Abstract: This article discusses the practice of circulation organizations, especially retail enterprises in the context of their integration. The practice of franchising, which has become widespread in recent years, has a number of specific features in the activities of trading enterprises.
Keywords: retail, integration, franchising, product franchising
Сегодня рынок розничная торговля на территории России представлена большим количеством разнообразных предприятий, которые отличаются между собой масштабами деятельности, форматами и формой обслуживания покупателей, наконец, товарной специализацией. Торговые организации охватывают все целевые аудитории населения [1, 2]. Эти группы различаются по гендерному и демографическому признакам, по уровню дохода, социальному статусу и увлечениям. Не вызывает сомнения, что розничная торговля в РФ неуклонно возрастает. Конечно, нужно отметить, что в течение нескольких последних лет темпы прироста товарооборота несколько снижаются, что, вероятно, связано с падением реальных располагаемых доходов населения [3, 4].
В современных экономических условиях глобальной конкуренции предприятия большинства отраслей вынуждены использовать разные приемы и методы, которые позволят сохранить им устойчивое положение даже в условиях конкурентной борьбы.
Одним из таких инструментов является интеграция, то есть объединение с использованием приемов франчайзинга. Такое объединение востребовано многими предприятиями, а отношения между участниками рыночных отношений строятся на основе ряда принципов. Как правило владелец бизнеса (франчайзер) передаёт в пользование компании- партнеру (франчайзи) за вознаграждение (роялти и паушальный взнос) право заниматься таким же видом деятельности, и использовать уже отработанные методы и приемы, то есть бизнес-модель его ведения [5]. Другими словами, происходит своеобразная «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения организации. Вместе с узаконенной возможностью использовать в хозяйственной деятельности торговую марку (бренд), его владелец обычно передает франчайзи также право использования конкретного набора услуг, а в определенных случаях, например, это характерно для розничной торговли, и товаров. Такой перечень может значительно варьироваться, однако наиболее распространенный перечень приведен ниже: [6, 7]:
- Оценка целесообразности местоположения торговой организации, потенциального трафика и проходимости места;
- Содействие в лизинге, сублизинге или аренде оборудования у соответствующих третьих сторон;
- Осуществление вводного курса подготовки сотрудников, в ходе которого франчайзер знакомит с особенностями и технологическими решениями и организацией деятельности в целом;
- Анализ рынка и маркетинговая поддержка для развития бизнеса зависимой организации;
- Консультационная помощь относительно помещения, планировки, дизайна, доставки торгового оборудования и подготовке его к работе;
- Проведение систематического повышения квалификации персонала по вопросам управления и тренинги по решению технологических проблем;
- Участие в формировании и поддержании необходимого уровня товарных запасов и др.
При реализации концепции обратного франчайзинга, который так же имеет распространение в розничной торговле, компания-владелец бренда наоборот выплачивает партнеру агентское вознаграждение за используемые товары [8, 9].
Франчайзи является предпринимателем, которому передается право реализовывать на рынке товары или услуги известного предприятия, при использовании его товарного знака.
Предприниматели нередко используют подобную интеграцию с более сильным партнером как метод развития бизнеса в своей организации, в следующих случаях [10]:
- У предприятия существует особенный имидж, который позволяет потребителю точно узнавать его в многообразии схожих организаций;
- Организации отработала способы ведения коммерческой деятельности, то есть использует ряд устоявшихся и доказавших свою эффективность логистических и маркетинговых приемов;
- Спрос на товары или услуги предсказуем на длительную перспективу и соответствует ожиданиям инвестора;
- Будущий франчайзер готов раскрыть все «секреты» своей бизнес-технологии потенциальным франчайзи и в будущем вести бизнес на основе всестороннего сотрудничества.
Франшиза в широком смысле представляется [11]:
- Правом на создание франшизной фирмы и на реализацию продукции или предоставление франшизных услуг более крупному предприятию на определенных условиях и за регламентированную компенсацию на ограниченной территории;
- Организационной формой малого бизнеса, в рамках которого индивидуальному предпринимателю (пользователю франшизы) предоставляется право на продажу уже зарекомендовавших себя товаров или услуг крупной организации-правообладателя.
Для торговых организаций в большинстве случаев применяется товарный франчайзинг. Он может применяться и к товарам, изготовителем которых является сам франчайзер, и к товарам, изготовленным другими фирмами и продаваемым под торговой маркой франчайзера. Отличительная особенность — привязанность франчайзи к товарному знаку и торговой марке франчайзера [12, 13].
Поскольку В розничной торговле концепция франчайзинга подразумевает реализацию товаров определенного качества, спрос на которые обусловлен уникальностью образа, узнаваемостью товарного знака, товарный франчайзинг подразумевает реализацию товаров, передаваемых франчайзером, а основой концепции – именно использование товарных знаков, право на которые принадлежит франчайзеру [14, 15].
