Abstract: The scientific article provides a comparative analysis of the cultural affiliation of the Russian subculture and the Chinese subculture at the present stage. In the context of globalization, while traditional cultural boundaries differ significantly from each other, it is analyzed in this case how the youth movement in Russia and China form and maintain their own identity. In the scientific work, the author attempts to analyze the historical roots, as well as social factors that influence the development of two subcultures, including the importance of modern technologies and media texts, in this process in our country, as a rule, the subculture expresses protest sentiments, serve as a motivator for preserving the components of national identity. In turn, in the People's Republic of China, adaptation to current trends is observed with a focus on the commercialization process.
Keywords: comparative analysis, subculture, culture, identity, perception, media content, cultural traditions, globalization.
Введение
Исследование демонстрирует, что существующие различия у молодого поколения двух стран для взаимодействия применяют инновационные средства коммуникации не только для самовыражения, но и для формирования различных сообществ, открывая актуальные возможности для тесного культурного сотрудничества в целом [7].
Цель научной работы состоит в изучении культурной принадлежности российской и китайской субкультур на современном этапе посредством призмы процесса глобализации, также национальных традиций.
Автор предпринимает попытку определить, как данные субкультуры в двух странах развивают собственную идентичность, а также интегрируется к стремительно меняющимся реалиям современного мира. Обращается внимание на активное влияние современных технологий и информационный медиа контент на развитие двух молодёжных субкультур.
Исследование в целом направлено на более глубокое понимание актуальных тенденций, а также специфических особенностей культурного восприятия, а также самоидентификации российской и китайской молодёжи.
Материалами исследования являются научные публикации по теме культурной идентичности, а также интернет ресурсы с дидактическими материалами, цифровой контент (рассматривается на примерах субкультуры России и Китая).
Методика исследования. В научной работе применялся метод контекстуального анализа, исследовались различные материалы информационных медиа контентов, как например, видео блоги, подкасты, а также различные социальные платформы для того, чтобы определить актуальные темы, а также ценности для двух рассматриваемых в работе субкультур.
В том числе проводится исследование культурных артефактов, как например, искусство, музыка и т.д. для того, чтобы более глубоко понимать каким образом отражается принадлежность молодого поколения в двух странах.
Методика сопоставительного анализа современной научной литературы предоставляет возможности для определения общего и специфического в подходах к культурной принадлежности в двух странах. Применение вторичных данных, которые представлены в исследовательских отчётах у современной субкультуры, которые помогут не только дополнить данные исследования, но и определить актуальные тенденции [5].
На сегодняшний день культурная идентичность является основным показателем человеческого бытия, которая выявляет, каким образом индивид или группы индивидов воспринимают себя в рамках собственной культуры, а также истории или социума. В контексте глобализации на современном этапе различные субкультуры играют важную роль как в развитии идентичности, так и отражение в процессе индивидуализации или коллективизации.
«Процесс глобализации отражается во всех сферах нашей жизни. Все больше и больше мы сталкиваемся с представителями других культур. Эффективность межкультурной коммуникации зависит от понимания особенностей мышления, традиций и обычаев представителей иных социумов» [3, с. 27].
Данная научная работа посвящена сопоставительному анализу двух современных субкультур, которые рассматривают не только специфику, но и влияние процессов глобализации на значение инновационных технологий в двух странах (России и Китая). В нашей стране культурная принадлежность развивается благодаря влиянию многовековой истории, как многонационального государства с населением со сложной политической обстановкой [9].
Культурные традиции, как например, семья, а также духовные ценности на сегодняшний день являются особенно важными для россиян. Тем не менее, в последнее время наблюдается повышенный интерес к современным формам и инновациям в процессах самовыражения и самоидентификации, в данном случае приводит к появлению разных субкультур (квадробинг и хоббихорсинг) [4].
Стоит подчеркнуть, что одним из популярных субкультур на сегодняшний день является музыкальное движение как например рок-н-ролл или реп, которые на современном этапе являются образом жизни молодых людей. Данные движение являются как формой идентификации, выражения, так и привычным способом протеста, конфликта с традиционными ценностями.
