые задачи, приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов игры.

С какого возраста школьники могут сами создавать игры?

С помощью учителя, следуя определенной модели, это возможно с начальной школы. Конечно, мы понимаем, что чем старше ребенок, тем сложнее и интереснее созданная им игра. Но мы не должны забывать тот факт, что мотивировать и развивать надо с раннего возраста.

Перед учителем стоит очень важная задача- разработать такую модель для создания игры, чтобы повысить познавательный интерес школьников, сделать занятия ярче, именно это будет формировать положительную мотивацию к обучению, что повлечет за собой развитие внимания, увеличение работоспособности, при этом будут сформированы навыки целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы, а еще разовьется умение работать в команде.

Для разработки такой модели необходимо правильно определить цель. Что мы хотим получить на выходе продукта? Главной целью нашей работы стало повышение эффективности обучения школьников посредством вовлечение их в создание и реализацию настольных учебных игр.

Задачи, решаемые в процессе построения модели мы уже рассмотрели с вами выше.

Предлагаемая нами модель (рис. 1), включает в себя четыре этапа проектирования:

  • Диагностический этап
  • Этап непосредственного проектирования
  • Этап реализации
  • Этап рефлексии.

Рис. 1. Модель проектирования игры.

Нельзя создать игру для обучения без диагностики того, для кого она создается. Поэтому на первом этапе диагностируется класс в целом и индивидуально учащиеся. Диагностика как психологическая, так и успеваемости. На следующем этапе проектируются содержание и методика игры, проектируется программа сопровождения, на последнем этапе рефлексии- также проводят констатирующие тесты.

На протяжении всех перечисленных этапов идет психолого-педагогическое сопровождение, сопровождаемое педагогическим консилиумом для анализа и оценки эффективности процесса.

Приведем пример игры по математике для учащихся начальной школы, созданной ребятами из 6 класса. Тема, рассматриваемая в этой игре «Сложение и вычитание натуральных чисел». Младшим школьникам было дано поле игры (рис. 2), на нем изображен котенок с произвольно расставленными фигурами, рядом- правила.

Рис. 2. Пример игры для обучающихся начальной школы

Таким образом, поставленная цель была достигнута. Модель для разработки настольных учебных игр повысило мотивацию и эффективность обучения. Хотим заметить, что разработчики представленной игры- ребята, не проявляющие ранее интереса к предмету и к обучению в целом. На данный момент их успеваемость стала выше, мотивация к обучению также повысилась. Игра стала надежным инструментом популяризации математики, помощником и учителям, и ребятам. Всем участникам процесса стало весело и легко изучать математику и проверять полученные знания.

References

1. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2018. – №6. – С. 27 – 46.
2. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. – 2018. – №7. – С. 243 – 250.
3. Божович Л.И. Этапы формировавия личности в онтогенезе. — М.: 1979. – С. 2 – 15.
4. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно–ориентированного воспитания // Педагогика. — 2021. — № 1. – С. 17 – 24.
5. Вершинин В.Н. На принципах самообразования // Открытая школа. — 2017. - №5. – С. 18 – 34.
6. Владимирская О.Д. Самообразование: пять шагов. Спб.: Просвещение, 2006. – С. 210.
7. Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. – 2018. – №4. – С.73–77.
8. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. – 2020. – №6. – С.46–47.
9. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.–2008. – №2. – С.34–41.
10. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2021. – С. 21 – 25.
11. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб–ка журнала «Методист».– 2016.– № 9.– С.4–7.
12. Лукьянова М. И. Вариативный образовательный маршрут [Текст] / М. И. Лукьянова, И. В. Перкокуева // Учитель. – 2017. – № 1.– С.54–58
13. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5–11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2017.
14. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. – 2019. – №1. – С. 58 – 61.
15. Самообразование школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.–практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2018 —№ 5(12)