Основной капитал при интеграции организаций в розничной торговле составляет сильный бренд. Без него по факту утрачивается смысл объединения в принципе. При этом, силу торговой марки можно определить, как положительное сальдо хозяйственных операций, которые осуществлялись при ее использовании. Очевидно, что специфика интеграции с использованием франчайзинга заключается в том, что инвестор, вкладывая денежные средство в хозяйственную деятельность, ожидает, во-первых, получить прибыль и достичь возврата вложенных средств. Во-вторых, естественно, он желает это сделать минимальными усилиями, то есть рассчитывает на поддержку при открытии бизнеса.
Не вызывает сомнения, что предприятия сферы обращения, особенно организации розничной торговли, которые используют интегрированный поход при открытии и развивают франшизу являются более конкурентоспособными, особенно в условиях неблагоприятного воздействия макроэкономических факторов [16, 17]. Понятно, что в условиях выхода на внешние рынки целесообразно отечественным предприятиям использовать франчайзинг. Но следует учитывать, что инвестиционные вложения в таком случае могут демонстрировать самую быструю окупаемость.
Чтобы бизнес с использованием технологий интеграции был экономически эффективен и демонстрировал реальную прибыль обеим сторонам, необходимо взаимодействовать по самому широкому кругу вопросов [18]. От франчайзи необходимо превращение в часть системы с помощью внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянное вложение усилий в развитие бизнеса.
В подавляющем числе ситуаций сторона, владеющая брендом и предлагающая франшизу, берет на себя обязательства по оказанию консультационной поддержки относительно организации, развития и ведения операционной деятельности, готова оказать соответствующую поддержку.
Подводя итоги исследования можно отметить, что интеграция с использование франчайзинга является одним из наиболее оптимальных вариантов для молодых предпринимателей, которые стремятся открыть свой бизнес с минимальными инвестициями на франшизу при гарантированном высоком и постоянном доходе. Однако важно учитывать, что как правило, материнская компания осуществляет достаточно строгий контроль своих франчайзи, что накладывает определенные ограничения в ведении бизнеса.
References
1. Голубцова Е.В., Зверева А.О., Литовкина В.Д. Франчайзинговые взаимоотношения в розничной торговле в контексте практики налогообложения//Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 1. С. 11.2. Зверева А.О., Леонова Ю.Г. Использование модели обратного франчайзинга в розничном торговом бизнесе// Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 1189-1193
3. Ващекина И. В. Характерные черты и особенности современного потребительского кредитования в России // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2014. – № 8 (74). – С. 38–43.
4. Кузнецов Н.В., Понкратов В.В., Котова Н.Е. Опыт использования института консолидированного налогоплательщика для стимулирования инвестиционной активности корпораций // Экономика и предпринимательство. 2018. №10. С. 991-995.
5. Кораблева О.Н., Митякова В.Н., Калимуллина О.В. Онтологическое моделирование инновационной активности и потенциала экономического роста. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 3. – С. 160-167.
6. Суздальский Г.А. Влияние налогообложения на рынок интернет-торговли в России // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 16-20
7. Турищева Т.Б. Институциональные аспекты государственного финансового контроля в России//Аудитор. 2014. № 11 № 11 (237). С. 24-31.
8. Косов М.Е., Иванова Я.Я. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 32-38.
9. Кузнецов Н.В. Оценка эффективности деятельности открытых акционерных обществ на основе показателей стоимости бизнеса // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. №10. С. 26.
10. Калачева О.Н. Система внутреннего контроля -необходимый элемент управления субъектами малого предпринимательства//Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2011. № 3. С. 43-49.
11. Голубцова Е.В., Зверева А.О., Литовкина В.Д. Франчайзинговые взаимоотношения в розничной торговле в контексте практики налогообложения//Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 1. С. 11.
12. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Увеличение с 2019 года ставки по НДС: влияние на политику ценообразования налогоплательщика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 23-26.
13. Дзюбенко И.Б. Франчайзинг как инструмент активизации инновационного потенциала предпринимательства / И.Б. Дзюбенко // Экономика и предпринимательство. – 2017. - № 10. – С. 419-427
14. Turishcheva T.B., Akhmadeev R.G., Chaikovskaya L.A. Institutional environment of internal controls in autonomous establishments // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 12. С. 2353-2357.
15. Быканова О.А., Павлова А.К. Виды профориентационной работы в экономическом вузе и ее эффективность //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 39-41
16. Бухарева Л.В., Городецкая М.И., Дятлова О.В. и др. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник/Москва, Юрайт, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп). с. 495
17. Кузнецов А.О. Франчайзинг: триединство выгодополучателей / А.О. Кузнецов // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.2 (27). - С. 80-82.
18. Саадулаева Т.А. Франчайзинг в России: теория и практика / Т.А. Саадулаева // Образование. Наука. Научные кадры. – 2018. - №1. – С. 102-104