Следует обратить внимание на движение панк в нашей стране, которое возникло, как актуальная тенденция на социальные потрясения, а также вследствие политических трансформаций, который выражали недовольство молодого поколения в тот период.
В то время, как в Китайской Народной Республике культурная принадлежность также претерпела свои изменения. Китай на сегодняшний день проходит период стремительного экономического развития, также глобальные процессы модернизации, которые влияют на культурные традиционные ценности, также различные обычаи и традиции народа. Существующие различия в двух субкультурах являются значимыми, как например в китайской субкультуре, как правило, носят коммерческий характер и часто взаимосвязаны с влиянием актуальных тенденций [10].
Процесс глобализации играет основополагающую роль в развитии и поддержании культурной идентичности, а также двух субкультур, кроме того глобализация является катализатором обмена культурными традициями, а также образом жизни [8].
На сегодняшний день в Китае и России молодое поколение, как правило, использует социальные сообщества на регулярной основе, а также интернет для обмена опытом, а также формирование различных сообществ. Необходимо отметить, что влияние процесса глобализации на современном этапе является значительным и имеет свою специфику [2].
В нашей стране различные субкультуры активно сохраняют компоненты национальной принадлежности, в свою очередь в Китайской Народной Республике все чаще наблюдается тренд, как стремление к адаптации в мировые тренды на сегодняшний день, создавая особую динамику соответствующего взаимодействия как локальным так и глобальным в общем.
Современные технологии на сегодняшний день играют ключевую роль в формировании современных субкультур, а также их поддержки. В нашей стране информационный медиа контент является платформой для самовыражения молодого поколения, предоставляя возможность формировать и развивать контент, также обмениваться опытом, собственными мыслями и планами, способствуя развитию новых субкультур в целом [1].
Инновационные технологии КНР в том числе, влияют значительно на существующие субкультуры. Следует отметить, все платформы в режиме онлайн как и другие, которые предоставляют возможность молодёжи обсуждать собственные увлечения, делиться собственными мыслями и эмоциями, находить новых друзей. Но существующий контроль в сети интернет в некотором смысле ограничивают свободу самовыражения для формирования и развития определённых субкультур.
«Россия и Китай играют важную роль в мировой культуре и истории. В их языках, обычаях и культурной жизни в целом существует множество различий, несмотря на которые можно найти точки соприкосновения культурной идентичности, что может являться стратегическим ресурсом для совместного развития двух стран» [6, с.60].
Вывод
В нашей стране молодое поколение, как правило, применяет музыку, а также моду для самовыражения, которые приводят к созданию различных субкультур. А в КНР благодаря влиянию европейской культуры молодёжное движение имеет определённые трудности, которые сдерживают формирование различных форм проявления самовыражения, что на сегодняшний день является помехой для возникновения актуальных трендов.
Две страны показывают активное стремление как к свободе, так и индивидуальности, но в отличие от России в Китайской Народной Республике развитие происходит в контексте строгих социальных реалий. Субкультура двух стран проявляет активность, что является очень разнообразным.
Заключение
Существенные различия в социуме, а также историческом аспекте в которых Китай и Россия на сегодняшний день противостоят угрозам в процессе глобализации, а также технологических трансформаций. На современном этапе субкультуры являются важным ресурсом для самовыражения молодого поколения предоставляя возможности формировать собственные идентичности в рамках стремительно трансформирующейся реальности. Две рассматриваемые в научной работе субкультуры смогут адаптироваться к современным условиям предпринимая попытку сохранить культурные особенности и специфику в будущем.
Дальнейшие исследования
В рамках культурной принадлежности, а также российской субкультуры и китайской субкультуры на современном этапе исследования могут ориентироваться, как на сопоставительном анализе активного влияния процесса глобализации на рассматриваемом в научной работе движении в двух странах.
