Abstract: This article discusses the features of the adoption of the Constitution of the Russian Federation in 1993, also highlights the shortcomings of the current Basic Law and lists the changes made to it. To change the Constitution of the Russian Federation, it is necessary to fix the legal status of the constituent body - the Constitutional Assembly. Therefore, to resolve this issue, a federal constitutional law “On the Constitutional Assembly in the Russian Federation” is needed.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, Constitutional Assembly, Federal Constitutional Law, revision of the Constitution.
В настоящее время проблема соотношения стабильности и динамизма Конституции РФ является крайне актуальной [8, с. 15-16]. И одновременно Конституция РФ должна содержать нормы, отражающие потребности современного общества и государства [3, с. 261]. До 2008 года основной закон страны оставался не низменным. А после государство приступило к преобразованиям конституционной модели государственных органов и устройства страны, что потребовало внесения изменений и дополнений конституционного характера. Так были увеличены сроки полномочий Президента РФ и депутатов представительных органов, ликвидирован Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, присоединены два субъекта Российской Федерации. Наиболее многочисленные дополнения Конституции РФ имели место в 2020 году: учрежден порядок формирования Государственного Совета Российской Федерации, уточнены требования к кандидатам на пост Президента РФ, по запросу Президента РФ Конституционный Суд РФ должен исследовать законность нормативных актов, определен размер минимальной оплаты труда и частота индексации пенсий, закреплено правопреемство Российской Федерации. И в то же время, до настоящего времени, положения статья 135 Конституции РФ о принятии Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не претворены в жизнь.
Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции РФ весьма затруднительная процедура в правовом смысле. Ссылаясь на нормативный акт, данные изменения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием и квалифицируются как пересмотр всей Конституции [6, с. 57-58], но при этом Федеральное Собрание не может не участвовать в процессе пересмотра, так как созвав Конституционное собранием без его участия не получится.
В Конституции РФ передали главную задачу Конституционного Собрания, это либо разработка новой, либо поддержание существующей Конституции. Поэтому, если Конституционное собрание решит разрабатывать новую Конституцию, тогда ее концепцию стоит обсудить на собрании и одобрить.
В 2012 году представители власти решили остро взяться за вопрос об изменении Конституции. И тогда Президент Д.А. Медведев поручил разработать Федеральный Конституционный закон о Конституционном собрании. Тогда общественное мнение разделилось на два лагеря и особо не поддержало эту инициативу. Рабочая группа по рассмотрению данного вопроса пришла к выводу, что разработка проекта о Конституционном Собрании в настоящее время нецелесообразна [4, c. 69-70].
12 декабря 2013 г. Президент РФ В.В. Путин высказался на счет изменений в Конституцию: «Убежден, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы» [5].
В одной из своих работ О.Е. Шишкина говорит о достижении концептуальных основ правового положения Конституционного Собрания РФ и процессе пересмотра, с помощью последовательного подхода решения задач. Все начинается с принятия Федерального Конституционного закона, далее внесение изменений и поправок в Федеральные Конституционные законы, обоснование понятия, структуры, ключевых аспектов процесса пересмотра Конституции РФ и т.д. [7, c. 18].
Даже если рассматривать, что уже немалое количество законопроектов были предоставлены в Государственную Думу и они были пересмотрены, приняты и так далее, а вот то, что касается Конституционного Собрания, то до сих пор ничего не ясно и требуется дополнительное толкование законов.
В любом случае принятие ФКЗ о Конституционном Собрании помогло для переустройства государства, так как имеет большую роль в прозрачности политического режима страны. Если нет Конституционного собрания, то и нет гарантии, что народ является первоисточником власти, так как в этом ФКЗ должно быть указано, что внесение изменений в Конституцию РФ должны приниматься населением на референдуме [2, c. 71].
В заключении можно сделать вывод о том, что принятие федерального конституционного закона о Конституционном Собрании окажет надежность всей государственной системе, а также может стать гарантией для последующего пересмотра основного закона нашей страны.
References
1. Закон РФ о поправке к конституции РФ от 05.02.2014 № 11- ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165801/ (дата обращения: 03.05.2023).2. Александров Е.С. Перспективы формирования конституционного законодательства о Конституционном Собрании Российской Федерации // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: мат. Всерос. науч.-теорет. конф. (Ростов-на-Дону, 09 апреля 2015 г.): в 2-х ч. Р-н/Д.: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2015. Ч. II. С. 69-71.
3. Брагер Д.К., Пешкова К.Е. Сравнительный анализ представлений о конституционном праве на образование в Российской Федерации у обучающихся транспортного вуза по направлениям «Экономика» и «Юриспруденция» // Современный ученый. 2022. № 2. С. 261-268.
4. Никулин В.В., Крутько Е.Б. Конституционное Собрание Российской Федерации: история вопроса и современное политико-правовое состояние // Вопросы современной науки и практики. 2014. № 49. С. 66-72.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. // Российская газета. 2013. 13 декабря. № 282.
6. Скуратов Ю.И. Конституционная реформа в Российской Федерации (варианты развития конституционного процесса) // Вестник Саратовской гос. юрид. академии. 2018. № 3(122). С. 53-59.
7. Шишкина О.Е. Конституционное Собрание Российской Федерации как орган учредительной власти: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. Владивосток, 2004. 28 с.
8. Юсубов Э.С. Дискурс о стабильности Конституции РФ 1993 г. // Конституционное и муниципальное право. 2014. №1. С. 13-16.