Представляется важным исследовать, каким образом социальные сообщества и платформы, а также цифровые ресурсы и медиа контент способствуют не только формированию, но и развитию актуальных тенденций и принадлежностей, в том числе каким образом они оказывают влияние на культурные ценности двух стран.
Кроме того, исследования могут продолжить более подробное изучение государственной политики в развитии культурной принадлежности двух стран, которые включают в себя поддержку конкретных направлений, а также обращают внимание на цензуру. Следует отметить, что активное межкультурное взаимодействие между двумя странами значительно влияет на формирование и продвижение субкультуры в целом. Предлагается продолжить исследования в направлении гендерных аспектов, а также их влияние на формирование различных молодёжных сообществ.
Таким образом, следует в дальнейшем провести анализ культурной идентичности, а также субкультуры в целом, их влияние на общественные движения, а также проявления активности в России и Китае.
References
1. Барский, К. М. Взаимодействие России и Китая в Евразии / К. М. Барский // Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. 2019-2021. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2022. – С. 321-326.2. Виватенко С. В., Сиволап Т. Е. Проблемы сохранения национальной правовой культуры в процессе глобализации / Глобальные социальные процессы 3.0: социальное управление и экономическое развитие в цифровом обществе (Сборник статей) / Под ред. А. В. Петрова (отв. ред.), К. Ю. Бесединой, К. И. Гавриловой, Е. М. Лукиной, С. С. Погорелой, Ян Юнькэ. - СПб.: Астерион, 2022. – С. 207-211.
3. Головкина, В. А. Сравнение культур России и Китая по теории Г. Хофстеде / В. А. Головкина // Современный китайский язык и культура. Подмосковье: сборник научно-популярных работ. Том Выпуск 1. – Москва: Издательство "Перо", 2020. – С. 26-36.
4. Лазарева А. А., Петров А. В. Межкультурные коммуникации и современная миграционная политика России и Китая / Культурная экономика и экономизация культуры в системе современных обществ (Сборник статей) / Под ред. Н. Г. Скворцова, А. В. Петрова, Ванг Жие, Динг Гоуки. - СПб.: Астерион, 2018. – С. 283-285.
5. Ли, В. Сравнительный анализ русского и китайского юмора / В. Ли // Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике: Материалы I Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 30 января 2023 года. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Манускрипт", 2023. – С. 35-37.
6. Лицзинь, Ч. Культурно-языковые различия между Китаем и Россией / Ч. Лицзинь // Journal of Science. Lyon. – 2021. – № 16-1. – С. 58-60.
7. Петров А. В. Глобальные социальные процессы и основные направления исследований цифрового общества в социологии / Глобальные социальные процессы 3.0: социальное управление и экономическое развитие в цифровом обществе (Сборник статей) / Под ред. А. В. Петрова (отв. ред.), К. Ю. Бесединой, К. И. Гавриловой, Е. М. Лукиной, С. С. Погорелой, Ян Юнькэ. - СПб.: Астерион, 2022. – С. 5-12.
8. Руденко, В. А. Субкультура и китайская молодежь / В. А. Руденко, С. Г. Когай // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: Материалы V Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных. В 4-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 11–15 апреля 2022 года / Редколлегия: А.В. Космынин (отв. ред.) [и др.]. Том Часть 4. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2022. – С. 88-90.
9. Фомина, М. Н. Россия - Китай: путь к диалогу / М. Н. Фомина, О. А. Борисенко // Россия и Китай на рубеже третьего десятилетия XXI века: экономика, социальное управление, культура: Сборник статей / Российско-Китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований направления «Социология» СПбГУ; Студенческое научное общество «Социология в России и Китае» СПбГУ. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2020. – С. 141-146.
10. Чэнь, В. Содействие китайско-российским культурным обменам и вклад в общее развитие китайско-российского сотрудничества / В. Чэнь, С. Сан, Ч. Чэнь // Историческая социология и современное социальное развитие в России и Китае: Сборник статей XVIII российско-китайской социологической конференции, Санкт-Петербург, 13–14 мая 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2022. – С. 233-239.